Конспект урока по Математике "Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик" 2 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Класс: 2
Предмет: Математика
Программа (УМК): «Школа 2100»
Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик
Тип урока: Открытие нового знания
Методы и формы работы: Фронтальная, парная, индивидуальная
Цели:
Образовательная:
Сформировать на уроке новое понятие;
Отработать навыки сложения и вычитания двухзначных чисел в столбик;
Научить самостоятельно делать выводы, разбираться.
Воспитательная:
Формирование ответственности;
Развитие требовательности к себе и другим;
Воспитание мотивов труда.
Развивающая:
Развитие аналитического мышления;
Развитие познавательных умений;
Развитие умений учебного труда.
Материалы и оборудование: презентация, ПК, мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, изображение Мудрой Черепахи, карточки с заданием, конверт с выражениями в столбик, алгоритм сложения и вычитания в столбик, конверты с выражениями
Этап урока
Ход урока
Примечания
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Оргмомент
- Прозвенел звонок и смолк – начинается урок, мы за парты тихо сели и соседа не задели.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок Математики.
- Дети приветствуют учителя.
- СЛАЙД 1
2.Актуализация знаний
(Устный счёт)
- Ребята, сегодня у нас с вами будет необычный урок. Как выдумаете, почему?
- Дело в том, что у нас сегодня гостья - к нам на урок приехала Мудрая Черепаха.
Черепаха приехала к нам с необыкновенно красивого, тропического острова.
Вы хотите узнать, как же называется этот необычный остров?
Тогда вам нужно будет поработать в парах и выполнить задание: соотнести каждое число с порядковым номером буквы алфавита.
12
21
2
1
К
У
Б
А
- Итак, что же это за необыкновенно красивый, тропический остров такой?
Совершенно верно, это остров Куба. Посмотрите, какой он действительно красивый.
- Ну а мы продолжаем работу дальше. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и «Классная работа».
- Итак, следующее задание: посчитайте, чему будет равна сумма всех чисел?
12 + 21 + 2 + 1 = 36
Итак, чему равна сумма? Молодцы!
- Может быть, кто-нибудь знает более рациональный способ сложения?
Таня, выйди к доске и покажи нам свой способ:
(12 + 21) + (2 + 1) = 36
Молодец! Спасибо, садись!
- Ребята, а что вы можете сказать про число 36?
Хорошо!
Сколько в этом числе десятков? А сколько единиц?
- Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых: 30 + 6 = 36
- Итак, давайте проверим, что же у вас получилось. Оксана, запиши на доске, что у тебя получилось.
Молодец! Если у вас также, похлопайте в ладоши.
- Ребята, а какие равенства можно составить с этими числами? По цепочке запишите их на доске.
30 + 6 = 36
6 + 30 = 36
36 – 30 = 6
36 – 6 = 30
Молодцы!
- А какие два одинаковых числа дают в сумме 36?
Верно!
- Посмотрите на экран, Мудрая Черепаха выполнила сложение, скажите, как она его выполнила?
23 + (20 + 3) = 46
- Ребята, а Черепаха без ошибок выполнила сложение? Как это проверить?
Маша, покажи проверку на доске.
46 – (20 + 3) = 23
Молодец, Маша! Садись!
Посмотрите, Черепаха действительно всё выполнила без ошибок?
- Продолжаем работу дальше.
Ребята, Мудрая Черепаха просила передать вам конверт. Вы хотите узнать, что в нём?
Катя, выйди и открой нам конверт.
Что за секрет нам передала Черепаха?
- Итак, секрет мы узнали.
Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься?
Чему будем учиться?
Хорошо!
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
Совершенно верно!
А какие цели вы поставите себе на урок?
Молодцы! Спасибо!
- Ответы детей.
- Да.
- Дети в парах выполняют задание на карточках.
- КУБА.
- Дети оформляют тетради.
- Дети письменно выполняют задание.
- 36.
- Да.
- Ребёнок выходит к доске и показывает более рациональный способ записи.
- Это двузначное число.
- 3. 6.
- Дети письменно выполняют задание.
- Оксана записывает на доске свой результат.
- Дети по цепочке выходят к доске и записывают равенства.
- 18 + 18 = 36
- Ответы детей.
- Да.
- Да.
- Карточки с выражениями.
- Ответы детей.
- Ответы детей (будем учиться решать выражения такого вида – в столбик).
- Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.
- Ответы детей (научиться решать выражения такого виды и т.д.)
- СЛАЙД 2
- Карточки с заданием.
- СЛАЙД 3
- СЛАЙД 4
- Работа в тетрадях.
- Работа у доски.
- Работа в тетради.
- Работа у доски.
- Работа у доски.
- СЛАЙД 5
- Работа у доски.
- СЛАЙД 6
- Конверт с выражениями.
3.Работа над
новой темой
- Итак, начинаем работу.
- Ребята, посмотрите внимательно на первое выражение - сложение, знакома ли вам такая запись?
- Что нового вы увидели в такой записи?
- Как записаны числа?
- Как вы думаете, почему?
- Как нашли сумму?
- Итак, давайте с вами проверим, правильно ли мы с вами всё предположили.
А для этого откройте учебник на стр.76, задание №1.
Прочитайте в рамочке правило, как записывают двузначные числа, складывая их в столбик.
Оксана, прочитай для всех правило в рамочке.
Спасибо!
- Итак, какие в этом тексте можно выделить главные слова, которые помогут составить нам алгоритм сложения в «столбик»?
Совершенно верно!
- Мудрая Черепаха решила нам помочь и принесла нам алгоритм сложения в «столбик», чтобы нам было легче работать.
- Итак, с алгоритмом сложения мы с вами познакомились.
Посмотрите, Мудрая Черепаха ещё принесла нам конверт. Давайте скорей узнаем, что же там лежит.
Маша, выйди и открой нам конверт.
Итак, что на этот раз отправила нам Черепаха?
А что нужно сделать с этим выражением?
- Давайте выполним задние Черепахи.
Я буду работать у доски, а вы будьте внимательны.
Итак, выражение 43 + 55.
Записываю в столбик. Пишу первое слагаемое 43, под ним пишу второе слагаемое 55 так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками. Между ними ставлю знак «+». Черта под вторым слагаемым означает знак «=». Начинаю складывать единицы: 3 + 5 = 8. Записываю 8 под единицами. Складываю десятки: 4 + 5 = 9. Записываю 9 под десятками. Читаю: сумма чисел 43 и 55 равна 98.
- Итак, мы выполнили задние Мудрой Черепахи?
- Тогда продолжаем работу дальше.
- Ребята, посмотрите внимательно на второе выражение – вычитание. Такая запись вам уже знакома.
Скажите, как нашли разность?
- Итак, давайте с вами снова проверим, правильно ли мы всё предположили.
А что нам для того нужно сделать?
Совершенно верно! Стр.76, задание №2.
Прочитайте в рамочке правило, как записывают двузначные числа, вычитая их в столбик.
Катя, прочитай для всех правило в рамочке.
Спасибо!
- Итак, а какие в этом тексте можно выделить главные слова, которые помогут составить нам алгоритм вычитания в «столбик»?
Совершенно верно!
- Мудрая Черепаха решила нам снова помочь и принесла нам алгоритм вычитания в «столбик», чтобы нам было легче работать.
- Итак, с алгоритмом вычитания мы с вами познакомились.
Посмотрите, Мудрая Черепаха ещё принесла нам конверт. Давайте скорей узнаем, что же там лежит.
Таня, выйди и открой нам конверт.
Итак, что отправила нам Черепаха?
А что нужно сделать с этим выражением?
- Давайте выполним задание Мудрой Черепахи.
Я буду работать у доски, а вы будьте внимательны.
Итак, выражение 98 - 55.
Записываю в столбик. Пишу первое число 98, под ним пишу второе число 55 так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками. Между ними ставлю знак «-». Черта под вторым числом означает знак «=». Начинаю вычитать единицы: 8 - 5 = 3. Записываю 3 под единицами. Вычитаю десятки: 9 - 5 = 4. Записываю 4 под десятками. Читаю: разность чисел 98 и 55 равна 43.
- Итак, мы выполнили задние Мудрой Черепахи?
- Ответы детей.
- Ответы детей.
- Ответы детей (друг под другом, дес. под дес., ед. под ед.)
- Ответы детей.
- Ответы детей.
- Дети читают правило.
- Ребёнок читает правило в рамочке вслух.
- Записываю…
Складываю единицы…
Складываю десятки… Читаю ответ…
- Какое-то выражение.
- Решить выражение в столбик.
- Да.
- Ответы детей.
- Обратиться к учебнику.
- Дети читают правило.
- Ребёнок читает правило в рамочке вслух.
- Записываю…
Вычитаю единицы…
Вычитаю десятки…
Читаю ответ…
- Какое-то выражение.
- Решить выражение в столбик.
- Да.
- Карточка со сложением.
- Работа в учебнике.
- Алгоритм сложения в «столбик».
- Конверт с выражением 43 + 55.
- Работа у доски (учитель показывает сложение в столбик с объяснением)
- Карточка с вычитанием.
- Работа в учебнике.
- Алгоритм вычитания в «столбик».
- Конверт с выражением 98 - 55.
- Работа у доски (учитель показывает сложение в столбик с объяснением)
Физкультминутка
А теперь отдохнём. Встали.
Мы писали и решали.
Глазки наши подустали.
Мы зажмурим глазки крепко. Раз!
Открывает глазки класс.
Вверх посмотрим дружно мы
Посчитаем: раз, два, три!
Вниз посмотрим на четыре.
Глазки к полу опустили.
Мы на пять посмотрим влево.
Будем делать мы умело.
Вправо смотрим. Это шесть.
А теперь прошу всех сесть.
Отдохнули и теперь
Будем все решать смелей.
4.Работа над пройденным материалом
ЕСЛИ УСПЕЕМ
- Итак, продолжаем работу.
Мудрая Черепаха предлагает выполнить нам следующее задание - поработать с учебником.
Стр. 77 в учебнике, задание №3: вычислите с объяснением.
Посмотрите, два выражения мы отсюда уже научились решать, значит, их мы рассматривать не будем.
Работать будем по цепочке.
Итак, 43 + 5, 43 + 50, 48 – 5, 93 – 50.
Молодцы!
- Следующее задание - №4: сравните (больше, меньше или равно).
Оксана, пойдём к доске.
Записываем 1 выражение:
а + (54 + 42) * 97 + а
Можем ли мы сразу же сравнить?
Что сначала нужно сделать? Правильно!
Считаем. Сколько получится?
Итак, тогда какое выражение у нас сейчас получится:
а + 96 * 97 + а
Записываем. А сейчас мы можем сравнить?
Сравниваем. Читаем результат. Верно!
- Следующее задание - №5 под буквой Б: решите задачу.
- Прочитайте текст задачи.
Маша, прочитай нам задачу ещё раз вслух
- Прочитайте условие задачи. О чём говорится в задаче?
Сколько в коробку сложили катушек с красными нитками?
Сколько катушек с синими нитками?
Сколько катушек с зелёными нитками?
А сколько катушек с белыми нитками?
- Давайте схематически изобразим катушки ниток кругами.
Таня, изобрази нам красные нитки.
Катя, изобрази нам синие нитки.
Оксана, изобрази нам зелёные нитки.
А что сказано про белые нитки?
К.Н. к к к
С.Н. с с с с
З.Н. з з з з з
Б.Н. ?
- Что требуется найти в задаче?
- Какое нам ещё дополнительное условие открылось?
- Значит, чем ещё мы должны дополнить нашу схему?
Дополняем.
К.Н. к к к
С.Н. с с с с
З.Н. з з з з з 28
Б.Н. бббббббббббббббб
- Вот такая получилась у нас краткая запись.
- Итак, что узнаем 1 действием?
Каким действием?
Записываем 1 действие.
Таня, запиши 1 действие на доске:
1)3 + 4 = 7 (к.)
- Что узнаем 2 действием?
Каким действием?
Записываем 2 действие.
Маша, запиши 2 действие на доске:
2)7 + 5 = 12 (к.)
- Что узнаем 3 действием?
Каким действием?
Записываем 3 действие.
Катя, запиши 3 действие на доске:
3)28 – 12 = 16 (к.)
- Итак, мы с вами нашли, сколько катушек с белыми нитками положили в коробку?
Оксана, дополни нашу схему, дорисуй белые нитки.
- Итак, мы с вами ответили на вопрос задачи?
Запишите ответ самостоятельно:
Ответ: 16 катушек с белыми нитками положили в коробку.
- Следующее задание - №6. Выполняем устно.
- Как называются такие математические записи?
- Назовите всевозможные значения переменной:
9 – а
18 – (6 + с)
(d - 7) + 10
- Дети устно по цепочке выполняют задние.
- Дети письменно выполняют задание, один ребёнок у доски.
- Нет.
- Посчитать в скобках.
- 96.
- Да.
- а + 96 меньше 97 + а.
- Дети читают задачу.
- В задаче говорится о катушках ниток.
- 3.
- 4.
- 5.
- Несколько.
- Дети выходят к доске и изображают катушки ниток.
- Неизвестно.
- Сколько катушек белых ниток положили в коробку, если в ней стало 28 катушек с нитками?
- Что всего катушек с нитками стало 28.
- Фигурной скобкой.
- Сколько всего катушек с красными и синими нитками.
- Сложением.
- Сколько было всего катушек с красными, синими и зелёными нитками.
- Сложением.
- Сколько было катушек с белыми нитками.
- Вычитанием.
- Да.
- Да.
- Дети устно выполняют задание.
- Выражения с переменной.
- Ответы детей.
- Работа в учебнике.
- Работа в учебнике.
- Работа в тетради и у доски.
- Работа в учебнике.
- Работа у доски.
- Работа в тетради.
- Работа у доски.
- Работа в учебнике.
5.Итог
- К сожалению, нашей сегодняшней гостье уже пора возвращаться обратно на свой остров. Давайте скажем ей большое спасибо за работу и попрощаемся с ней.
- Наш урок тоже подходит к концу. Пора подводить итог.
- Ребята, скажите, достигли ли вы целей, которые ставили себе на урок?
- А чем сегодня на уроке мы с вами занимались?
- Что нового на уроке вы узнали?
- Какие вычисления мы с вами сегодня учились делать?
- Ответы детей.
- Решали выражения, задачу и т.д.
- Ответы детей.
- Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.
6.Домашнее задание
- Итак, дома обязательно стр. 77, №5 под буквой А и по желанию стр. 77, №4 сравнить оставшиеся выражения.
- Дети записывают Д/З.
- СЛАЙД 7
7.Рефлексия
- Итак, оцените себя и свою работу на уроке:
- Похлопайте в ладоши те, кто научился складывать и вычитать двузначные числа в столбик и может научить этому другого. Спасибо!
- Потопайте ногами те, кто не понял, не научился складывать и вычитать двузначные числа в столбик.
- Спасибо за работу, урок окончен. Отдыхайте!
- Дети оценивают себя.
- СЛАЙД 8
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ