Конспект урока по Математике "Экстремум функций двух переменных. Наибольшее и наименьшее значения"
Тема: Экстремум функций двух переменных.
Наибольшее и наименьшее значения.
Цель занятия:
закрепление знаний полученных на лекциях и применение их на практике;
научить исследовать функцию нескольких переменных на максимум и минимум с использованием производных высших порядков;
вывести алгоритм нахождения наименьшего и наибольшего значений функции;
решать задачи на отыскание наибольших и наименьших значений функции;развитие пространственного мышления, умение планировать, мыслить логически и по аналогии.
Методы: словесные, по характеру познавательной деятельности – проблемные, по дидактической цели – познавательные.
Ход занятия.
Организационная часть. Студенты записывают тему занятия.
Актуализация опорных знаний. В начале занятия проводится небольшая по времени (10-15 минут) фронтальная работа, которая позволяет актуализировать базовые знания студента.
Работа по повторению:
-критические точки;
-стационарные точки;
-экстремумы функции.
Выполнение самостоятельной работы:
2. Основная часть. Изучение новой темы.
Экстремум функции двух переменных
Функция имеет максимум (минимум) в точке , если значение функции в этой точке больше (меньше), чем ее значение в любой другой точке некоторой окрестности точки , то есть (соответственно ) для всех точек , принадлежащих этой окрестности. Максимум и минимум функции называется ее экстремумом. Точка , в которой функция имеет экстремум, называется точкой экстремума.
Необходимое условие экстремума: если дифференцируемая функция достигает экстремума в точке , то ее частные производные первого порядка в этой точке равны нулю, то есть: , .
Точки, в которых частные производные равны нулю, называются стационарными точками. Стационарные точки и точки, в которых производные не существуют и которые лежат внутри области определения функции, называются критическими точками. Не всякая критическая точка является точкой экстремума.
Достаточное условие существования экстремума:
Пусть стационарная точка функции . Обозначим , , и составим дискриминант . Тогда:
если , то функция имеет в точке экстремум, а именно максимум, при (или ) и минимум, при (или );
если , то в точке экстремума нет;
если , то требуется дальнейшее исследование (сомнительный случай).
Рассмотрим пример решения задачи:
Ответы на вопросы. Закрепление полученных знаний.
Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции широко применяется при решении многих практических задач на нахождение наилучших, оптимальных решений при наименьших затратах труда, в так называемых задачах на оптимизацию.
ПРИМЕР. Рекламный щит имеет форму прямоугольника S=9 м2. Изготовьте щит в виде прямоугольника с наименьшим периметром
Найти наибольшее и наименьшее значение функции у = х³ - 3х² - 45х + 1 на [-4; 6]
без построения графика.
Во время самостоятельной работы сильные студенты вызываются к доске и решают у доски наиболее сложные занятия из домашней работы.
Легенда об основании Карфагена гласит, что когда финикийский корабль пристал к берегу, местные жители согласились продать прибывшим столько земли, сколько можно огородить её одной бычьей шкурой. Но хитрая царица Дидона разрезала эту шкуру на ремешки, связала их и огородила полученным ремнём большой участок земли, примыкавший к побережью.
Вопрос: какую наибольшую площадь земли могли купить финикийцы?
Печатный текст (вместе с промежутками между строками) одной страницы книги должен занимать 400 см². Верхние и нижние поля страницы должны иметь ширину 2 см. Боковые – 4 см.
Вопрос: каковы самые выгодные размеры страницы, исходя только из экономии бумаги?
Следующим этапом изучения темы является подробное решение примера преподавателем. Это позволит студентам последующие примеры решать по аналогии с разобранным, попутно преодолевая трудности с помощью знаний, которыми они уже обладают.
Пример. Исследовать на экстремум функцию
.
Решение
Проверим выполнение необходимого условия существования экстремума функции. В результате чего получим стационарные точки.
Находим частные производные и составляем систему уравнений
;
Решим отдельно уравнение . Дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю, т.е. . Пусть , тогда исходное уравнение примет вид квадратного трехчлена . Используя теорему, обратную теорему Виета, получаем корни уравнения .
Таким образом получаем: подставляя полученные значения в систему получаем четыре стационарные точки:
Используя теорему о достаточном условии существования экстремума функции двух переменных, составляем определитель и находим точки максимума и минимума.
Найдем производные второго порядка:
и составим определитель
для каждой стационарной точки.
1) Для точки
Значит, в точке экстремума нет.
2)
.
В точке , согласно достаточному условию существования экстремума, функция имеет минимум. Минимум этот равен значению функции при .
3)
.
Экстремума в точке нет.
4)
.
В точке функция имеет максимум: .
V этап: Выполнение самостоятельной работы. (Работы сдаются на проверку учителю)
Найти наибольшее и наименьшее значения функции:
I в. на отрезке .
II в. = 9x + 3x2 – x3 на отрезке [– 2; 2].
По окончании выполнения самостоятельной работы студенты готовятся к ответам на следующие вопросы.
1. Определение экстремума функции двух переменных.
2. Необходимое условии экстремума.
3. Достаточное условие экстремума функции двух переменных.
VI. Рефлексия. Определение домашнего задания.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ