Конспект урока ПО ТЕМЕ «СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ»

Конспект урока


ПО ТЕМЕ: «СЧЕТА И ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ»


ДИСЦИПЛИНА: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ.


ВАКАРЧУК СВЕТЛАНА РОМАНОВНА, преподаватель специальных дисциплин экономического профиля первой квалификационной категории


























г.Рыбница.




ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение…………………………………………………………………….……………

Понятие о счетах бухгалтерского учета………………………..……………………...

Двойная запись……………………………………...…………………………………..

Практические задания для самостоятельной работы…………………………………

Домашнее задание………………………………………………………………………

Тест к теме «Счета и двойная запись. Корреспонденция счетов. План счетов.»….

Вопросы для самопроверки и контроля знаний………………………………………

Заключение ……………………………………………………………………………..

Список используемой литературы………………………………………………….....

Приложение …………………………………………………………………………….











ВВЕДЕНИЕ

Для организации научно обоснованной системы бухгалтерского учёта, контроля, анализа финансово-хозяйственной деятельности, подготовки и принятия управленческих решений важное значение имеют счета бухгалтерского учёта.

Для текущего учета хозяйственных операций применяется большое количество счетов, разнообразных по своему содержанию, назначению, порядку ведения записей в них. Многие счета имеют общие признаки.

Счета можно классифицировать по различным признакам. Они по степени обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические, по отношению к балансу счета бывают активные и пассивные.

Данная тема изучается на втором курсе по специальности «Менеджмент в сельском хозяйстве» она является основной базовой темой при получения необходимых знаний по бухгалтерскому учету.

Актуальность изучения темы: Более глубокому и осознанному усвоению порядка ведения учета способствует знание счетов: по экономическому содержанию; по назначению и структуре.

Основные цели, которые ставятся при изучении данной темы следующие:

1 образовательные: Получить представление о бухгалтерских счетах; изучить порядок записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; рассмотреть сущность двойной записи.

2 развивающие: Развитие логического и профессионального мышления на основе конкурентоспособной личности, умений самостоятельно пользоваться учебниками, методическими пособиями, компьютерной информацией.

3 воспитательная: Воспитать чувство коллективизма, подвести к пониманию о практической важности темы.

4 методическая: активизировать учебную и мыслительную деятельность с применением инновационных технологий как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса. Создание профессиональных условий для саморазвития личности учащегося.

Тип проведения занятия по данной теме может быть любой это и комбинированный урок, урок изучения нового материала, урок-лекция.

Методы обучения могут быть следующими: лекция, беседа, решение практических задач объяснительно-побуждающий, проблемно –поисковый.

Комплексно-методическое обеспечение по данной теме состоит из следующих материалов: карточки-корреспонденции, тесты для закрепления материала, кроссворд по теме счета и двойная запись, учебные пособия, презентация.

При изучении этой темы учащиеся должны знать и уметь:

Счета бухгалтерского учета Классификацию счетов по структуре и назначению

Понятие о двойной записи

Составление бухгалтерских проводок

Изучение данной темы не должно ограничиваться только теоретическим обучением, здесь необходимо предусмотреть практическую работу. Для наиболее углубленного изучения темы необходимо от 4 часов теоретического обучения и 6 часов практического обучения.

Эта тема имеет наиболее глубокое значение при изучении бухгалтерского учета, так как она играет основную роль при учете хозяйственных средств и операций.













  1. Понятие о счетах бухгалтерского учета

В процессе деятельности в организации происходит большое количество хозяйственных операций,

которые изменяют остатки средств и их источников в балансе. Составлять новый баланс после каждой

операции невозможно, поэтому все хозяйственные операции сначала отражаются на счетах бухгалтер-

ского учета, так как баланс составляется на 1-е число месяца (квартала, года), нельзя с его помощью по-

вседневно следить за изменениями, происходящими в составе имущества, обязательств предприятия,

источников их формирования. Для текущего учета и контроля используется система счетов бухгалтер-

ского учета.

Счет бухгалтерского учета – это способ текущей группировки и учета, контроля однородных по экономическому содержанию активов, обязательств, а также хозяйственных операций.

Учет средств и источников на счетах бухгалтерского учета осуществляется непрерывно и последовательно. Каждый счет бухгалтерского учета имеет свой номер и название, показывает, какие средства и процессы отражаются на этом счете. Счет открывается для каждого вида хозяйственных средств, их источников. В каждом отдельном счете регистрируется первоначальное состояние учитываемого объекта и его изменения (операции), и поэтому в любой момент времени можно определить новое состояние объекта.

По своему внешнему виду счет представляет собой таблицу, состоящую из двух частей: левая – дебет, правая – кредит. В начале таблицы пишутся название и шифр счета.

На счетах бухгалтерского учета информация может отражаться как в количественном, так и в стоимостном выражении.

Для открытия счета необходимо записать сумму из баланса (по соответствующей статье), которая

называется остатком или сальдо. Различают сальдо на начало и сальдо на конец отчетного периода.

В течение месяца на счете записываются суммы хозяйственных операций, которые в конце месяца подсчитываются и называются оборотом. Выделяют оборот по дебету и оборот по кредиту и выводят сальдо конечное, который используют при составлении баланса на начало следующего периода.(презентация №1)



В соответствии с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив, то и счета делятся на активные и пассивные.

Активные счета предназначены для учета и движения хозяйственных средств организации. Увеличение средств на активных счетах отражается по дебету, а их расходование – по кредиту.

На активных счетах (например, «Касса», «Материалы», «Основные средства», «Расчетный счет» и

т.д.) остатки бывают только по дебету счета. (презентация №2, 3)


Пассивные счета предназначены для учета состояния и движения источников хозяйственных

средств. На пассивных счетах увеличение источников хозяйственных средств записывается по кредиту,

а уменьшение – по дебету. Сальдо начальное и сальдо конечное у пассивных счетов (например, «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Уставный капитал», «Расчеты с персоналом по оплате труда»,

«Долгосрочные займы» и т.д.) бывают только по кредиту счета. (презентация №4, 5)



Между счетами и балансом существует тесная взаимосвязь.

1) Активные счета соответствуют активу баланса; пассивные счета – пассиву баланса.

2) Отдельные наименования статей баланса соответствуют наименованию счетов.

3) Остатки хозяйственных средств и источников их образования показываются на счетах по той же

стороне, что и в балансе.

4) Суммы остатков по всем активным счетам равны итогу актива баланса, а по всем пассивным счетам – итогу пассива баланса.

5) Баланс составляется на основании данных счетов бухгалтерского учета, а счета открываются на основании данных баланса.






    1. Двойная запись


Изменения средств организации являются результатом хозяйственных операций, которые учитываются на бухгалтерских счетах при помощи двойной записи.

Так как каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания, затрагивает два объекта учета, то она имеет двойственный характер. Например, если организация приобретает материалы, то, с одной стороны, увеличивается остаток материалов, а с другой – уменьшаются средства, за счет

которых они приобретены, т.е. обязательно указывается счет источника приобретения (за наличный

расчет – счет «Касса», за безналичный расчет – счет «Расчетный счет», образовалась кредиторская задолженность поставщику – счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т.д.).

Двойная запись – способ отражения каждой хозяйственной операции в дебет одного и кредит другого счета в одной и той же сумме.

Двойная запись придает бухгалтерскому учету систематический характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему.

Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получить информацию о движении хозяйственных средств и источников их образования, позволяет проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельных

операций и заканчивая отражением в балансе.

Двойная запись обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Нарушение этого равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях. Метод двойной записи имеет и контрольное значение, так как одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды, поэтому расхождений сумм по обороту не должно быть, сразу выявляется ошибка и устанавливается ответственный за нее. (презентация №6)



В каждом бухгалтерском счете хозяйственные операции отражаются систематически, в последовательности их свершения, т.е. в хронологическом порядке. (презентация №7)


Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке. (презентация №8)


Один из ее этапов – запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отраженной в документе. Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате

двойной записи на них хозяйственной операции в бухгалтерском учете, называется корреспонденцией

счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Отражение на счетах хозяйственных операций называется бухгалтерской записью (проводкой). Бухгалтерские проводки бывают простые и сложные.

Простая бухгалтерская проводка – запись хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета.

Сложная бухгалтерская проводка – запись по дебету нескольких счетов и кредиту одного счета или

по дебету одного счета и кредиту нескольких счетов. Однако суммы по дебету и кредиту должны быть равны. (презентация №9)



Пример. Поступили денежные средства с расчетного счета в кассу на выплату заработной платы работникам организации и на выдачу денежных средств в подотчет 150 р.

Составим простую бухгалтерскую проводку.

Дт «Касса» – 150 р. Кт «Расчетный счет» – 150 р.

2 Из кассы выдана заработная плата работникам организации в сумме – 130 р.; выдано в под-

отчет на командировочные расходы работникам организации – 20 р.

Составим сложную проводку.

Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – 130 р.

Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – 20 р.

Кт «Касса» – 150 р.

(презентация №10)




3.Практические задания для самостоятельной работы


Задание Откройте активный счет «Касса», отразите операции по движению денежных средств в кассе, подсчитайте обороты и определите конечный остаток.

Данные для выполнения задания:

1. Остаток денег в кассе на 01.09.20 _г.

2 100 руб.

2. Поступили 01.09.20_г. в кассу денежные средства:


за проданную продукцию

2 800 руб.

остаток неизрасходованных подотчетных сумм

500 руб.

из банка на выплату заработной платы работникам организации

122 000 руб.

с расчетного счета на хозяйственные расходы

50 000 руб.

3. Выдано из кассы:


под отчет

3 600 руб.

заработная плата

120 000 руб.

на командировочные расходы

25 000 руб.



Дт Кт


С-до

об: об:






Об: об:

с-до:



Задание Откройте пассивный счет «Расчеты с персоналом по оплате труда», отразите операции по движению задолженности по заработной плате, подсчитайте обороты и конечный остаток.

Данные для выполнения задания:

1. Остаток непогашенной задолженности по заработной плате работникам организации на 01.09.20 _г. составил



25 000 руб.

2. Начислена заработная плата:


рабочим за изготовление продукции

140 000 руб.

цеховому персоналу

80 000 руб.

административно-управленческому персоналу

70 000 руб.

3. Удержаны из заработной платы:


налог на доходы физических лиц

38 000 руб.

за бракованную продукцию

9 000 руб.

алименты

30 000 руб.

4. Выплачена из кассы заработная плата работникам организации


238 000 руб.








Дт Кт


с-до

об: об:






об: об:

С-до:



Задание Откройте счета, отразите хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, подсчитайте обороты и остатки.

Данные для выполнения задания:

1. Остатки по счетам на 01.04.20_г.


«Основные средства»

100 000 руб.

«Вложения во внеоборотные активы»

50 000 руб.

«Расчетные счета»

70 000 руб.

«Касса»

1 000 руб.

«Материалы»

6 000 руб.

«Основное производство»

18 000 руб.


Хозяйственные операции организации за I квартал 20 г.

п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

1

Сдан в эксплуатацию станок

40 000

2

Поступили от поставщиков материалы

15 000

3

Отпущены материалы на изготовление продукции

10 000

4

Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции

8 000

5

Произведены отчисления единого социального налога

2 850

6

Зачислен краткосрочный банковский кредит на расчетный счет

15 000

7

Погашена задолженность перед поставщиком за полученные от него материалы

15 000

8

Выпущена из производства готовая продукция

25 000

9

Удержан налог на доходы физических лиц

1 050

10

Поступили деньги в кассу на выплату заработной платы

6 950

11

Выплачена из кассы заработная плата работникам организации

6 950

12

Погашена задолженность перед банком по краткосрочному кредиту

15 000


Дт Кт Дт Кт


С-до с-до

об: об: об: об:






Об: об: об: об:

с-до: С-до:



Задача: откройте счета и запишите в них остатки на 1 марта, составить корреспонденции счетов по хозяйственным операциям, отразите хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, подсчитайте обороты и сальдо на 1 апреля, составить оборотную ведомость и баланс на 1 апреля. Открыть счета бухгалтерского учета по приведенным ниже данным баланса на 1 марта 20 г. На каждую статью баланса, по которой в балансе указана сумма, откройте отдельный счет бухгалтерского учета учебной формы.


Исходные данные. Баланс на 1 марта 20 г. (руб.):

Наименование статей

Сумма

Наименование статей

Сумма

Основные средства

1 520 000

Уставный капитал

1 929 200

Материалы

62000

Нераспределенная прибыль

250 000





Касса

400

Расчеты с рабочими и служащими

100 000

Расчетный счет



840 000



Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

38200


Краткосрочные кредиты банка

60000





Расчеты с поставщиками

45000

Баланс

2 422 400

Баланс

2422 400

Записать на счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции за март 20 г.


Хозяйственные операции за март 20 г

Содержание хозяйственной операции и наименование документа

сумма


1

Выписка из расчетного счета в банке

Перечислено с расчетного счета в погашение краткосрочной ссуды банка


60000

2

Приходный кассовый ордер № 25 Получено с расчетного счета наличными на ЗП

100 000

3

Расходный кассовый ордер №10 Выдана из кассы заработная плата

98000

4

Справка бухгалтерии Отчислена прибыль в резервный фонд

50000


5

5.1

5 .2

Выписка из расчетного счета в банке

Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности:

поставщикам за материалы

по социальному страхованию и обеспечению



15000

38200

6

Расходный кассовый ордер №11 Выдан из кассы аванс на командировку

120

7

Приходный ордер склада Поступили основные материалы от поставщика

46800

8

Выписка из расчетного счета Перечислено поставщику за материалы

46800


Журнал регистрации хозяйственных операций

х/оп.

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Проводка

Дт

Кт

























































Баланс на 20____г

АКТИВ

Сумма на начало периода, тыс.руб.

Сумма на конец

периода, тыс.руб.

I. Внеоборотные активы



1. Нематериальные активы



2. Основные средства



Итого по разделу I



II. Оборотные активы



1. Запасы



сырье и материалы



топливо



незавершенное производство



Товары отгруженные



готовая продукция






2. Дебиторская задолженность



покупатели и заказчики



прочие дебиторы



3. Денежные средства



касса



расчетные счета



валютные счета



Итого по разделу II



БАЛАНС



ПАССИВ



III. Капитал и резервы



1. Уставный капитал



2. Резервный капитал



3. Нераспределенная прибыль отчетного года



Итого по разделу III



IV. Долгосрочные обязательства



1. Займы и кредиты



кредиты



Итого по разделу IV



V. Краткосрочные обязательства



1. Займы и кредиты



кредиты



2. Кредиторская задолженность



поставщики и подрядчики



задолженность перед персоналом организации



задолженность перед государственными

внебюджетными фондами



задолженность перед бюджетом



Итого по разделу V



БАЛАНС







4.Домашнее задание


Задание Открыть счета бухгалтерского учета по данным баланса обувной фабрики на 1 июля

Исходные данные. Баланс трикотажной фабрики на 1 июля 20_ г. (руб.)

Наименование статей

Сумма

Наименование статей

Сумма

Основные средства

538 000

Уставный капитал

621 320

Материалы

75100

Нераспределенная прибыль

23000

Топливо

12 000

Краткосрочные ссуды

6000

Незавершенное производство

16 890

Расчеты с поставщиками

15600

Касса

80

Расчеты с бюджетом

780

Расчетный счет

51050

Расчеты с рабочими по ЗП

20200

Расчеты с подотчетными лицами

100

Расчеты по социальному


Расчеты с разными дебиторами

150

страхованию и обеспечению

6470

Баланс

693 370

Баланс

693 370


Хозяйственные операции:

сумма

1 перечислено с расчетного счета:

1.1 краткосрочный кредит

1.2 задолженность поставщикам


6000

15000

приходный кассовый ордер

2 получено с расчетного счета по чеку на заработную плату


20200

3 расходный кассовый ордер выдана из кассы заработная плата

20200

  1. выписка из расчетного счета в банке перечислено в погашении задолженности:

  1. бюджету по налогам

  2. по социальному страхованию


780

6470

  1. поступило от дебиторов в погашении долга

150

  1. требование отпущены со склада в производство:

  1. основные материалы

  2. топливо


15700

5200

7 расходный кассовый ордер. выдано подотчетному лицу на

приобретение канцелярских принадлежностей


40

8 приходный ордер склада. поступили материалы от поставщика

4500

9 выписка из расчетного счета в банке. зачислен краткосрочный кредит

7000

10 приходный кассовый ордер. принят остаток подотчетных сумм

15


5. Тест к теме «Счета и двойная запись. Корреспонденция счетов. План счетов.»


1 Что такое счет в бухгалтерском учете?

а) способ текущей группировки и учета, контроля однородных по экономическому содержанию активов, обязательств, а также хозяйственных операций;

б) один из определяющих способов организации оперативного учета за наличием и движением хозяйственных средств;

в) технический прием регистрации хозяйственных операций в текущем учете.

2 Двойная запись – это способ:

а) полноты и своевременности отражения хозяйственных операций;

б) удобства регистрации экономических событий;

в) отражения каждой хозяйственной операции в дебет одного и кредит другого счета в одной и той

же сумме.

3 Дайте определение бухгалтерской проводки:

а) отражение на счетах хозяйственных операций;

б) запись хозяйственной операции в учете на основании оправдательного документа;

в) технический прием отражения на счетах хозяйственной операции.

4 Простой называется бухгалтерская проводка, в которой производится запись хозяйственной опе-

рации:

а) по дебету одного и кредиту другого счета;

б) два счета по дебету и два по кредиту;

в) один счет по дебету и два по кредиту.

5 Сложной называется бухгалтерская проводка, в которой производится запись хозяйственной

операции:

а) по дебету нескольких счетов и кредиту одного счета;

б) по дебету одного счета и кредиту нескольких счетов;

в) по дебету одного и кредиту другого счета.

6 Счета, предназначенные для учета источников хозяйственных средств, называются:

а) активными;

б) активно-пассивными;

в) пассивными.

6. Вопросы для самопроверки и контроля знаний


  1. Понятие и значение счетов.

  2. Строение счета.

  3. Понятие дебета и кредита счета.

  4. Что значит «открыть счет бухгалтерского учета»?

  5. Источники, на основании которых открывают счета.

  6. Понятие активных счетов.

  7. Что означает сальдо начальное и конечное по активному счету?

  8. Что означает оборот по дебету и кредиту активного счета?

  9. Порядок определения конечного сальдо по активному счету.

  10. Назовите примеры активных счетов.

  11. Понятие пассивных счетов.

  12. Что означает сальдо начальное и конечное по пассивному счету?

  13. Правила записи на пассивных счетах.

  14. Что означает оборот по дебету и кредиту пассивного счета?

  15. Порядок определения конечного сальдо по пассивному счету.

  16. Назовите примеры пассивных счетов.

  17. Что отражается по дебету активно-пассивного счета?

  18. Что отражается по кредиту активно-пассивного счета?

  19. Что значит «закрыть счет»?

  20. Сущность и значение двойной записи.

  21. Понятие корреспонденции счетов.

  22. Какие счета называются корреспондирующими?

  23. Понятие счетной формулы (бухгалтерской записи или бухгалтерской проводки).

  24. Понятие простых и сложных бухгалтерских проводок. Приведите примеры.














Заключение

Данная работа посвящена счетам бухгалтерского учета. В процессе ее написания была сделана попытка проанализировать цели , стоящие перед бухгалтерским учетом , и задачи. В теоретической части была описана методика ведения счетов, были приведены счета , с помощью которых ведется учет операций, была перечислена схемы счетов , используемые при учете операций по счетам. В данной работе была сделана попытка проанализировать сущность и основные принципы ведения бухгалтерского учета операций по счетам и операциям , на конкретных операциях был приведен пример ведения учета , что может служить пособием для освоения данного материала , а также подготовкой к практической деятельности на предприятии. Заканчивая обзор содержания, сущности счетов и двойной записи, необходимо подчеркнуть, что помимо приспособления системы счетов к нуждам и целям людей есть ещё формальная задача: приспособления счетов и присущей им корреспонденции к заданным методологическим конструкциям. Можно отметить, что в каждой теории есть свои хорошие и плохие стороны. В ходе работы бухгалтер имеет дело с различными документами. К первичным документам относятся такие, как, приходный и расходный кассовые ордера, счет, товарно-транспортная накладная, доверенность на получение чего-либо, платежное поручение, чек из чековой книжки и т.д. Согласно принципу непрерывности, бухгалтерский учет осуществляется без перерыва с момента организации предприятия и все факты хозяйственной деятельности находят отражение на счетах бухгалтерского учета. Следовательно, принцип двойственного отражения хозяйственных операций означает, что все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга. Вызываемые хозяйственными фактами (операциями) изменения, происходящие в двух экономически взаимосвязанных объектах бухгалтерского учета, неизбежно приобретают двойственный характер.



Список используемой литературы

  1. закон ПМР «О бухгалтерском учете».

  2. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. основы теории бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  3. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  4. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  5. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

  6. Ткаченко Н.М. «Бухгалтерский финансовый учет на предприятиях», Киев 2001 г.

  7. СБОРНИК ЗАДАЧ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ,



















Приложение 1.

ПЛАН УРОКА:


ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Счета и двойная запись.


ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:


ОБУЧАЮЩАЯ Получить представление о бухгалтерских счетах; изучить порядок записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; рассмотреть сущность двойной записи.

РАЗВИВАЮЩАЯ Развитие логического и профессионального мышления на основе конкурентоспособной личности, умений самостоятельно пользоваться учебниками, методическими пособиями, компьютерной информацией.


ВОСПИТВАТЕЛЬНАЯ Воспитать чувство коллективизма, подвести к пониманию о практической важности темы в контексте с региональным компонентом.


МЕТОДИЧЕСКАЯ Создание профессиональных условий для саморазвития личности учащегося


ТИП ЗАНЯТИЯ комбинированный урок.


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ объяснительно-побуждающий, проблемно –поисковый, лекция.


КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: карточки-корреспонденции, тесты для закрепления материала, кроссворд по теме счета и двойная запись, учебные пособия, презентация.


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ:

  1. закон ПМР «О бухгалтерском учете».

  2. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. основы теории бухгалтерского учета: теория, практика, тесты: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  3. Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  4. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  5. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учеб. пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

  6. Ткаченко Н.М. «Бухгалтерский финансовый учет на предприятиях», Киев 2001 г.

  7. СБОРНИК ЗАДАЧ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ,


ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ план счетов бухгалтерского учета, счета синтетического и аналитического учета, техника и формы бухгалтерского учета.



ХОД ЗАНЯТИЯ:


1 Организационный момент

2 Актуализация опорных знаний

  1. Какие операции относятся к первому типу хозяйственных операций.

  2. Какие операции относятся ко второму типу хозяйственных операций.

  3. Какие операции относятся к третьему типу хозяйственных операций.

  4. Какие операции относятся к четвертому типу хозяйственных операций.

  5. Всякое ли увеличение актива и пассива баланса означает успех в экономике предприятия, привести пример.

  6. Всякое ли уменьшение актива и пассива баланса означает успех в экономике предприятия, привести пример.

  7. Какими аналитическими возможностями обладает баланс.

3 Сообщение темы Счета и двойная запись.

4 Цели, задачи и мотивация учебной деятельности учащихся

5 Изучение нового материала:

  1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта, их строение и назначение.

  2. Сущность и значение двойной записи на счетах.

Методические указания по изучению теоретического материала:

Система счетов – это способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за имуществом организации и хозяйственными операциями. Счета, предназначенные для учета имущества организации, являются активными (остатки по ним соответствуют статьям актива баланса). Счета, предназначенные для учета источников образования имущества, являются активными (остатки по ним соответствуют статьям пассива баланса). Строение и порядок записи на бухгалтерских счетах зависит от отношения их балансу.

Хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи. Двойная запись – это способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Применение двойной записи связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций.

Взаимосвязь дебета одного с кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи, называется корреспонденцией счетов. Обозначение корреспонденции счетов, т.е. наименование дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции, называется бухгалтерской записью (проводкой).

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое бухгалтерский счет.

2. Каково строение активного счета.

3. Каково строение пассивного счета.

4. Дать определение двойной записи.

6 Закрепление материала (Практические ситуационные задания):

Задача 4.

Задание 1. Откройте активный счет «Касса», отразите операции по движению денежных средств в кассе, подсчитайте обороты и определите конечный остаток.

Данные для выполнения задания:

1. Остаток денег в кассе на 01.09.20_г.

2 100 руб.

2. Поступили 01.09.20_г. в кассу денежные средства:


за проданную продукцию

2 800 руб.

остаток неизрасходованных подотчетных сумм

500 руб.

из банка на выплату заработной платы работникам организации

122 000 руб.

с расчетного счета на хозяйственные расходы

50 000 руб.

3. Выдано из кассы:


под отчет

3 600 руб.

заработная плата

120 000 руб.

на командировочные расходы

25 000 руб.

Задание 2. Откройте пассивный счет «Расчеты с персоналом по оплате труда», отразите операции по движению задолженности по заработной плате, подсчитайте обороты и конечный остаток.

Данные для выполнения задания:

1. Остаток непогашенной задолженности по заработной плате работникам организации на 01.09.20_г. составил



25 000 руб.

2. Начислена заработная плата:


рабочим за изготовление продукции

140 000 руб.

цеховому персоналу

80 000 руб.

административно-управленческому персоналу

70 000 руб.

3. Удержаны из заработной платы:


налог на доходы физических лиц

38 000 руб.

за бракованную продукцию

9 000 руб.

алименты

30 000 руб.

4. Выплачена из кассы заработная плата работникам организации


238 000 руб.

Задание 3. Откройте счета, отразите хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи, подсчитайте обороты и остатки.

Данные для выполнения задания:

1. Остатки по счетам на 01.04.20_г.


«Основные средства»

100 000 руб.

«Вложения во внеоборотные активы»

50 000 руб.

«Расчетные счета»

70 000 руб.

«Касса»

1 000 руб.

«Материалы»

6 000 руб.

«Основное производство»

18 000 руб.


Хозяйственные операции организации за I квартал 20 г.

п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, руб.

1

Сдан в эксплуатацию станок

40 000

2

Поступили от поставщиков материалы

15 000

3

Отпущены материалы на изготовление продукции

10 000

4

Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции

8 000

5

Произведены отчисления единого социального налога

2 850

6

Зачислен краткосрочный банковский кредит на расчетный счет

15 000

7

Погашена задолженность перед поставщиком за полученные от него материалы

15 000

8

Выпущена из производства готовая продукция

25 000

9

Удержан налог на доходы физических лиц

1 050

10

Поступили деньги в кассу на выплату заработной платы

6 950

11

Выплачена из кассы заработная плата работникам организации

6 950

12

Погашена задолженность перед банком по краткосрочному кредиту

15 000


7 подведение итогов (выставление и обсуждение оценок)

  1. Домашнее задание:

Решение практической задачи, изучение материала.

Самостоятельная работа:

Изучение опорного конспекта, работа с литературой по бухгалтерскому учету. Решить задачи для самостоятельной работы по теме: Счета и двойная запись.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ