Мастер-класс "В математике всё для жизни"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа пгт Кумёны
Кумёнского района Кировской области
Мастер-класс
«В математике всё для жизни»
Автор: Шехирева Наталья Валентиновна,
учитель математики
2009
Ход мастер-класса
1 слайд
Помашите рукой. Кто учился в школе? Помашите рукой. Кто любил математику?
Помашите рукой. Кто помнит, как звали учителя математики?
Я учитель математики – Шехирева Н.В. Предлагаю вам вернуться в детство.
Щелчок
Закройте глаза и вспомните своего учителя математики и свои уроки математики.
Щелчок
Чему вас учили на уроках математики? (ответы: считать, решать задачи…)
Со всеми ответами я согласна, но остановлюсь на одном: учили решать задачи.
2 слайд
Предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». Пока смотрите, подумайте и попытайтесь ответить на вопрос: А зачем в школе учат решать задачи?
Щелчок
Такой приём служит отличной мотивацией при изучении новой темы, например «Дроби» в 5 классе.
3 слайд
Так зачем же в школе учат решать задачи? (ответы: …, чтобы решать затем задачи в жизни, …)
Смысл в решении предметных задач состоит в том, чтобы научить ученика решать задачи вообще. Решать любые задачи, которые приходится решать каждому человеку: рассчитывать свой бюджет, разбираться в отношениях с друзьями и близкими, решать, когда и куда отправиться в отпуск, сколько соли добавить в суп при его готовке и т.п. Если вы в школе не уяснили сути решения задач, то и в жизни решение задач вам даётся с трудом.
Сегодня, мы с вами попытаемся решить жизненную задачу так, как мы в школе решаем с ребятами математические задачи.
Итак, задача:
4 слайд
Легко ли быть учеником?
Решать задачу будем 2 группами: мы с вами устно, а группа коллег (на сцене) оформит решение в письменном виде. (Даю задание участникам на сцене: оформить решение задачи «Легко ли быть учеником?» используя подручные материалы на листе ватмана).
5 слайд
Получив задачу, мы естественно, её внимательно читаем, анализируем условие. Первое, что мы можем заметить при чтении этой задачи, состоит в следующем: в ней имеются Щелчок определённые утверждения и требования, т.е. условие и вопрос. О чём же идёт речь в нашей задаче, вычленим элементарные условия:
Кто является объектом – ученик Щелчок (Какие ассоциации у вас возникают со словом ученик? –ребёнок, школа, уроки, учитель, учебники, портфель,,…)
Каково же требование или вопрос задачи? Что неизвестно в задаче? Легко или не легко быть учеником? Щелчок
Имеет ли данная задача смысл? (сможем ли мы ответить на вопрос?)
Раз задача имеет смысл, попытаемся её решить.
Что значит решить задачу? (ответы:…, найти решение,…)
Но, чтобы найти решение, нужно пройти все этапы решения задачи.
6 слайд
Итак, рассмотрим структуру решения задачи.
Щелчок I этап – анализ условия, напоминаю, что его мы уже выполнили
Он необходим, т.к. зачастую наши ученики не вникают в суть задачи и не понимают, что от них требуется.
Щелчок II этап – схематическая запись условия ( покажите мимикой ученика, идущего 1 раз в 1 класс, а сейчас выпускника школы, т.е. ученика 10-11 класса) Щелчок
Мимикой, конечно, мы на уроке ничего не показываем, но рисуем, например, окружности, треугольники – глазами или рукой в воздухе.
Щелчок III этап – поиск способа решения задачи
В поиске способа решения нам помогут: 7 слайд
Поговорки и пословицы про учёбу: (разгадывают)
Без муки нет и науки.
Корень ученья горек, да плод сладок.
Кто больше знает, тот меньше спит.
Без терпенья нет ученья.
Намучится – научится.
Идти в науку – терпеть муку
На каждом уроке стараюсь включать воспитательный момент, например связь с пословицами и поговорками или математическими высказываниями, которые мы комментируем и рассуждаем какое отношение они имеют к теме урока.
8 слайд
А сейчас вернёмся к условию задачи, объектом является ученик. Но деятельность ученика неразрывно связана со школой. Ваша задача придумать на каждую букву слово доказывающее, что учеником быть легко или наоборот трудно.
Ш – шпаргалка, шестидневка
К – комфорт, конфликты, каникулы, коллектив, контрольные
О – общение, отличник, одарённость, ответственность, олимпиады
Л – лень, любовь
А – атмосфера благоприятная или нет
Этот приём помогает расширить словарный запас моих учеников.
Третий этап решения задачи самый длинный и чтобы вы не устали, предлагаю сделать зарядку
Если вы считаете, что данное качество ученика облегчает ему учёбу - качаем головой вперёд и назад, если нет – качаем в стороны): - профилактика шейного остеохондроза 9 слайд
Творческий
Агрессивный
Ответственный
Невнимательный
Целеустремлённый
Мало читает
Коммуникабельный
10 слайд
Подобная физкульт. минутка на уроках особенно в 5-7 классах служит снятию утомляемости и обеспечивает переход к новому виду деятельности.
Итак, к какому же ответу мы с вами больше склоняемся: легко или нелегко быть учеником?
Что бы вы ещё добавили к аргументам, что учеником быть сложно?
Я думаю, что вы согласитесь со мной, что к аргументам можно отнести:
Конфликты в общении с одноклассниками, учителями, родителями
Проблемы в учёбе (низкая обучаемость, лень)
Усталость ( большой объём информации, д/з, посещение доп. секций, количество уроков)
11 слайд
IY этап – осуществление плана решения (мы не будем- нам его покажут наши коллеги позднее)
Вместо этого предлагаю: найти для каждой песни о школе соответствующую картинку:
Нагружать всё больше нас стали почему-то
Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Школьная пора и при всякой погоде пропадали пропадом мы во дворах
Когда уйдём со школьного двора под звуки не стареющего вальса
Такой приём на нахождение соответствий я использую на уроках, например, при проверке формул.
12 слайд
Y этап – проверка решения – посмотрим, а как же считают наши ученики (показываю ответы детей)
13 слайд
YI этап – формулирование ответа: в современном обществе быть учеником нелегко!
Щелчок
YII этап – исследование задачи:
Итак, задача имеет одно решение.
А способов решений сколько? несколько, много
Все ли данные в задаче использовали? (да)
Нельзя ли обобщить задачу? (например, легко ли быть ребёнком, Щелчок студентом, молодым, …)
Известна ли какая-нибудь родственная задача? С тем же неизвестным?
14 слайд Чтобы доказать, что родственные задачи существуют, предлагаю вспомнить фильмы или книги с сюжетом, доказывающим, что учеником быть нелегко, например,
Чучело, Анна Гавальда «35 кило надежды» Щелчок
Фильмы:
Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные.
Удивительные приключения Дениса Кораблёва
Алёша Птицын вырабатывает характер
Первоклассница
Большое космическое путешествие
Книги:
Ирина Полянская «Выбор»
Владимир Железников «Чучело-2»
Лия Симонова «Круг»
Анатолий Алексин «Безумная Евдокия»
Тендряков «Ночь после выпуска»
Е. Мурашова «Класс коррекции»
Такой приём я использую, чтобы расширить кругозор учащихся, чаще всего они ищут родственные задачи дома, читая дополнительную литературу.
А сейчас посмотрим, что получилось у наших коллег. (Работающая на сцене группа показывает результат своей работы)
15 слайд Итак, используя этапы решения математической задачи, мы с вами сегодня решили не только задачу «Легко ли быть учеником», но и доказали, что в математике всё для жизни.
16 слайд А в заключении я вас попрошу продолжить 2 предложения, которые я использую на уроке на этапе рефлексии:
На мастер - классе побывали ….
Работа в мастер - классе мне….
В течении жизни мы решаем множество задач. И если каждую отдельно решённую задачу рассматривать, как распустившийся цветок, то в результате мы получим огромный, красивый букет.
17 слайд Пусть все задачи, которые встают перед вами будут решены, а букет будет только из распустившихся цветов. И если в жизни вам встретиться сложная задача, проанализируйте этапы её решения и, надеюсь, вы найдёте ответ. А все приёмы, которые, я использовала сегодня при решении задачи, можно использовать на любом предмете при изучении любой темы.
Благодарю за работу.
Литература:
1. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // завуч. – 1999.- №3. – стр.113-127.
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9, с. 177-180.
3. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, №6, с. 39-47.
4. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока // завуч. – 2006.- №2. – стр. 5-12.
5. Машарова Т.В., В.И. Маркова – Учителю математики об адаптивной системе обучения; Киров: ИУУ, 1999.
6. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.
7. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности // Народное образование, 2002, №2, с.196-200.
8. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // завуч. – 2005.- №5. – стр. 38-57.
9. Романовская М.Б. Метод проектов в образовательном процессе // завуч. – 2007.- №1. – стр.118-143.
10.Русских Г.А. Дидактические основы современного урока. Учебно-практическое пособие. – М.: Ладога-100; 2001.
11. Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004 – 79стр.
12. Сиденко А.С. Теория и практика организации учебного процесса // завуч. – 2003.-№6.- стр.96-111.
13. Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // завуч. – 2006. - №6.- стр.116-125.
14. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование.- 2003. -№2. –с.58-65.
15. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.
Источники заимствования картинок:
1. Интернет
2. Собственное фото
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ