Программа элективного курса "Удивительный мир математики"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЭДУАРДА ДМИТРИЕВИЧА ПОТАПОВА»
ПРОГРАММА
элективного курса
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МАТЕМАТИКИ»
учитель математики
Макарова Елена Владимировна
Мичуринск – 2012г.
Пояснительная записка
Математика – это язык, на котором говорят не только наука и техника, математика – это язык человеческой цивилизации. Она практически проникла во все сферы человеческой жизни. Современное производство, компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической грамотности. Это предполагает и конкретные математические знания, и определенный стиль мышления, вырабатываемый математикой.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
Элективный курс адресован учащимся 10 классов, планирующим в дальнейшем специализироваться в области математики.
Название курса выбрано с расчетом на то, что школьников должна заинтересовать возможность расширить и углубить свои знания по математике и тем самым подготовиться к успешной сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ по математике.
Курс является предметно-ориентированным.
В основу содержания курса положены такие теоретические вопросы и практические задачи, которые доступны для понимания учащимся соответствующего возраста, имеют практическое приложение в реальной жизни человека и позволяют школьникам научиться мыслить, в том числе мыслить творчески.
Курс состоит из пяти крупных блоков. Каждый блок содержит вопросы, объединенные одной идеей.
В основе методики элективного курса лежит деятельностный подход в обучении, реализуемый в поисково-исследовательской и творческой работе учащихся
В процессе изучения курса учащимся будет предложено подготовить рефераты, исторические справки по отдельным темам.
Следующей особенностью курса является то, что по завершении курса учащиеся предоставляют творческие проекты-презентации.
Элективный курс имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Во-первых, он направлен на овладение учащимися конкретными знаниями и умениями, во-вторых, успешная реализация задач курса позволит достичь, поставленных целей развития и воспитания учащихся.
Цель курса состоит в формировании представления о математике как общекультурной ценности и возможности использования математических знаний в различных сферах деятельности человека.
Задачи курса:
- расширить область математических знаний учащихся за счет изучения новых понятий;
- расширить общекультурный кругозор учащихся;
- убедить в необходимости владения законами, алгоритмами и правилами математики;
- освоить новые формы работы (проведение исследования, работа в библиотеке и т д.)
Виды контроля:
- устные опросы;
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- зачет в форме защиты проектов.
Элективный курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий
Содержание программы
I блок: «В мире функций»
Актуализация знаний учащихся по теме «Функция» за курс основной школы, классификация основных функций и их графиков. Основные преобразования графиков функций, Чтение графиков функций.
Знакомство учащихся с примерами применения свойств функций при решении уравнений и неравенств. Решение задач, взятых из текстов ЕГЭ по математике.
II блок: «В мире нестандартного»
Исследовательская работа в преобразовании выражений, содержащих абсолютную величину. Преобразование иррациональных выражений. Формула сложного радикала. Преобразование числовых выражений с использованием формулы сложного радикала и без нее.
III блок: «В мире уравнений»
Классификация уравнений и способов их решений. Некоторые уравнения специального вида.
Уравнения высших степеней. Возвратные уравнения.
Уравнения с модулем. Иррациональные уравнения. Уравнения с параметром. Системы уравнений
Применение производной при решении уравнений.
На итоговом занятии обсуждаются результаты изучения темы, и проводится защита решений задач, взятых из текстов ЕГЭ по математике.
IV блок: «В мире неравенств»
Актуализация знаний учащихся по теме «Неравенства». Обобщенный метод интервалов. Неравенства с модулем. Метод интервалов при решении неравенств с модулем.
Развивающие задания на решение неравенств с параметрами.
V блок: «В мире задач»
Текстовые сюжетные задачи, решаемые составлением уравнений. Решаются задачи на проценты, смеси и сплавы.
Итоги курса подводятся на конференции.
Математика – это искусство называть
разные вещи одним и тем же именем.
А.Пуанкаре
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество
часов
Вид занятия,
контроля
I блок «В мире функций»
5
1
Классификация функций, изучаемых в школьном курсе математики
1
Занятие-обсуждение, практикум
2
Построение и чтение графиков основных функций. График кусочной функции.
1
Занятие-обсуждение, исследовательская деятельность
3
Элементарные преобразования графиков функций. Графики сложной функции.
1
Практикум
4-5
Применение свойств функций при решении уравнений и неравенств.
2
Лекция, исследовательская деятельность, тестирование
II блок «В мире нестандартного»
5
6-8
Преобразование нестандартных числовых выражений
3
Мини-лекция, практикум
9-10
Преобразование нестандартных алгебраических выражений
2
Мини-лекция,
практикум, самостоятельная работа
III блок «В мире уравнений»
12
11
Классификация уравнений, решаемых в школьном курсе математики
1
Занятие-обсуждение, практикум
12-13
Уравнения высших степеней
2
Мини-лекция, практикум
14-15
Уравнения с модулем
2
Лекция, практикум
16-17
Иррациональные уравнения
2
Исследовательская деятельность
18-20
Уравнения с параметром
3
Лекция, практикум, самостоятельная работа
21
Системы уравнений
1
Практикум
22
Применение производной при решении уравнений
1
Занятие-обсуждение
23
Итоговое занятие по теме: В мире уравнений»
1
Защита проектов
IV блок «В мире неравенств»
5
24
Обобщенный метод интервалов
1
Практикум
25-26
Неравенства с модулем
2
Мини-лекция, исследовательская работа
27-28
Неравенства с параметром
2
Мини-лекция, исследовательская деятельность, тестирование
V блок «В мире задач»
5
29-30
Сюжетные задачи, решаемые составлением уравнений
2
Практикум
31-33
Логические и нестандартные задачи
3
Практикум
34
Итоговое занятие – конференция
1
Защита проектов
Информационные ресурсы
1. Арнаутова И.Н. Экзамен на пять. Математика. – Санкт- Петербург, 2005
2. Величко М.В. Математика 9-11 классы: проектная деятельность учащихся.
Волгоград: Учитель, 2008
2. Егерев В.К. и др. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. – М., 1999.
3. Иванов Е. А. и др. Об одном классе развивающих задач элементарной и высшей математики. – Новочеркасск, 2001.
4. Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 10-11 классы: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002.
5. Цыпкин А.Г. и др. Справочное пособие по методам решения задач по математике. – М.: Наука,1983.
6. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. – М.: Просвещение, 1989.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ