Лекарственные растения в цифрах. Нахождение величины по его проценту, 5 класс





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Нижнекамск Республика Татарстан






Лекарственные растения в цифрах. Нахождение величины по его проценту


Интегрированный урок по природоведению и математике

5 класс







подготовили учитель химии

высшей квалификационной категории

Ларина Светлана Вячеславовна

учитель математики Багманова

Эльвира Раисовна















Нижнекамск 2014









Предмет: математика, природоведение

Класс: 5

Тема урока: «Лекарственные растения в цифрах. Нахождение величины по его проценту.»

Тип урока: урок закрепления ЗУН

Цель урока: Закрепление практических умений и навыков вычисления процентов на основе использования знаний о лекарственных растениях нашего региона.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

    • обобщение и систематизация знаний учащихся о процентах;

    • расширение знаний о лекарственных растениях нашего региона;

  1. Развивающие:

    • cсовершенствование навыков умственных операций и действий; овладение способами и критериями самооценки и самоконтроля;

    • привлекать учащихся к творческо-поисковой деятельности;

  2. Воспитательные:

    • воспитывать умение работать в группах;

    • развивать бережное отношение к природе; средствами предметов естественно- математического цикла.

Основные методы, применяемые на уроке: коммуникативный, частично – поисковый, репродуктивный, метод самостоятельной работы.

Оборудование:

  • компьютер;

  • компьютерная презентация;

  • раздаточный материал (карточки - рецепты, индивидуальные задания);

  • учетные листы;


Учитель математики приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок, но работать вы должны как обычно, решать быстро, четко и отвечать полными предложениями. Садитесь. Ребята, вы не удивились, почему мы пришли на урок математики вместе со Светланой Вячеславовной? урок у нас будет интегрированный, где мы с вами убедимся, можно ли математику и природоведение объединить.

У вас на столах лежат индивидуальные карточки. Каждый из Вас напишет напротив букв ФИ свою фамилию, имя и в течении всего урока будет вы будете оценивать сами себя.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с эпиграфа:



«Человек живет природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться на всю жизнь в процессе постоянного общения, чтобы не умереть…»

К. Маркс.

2.Мотивация учебной деятельности:

Учитель природоведения: Тема урока: «Лекарственные растения в цифрах. Нахождение величины по его проценту» .

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений.

« Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто». Ведущая роль в этом принадлежит растениям. Они обеспечивают человека кислородом, пищей, лекарствами и являются основой жизни. Ведь действительно, наша повседневная пища должна обязательно содержать достаточное количество растений. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют соки из овощей, фруктов, зелень и корнеплоды.

Учитель математики : Сегодня на уроке мы используем знания по математике для того, чтобы научиться получать то, что могут дать нам растения.

3. Актуализация опорных знаний:

Задание: Определить процентное содержание компонентов в каждом из данных витаминных сборов

сбор № 1

крапива

0,3

рябина

0,7


сбор №2

шиповник

45%

брусника

15%

крапива

X%







сбор №3

шиповник

1/4

малина

1/4

смородина

X%






Учитель математики : Проценты как и дробные числа, появились в математике давно: первые сведения о процентах и первые таблицы процентов археологи нашли в клинописных табличках Древнего Вавилона. Пользовались процентами в Древней Индии и Древнем Риме- главным образом в торговле, при взимании налогов и в других денежных отношениях. В Европе первые таблицы процентов создал Симон Стевин- тот самый учёный, который ввёл в математику десятичные дроби. А сам символ % произошёл, как полагают учёные, от латинского слова centum - сто. Это слово в записях постепенно сокращалось, пока не приобрело привычный нам вид.


4. Основная часть урока

Учитель природоведения: - Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить. Первые сведения об их использовании относятся к 6 тыс. до н. э. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. На Руси лечение травами известно давно, этим занимались знахари, колдуны и с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие "аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Первые такие огороды были созданы в г. Астрахани и Лубнах. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний.

Учитель математики: Сейчас мы с вами выяснили, что очень важную роль в жизни человека занимают растения. Они обеспечивают человека и животных кислородом, пищей, лекарствами и являются основой жизни . Ученные установили , что наша повседневная пища должна обязательно содержать достаточное количество растений. Особенно ценные питательные и лекарственные свойства имеют свежеприготовленные соки овощей, фруктов и зелени растений. В весенний период люди испытывают недостаток витаминов, восполнить которые можно напитками из трав и плодов.

Перед вами карточки с зашифрованными лекарственными растениями. Совершив действия в примере, вы определите буквы, из которых составите слово – ответ на поставленный в задаче вопрос. Задание выполнятся на индивидуальных листах. Способ проверки – самопроверка, на слайде.


Учитель природоведения: Структура карточки такова: фабула – интересная история, заканчивающаяся вопросом, и математическое упражнение, последовательно решая которое, ученик получает набор чисел. Каждому такому числу соответствует определенная буква из данного ниже набора. В завершение работы по карточке, необходимо из набора букв сложить слово, которое и является ответом на вопрос. Вам будут даны подсказки, если из набора букв вы не можете составить слово.

Карточка 1. В старину корой этого дерева "заговаривали” зубы и лихорадку. Вырежут из коры треугольник, чтобы отдать дань Богу Отцу, Богу Сыну, Святому Духу, и трут десны, читая молитву. А потом треугольник прикладывают на место, откуда вырезали. И боль утихает. И неведомо было людям, что дело не в богах, а в содержащихся веществах в коре именно этого дерева. О каком дереве идет речь?

Задание: Найдите величину от его процента.


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

2% от 200

25% от 40

30% от 60

5% от 72

0.5% от 20

8% от 40

10% от 1000

4- о 10 - с 18 - и 3,6 – н 0,1 - а

Ответ: Осина

Подсказка 1: Что за дерево стоит: ветра нет, а лист дрожит?..

Подсказка 2: 

Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки,

Надо согреться бедной осинке.

Карточка 2.У него много прозвищ: лоскутница, блават, бабочник, пуговник (головки его похожи на пуговицы). А название связано с древним преданием. Кентавр Хирон славился умением лечить травами. И когда Геркулес отравленной стрелой ранил Хирона, Кентавр залечил свою рану этим цветком. Так растение стало известно как цветок Кентавра. О чем речь?

Задание: Найдите величину от его процента.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

3% от 500

21% от 40

40% от 60

6% от 86

0.5% от 30

68% от 500

81% от 620

15 – в 8,4 - а 24 - с 4,8 - и 0,15 - л 34 – ё 496 – к

Подсказка 1: Из пшеницы и овса смотрят синие глаза.

Подсказка 2: 

Напоила землю вволю

И ушла себе гроза,

Подарив ржаному полю

Васильковые глаза.

Ответ: Василёк

5. Самостоятельная работа в группах:

Учитель математики: О важности правильного питания говорил уже 100лет назад мудрый врач Авиценна. В настоящее время мы едим овощей в 3 раза меньше нормы, а фруктов в 4 раза. Вам предлагаются для анализа рецепты из местных растений, которые вы можете приготовить в домашних условиях. Каждый записывает решение задания в индивидуальных карточках.

Задание: определить процентное содержание каждого компонента в рецепта

Карточка №2

Запеканка из щавеля

200 гр

Щавель

70 гр

Сливочное масло

4,5 гр

Репчатый лук

10 гр

Пшеничная мука

1 гр

Хлеб белый

11,5 гр

Сыр тертый

3 гр


Карточка №1

Щи зеленые из осота огородного

400 гр

Листья осота

175 гр

Картофель

250 гр

Репчатый лук

2,5 гр

Сливочное масло

50 гр

Сметана

50 гр

Петрушка

25 гр




Карточка №3

Биточки из крапивы

340гр

Крапива

250 гр

Пшеничная мука

35 гр

Репчатый лук

12,5 гр

Жир

5 гр

Петрушка

2 гр

Зеленый лук

5 гр

Карточка №4

Суп из листьев лопуха

640гр

Листья лопуха

400 гр

Рис

100 гр

Репчатый лук

170 гр

Жир

15 гр

Петрушка

20 гр

Картофель

250 гр



Карточка №5

Суп из сельдерея

350 гр

Сельдерей черешковый

50 гр

Помидоры

100 гр

Репчатый лук

15 гр

Перец болгарский

155 гр

Петрушка

5 гр

Капуста белокочанная

25 гр


Карточка №6

Салат из подорожника с мясом

320 гр

Листья подорожника

150 гр

Мясо говядины

100 гр

Зелёный лук

25 гр

Тёртый хрен

20 гр

Петрушка

15 гр

Сметана

50 гр





6








6. Работа у доски:

Учитель математики Во время решения самостоятельной работы 2 человека будут решать задачи у доски. ( приглашает к доске)

1 задача: В книге было 9430 видов лекарственных растениях. Лекарственные растения нашего края составляют 40 %.Сколько видов лекарственных растений нашего края находятся в книге?

2 Задача: Стоимость ромашки полевой в аптеке 1200 руб. Сколько будет стоить товар после увеличения его цены на 25%?

а) 300 б) 600 в) 1500 г) 900


(Запасная )3.Задача: Врачи рекомендуют дневную норму питания распределять на 4 приема: утренний завтрак должен составлять 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45%.

1 вопрос: Сколько процентов нормы питания должно приходиться на ужин?

а) 35% б) 15% в) 65% г) 25%

2 вопрос: Сколько калорий приходится на обед, если дневная норма 1000 калорий?

а) 650 б) 500 в) 7000 г) 450

7. Физкульминутка.

Включается видеоролик. Выполняется физкультминутка.

8. Исследовательская работа.

Учитель природоведения: (Выступления учащихся, защищают свой проект)

«Лекарственные растения в цифрах» исследовательская работа ( приложение)

9. Учитель природоведения Предлагаем вам викторину о лекарственных растениях

Викторина «Зеленая аптека под ногами».


Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его

Описание 1.Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» - шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Я могу прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. (Крапива.)


Описание 2. Эта ягода - одна из любимейших ягод в Сибири, называют ее виноградом Севера. И действительно, по пищевым и лечебным целям она не уступает солнечной ягоде. В Сибири растет в зоне хвойных лесов. Собирают ягоды два раза в год - осенью и весной. {Клюква.)


Описание 3. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева - старинное народное средство при простуде. (Липа.)


Описание 4. Это растение используют в медицине как отхаркивающее средство при кашле. Кто бывал на торфяных болотах в жаркий летний день, наверняка помнит сильный одурманивающий запах. Источник - листья одного из растений. Название его произошло от старинного слова «багулить» - отравлять. (Багульник.)


Описание 5. В былые времена на Руси это растение считалось «травой от девяноста девяти болезней». Специальным царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, как оказалось, зря. Ее много и в лесах Европейской части России. Народная молва наделила траву «страшной» силой - дескать, косит она всякое зверье направо и налево. Отсюда и название травы. Что это за трава? (Зверобой.)



10. Рефлексия. (подведение итогов урока)

Учитель математики:

- Ребята, что нового мы сегодня узнали ? о чем говорили?(ребята отвечают)

Оценку на уроке получит каждый из Вас по результатам самостоятельной работы. Две оценки за урок получат:

А теперь все вместе оценим свою работу на уроке. Первый поднимают те, смайлик кому было все понятно на уроке, было легко, хорошо. Вторые поднимают смайлик кому было всё понятно, но были вопросы. Третьи поднимают смайлик те, кому на уроке было трудно. Спасибо!

Домашнее задание по математике лежит у вас у каждого на столе. Задача состоит из 2 х заданий, я думаю, Вы справитесь с задачей, но если будет трудно, достаточно решить первое задание.

Учитель природоведения:

Домашнее задание по природоведению : подготовить сообщения в виде презентаций о лекарственных растениях. Выставляет оценки по природоведению.

11. Информация о домашнем задании.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием.





Домашнее задание по математике.

Решите следующую задачу:

В семье Карповых, состоящей из мамы, папы и шестилетнего Юры, семейный бюджет на месяц делится следующим образом:

Статья расхода

Процент от заработанной суммы

Оплата расходов на содержание квартиры

8

Плата за детский сад за 1 ребенка

6

Покупка продуктов

23

Непредвиденные расходы (покупка одежды, обуви, приобретение или ремонт электроприборов ,если есть необходимость и т.д.)

23

В копилку

40


Задания:

1. Рассчитайте, какая сумма в рублях идет на каждую статью расхода, если Юрина мама зарабатывает 15 000 рублей, а Юрин папа 20 000 рублей в месяц.

2. Смогут ли Карповы съездить через 5 месяцев по путевке на юг, потратив на это деньги из копилки, если зарплату папе и маме поднимут единовременно на 15%, а цены на продукты ежемесячно будут расти в среднем на 5 %? Цена путевки на трех человек, включая дорогу) - 60 000 рублей.

Использованные Интернет- ресурсы:

1.Социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/integrirovannyi-urok-matematikabiologiya-v-5-klasse

2.Наша учёба

http://fs.nashaucheba.ru/download/docs-1404511/270-1404511.doc

3.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/articles/636832/

4. Учительский портал - Конспект и презентация к уроку математики "Проценты" 5 класс

http://www.uchportal.ru/load/25-1-0-20876

5. Обобщающий урок по теме: «Проценты» Математика 5 класс.

http://www.myshared.ru/slide/70698/


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ