Конспект урока по математике "Действия над рациональными числами" 6 класс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №36 г. Томска Иркутский тракт 122/1
Урок математики в 6 классе по теме «Действия над рациональными числами» (урок обобщения и систематизации знаний и умений, в форме путешествия)
УМК: МПИ - проект «Математика- 6» Гельфман Э.Г.
Учитель: Демчук Ирина Викторовна
Цель урока:
Образовательные:
совершенствовать навыки решения заданий по теме « Действия с рациональными числами»;
закрепить умения выполнять арифметические действия над рациональными числами;
проверить умение использовать свойства арифметических действий для упрощения выражений с рациональными числами;
обобщить и систематизировать теоретический материал.
Развивающие:
развивать навыки устного счёта;
развивать логическое мышление, память, внимание;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
развивать математическую речь учащихся в процессе выполнения устной работы по воспроизведению теоретического материала;
расширить кругозор учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, настойчивость, целеустремленность;
воспитывать умение работать с имеющейся информацией;
воспитывать уважение к предмету;
воспитывать умение слушать своего товарища, чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;
способствовать воспитанию самоконтроля и взаимоконтроля учащихся.
Оборудование и наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная презентация, сигнальные карточки для оценивания ответа, цветные магнитики, листы формата А-4, пакет заданий для каждого обучающегося с маршрутными листами, ИУМК «Компетентность. Инициатива. Творчество»
Класс, в котором проходил данный урок, изучает математику по УМК «Математика. Психология. Интеллект» Гельфман Э.Г. и использует на уроках ИУМК «Компетентность. Инициатива. Творчество». Весь класс разбит на 4 группы по 4-5 человек. Во время урока группы по очереди занимают места за компьютерами, и согласно маршрутному листу работают в программе «Обыкновенные дроби» выбрав одну из тем «Сравнение дробей», «Сложение дробей», «Вычитание дробей», «Деление дробей», «Умножение дробей» и уровень сложности выполнения задания. Справившись с заданием, ученик записывает оценку, которую ему выставил компьютер в свой маршрутный лист и присоединяется к работе класса. В это время учитель работает с остальными тремя группами по заданиям, представленным на презентации. Группы по очереди меняют друг друга за компьютерами и работают согласно своим маршрутным листам.
Ход урока:
Организационный момент, объявление темы и цели урока, плана путешествия
Вступительное слово учителя
Дорогие ребята! Путешествие Ивана Царевича за обыкновенными дробями подходит к концу. Скоро вернется Иван в свое царство к отцу - батюшке с обыкновенными дробями, да не один, а с красавицей Еленой Прекрасной. Решил Кащей Бессмертный Ивану помешать, похитил Елену. Знал, что Иван спасать ее отправиться. А чтобы труднее Ивану было свою возлюбленную, спасать приготовил Кащей на его пути препятствия математические, с обыкновенными дробями задания. Сможет Иван их решить - спасет Елену, а не решит - так навек Елене у Кащея в плену томиться. Вместе с Иваном спасать Елену и мы отправимся, прямиком в царство Обыкновеннодробск, где на любом шагу подстерегает нас Кащей со своим заданием.
Давайте вспомним, какими знаниями в пути Иван овладел, какие умения у него в котомке собраны? Какими и мы знаниями да умениями вместе с Иваном овладели?
А как вы думаете, ребята, сможете ли Вы Ивану помочь спасать Елену? Покажите с помощью сигнальной карточки, на какую оценку вы материалом владеете, зеленая карточка «отлично», желтая – «хорошо», красная – «удовлетворительно»
Итак, мы начинаем наше путешествие в сказочный Обыкновеннодробск спасать Елену Прекрасную.
Улица «Теоретическая»
На этой улице Ивану необходимо продемонстрировать теоретические знания по теме «Рациональные числа и действия над ними»
Заполните пропуски:
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель ___________________
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель ______________________________
Произведение двух дробей равно дроби, в числителе которой произведение_______________________ данных дробей, а в знаменателе ________________ их знаменателей.
Чтобы разделить одну дробь на другую, отличную от нуля, нужно делимое ________________ на дробь, _______________ делителю.
Сумма двух дробей одинаковым знаменателем является ____________________. А числитель этой дроби равен ______________ числителей тех дробей, которые складывают.
Суммой двух дробей является___________ . Её знаменатель- общее кратное ______________ дробей. Числитель- числитель первой дроби умноженный на _________________________, плюс _________________________________, умноженный на дополнительный множитель.
Проверим нашу работу (ребята читают полностью правила, а затем проверяют свои ответы по слайду).
Вы замечательно знаете теоретический материал, посмотрим, сможете ли вы применить его в нашем путешествии, при решении заданий от Кащея Бессмертного. Итак, мы отправляемся на улицу Солнечную
Улица «Солнечная»
В каждый кружок записать такую дробь, которая не является натуральным числом, чтобы при умножении на дробь
получалось натуральное число [3]




![]()







Какой особенностью обладают дроби, которые вы в кружочек поставили?
Улица «Строительная»
Вот такую загадку предложил Кощей Ивану
Даны четыре дроби
. Три из них перемножили и получили
. Произведение каких чисел находили? Какие дроби нужно выбрать чтобы произведение было равно
?[3]
Почему вы выбрали именно эти дроби, что вас натолкнуло на такое решение? Какие знания понадобятся Ивану при выполнении данного задания?
Продолжаем наше путешествие, попадаем на Переулок «Находчивых»
Найдите сумму чисел ![]()
Каждая минута у Ивана на счету, как ему рациональным способом найти сумму этих дробей, чтоб быстрее до Елены добраться?
Переулка находчивых мы с Иваном попадаем на проспект «Смекалистых» и, где нас ждет очередное задание от Кащея.
Проспект « Смекалистых»
Задание №66[2]
Расставьте скобки так, чтобы равенство стало верным

О чем нужно помнить Ивану при выполнении данного задания? Чему оно его научить может? Зачем его Кащей приготовил?
Следующая остановка Ивана на улице «Внимательных» и вот такое задание от Кащея:
Расставьте в порядке убывания произведения, не производя вычислений:
![]()
О чем помнить нам надобно при выполнении данного задания?
Продолжаем наше путешествие, вот и до улицы Задумчивости добрался Иван и здесь снова сюрприз от Кащея
Улица «Задумчивости»
Задание №73[2]
Какие числа можно записать вместо *, чтобы равенства и неравенства были верными:

Сделайте выводы по результатам выполнения данного задания для любого рационального числа
Задание №74[2]

Какими особенностями должны обладать дроби, которыми можно заменить неизвестные дроби?
Попал Иван царевич на Проспект «Знатоков»
Предложил Кащей Ивану примеры решить, да верные ответы выбирать. Помогите Ивану с заданием справиться, чем больше верных ответов мы дадим, тем больше шансов Елену Прекрасную спасти.
Уж Вы постарайтесь ребятки, помогите Ивану, на Вас у него все надежды!
Вычислите:
№
Задание
Ответы
1
2
3
4
1
23*![]()
2![]()
![]()
2![]()
1![]()
2
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
3
![]()
0,4
10
2,5
![]()
4
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
5
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
6
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
3.Сообщение и комментирование домашнего задания:
Дробь
представьте в виде 1) суммы двух дробей с разными знаменателями;
2) разности двух дробей с разными знаменателями;
3) произведения двух дробей;
4) частного двух дробей [3]
4.Подведение итогов урока, рефлексия
Я прошу ответить вас на вопросы анкеты, оцените свою работу на уроке/, подчеркнув соответствующее продолжение предложения
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен /не доволен
Урок мне показался длинным/ коротким
За урок я устал / не устал
Мое настроение стало лучше/ хуже
Материал урока мне понятен / не понятен
Предлагаемые задания на уроке были легкими/ сложными
Материал урока для меня интересен/ скучен
Домашнее задание мне кажется интересным/ не интересным
Литература:
Э.Г. Гельфман, Е.И. Жилина, Н.Б. Лобаненко и др. Математика. Учебное пособие для 6 класса. , Издательство «Просвещение», 2010
Э.Г.Гельфман, Л.Н. Демидова, Н.И. Зильберберг и др. Рациональные числа. Рабочая тетрадь по математике 6 класс, Издательство ТГПУ, 2009, стр. 51, 56,57. Математика 6класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений- М.: Мнемозина,2009
А.П. Ершова, В.В. Голобородько Самостоятельные и контрольные работы по математике для учащихся 6классов.-М.: Илекса, 2003
И.И. Зубарева, И.П. Лепешанкова, М.С. Мильштейн
М.Ю. Шуба Занимательные задания в обучении математике, Москва «Просвещение», 1991, стр. 96, 97,106
ИУМК «Компетентность. Инициатива. Творчество»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ