Приёмы запоминания и ассоциации в математике для 5-9 классов


































































































































































































































































































































































































































Творческая мастерская учителя
Запомнить так,
чтоб не забыть

Автор-составитель: Е.В. Глебова, учитель математики МОУ «Гимназия», г. Великий Устюг
Рецензенты: Кульневский М.Г., Сверкунов К.Г.
Запомнить так, чтобы не забыть, 5-9 классы: приёмы запоминания и ассоциации в математике (авт.- сост. Е.В. Глебова - Великий Устюг: « Малая академия», 2013.- 44с.
Изучение математики детьми с гуманитарным складом ума требует особого труда, использования нестандартных приёмов запоминания.
Вниманию читателя предложены разнообразные ассоциации на математические понятия; способы запоминания терминов.
Пособие предназначено учащимся и учителям школ, гимназий; рассчитано на творческое использование.
2013
Введение
Бывает, что во время
урока математики, когда даже воздух стынет от скуки,
в класс со двора влетает бабочка…
А.П. Чехов
Математику должны изучать все дети; дети с разными
способностями, склонностями, предпочтениями…
Как заинтересовать гуманитарно-ориентированных детей непростым школьным предметом, как математика? Как помочь увидеть изящество и красоту её стройных формул? Возможно, пособие, которое вы держите в руках, поможет найти ответы на эти вопросы. А так же поможет запомнить всё изучаемое так, чтобы не забыть.
Данное пособие можно использовать как в математических классах, так и гуманитарных. Мы приводим нетрадиционные формы запоминания, литературные минутки, исторические экскурсы, привлекаем большое количество ассоциаций и пр.
Мы предприняли попытку систематизировать материал по математике 5-9 классов, упорядочить по темам.
Пособие представляет своеобразный дидактический материал, возможности применения которого могут варьировать по усмотрению учителя.
I раздел пособия посвящён ассоциациям и аналогиям между математическими и литературными объектами.
Во II разделе рассмотрены темы алгебра и геометрия 5-9 классов с приёмами запоминания.
В III разделе рассмотрены темы геометрии 5-9 классов с технологиями запоминания.
Предложенные материалы сопровождаются теоретическими положениями, обосновывающими актуальность использования предлагаемого материала, комментариями автора.
Пособие будет полезно и при внеклассных занятиях по предмету, проведении конкурсов, викторин.
Работая над пособием, мы ставили пред собой цель- помочь ученикам запомнить «сухие» математические факты, создать для гуманитариев более комфортную атмосферу на уроке, облегчить процесс приобретения и сохранения знаний.
К. Бальмонт дал напутствие своему читателю: « Умей творить из самых малых крох, иначе для чего же ты кудесник?»
Хочется надеяться, что мой опыт и идеи, собранные по крупицам и систематизированные в данном пособии, помогут учителю и ученикам по- иному взглянуть на предмет математики и почувствовать себя (хотя бы немного) волшебником.
Успехов вам и вдохновения!
Математико-гуманитарные «мостики», аналогии, ассоциации.
Знание по математике тесно переплетаются со знаниями по другим, часто гуманитарным, предметам.
Особое место занимают задания на установление аналогий между математическим материалом и различными объектами из гуманитарной области и из повседневной жизни. Выявление таких тонкостей привлекают внимание школьников «далёких» от математики, придаёт им силы, вселяет надежду на дальнейшее обучение, ведь это интересно, живо, нестандартно.
Неудивительно, что такие аналогии и ассоциации существуют, т.к. источник всего математического знания- сама жизнь.
Аналогии в математике
« Я больше всего дорожу аналогиями.
Они знают все секреты природы,
И ими меньше всего следует пренебрегать в геометрии»
Ян Каплер
Аналогия (греч.)- соответствие, сходство. Приведём аргументы, которые позволят нам обосновать необходимость использования заданий на установление аналогий и ассоциаций.
Итак, первое: межпредметные аналогии помогают интегрировать знания.
Второе: приблизить предмет математики к школьнику, сделать его разным и близким, перевести правила, теоремы, задачи на язык образов, символов, эмоций.
В- третьих: работа по установлению ассоциаций способствует развитию образной памяти, обороты мышления, воображения.
Кроме того, упражнения по нахождению одинаковых понятий в различных науках (гипербола (мат.)- гипербола (литерат.)) помогают найти их объединяющий стержень, приблизить математику к условиям реальной жизни и возникающих в ней задач. Межпредметные связи, творческое мышление, ассоциативное мышление,- всё это ведёт к собственным открытиям.
Литературные метафоры математики
1. Аксиома = ясно как дважды два.
2. Метод от противного = не было бы счастья, да несчастье помогло.
3. Параллельные прямые = небо и земля.
4. Отрезок = было бы начало, будет и конец.
5. Прямая = дорога без начала и конца.
6. Луч = солнечный луч, небо вокруг.
7. Круг и шар = Загадка: без окон, без дверей полга горница людей.
8. Наклонная и её проекция = предмет, приставленный под наклоном к стене,- это наклонная.
9. Куб = кристаллы соли имеют форму куба.
10. Сравнение отрицательных чисел = из двух зол выбирай меньшее.
11. Область допустимого значения (ОДЗ) = каждый гриб в руки берут, да не каждый в кузов кладут.
12. Прямая пропорциональность = много снега - больше хлеба.
13. Обратная пропорциональность = тише едешь - дальше будешь. Дальше положишь- ближе возьмёшь. Меньше знаешь - крепче спишь.
14. Подобные слагаемые = масть к масти подбирается. Сытый голодному не товарищ.
15. Модуль числа = нет худа без добра.
16. Посторонний корень = пятое колесо к телеге.
17. Прямая и обратная теоремы = ты - мне, я - тебе.
18. Доказательство теоремы = не верь глазам своим. (Надо доказать!)
19. Дискриминант = скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
D 0 – 2 корня.
D 0 – корней нет.
D = 0 – 2 совпадающих корня.
20. Разные способы решения одной задачи = два ботинка на одну ногу.
Межпредметные связи
1. Обыкновенные дроби – музыка, деление пирога.
2. Пропорции, % - биология, труд, ИЗО, домоводство.
3. Масштаб- география.
4. Векторы – алгебры, физика, информатика.
5. Преобразование фигур - биология, рисование, литература.
6. Квадратные уравнения- физика, литература ( О. Хайям)
7. Прямая и обратная пропорциональность- физика, литература.
8. S круга - физика, астрономия.
9. Система координат - география, астрономия.
10. Элементы теории вероятности - биология.
11. Решето Эратосфена - история.
12. Теорема Пифагора, Фалеса, Виета - история.
13. Относительная погрешность – физика, статистика.
14. Проекция наклонной - геометрия, физика.
15. Координатная плоскость – география.
16. Процентное отношение вещества - химия.
17. Гомотетия – рисование, география.
18. Доли, дроби – музыка.
19. Формулы - физика, химия.
20. Куб, параллелепипед - черчение, физика, химия.
Математика 5 класс
1. Не путать понятия число и цифра.
С помощью их составляют
Буква Слово
Цифры используют для записи слов так же, как буквы для записи слов. Иногда цифра носит роль числа так же, как буква роль слова. Например: буква (слово) Я или цифра (число) 7.
2. 11= 1+10 (один на дцать)
3. «Говорящие приставки»
ЗАПОМНИТЕ некоторые приставки, котрые помогут выучить единицы измерения величины.
Кило = 1000 1кг= 1000г килограмм
1км= 1000м километр
Санти =
1м= 100см сантиметр
Деци =
1м= 10дм дециметр
Милли =
1м= 1000мм миллиметр
4. Периметр (от латинского «Пери»- вокруг. Периметр - измерение в единицах длины).
5. Треугольник – ТРИ угла, вершины.
- существует такой музыкальный инструмент.
6. Луч – ассоциация с лучом о прожектора (есть начало, а конца нет)
Отрезок – «отрезали» есть 2 конца.
Шкалы и координаты
1. «Цена деления» - это понятие можно ассоциировать с длиной шага.
2. Координатный луч имеет свои три особенности, которые можно запомнить с помощью:
начало
единичный отрезок направление
S квадрата равна a в квадрате Sкв = а2
V куба равен а в кубе Vкуба = a3
Прямоугольный параллелепипед – в жизни это обычная коробка, комната, шкаф…
Ребро - как кость скелета - служит для построения каркаса.
Грань – грани граненого стакана – это уже плоскость.
Окружность ассоциируется с кольцом
Круг – ассоциация – монета
Эллипс – овал
Шар – ассоциация с мячом
Сфера- ассоциация с резиной (каркасом мяча)
Знаменатель («земля» - внизу) Числитель («чистое небо»- вверху)
Округление чисел
Правило «пятёрки» (начиная с 5, идёт увеличение на 1)
Скорость сближения
+
V2 V1
V сближения = V1 + V2
Движение в двух направлениях, знак в формуле из двух чёрточек «+»
V2 V1
V сближения = V1 – V2
Движение в одном направлении, знак одна черта «-» (Из большего вычесть меньшее)
Действия с десятичными дробями
+ -
При записи в столбик запятая под запятой,
разряд под разрядом
19,124 17,89
1 8,34 0,0017
х
Формулы
S= V x t Путь = работа
A= P x t Скорость = производительность
1 процент с латинского pro centum.
o t
Виды углов
Обычно путают прямой угол с развёрнутым.
180о
Кстати сказать, не забывайте известное понятие «биссектриса» - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.
Угол 45о можно начертить без транспортира (на клетчатой бумаге по диагонали клетки)
Тогда 135о= 900+ 45о тоже реально начертить без транспортира.
Математика 6 класс
1. Делитель а – « он делит а»
Все делители а начинаются с 1, закончатся a 1 делитель a а
2. Кратное а – « оно делится на а»
Кратное а а Самого большого числа, кратного а, нет.
3. Признаки делимости
Признак помогает установить, будет делиться число без остатка или нет.
На 2 и 5;10: ориентир на одну последнюю цифру числа
2 x 5 = 10 (один 0)
На 4 и 25; 100: ориентир на две последние цифры числа
4 x 25 = 100
На 8 и 125; 1000: ориентир на 3 последние цифры числа
8 x 125 = 1000
На 3 На 9
Сумма цифр данного числа кратна
Кратна 3 Кратна 9
4. НОД (72;96)= 2x2x2x3 = 24
72 2 96 2 НОД подчеркнуть
36 2 48 2 одинаковые множители в разложении
18 2 24 2 чисел.
9 3 12 2
3 3 6 2
1 3 3
1
5.
:
= 
Дробь, перед которой стоит знак : , надо перевернуть
6.
от
это
от умножай на дробь ( при небрежном написании т иногда похожа на ж)
Что составляет
от ?
?= :
Если дробь рядом с?, то на неё надо делить.
8. «Правило креста» при решении пропорций
=
получаем: a x d= bx c
9. Lокружности = 2ПR2
Длина окружности измеряется в единицах длины (м, см…), зн. R в I степени
Sкруга = ПR2
Площадь измеряется в квадратных единицах, зн. R2
10. Шар = арбуз, глобус
Сфера – поверхность шара = кожура арбуза
11. Число П = 3,1415926… 3-что
1-я
4-знаю
1-о
5-круге
12. -2 -5 читать удобно: -2 да -5
Знак + и – относить к числу, перед которым он стоит
-2-5=-7
Долг да долг = долг -2+(-5)=-7
-9+3 = -6
Должны 9 рублей, а в кармане 3 = если отдашь долг, то всё равно будешь должен 6 (в данном случае)
ЗАПОМНИТЬ! При возникновении трудностей в вычислениях, выполнить про деньги (долг и наличные)
13. При х и делении правило знаков:
- х - = + - : - = +
- x + = - - : + = -
Количество минусов нечётное, ответ с минусом.
Количество минусов чётное, ответ с плюсом.
14. Раскрытие скобок
Перед () минус, значит у числах в скобках менять знаки
Минус = менять
a-(b-c+d)= a-b+c-d
15. Координатная плоскость
x y А 0
2) подняться по лестнице вверх или спуститься вниз или
0(о;о) – начало отсчёта (озеро во Франции –Оо)
А (x;y) – сначала движение по оси оx, затем по оси oy
Ось ox = усталый человек говорит OX, и стремится занять горизонтальное положение.
Ось oy = «Ух –ты» - говорим, восхищаясь, поднимаем большой палец кулака вверх.
а О , то корней нет
а = О , то корень один X=О
а , то 2 корня: x = а
17. Решение задач на прямую и обратную пропорциональность
15 кг- 8 деталей 15 машин- 8 минут
45 кг- x деталей 45 машин- x минут
I стрелку в любом направлении ставим в том столбике, где всё известно. О направлении стрелки в другом столбце думать по ситуации задачи прямая пропорциональность, то стрелки в одном направлении. Или
Обратная пропорциональность стрелки в разных направлениях: Или
=
= 
! В кратких записях величина под величиной: (кг под кг; мин. под мин.; % под %)
! В I строке говорится про I и ту же ситуацию, во II строке про II ситуацию!
Алгебра 7 класс
1. 25=32 (на конце 2-чётное, 3+2=5)
210=1024
2. 6x=3 В подобных случаях многие путают, что на что делить.
X=
=
Запомни так: «то, что без буквы, делить на то, что рядом с буквой»
3. 7 10 24,5
В двойном неравенстве углы знаков смотрят влево. Обратить внимание, что числа стоят по возрастанию.
4. x 0 – число положительное
X 0- число отрицательное
Х 0- число не отрицательное (усложнение в знаке, усложнение в словах)
X 0- не положительное (усложнение в знаке, усложнение в словах)
5. Хотя бы один- означает один или больше.
6. Союз «и» - в математике означает «вместе»
Союз «или» - означает объединение
И = = система Или = [ = совокупность
7. О*x = 5 O*x = О
Ответ: корней нет Ответ: x- любое число (множество корней)
Как не спутать?
X+8,2
8. 324x – 1 на 9
Как составить уравнение? Смотри на знак неравенства. Уголок знака всегда смотрит на меньшее
Возможные ситуации: 1) = + - самая удобная
2) - =
3 + 4x
9. 16,7 – x в 8 раз
Уголок на меньшее. Уравнение можно составить так:
1) x =
2) =
3) =
10. При решении задач верно и удачно составленная краткая запись- половина успешного решения.
11. y= f(x)
y
x
0
y y
12. как определить: какой график изображён: возрастающей функции или убывающей функции?
0 x
Возрастает = «поднимаемся в гору»
x
0
13. Что значит слово «очевидно» - оченьвидно (очень видно)
14. Не менее a означает «больше или равно a»
15. x= ИКС - абсцисса (звук с в обоих словах)
Y= игрэк- ордината (звук р в обоих словах)
16. Ось ОX - задаётся y=0
Ось ОY – задаётся x=0
Как не запутаться?
ОX – нет буквы Y в записи, значит Y=О
ОY – в записи нет X, значит X=О
y
3 X=3 y x Y=3
3 0 0 x
Как запомнить, какой оси график параллелен?
Y=3 1)отмечать 3 на той оси, где написано y=3
2) график параллелен той оси, какой буквы в записи нет.
X=3 прямая || оси oy, т.к. в записи буквы y нет
19. y= kx +b
b
b- «Воробей на дубе»
20. y= ax2 – парабола
X2= парабола (два=пара)
График похож на чашу, которая может быть и перевёрнутой.
21. y= ax3 – кубическая парабола (3=куб)
22. y=
- гипербола (в русском языке есть термин гипербола = преувеличение. Чем меньше x, тем больше значение y)
23. am x an = am+n x похоже на +
am : a n = am-n : на калькуляторе : , а знак : похож на –
24. Формулы «сокращённого» умножения = «быстрого» умножения.
a2 – b2 = (a-b)(a+b) В скобках с минусом порядок букв тот же, что в a2 – b2
(a b)2 = a2 2ab+ b2 - у каждого одночлена II степень
a3 - a3 = (a-b)(a2 + ab + b2)
в «маленькой» скобке знак – совпадает со знаком «-» в левой части, в «длинной» скобке всё «+»
a3 + a3 = (a+b)(a2 - ab + b2)
в «короткой» скобке +, как в левой части, в «длинной» скобке наоборот, есть «-».
(a-b)3 = a3 – 3a2 b+ 3ab2 – b3 чередование знаков справа; каждый одночлен III степени
Общее для всех формул
Если в левой части формул есть (), то в правой части скобок нет, и наоборот.
Алгебра 8 класс
ax+ bx+ l
cx- dx+m
-начинай преобразовывать-то, что проще (выносить за скобки, группировать)
-числитель подскажет, что делать в знаменателе и наоборот
-надо сократить = значит должно появиться что-то одинаковое в числителе и знаменателе
2. При + и – дробей надо находить НОЗ , при этом помнить:
НОЗ находим по принципу:
-всего понемногу
-одинаковое берём 1 раз
+
=
. . . . . . .
+
a
b-c
-
a
=
a(b-c)
. . . . . . .
. . .. . . . . . . . . . .
=
Берём букву в наивысшей степени из приведённых
a7 a7 a5
3. При нахождении дополнительных множителей дробей вспомни «кодовый замок» на дверях
b(a+5)(c-4) c-4 a+5 = - b +
НОЗ= b(a+5)(c-4) = код из трёх цифр
(b(c-4))
= b(c-4) (a+5) a+5
Аналогично, чтобы «войти во II дверь», надо ещё нажать (a+5)(c-4), т.к. b уже нажали.
«Вход в III дверь»= нажали ещё (a+5)b, т.к. (c-4) уже введено.
4. Не стоит путать понятия
Сократить и взаимно уничтожить
Сокращают дробь (когда числа «на разных этажах» )
16(x-8)5 = 4(x-8)4
12(x-8) 3
Взаимно уничтожить можно слагаемые, ( когда числа с противоположными знаками на «одном этаже»)
=
12+ 2x-12 2x
5. + и - , как конечные действия, это запрет к сокращению дробей.
X+8 нельзя сокращать ни на x, ни на 4, ни на 2
4x-10 + и – запрещают
Ассоциируйте + и – с «оголёнными» проводами, которые голыми руками не трогают!
6. x не отрицательное число, значит положительное или О
«не» отрицательная частица, значит получим , кроме того «не» усложняет понятие, значит идёт усложнение знака x О
7. «не положительное» число x. Слово «не» означает противопоставление положительному числу, значит О, но усложнение в формулировке даст усложнение знака x О.
8. Арифметический квадратный корень
Под знаком радикала может стоять неотрицательное число, т.е. О
= При извлечении из числа получаем только не отрицательный результат, т.е. О
9. 196 x 5 = 14
Используйте приём подчёркивания. Число 196 подчеркнули, значит из него извлекли
10. Внести под знак
= 2 x
- = - 2 x Отрицательному числу доступа под
нет. Он, как собачка, остаётся вне дома, на улице.
11. Вынести из- под - действие, обратное внесению под
12. (
)2 = a
2 = |a|
Запомните так!
Были () в формуле в левой Не было скобок в левой части
части, значит в правой формулы, значит в правой
части их не будет; исчезнет части будет знак модуля;
квадрат. Исчезает квадрат.
13. Уравнения
a=0, то x=0 a 0, то корней нет
= a
a 0, то x=
a 0, то x=a2
2 корня, т.к. высшая Возводить обе части в квадрат
степень вторая, можно, если они без
причём условие существования знака «-».
корней выполнено ( a 0)
Как запомнить, когда возводить в квадрат, а когда извлекать ?
Возведение в квадрат и извлечение - это 2 обратных действия.
Если в условии был квадрат 2, то придёшь к .
Если в условии был , то придёшь к возведению в квадрат2
2
14.
11
+ и – невыполнимы, если подкоренные выражения разные.
Как понять? 8
это 8 рублей
11
это 11 долларов
8
+ 11
= в один кошелёк положим, (т.е. соединим +), но одной валютой стать не могут ( это не будет 19
).
НО! 8
+ 11
= 19
(8 рублей + 11 рублей = 19 рублей)
15. ОДЗ : = всё можно, кроме того, что нельзя.
16. Теорема Виета
ax2 + bx+ c = 0 , a=1, D 0, то
x1+x2= -b Как запомнить?
x1xx2= c -b=II коэффициент, взятый с противоположным знаком. (бэ- II буква в русском алфавите)
с- сводный член, связан с произведением корней: з-с парные согласные.
17. a-n=
«-» превращается в , при этом an «спускается» в знаменатель.
18. x a x a
x x a x a
( скобка круглая)
ЗАПОМНИ: a a
a x a
знака
усложнение [скобка квадратная]
скобки ]
[ ] ( )
Геометрия 7 класс
1. Биссектриса – это «крыса», которая бегает по углам и делит угол пополам.
2. Медиана- от лат. «Media» -середина
3. ||-ые прямые - ассоциация: рельсы или линия земли и линия горизонта.
4. Теорема
Доказательство
Формулировка нужно, чтобы только
нужна для доказать то, о чём
решения задач гласит теорема.
5. Смежные углы- как смежные комнаты = одна стена общая, а у углов- одна сторона общая.
6. Вертикальные углы- ассоциация с (буква х)
7. Доказательство от противного или от противоположного.
8. Обратная теорема к данной. Условие заключение.
10. Свойство медианы равнобедренного треугольника
БМВ( приём запоминания- «автомобиль БМВ»)
Если в р/б треугольнике к основанию проведены:
Биссектриса Медиана Высота
Является Является Является биссектрисой и
медианой и биссектрисой и медианой.
Высотой. высотой.
11. Признаки и свойства ||-ти прямых
-Если…, то - теорема, обратная признаку
- Устанавливают ||-ть - ||-ть есть, что из этого следует
12. Внешний угол треугольника
Ассоциация: стоит человек у дома и
опирается на его стену.
13. Центр, вписанный в треугольник окружности - точка пересечения биссектрис углов треугольника.
Центр, описанный около треугольника окружности - точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника.
Как не перепутать? («В» похожа на «б») Опис.= сер.пер.
14. Построение
Чертёж один! Ножка циркуля встаёт в данную точку.
«раскрытия рта»
Геометрия 8 класс
1. Схема четырёхугольников
Равнобокая Прямоугольник Квадрат Ромб Трапеция Параллелограмм Четырёхугольник
Прямо-угольная
2. Средняя линия треугольника
Средняя- середина сторон треугольника.
3. Построение IV пропорционального отрезка
Прилежащий катет Гипотенуза
=
4. СOS α=
Противолежащий катет Гипотенуза
α
Прилежащий катет Гипотенуза
СOS- дОбрый=
Противолежащий катет Гипотенуза![]()
SIN- злой=
Противолежащий катет Прилежащий катет sin α cos α
tg α = =
cos α sin α
сtg α = = одинаковая буква сначала (с)
5. –яр и наклонная
Стена дома
Перпендикуляр = стена дома
Наклонная = лестница, прислонённая к дому
6. Не учи всю таблицу! Знай первую строку и свойства функций!
Используйте «правило снежинки»
α
30o
2
60o
Свойства функции
sin α

2
2 3
cos α
2 3
2
2

tg α
3
1

ctg α

1
3
3
C B А
C 
Вспомни приём деления отрезка пополам из бумаги: Сложи концы соответственно, разделишь пополам.
8. длина AB= (XB-XA)2+ (YB-YA)2
Длина отрезка = длинная формула.
Литература
Агеева И.Д. Занимательные материалы по математике. – М.:Сфера, 2006. – 240 с.
Баландин Б.Б. 10000 вопросов для очень умных. – М.: РИПОЛ-классик, 2007.-512 с.
Гачев Г.Д. Математика глазами гуманитария. – М.:СГУ, 2006. – 360 с.
Гузеев В.В. Гуманитарный прорыв в образовании//Народное образование. – 2006. - №2. -. С.123-129.
Дорофеев А.В. Гуманитарные аспекты преподавания математики.// Математика в школе.- 2000.-№6.
Зверев И.Д. Взаимная связь школьных предметов,- М.: знание, 1977-65с.
Лавринович К.В. – Богатство интересов – залог обучаемости//Математика в школе. – 1990. - №6
Панишова О.В. Математика для гуманитариев.- Волгоград: Учитель, 2010.-271с.
Математика 5,6 Н.Я. Виленкин – М: Мнемозина, 2007.
Алгебра 8 Н. Макарычев, под ред. С.А. Теляковского – М:Просвещение, 2009, 271 с.
Геометрия 7-9. А. В. Погорелов – М: Просвещение, 2009, 224 с.
Интернет-ресурсы
Bob Jensen’s Essay for New Faculty. – Режим доступа: http://www.trinity.edu/rjensen/000aaa/newfaculty.htm
Рифма.ком.ру & рифма.инфо/Портал «Русские рифмы».- Режим доступа: http://rifma.com.ru/
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………..2
Математико-гуманитарные «мостики», ассоциации……………………………..4
Аналогии в математике…………………………………………………………………………….5
Литературные метафоры математики………….………………………………………….6
Межпредметные связи……………………………………………………………………………..8
Математика 5 класс…………………………………………………………………………………10
Математика 6 класс………………………………………………………………………………….16
Алгебра 7 класс……….………………………………………………………………………………..22
Алгебра 8 класс……..………………………………………………………………………………….28
Геометрия 7 класс….………………………………………………………………………………….35
Геометрия 8 класс….………………………………………………………………………….........37
Литература………………………………………………………………………………………………..41
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ