Обобщающий урок математики в 5 классе "Решение задач на проценты"
Урок математики с использованием ИКТ
Решение задач по теме «Проценты». (5 кл)
Зинченко Елена Владимировна –
учитель математики и информатики
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»;
г. Исилькуля Омской области
Пояснительная записка
Тема урока: «Решение задач по теме «Проценты».
Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме "Проценты" и усвоение учащимися практической значимости этого понятия в различных сферах деятельности человека.
Задачи урока:
- повторить понятие процента;
-совершенствование учащимися методов решения задач на проценты;
- развитие вычислительных навыков, логического мышления, внимания;
- воспитание активности;
- побуждение познавательного интереса;
- воспитание настойчивости в достижении цели.
Тип урока : урок закрепления знаний и способов действий
Данная тема изучается в 5 классе в главе «Инструменты для вычислений и измерений». На тему «Проценты» отводится 5 часов, и данный урок является последним перед контрольной работой. Проценты одно из немногих математических понятий, которое очень широко встречается в повседневной жизни, поэтому очень важно научить детей применять полученные знания по этой теме в некоторых сферах деятельности человека. У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Урок построен таким образом: вначале повторение основных правил решения задач на проценты с использование мультимедийной презентации; затем ребята решают задания в группах и проходят компьютерное тестирование; на заключительном этапе - обсуждение и подведение итогов.
Важную роль на уроке играет презентация. Она позволяет реализовать принцип доступности и наглядности. Такие уроки эффективны своей эстетической привлекательностью. Кроме того, довольно большой объем информации можно выдать за короткий период и всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Проведение уроков с использованием ИКТ – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление, гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Анализируя и давая оценку использованию компьютерных технологий на уроках математики, я убедилась, что учащиеся ждут таких уроков, и эти уроки стимулируют учащихся изучать материал более детально.
Методологическая база: УМК Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика. 5 класс», М: Мнемозина, 2009 г.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, карточки с задачами, программы MS Excel, MS PowerPoint.
Ход урока.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Сегодня будем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Организационный момент. Сообщение темы урока, целей урока (слайды №1, №2).
Повторение изученного материала.
- что мы называем процентом? (слайд №3);
- зачем нужны проценты? (слайд №4);
- задача (устно): Ивану Царевичу, чтобы сорвать золотое яблочко, нужно было проскакать на Волке до волшебного сада 100 км. За 1час он проскакал 35% всего пути. Сколько километров он одолел и сколько ему осталось? (слайд №5)
- как найти процент от числа? (слайд №6)
- выполнение задания на соответствие (слайд №7);
- как найти число по его проценту? Решаем задачу: За контрольную работу по математике отметку «5» получили 12 учеников, что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников в классе? (слайд №8);
- как найти процентное соотношение двух чисел? Решаем задачу: В школе 700 учащихся. Среди них 357 мальчиков. Сколько процентов учащихся школы составляют мальчики? (слайд №9)
Итак, мы с вами повторили понятие «процента» и три типа задач. Сейчас разделимся на группы. Одна группа будет работать за компьютерами и отвечать на вопросы теста, а вторая группа – решать задачи в тетрадях. При выполнении своей работы – поменяемся.
Работа в группах. Решение задач. Контроль, самоконтроль и коррекция знаний (тест)
1) Решите задачи:
а) Товар стоил 60 тыс.рублей. Какой станет цена товара, если ее повысить на 10%? Сначала понизить на 10%, а потом повысить на 10%?
( 60 000 + 60 000 : 100 ∙ 10 = 66 000 р.; 60 000 – 6 000 = 54 000 р., 54 000+ 5 400 = 59 400 р.)
б) Известно, что масса изюма составляет 25% массы свежего винограда, взятого для сушки. Сколько изюма получится из 48 кг свежего винограда?
(48 : 100 ∙ 25 = 12 кг)
в) После снижения цены на 20% прибор стал стоить 160 рублей. Какова его первоначальная цена?
(160 : 80 ∙ 100 = 200 р.) (учитель выступает в роли консультанта)
2) Часть учащихся (по количеству компьютеров) выполняют тест в электронном виде. Оценку выставляет ПК. Критерии оценивания:
«2» 1-3 балла
«3» 4-5 баллов
«4» 6-7 баллов
Домашнее задание (слайд №10)
Подведение итогов и рефлексия. (слайд №11)
1) Какие знания помогали вам на уроке?
2) Что нового узнали вы на уроке?
3) Как оцениваете свою работу на уроке? Оцените в процентах.
Литература и интернет-источники:
Л.П. Попова «Поурочные разработки по математике 5 класс», Москва, «ВАКО», 2011 г.
http://images.yandex.ru (рисунки в презентации)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ