Проектирование как методология современного образования

Проектирование как методология современного образования.

С.Х.Тахтарова-учитель математики

МОУ СОШ №3 г.Суровикино

Волгоградской области

Образование- это то, что остается,
когда все выученное забыто
Б.Ф.Скиннер


В данной работе представлена построенная учителем математики целостная модель учебного процесса в условиях проектно-исследовательской деятельности. Главной целью автора является раскрытие эффективности и широких возможностей использования этой методики на современном этапе развития образования.

Актуальность проблемы объясняется противоречиями между:

  • традиционной знаниевой системой образования (передача знаний и опыта) и требованиями современного быстро меняющегося социума (подготовка человека, способного к непрерывному обучению);

  • увеличением потока информации, способов ее получения и умением ее переработать;

  • усилением конкуренции на рынке труда и неспособностью выпускника адаптироваться к постоянно меняющемуся миру;

  • изменением роли учителя в образовательном процессе и уровнем его компетентности.

В связи с этим возникает необходимость в принципиально иной, отличной от классно-урочной философии образовательного процесса. На современном этапе развития образования широкое распространение получает проектно-исследовательская деятельность. Ведь проект – это и метод обучения, и содержание обучения, и форма организации учебного процесса, и особая философия образования.

Как метод обучения проект может быть использован в изучении любого предмета и может применяться на уроках и во внеклассной работе, он ориентирован на достижение целей самих учащихся и опирается на их личностный опыт, формирует общеучебные умения и навыки и формирует опыт совместной деятельности.

Проектирование может стать частью учебного предмета, может быть отдельным учебным предметом или основой профильных спецкурсов.

Полноценный проект «не вписывается » в уроки. Природа проекта и природа урока принципиально различны. Проектная деятельность- альтернатива классно-урочному обучению.

Проектирование – это особая философия образования:

  • философия цели и деятельности

  • философия результатов и достижений

  • философия, далекая от формирования теоретической образованности.

Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить ценностно- смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.

Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, позволяющего:

  • распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

  • определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

  • найти и привлечь нужные ресурсы;

  • точно реализовать имеющийся план, внося при необходимости свои изменения;

  • оценить достигнутые результаты и проанализировать ошибки;

  • осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности.

Именно такой тип мышления характерен для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта.

Проектная деятельность учащихся способствует сохранению и укреплению психологической и социальной составляющих здоровья. Этот вид учебной деятельности помогает развитию общеучебных навыков, снижает школьную тревожность, повышает учебную мотивацию.

Приступая к построению структуры учебного процесса, основанного на проектно-исследовательской деятельности учителя и учащихся, необходимо было решить следующие задачи. Первая- это определение места и роли учителя в организации проектной деятельности. Далее, полученные результаты стали основанием для решения второй задачи: реализация индивидуальной образовательной траектории школьников в процессе обучения математике посредством проектно-исследовательской деятельности, когда проводись исследования и создавались проекты. Это позволило перейти к третьей задаче построения целостной модели образовательного процесса в условиях проектно-исследовательской деятельности.

Логика работы строилась таким образом, что вначале учитель сам приобретает опыт проектной деятельности путем участия в проектах различного уровня, в конкурсах и фестивалях проектов со своими разработками, в совместной деятельности с учащимися. Примером может служить участие в международном проекте «Методика и информационные технологии в образовании», в рамках которого учитель организовал изучение геометрии с использованием интерактивной геометрической среды. Результатом этого проекта стало не только хорошее знание предмета, но и сформированность у учащихся информационно - коммуникативных и исследовательских навыков. Желание поделиться опытом своей работы приводит учителя к участию во Всероссийской научно-практической конференции «Методика преподавания математики» (г.Волгоград, социально-педагогический колледж, март 2009). В апреле 2009 года учительница становится лауреатом областного фестиваля учебных и педагогических проектов, который ежегодно проводится в лицее №8 «Олимпия» г.Волгоград.

В этом же лицее в ноябре 2009 года на областной научно-практической конференции «Юность науки» она занимает третье место в конкурсе педагогических проектов. Продуктом этой проектной работы становится созданный учащимися и учителем сайт в Интернете (адрес сайта: magic3.do.am).

Приобретенные таким образом навыки дают возможность учителю грамотно подходить к организации и руководству проектной деятельностью учащихся. Меняется роль учителя в учебном процессе. Он становится энтузиастом, чтобы повысить мотивацию и поддержать учеников, направляя их к достижению цели. Учитель теперь не просто предметник, а педагог широкого профиля, обладающий разносторонними знаниями и умениями. Он - координатор и консультант всего группового процесса, а также эксперт – дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

Структуру организации проектной деятельности в учебном процессе можно представить в виде следующей схемы. Проектная деятельность реализуется на уроках в целях освоения базового уровня образовательного стандарта (примером может служить проектно-исследовательская деятельность по изучению геометрии в среде Geonext) и во внеурочное время как дополнительное образование. В системе дополнительного образования математика рассматривается как прикладная наука (учащиеся создают проект «Магия треугольника», в котором раскрывают сферы применения треугольника как модели в жизни человека), как средство социальной адаптации (на предметном материале создается сайт, который способствует приобретению опыта общения), для углубленного изучения математики (элективный курс, построенный на проектно-исследовательской деятельности).



Рис.1

Представленная модель показывает, что проектная деятельность охватывает все стороны учебной деятельности и на современном этапе развития системы образования является одной из основных и наиболее эффективных методик.

Практическая значимость результатов данной работы состоит в возможности их использования в массовой школе.






Информационные ресурсы и библиографический список.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ