Урок "Старинные меры длины"

Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов

НОУ ВПО «Ставропольский институт имени В.Д.Чурсина»
















«Старинные меры длины»».


учитель математики


Лаврушова Юлиана Евгеньевна









2010 г.

Урок «Старинные меры длины»

Цели урока:

  • Расширение знаний учащихся по теме «Меры длины»

  • Познакомить учащихся со старинными русскими мерами

  • Решить задачи со старинными мерами

  • Развивать познавательную активность, умение самостоятельно работать ;

  • Воспитывать интерес к предмету через элементы русского народного фольклора.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята. Сегодня мы проводим необычный урок.Я предлагаю вам узнать какими старинными мерами пользовались на Руси.

Тема урока «Старинные меры длины».(Слайд 1)

Цели нашего урока: (Слайд 2)

  • Расширить ваши знания по теме «Меры длины»

  • Познакомить со старинными русскими мерами

  • Мы решим задачи со старинными мерами

  • Умеете ли ли вы самостоятельно работать;

  • Рассмотрим элементы русского народного фольклора на примерах пословиц и поговорок

Решение всех задач оформляйте в карточках.

В конце урока карточки сдайте.

"Знание истории предмета необходимо для правильного движения вперед ". говорил великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев.(Слайд)

Давайте пролистнем странички истории математики.

В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя дома, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Раньше люди располагали только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались названия частей тела. Не было народа, который не изобрел бы своих единиц измерения.

Длина одно из первых понятий ,введенных человеком. Первые меры длины были самыми естественными. Названия мер у разных народов свидетельствуют об происхождении от разных частей человеческого тела.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры :

Учитель .Какие?

Учащиеся. Версту, сажень, аршин, локоть ,пядь ,вершок.(Слайд)

Учитель .Правильно

Старинные меры длины.Верста.Сажень.Аршин.Локоть. Пядь.Вершок.Перст.

(Слайд)Верста.

Учитель Скажите пожалуйста , что это за мера?

Комментарий учащегося.Верста путевая мера равная 1 км 60 м

Учитель.Верста – расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты.Верста-это старорусская путевая мера и при Петре 1 «верстой» назывался столб на дороге.

Учитель.Выполнив следующую работу вы узнаете( Слайд)

Как называлась верста ранее?

81 : 9 Р

15 ∙ 3 Щ

17 – 9 О

9 ∙ 100 И

63 : 7 Е

33 + 15 П

ПОПРИЩЕ(Слайд)

(Слайд)Аршин.

Учитель.Ребята расскажите , что это за мера?

Учащийся.Аршин - базовая величина для крупных мер , равная 71 см

Учитель.Однако на Руси и другим АРШИНОМ мерили.

Разгадав кроссворд , узнайте другое название аршина

1.Деления на линейке образуют …

2.Расстояние между двумя точками

3.Часть плоскости, ограниченная окружностью

Учитель.Шагами измеряли не только землю.Шагами отмерялось расстояние на которое должны были сходиться противники на дуэли.

Шагами меряют и до сих пор.Существует даже специальный прибор шагомер.


(Слайд) Локоть.Перст

Комментарий учащегося.

Локоть расстояние от локтевого сустава до вытянутого среднего пальца = 54 см.

Перст- ширина указательного пальца = 2 см

(Слайд)Комментарий учащегося .Пядь.От слова пясть , запястье

(Слайд)Комментарий учащегося Сажень.От слова сягать .

Скажите ,что значит недосягаемый


(Слайд)Старинные меры длины.

Учитель.Ребята я предлагаю вам выполнить работу в карточках

Слайд.

Задание.

Переведи в метрические единицы

2 маховые сажени = м см

4 локтя = см = м см

3 косые сажени = см = м см

2 вершка = см мм

7 пядей = см = м см

5 перстов = см

Учитель.Молодцы.

СлайдЗагадка.

Учитель.Ребята есть еще одна мера длины, вы ее узнаете ,если отгадаете загадку.

За нотой одной, поставь другую и меру длины получишь большую.

Миля

Слайд.ЗаданиеРешите задачу использовав эту меру

Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 42 мили. Один проходит в час 4 мили, другой - 3 мили.Через сколько часов они встретятся?

Учитель .Молодцы.Решив этот пример вы узнаете русскую меру мили

Русская миля = 7 верстам

Скажите хором ответ. Миля

Русская мера, равная 7 км 400 м

Английская мера — 1 км 400 м

Учитель .Ребята ,а сей час я посмотрю хорошо ли вы запомнили меры. Давайте поиграем в игру. Когда я скажу Сажень вы разводите руками в стороны, если локоть схватите локотки руками, пядь - потрясите кистями рук, перст - шевелите пальчиками. Но помните я иногда буду говорить современные меры

Физкультминутка

Игра «Сажень , локоть, пядь , перст»

Учитель .Приведите примеры русских пословиц или поговорок


с русскими мерами.Расшифруйте их.

Семи пядей во лбу Учитель.А существовал такой человек?

От горшка два вершка, а уже указчик Учитель.Какого роста ?

В плечах косая сажень

На три аршина в землю видит

Москва верстой далека , а сердцу рядом

Нос с локоть, а ума с ноготь.

Один , как перст

Для друга семь верст не околица.


Учитель.Посмотрите сценку.


Как люди измеряли одно и тоже расстояние?

Учащиеся.По — разному.

Учитель.Это было удобно.

Учащиеся.Нет.

Учитель.Скажите , что же было делать ?

Учащиеся.Единую меру вводить.

Учитель.Действительно


В ряде европейских стран , в том числе и в Руси, стали применять железные прутья.Шильца.Однако люди мерили одно и тоже расстояние по –разному. Во Франции в конце 18 века изготовили платиновые линейки с делениями. По их образцу изготовили деревянные линейки для всего мира.

В 1989 году у линейки был юбилей . Ей исполнилось 200 лет.

Скажите когда , в каком году родилась линейка?

Учащиеся. В 1979г. В Россию линейка попала в 1812 году в качестве военного трофея.Этой системой измерения мы пользуемся и по сей день.


Учитель.Назовите современные меры длины.

Учащиеся.

КИЛОМЕТР

МЕТР

САНТИМЕТР

МИЛЛИМЕТР


Учитель.Скажите ,появилась линейка , и сразу во всех странах стали пользоваться едиными мерами длины?

Учащиеся.Нет

Учитель.Действительно , долгие годы люди шли к общей мере.

В 1960 г. на конференции по мерам и весам, в которой принимали участие крупные ученые многих стран, в том числе и Россия, приняли резолюцию об установлении Международной системы единиц — СИ

В качестве основной единицы длины был выбран

метр

Слайд.

«Искусство измерений является могущественным оружием, созданным человеческим разумом для проникновения в законы природы и подчинения ее сил нашему господству».


Слайд.Метрология

Учитель .В начале 20 века появилась наука Метрология


(от греческих слов “метрон” – мера и“логос” – наука, учение) –

вспомогательная историческая дисциплина, изучающая различные меры в их историческом развитии и взаимной связи.

Метрология, XXвек.

1918г. был принят декрет правительства Российской Федерации "О введении международной метрической системы мер и весов".


В 1930г. произошло объединение метрологии и стандартизации.

В 1954г. был образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов

Основополагающим этапом развития метрологии в Российской федерации можно считать

1993 г., когда был принят Закон об обеспечении единства измерений


20 мая Всемирный день метрологии.

Это международное событие является признанием результатов профессиональной деятельности специалистов – метрологов всего мира по созданию всемирного метрологического пространства.

Метрология в прошлом и настоящем.

"Наука начинается тогда, когда начинают измерять ". Д.И. Менделеев

Учитель .Ребята вот и перевернули мы несколько страниц из истории математики. Но книга не закончилась. Вы знаете другие меры.Какие?

Учащиеся.Меры объема , площади

Хотите узнать как они назывались раньше?

Учащиеся.Да.


Давайте вернемся к целям нашего урока

  • Расширение знаний учащихся по теме «Меры длины»

  • Познакомить учащихся со старинными русскими мерами

  • Решить задачи со старинными мерами

  • Развивать познавательную активность, умение самостоятельно работать ;

  • Воспитывать интерес к предмету через элементы русского народного фольклора.

1.Скажите все ли пункты вы выполнили?

Какие меры вы знали до, после?

2.Познакомились со старинными мерами?

3.Решили задачи?

4.Какие элементы урока вызвали интерес?



Перед вами 2 карточки – настроения

Покажите какое у вас настроение после урока.

Учитель .Оценки за урок.

Домашнее задание по карточкам


Литература


Выготский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М., 1967.


Депман И.Я. История арифметики: Пособие для учителя. М., 1959.


Денисов А.П. Магницкий Леонтий Филлипович (1669-1739). М.,1967.


Иванов М.И. Русские счёты и их использование в школе. М., 1953.


Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. М. Наука. 1985.


Рыбников К.А. История математики. Т.1,2-М., 1960,1963.


Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. М. Наука.1977.


Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. Минск,1966.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ