Методика формирования умений учиться у учащихся, 5-6 класс
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Горноводяновская средняя общеобразовательная школа
Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Тема статьи:
«Методика формирования умений учиться у учащихся
5-6 классов на уроках математики средствами сюжетной игры»
Из опыта работы учителя математики
Подшибякиной Натальи Евгеньевны
Функции современного учителя значительно расширились, поскольку к обучающим задачам добавились развивающие, направляющие, воспитывающие и формирующие. Внедрение всех функций возможно при активизации процесса обучения, одним из элементов которой является использование игры, игровых моментов, внесение элементов занимательности на уроках.
При выборе средств обучения, необходимо отталкиваться от содержания учебного материала и четко прослеживать уровни соответствия занимательности, эффективности усвоения учебного материала. Еще Лао Цзы говорил, что «человека нельзя научить, человек может лишь научиться».
Одним из основных средств формирования умения учиться, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, является сюжетная игра. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Но необходимо помнить, что игра не самоцель, она не должна быть единственным средством обучения и воспитания, поэтому важно обеспечить сочетание игры с другими видами деятельности на уроке.
Таким образом, я считаю, что использование игровых приёмов, учебной игры на уроке даёт возможность учащимся овладеть математикой «Легко и счастливо». Актуальность выбранной формы в том, что она помогает исключить некоторые отрицательные стороны традиционного обучения.
Отрицательные стороны традиционного обучения
Достоинства сюжетной игры
Учащиеся изолированы от общения друг с другом
В работе принимают участие все ученики класса
Пассивность или видимость активности учащихся
Пассивность невозможна, ученик находится в иной психологической ситуации (через интерес игрового момента выходит на результат)
Слабая речевая деятельность
Выступление в микрогруппах.
Слабая обратная связь «учитель - ученик»
Работа ученика оценивается непосредственно на уроке, где делаются замечания по ответам и даются дополнения ответов; только учитель отслеживает массу параметров, у него есть свой набор приёмов, позволяющих чётко сориентироваться в обстановке
Усреднённый подход учителя к обучающемуся
Каждый ученик справляется с заданием в меру своих способностей и знаний
Игра относится к косвенному методу, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. В процессе игры дети стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи, решают их.
Но игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры дети учатся: анализировать , запоминать, воспроизводить изученный материал, классифицировать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, оперировать понятиями, делать выводы. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Увлекшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре, что способствует усвоению материала.
Игра не развлечение, а особый метод включения учащихся в учебную деятельность и общение. Дидактическая задача в учебной игре скрыта от детей, она осуществляется через игровую. Взаимоотношение между детьми и педагогом определяется не учебной ситуацией, а игровой.
Игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача дают возможность детям совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать, запоминать, воспроизводить изученный материал.
На своих уроках я использую сюжетную игру для формирования умений учиться. Одним из видов сюжетной игры является дидактическая игра. Она выполняет роль дополнения существующей организации учения в школе. К таким играм и игровым приёмам относятся: загадки, разбивка класса на команды и выполнение заданий, смена вида занятий в форме игрового материала «Кто быстрее?», «Угадай!», диктанты-соревнования, решение кроссвордов, математическое лото. В такой игре содержание обучения привносится в игру чисто внешним механическим путём, а не вытекает из содержания самой игровой деятельности.
- Ребята! Мы с вами сейчас на взлётной площадке. Нам предстоит приятное путешествие. Мы все оживлены. Но лёгким ли будет наш полёт? Ведь многие летят в первый раз. Давайте проверим нашу готовность.
Таким образом создаётся особая атмосфера, атмосфера спокойствия (не получат плохих оценок), открытости. Естественно, им сейчас предстоит преодолеть препятствие, но рядом товарищи, которые помогут. Итак, игровая задача поставлена. Далее идут игровые действия – основа игры. Продолжаю урок с рассказа:
«Как-то Незнайка зашёл к Знайке и увидел у него на столе листок с примером:
138,5: 10,
138,5: 100,
138,5: 1000.
«Сейчас я их быстренько решу, пока нет Знайки», - подумал он. Но ничего у Незнайки не получалось, как он не решал эти примеры. В это время вернулся Знайка. Он быстро записал ответы».
- Ребята, а вы умеете решать такие примеры?
- Сможете ли вы сразу записать ответы как Знайка?
- Так чему же сегодня на уроке мы с вами будем учиться?
- Какой цели мы должны достичь?
После этого дети сами формулируют тему урока и цель. Они с большим интересом составляют примеры по данной теме и, меняясь, друг с другом листочками, решают их. Таким образом в процессе игры у учащихся формируются умения и навыки деления десятичных дробей на разрядную единицу
Учащиеся становятся исследователями, сами определяют названия темы, убеждаются в необходимости её изучения.
Состязательность – основной элемент игры. А ещё обязательно должны быть правила, которые содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. После того, как учащиеся определили свою готовность к полёту (сформировали тему), вырабатываются правила.
Правила игры – это по сути нормы поведения для участников игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.
Игра может занимать весь урок, но может использоваться и на отдельных его этапах.
В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. Провожу, например, такие игры: «Вратарь», «Угадай-ка».
Но элементы учебной игры сохраняются и здесь. «Ребята, - обращаюсь к детям после того, как они сели. – Представьте себе, что мы на стадионе. Идёт интересный матч. Сейчас будут бить пенальти». Приглашаются вратари от каждой команды, остальные - болельщики. Начинается математический диктант по теме «Умножение и деление натуральных чисел» (5 класс)
Правила игры:
Вратари работают быстро.
2 Болельщики, молча, контролируют работу соперников.
После проверки работа анализируется.
Отмечается, что дети были внимательны, вратари пропустили мало голов (или совсем не пропустили), команды оказали поддержку товарищам своим поведением. Дети любят эту игру, всегда с удовольствием работают у доски.
Применяю игровые ситуации при проведении устного счёта.
Устный счёт необходим на каждом уроке. Он настраивает учащихся на работу, развивает память, мышление, речь, способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений.
Я очень часто провожу устный счёт в игровой форме. Стараюсь его постоянно разнообразить, изменять форму. Но в любом случае остаются основные структурные компоненты игры: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание, соревновательность, результат игры.
Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в назначении игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе.
При окончании игры подводятся итоги.
Хорошо провести устный счёт в виде игры, но уже делить класс не на две команды, а по парам. Так, например, игра «Кто быстрее?». При проведении всех этих игр соблюдаются все этапы учебной игры: учебные задачи, правила, действия, итог. Очень часто при изучении нового материала в 5 и 6 классах использую героев детских книг.
Например, при изучении темы «Умножение десятичных дробей», использую Незнайку и Знайку.
После выполнения таких заданий можно перейти к тренировочным упражнениям на умножение десятичных дробей, объясняя каждый шаг.
Применяю на уроках математики такие игровые моменты, которые позволяют ученику побыть в роли учителя:
«Даны два решения одного и того же примера. Как думаете, какое из них принадлежит Знайке, а какое – Незнайке?»
От темы к теме материал усложняется, поэтому наступает необходимость развивать и поддерживать умение устного счёта.
И на этапах закрепления изученного я снова применяю игровые моменты. Здесь нам опять помогут сказочные герои. Особенно Незнайка. Он старается хорошо учиться, но у него не всегда всё получается. Поэтому все с радостью готовы помочь Незнайке, например, в таких заданиях:
Ввод в игру: Ребята, закройте глаза, перенеситесь мысленно в Цветочный город. Чувствуете тонкий аромат цветов. И вокруг – красота!
Жители этого городка не могут вычислить значение выражения
7,4 · 13,4 – p · 13,4 , при p = 6,4 и попросили о помощи Незнайку и Знайку.
Незнайка начал решать так:
13,4 · 7,4 = 99,16
13,4 · 6,4 = 85,76
99,16 – 85, 76 = 13,4
А Знайка внимательно посмотрел на пример и сразу записал ответ. Незнайка очень удивился. Ребята, а вы смогли бы решить так быстро?
Посмотрев на пример ,
9,84 – 16,32 · (8 – 7,45) + 2,186
Знайка сразу сказал, что получится приблизительно 4. Незнайка снова удивился быстрому ответу Знайки. Он не знает, как находится примерное значение выражения. Ребята, научите Незнайку. Но, что мы при этом должны соблюдать? (Тактичность, дисциплинированность, сообразительность).
Ввожу на урок задачи со сказочными персонажами, которые ребята решают с серьёзным видом. Помогают сказочным героям решать задачи составлением уравнений, тем самым закрепляя знания по изученной теме.
Такие задания помогают ученику понять, зачем ему нужны те или иные умения и навыки. Но в данном случае нельзя забывать, что необходима чёткая последовательность заданий, отрабатывающая каждый шаг.
Поэтому в этих классах чаще провожу сюжетные, сюжетно-ролевые учебные игры.
Для этих игр характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. С помощью сюжета игровую форму можно придать и рассказу, и беседе, и организации практической деятельности детей. А сами дети превращаются в путешественников, водителей, архитекторов, строителей. Сюжетная игра не занимает много времени. Дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Важнейший психологический секрет игры состоит в том, что она обязательно строится на интересе детей. И если у детей, например, возник интерес к игре «строительство», «путешествие», учитель должен их поддержать. Расширяя знания по той или иной теме, я повышаю активность путём использования таких разнообразных приёмов, как совет, подсказка, предложение. Поощряю стремление слабых учащихся ответить на вопрос, что повышает их стремление к получению знаний.
В свои уроки я включаю ролевые игры. Ролевая игра – особого рода структура игрового процесса.
Один из моментов в ролевой игре – начало, определение ведущего, вычленение ролей и их распределение.
При распределении ролей важно использовать такие приёмы:
свободное распределение ролей по принципу, кто кем хочет быть;
совместное обсуждение кандидатуры;
конкурс на роль.
Если вдруг нужно заменить кого-то в игре, использую тактично такие приёмы, как «отпуск», «приём на работу», «понижение в должности».
При распределении ролей учитываю особенности каждого участника игры (на основе диагностики) с тем, чтобы исполнение ролей позволяло неактивным, замкнутым детям проявить активность, смелость; неисполнительным стать организованным; новичкам проявить себя, сдружиться со сверстниками, а также способности учащихся. Этим самым способствую развитию умения учиться, приобретать новые знания.
Используемая литература
Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. - 1965. - № 1. - С.95.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 1990.
Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ