Опыт духовно нравственного развития учащихся на уроках математики

Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

НОУ ВПО «Ставропольский институт имени В.Д.Чурсина»
















«Опыт духовно нравственного развития учащихся на уроках математики».


учителя математики


Лаврушовой Юлианы Евгеньевны









2010 г.





«Опыт духовно нравственного развития учащихся на уроках математики».


Личностно — ориентированное обучение может быть только мотивированным. Для своих уроков я выбрала интеграцию - как один из способов мотивации учебной деятельности. На уроках я использую два вида интеграции:

1 вид - горизонтальная интеграция — объединение сходного материала в разных учебных предметах.

2 вид — вертикальная интеграция — объединение в математическом материале, который тематически повторяется в разные годы учебы.

Я использую интеграцию и как цель обучения, т.е. в создании целостного представления об окружающем мире, и как средство обучения, т. е. в нахождении общей платформы сближения знаний.

Проработав несколько лет в школе, я пришла к выводу, что, развивая и изучая множество важных и серьезных тем дидактики, духовно – нравственного и общественно – политического характера на уроках и во внеурочное время, необходимо формировать у детей подлинную любовь и уважение к Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству, народному искусству. Именно поэтому я в своей работе использую русскую народную тематику: фольклор, народные обряды и традиции, фразеологию и лексику русского языка, то есть все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Все это, несомненно, направлено на общее развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуальности, пробуждение в нем добрых, гуманных чувств.

Использование на уроках элементов из ее истории математики является не только эффективным средством развития интереса учащихся к предмету, но также имеет познавательное и воспитательное значения.

Я интегрирую уроки математики с историей, астрономией, географией, музыкой, биологией, физикой, используя различные уровни:

  • Спецкурсы, в которых объединяются несколько предметов

  • Блокирование разных разделов

  • Изучение одной темы на основе двух или нескольких предметов

  • Курс, объединяющий знания на основе обобщенных операций мышления.

Использование интегративного подхода в изучении математики позволяет мне решать две задачи:

1.Включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

2.Обеспечение эмоциональной поддержки, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания.

Интегрированные уроки обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный интерес учащихся.

Я считаю, что предлагать ученикам изучать каждый предмет в отдельности это все равно, что выдавать лоскутки, а не рубаху целиком. Только формирование обобщенного представления об окружающем мире дает возможность адекватно в нем ориентироваться.

Источники по истории математики содержат богатый методический материал, но его следует дидактически обработать, т.е. видоизменить так, чтобы элементы истории гармонично вливались в урок, в комплексе решали задачи, как образовательные (усвоение знаний по теме), развивающие (обучение разнообразным приемам познавательной деятельности: сравнению, классификации, общению и т.д.), так и воспитательные (формирование таких качеств личности, как пытливость, любознательность, жажда знаний, интерес к культуре и истории и др.).В связи с этим хочу поделиться, как я использую элементы истории развития математики при организации учебного процесса, на примере урока «Старинные меры».




Пояснительная записка к игре

«Старинные меры на уроках математики»


Игра позволяет расширить знания учащихся по теме « Меры ».

Познакомить учащихся со старинными русскими мерами.

Решить задачи со старинными мерами.

Развивать познавательную активность, умение самостоятельно работать.


Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут и задачи. Ведь точно такие же или подобные приходилось решать и древним мастерам, военачальникам и полководцам, зодчим и ремесленникам. Так же, как и им, когда–то, нужно будет проявить смекалку и находчивость, воображение и сообразительность, точный расчет и чувство гармонии. Чем больше вопросов будет возникать у детей в этом путешествии по страницам прошлого, чем целеустремленнее они будут искать ответы в книгах и исторических документах, тем ближе и понятнее станет для них даль былых времен.









Литература.


Баврин И.И., Фрибус Е.А. Занимательные задачи по математике. М., Владос. 2003.


Выготский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М., 1967.


Депман И.Я. История арифметики: Пособие для учителя. М., 1959.


Денисов А.П. Магницкий Леонтий Филлипович (1669-1739). М.,1967.


Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика. М., «Просвещение», 1994, с.25, 69, 111, 112, 113, 156.

Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. М. Наука.1977.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ