Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
ЗАТО Первомайский Кировской области
Методическая разработка урока математики
в 5 классе
«Среднее арифметическое»
подготовила
учитель математики
первой категории
Бушуева Оксана Александровна
ЗАТО Первомайский
2014
Вступление: Основной особенностью данного урока является проведение необычной практической работы при изучении нового материала, которая позволяет развивать творческую деятельность учащихся на уроках математики. Такая деятельность позволяет осознанно изучать вводимые понятия и утверждения, лучше их запомнить. В процессе выполнения этой работы формируется интерес к предмету, повышается мотивация учения. Предлагаемый урок математики в 5 классе является первым по теме «Среднее арифметическое» в разделе «Арифметические действия с десятичными дробями: умножение и деление десятичных дробей».
Тема урока: «Среднее арифметическое».
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления вывода алгоритма нахождения среднего арифметического, его применения в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и умений средствами ИКТ.
Задачи:
образовательная:
вывести алгоритм нахождения среднего арифметического;
сформировать у учащихся умение находить среднее арифметическое нескольких чисел в процессе решения творческих задач.
развивающая:
развивать умения выделять главное, делать выводы, составлять алгоритм;
способствовать развитию мышления, познавательной активности учащихся через ситуацию поиска, требующую применения ранее изученного материала;
способствовать развитию точности, корректности, логичности в рассуждениях.
воспитательная:
прививать интерес к предмету через решение практических задач;
способствовать формированию умения работать в группе, слышать мнение других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, преодолевать трудности.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, весы, ростомер, карточки.
Ход урока.
Организационный момент
Ребята, сегодня мы с вами изучим очень интересную новую тему, название которой вы назовёте чуть позже. Чтобы успешно усвоить новый материал мы будем решать задачи, выполнять групповые практические работы и делать совместные выводы.
А сейчас повторим ранее изученное.
Актуализация
Папа Ян в подарок сыну
Сделал счетную машину
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами,
Быстро всё исправьте сами.
1)Установите соответствие и найдите ошибки (работа с интерактивной доской):
3,5+3.25 10
1-0,91 290
1,7: 0,17 6,75
2,9 *100 19,82
20-0,18 2,9 – ошибка в подсчете
5,4: 6 0,29
67,5: 100 0,9
2,9*0,1 0,675
2,9:0,1 0,09
2) Сформулируйте правило деления на десятичную дробь.
3)Округлите до: целых, десятых, сотых число 37,261.
Целеполагание и мотивация
Вы часто слышите слово «средний». В средствах массовой информации можно услышать о средней заработной плате, о выпадении среднемесячных осадков, о том что «…американские ученые подсчитали, что в среднем каждый человек съедает за год 16 кг. шоколада…». Кто-нибудь знает, что же это за среднее и как его нашли? Ответы на эти вопросы мы узнаем в ходе нашего урока.
Кто может сформулировать тему урока? (среднее, среднее число ...).
Это среднее мы будем искать на уроках математики, в разделе «Арифметические действия с десятичными дробями», значит это среднее, какое? ( Среднее арифметическое)
Молодцы! Откройте тетради, запишите число и тему урока «Среднее арифметическое».
Тему мы уже знаем, давайте сформулируем цели урока. Кто желает дополнить ключевые слова на доске, остальные у себя в карточке (Приложение №1). Что мы должны сегодня на уроке…
УЗНАТЬ: правило нахождения среднего арифметического
УМЕТЬ: находить среднее арифметическое нескольких чисел.
Ознакомление с новым материалом
Рассмотрим первую задачу:
Задача № 1
В поход пошли 3 мальчика: Андрей, Олег и Женя. По дороге они встретили Илью и взяли его с собой. На привале у Андрея оказалось 2 пирожка, у Олега – 4, у Жени – 6, а у Ильи пирожков не оказалось. Все пирожки мальчики разделили поровну и съели. Сколько пирожков съел каждый?
(2+4+6+0):4=12:4=3(п.) комментированное решение
В результате каждый мальчик в среднем съел 3 пирожка.
Задача № 2
Найдите среднюю длину линейки (ученику у доски предлагаются линейки длиной 15,22,20,20,25 и 30см).
(15+22+20+20+25+30):6=132:6=22(см) решение на доске
Посмотрите на решения этих задач. В первой задаче вы нашли среднее число пирожков, а во второй - среднюю длину линейки. И число 3 и число 4 называют средним арифметическим.
Кто сможет сформулировать алгоритм, нахождения среднего арифметического нескольких чисел?
Алгоритм: Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел надо:
найти сумму этих чисел,
разделить сумму на число слагаемых.
-Запишите алгоритм в ваши карточки (Приложение №1). Предлагаю вам использовать их не только как подсказку на уроках, но и как интересную закладку для учебника.
Первичное закрепление
Задача № 3
У Насти три подруги. На 8 марта она решила подарить им небольшие подарки. На подарок первой девочке Настя потратила 45р., на подарок второй - 52р. и на подарок третьей девочке израсходовала 49р. Найдите среднюю стоимость подарка (ответ округлите до сотых).
(45+52+49):3=146:3=48,666…≈48,67(р.) решение на доске
Практическая работа
Учащиеся заранее разделены на группы по 7,5,6 и 4 человека.
Задания для практической работы в группах.
I группа
Задание: Найдите средний вес участника группы.
С помощью весов измерьте вес каждого участника вашей группы.
Запишите результаты измерений в тетрадь.
Используя алгоритм, найдите средний вес ученика. (Результат округлите до сотых).
Оформите решение задачи.
Сделайте вывод: чтобы найти среднее арифметическое ... чисел надо …
II группа
Задание: Найдите средний рост участника группы.
Измерьте рост каждого участника вашей группы.
Запишите результаты измерений в тетрадь.
Используя алгоритм, найдите средний рост ученика. (Результат округлите до целых).
Оформите решение задачи.
Сделайте вывод: чтобы найти среднее арифметическое ... чисел надо …
III группа
Задание: Найдите среднюю стоимость обеда в школьной столовой.
(Домашнее задание: собрать информацию о стоимости школьных обедов за неделю)
Узнайте стоимость школьных обедов за последнюю неделю.
Запишите результаты в тетрадь.
Используя алгоритм, найдите среднюю стоимость школьного обеда (результат округлите до сотых).
Оформите решение задачи.
Сделайте вывод: чтобы найти среднее арифметическое ... чисел надо …
IV группа
Задание: Найдите среднюю массу портфеля учащихся вашей группы.
С помощью весов измерьте массу каждого портфеля участника вашей группы.
Запишите результаты измерений в тетрадь.
Используя алгоритм, найдите среднюю массу портфеля ученика вашей группы (результат округлите до сотых).
Оформите решение задачи.
Сделайте вывод: чтобы найти среднее арифметическое ... чисел надо …
В конце практической работы каждая группа знакомит класс с результатами своей работы.
Интересные выводы можно сделать из заданий I и II группы, а именно: сколько в среднем необходимо денег на питание в неделю и сколько должен весить школьный портфель ученика 5 класса по нормам САН пина;
Во время выполнения работы ребята встают, передвигаются, что является аналогом физкультминутки.
Историческая справка (Приложение № 2)
Закрепление
№ 1497 решение на доске
Самостоятельная работа обучающего характера (на листочках)
Вариант 1 Вариант 2
Найдите среднее арифметическое данных чисел:
5; 7; 8; 3; 4; 6; 2 5 1) 5; 3; 7; 9; 3; 8; 4; 1
12; 59; 48; 31; 30 36 2) 32; 29; 48; 35
32,7; 18,5; 2,8 ; 4. 14.5 3) 26,9; 23,6; 3,5 ; 4.
Взаимоконтроль (интерактивная доска)
Поднимите руку, у кого все ответы верны? Молодцы, поставьте себе 5 в лист самоконтроля. У кого 1 ошибка? Вы тоже постарались, поставьте себе 4 в лист самоконтроля. У кого 2 ошибки? Очень жаль. Вам ещё предстоит поработать над этой темой.
8. Домашнее задание: п. 38 стр. 226
№1524 № 1525
*Решите задачу:
Три охотника варили кашу. Один положил 2 кружки крупы, второй- 1 кружку, а у третьего крупы не было. Они съели кашу поровну. Третий охотник и говорит: «Спасибо за кашу! У меня осталось 5 патронов, - и вот вам задача: как поделить патроны в соответствии с вашим вкладом?»
9. Рефлексия
Что нового на уроке вы сегодня узнали?
Чему научились?
Сформулируйте алгоритм нахождения среднего арифметического нескольких чисел?
Где в жизни вам пригодится умение находить среднее арифметическое нескольких чисел?
Какие были трудности?
Подведение итогов
Список использованной литературы
Виленкин Н.Я. «Математика.5 класс»- М.: Мнемозина,2010.
Нечаев М.П. «Уроки по курсу «Математика- 5» к учебнику Виленкина Н. Я.»- М.: «5 за знания», 2009.
Фальке Л.Я. «Час занимательной математики». – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервис школа, 2005.
Приложение № 1
1сторона карточки (для заполнения)
Узнать -…
Уметь -…
Чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, нужно:
найти …
…
Чтобы найти среднюю скорость, нужно:
…
…
Обратная сторона карточки
Это интересно.
☺ · Долгое время слагаемые записывали одно подле другого без всякого знака между ними. Позднее вместо «3+5» писали «3 и 5», по латыни «3 еt 5». Так как слово «et» («и») приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали одну букву t, которая, в конце концов, превратилась в знак «+».
☺ : На протяжении тысячелетий действие деление не обозначали знаками. Его просто записывали словами.
Индийские математики обозначали деление начальной буквой из названия этого действия- D. Арабы ввели для обозначения деления черту. Знак (:) деления вошел в употребление в конце XVIII века.
Это интересно.
☺ · Долгое время слагаемые записывали одно подле другого без всякого знака между ними. Позднее вместо «3+5» писали «3 и 5», по латыни «3 еt 5». Так как слово «et» («и») приходилось писать очень часто, то его стали сокращать: писали одну букву t, которая, в конце концов, превратилась в знак «+».
☺ : На протяжении тысячелетий действие деление не обозначали знаками. Его просто записывали словами.
Индийские математики обозначали деление начальной буквой из названия этого действия- D. Арабы ввели для обозначения деления черту. Знак (:) деления вошел в употребление в конце XVIII века.
Приложение № 2
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ