Рабочая программа по математике 7 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18» города Магнитогорска Челябинской области


Утверждаю:


________________________

директор МОУ «Гимназия №18»

Е.В. Дегтярева

«____» ___________ 2014 г.





Согласовано с учебной частью


___________________________

зам. директора по УВР

Н.А.Ожиганова

«___» _______________ 2014 г.


Рассмотрено на заседании МО учителей математического цикла

____________________________

руководитель МО

Н.М.Глубокова

«____» ___________ 2014 г.



Рабочая программа по математике

7 класс




Составил учитель математики

МОУ «Гимназия №18»

Глубокова Наталья Михайловна





















2014-2015 учебный год


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. Базовый уровень (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике. Базовый уровень (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03-1263).

3. Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год».

4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»

5.Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»

6. Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».

Структура рабочей программы определена Положением гимназии о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (Приказ № 165 от 31.08.2010г.)


Рабочая программа по математике для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерных программ курса алгебры и геометрии для 7 классов средней общеобразовательной школы (Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009 ,и «Сборник рабочих программ. 7-9 класс»/сост. Т.А.Бурмистрова.-М.:Просвещение,2011.) рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации от 2004 года.

Изучение базового курса ориентировано на использование учебника «Геометрия 7» автора В.Ф. Бутузов, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Для организации самостоятельной, практической, контрольных, работ используются «Дидактические материалы по геометрии 7 класс» В.Ф, Бутузов, а также методическое пособие «Поурочные разработки» к учебнику Геометрия 7 тех же авторов. Целью данного пособия является помощь учителю в планировании и подготовке уроков геометрии в 7 классе.

Всего часов: 169(из них 119ч-алгебра, 50-геометрия)

Количество часов в неделю 5 (I четверть:5 ч –алгебра, II четверть: 3 ч – алгебра , 2 ч - геометрия)

Количество учебных недель: 33 и 5 дней

Количество плановых контрольных работ/зачётов 7/10 (из них 0/10 - по алгебре, 5/0 - по геометрии,1/0-входная контрольная работа,1/0-полугодовая контрольная работа 1/0 – итоговая контрольная работа)


Цели изучения математики в 7 классе:

  • Развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов.

  • Усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач.

  • Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин и для продолжения образования.

  • Формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.


Задачи учебного предмета

  • Развитие алгоритмического мышления

  • Овладение навыками дедуктивных рассуждений

  • Получение конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры

  • Формирование функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах

  • Понимание роли статистики как источника социально значимой информации

  • Приобретение конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений

  • Формирование языка описания объектов окружающего мира

  • Развитие пространственного воображения и интуиции, математической культуры

  • Эстетическое воспитание учащихся

  • Развитие логического мышления

  • Формирование понятия доказательства

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


  • планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнение заданных и конструирование новых алгоритмов

  • решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательская деятельность, развитие идей, проведение экспериментов, обобщение, постановка и формулирование новых задач

  • ясное, точное, грамотное изложение своих мыслей в устной и письменной речи, использование различных языков математики, свободный переход с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства

  • проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижение гипотез и их обоснование

  • поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии


Требования к математической

подготовке учащихся

В результате изучения алгебры ученик должен

знать/понимать:


Числа и вычисления

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

Систематизировать сведения о рациональных числах; пользоваться эквивалентными представлениями чисел в ходе решения задач;

Усовершенствовать навыки вычислений с рациональными числами; рационализировать вычисления; при нахождении значений выражений эффективно сочетать устные, письменные вычисления и применение калькулятора;

Овладеть приёмами прикидки и оценки результата вычислений;

Сформировать первоначальные умения статистического анализа больших массивов числовых данных;

Овладеть навыками решения двух основных задач на проценты – нахождение процента от величины и величины по ее проценту.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

Уметь решать задачи на проценты;

Уметь свободно переходить от десятичных дробей к обыкновенным, находить десятичные эквиваленты или десятичные приближения обыкновенных дробей;

Уметь находить значения выражений, содержащих возведение

в степень.


Выражения и их преобразования

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

Овладеть понятиями «числовое выражение», «буквенное выражение», а также связанными с ними понятиями; осознать буквенное исчисление как формально – оперативный аппарат математики;

Овладеть техникой преобразований рациональных выражений; овладеть приёмами разложения многочлена на множители и применять их в комбинации;

Усвоить формулы квадрата суммы и квадрата разности.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

Уметь правильно употреблять буквенную символику, понимать смысл терминов «выражение», «преобразование», формулировки заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»;

Уметь выполнять разложение многочленов на множители различными способами; приводить подобные слагаемые;

Уметь выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, многочленами;

Уметь применять формулы сокращённого умножения для преобразования выражений.





Уравнения

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

Получить представления об уравнениях как математическом аппарате решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

Освоить основные приёмы решения рациональных уравнений;

Решать текстовые задачи методом уравнений.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

Понимать, что уравнения широко применяются для описания на математическом языке разнообразных реальных ситуаций;

Правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учителя; понимать формулировку задания: «решить уравнение»;

Уметь решать линейные уравнения;

Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью уравнений.


Функции

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

Овладеть приёмами работы на координатной плоскости;

Сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей;

Познакомиться с графиками зависимостей y = x; y = - x; y = x²; y = x³; y =| x |;

Понимать, что графики различных зависимостей используются в самых различных областях человеческой деятельности;

Переходить от одного языка описания зависимостей к другому; понимать эквивалентность формулировок на разных языках.

Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:

Уметь строить графики зависимостей: y = x; y = - x; y = x²; y = x³; y = | x |, кусочно заданных зависимостей;

Уметь перейти от алгебраического описания множества точек к геометрическому и наоборот;

Уметь считывать с графика зависимости нужную информацию.


В результате изучения курса геометрии ученик должен овладеть следующими понятиями:

  • угол, луч, прямая, отрезок;

  • перпендикулярные прямые, перпендикуляр к прямой

  • треугольник и его виды;

  • равнобедренный треугольник и теоремы, связанные с ним

  • медиана, биссектриса, высота;

  • признаки равенства треугольников;

  • признаки равенства прямоугольных треугольников;

  • свойства прямоугольного треугольника;

  • серединный перпендикуляр к отрезку;

  • свойство биссектрисы угла;

  • проекция отрезка;

  • соотношения между сторонами и углами треугольника;

  • неравенство треугольника;

  • сумма углов треугольника;

  • окружность.

  • отрезки и углы, связанные с окружностью;

  • построение треугольника по трем элементам;

  • построение угла, равного данному; биссектрисы угла, серединного перпендикуляра, прямой, перпендикулярной к данной, прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету;

  • построение касательной

В результате овладения программы обучающийся должен знать и уметь:

  • доказывать изученные теоремы;

  • проводить обоснования при решении задач, используя изученные сведения;

  • знать виды треугольников и их свойства, уметь применять эти положения при решении задач;

  • знать признаки равенства треугольника и уметь находить равные треугольники;

  • знать соотношения между сторонами и углами треугольника, уметь принимать эти положения при решении задач;

  • уметь решать задачи на построение.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решение несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)









Содержание курса

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и имеет большую практическую направленность

главы

Тема

Кол-во часов

Кол-во

контр.раб./

зачётов

Основная цель

Математика (169 ч)

Алгебра – 119 ч

1

Дроби и проценты

16

2

Систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и десятичных дробях, обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать задачи на проценты; сформировать первоначальные умения статистического анализа числовых данных

2

Прямая и обратная пропорциональности

10

1

Сформировать представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; ввести понятие пропорции и научить учащихся использовать пропорции при решении задач

3

Введение в алгебру

11

1

Сформировать у учащихся первоначальные представления о языке алгебры, о буквенном исчислении; научить выполнять элементарные базовые преобразования буквенных выражений

4

Уравнения

15

1

Познакомить учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнений; сформировать умение решать несложные линейные уравнения с одной переменной; начать обучение решению текстовых задач алгебраическим способом

5

Координаты и графики

12

1

Развить умения, связанные с работой на координатной плоскости; познакомить с графиками зависимостей y = x, y = -x, y = x 2, y = x 3, y = |x|; сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков реальных зависимостей

6

Свойства степени с натуральным показателем

10

2

Выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями; научить применять правило умножения при решении комбинаторных задач

7

Многочлены

18

2

Выработать умения выполнять действия с многочленами, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности, куба суммы и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен

8

Разложение многочленов на множители

20

1

Выработать умение выполнять разложение на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращённого умножения

9

Частота и вероятность

5

1

Показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте


Повторение

2

1


Геометрия – 50 ч

I

Начальные геометрические сведения

9

1

Систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур

II

Треугольники

22

1

Ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки

III

Окружность

14

1

Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная. Хорды и дуги. Угол между касательной и хордой. Вписанный угол. Задачи на построение. Построение треугольника по трем сторонам. Построение угла, равного данному. Построение биссектрисы угла.

Построение серединного перпендикуляра. Построение прямой, перпендикулярной данной.

Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету. Построение касательной


Повторение. Решение задач

5

1



Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением о системе оценок. Осуществляется текущий, тематический, итоговый контроль. Текущий контроль уровня усвое­ния материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных работ, решения задач, выполнения тестов. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы/зачёта


Учебно-методический комплект:


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7 – 9 классы. / Сост.: Т.А. Бурмистрова – 2 изд. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Алгебра: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.]. – М.: Просвещение, 2010.

  3. Алгебра: 7 кл.: книга для учителя / Г.В. Дорофеев, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Алгебра: дидактические материалы для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Л.П. Евстафьева, А.П. Карп. – М.: Просвещение, 2010.

  5. Алгебра: рабочая тетрадь для 7 класса. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.С. Минаева, Л.О. Рослов.-М.:Просвещение,2010.

  6. Алгебра. Контрольные работы . 7-9 классы. /Кузнецова Л.В, Минаева С.С., Рослова Л.О.,-М:Просвещение,2011.

  7. Геометрия. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов; под ред. В.А. Садовничего. – М.: Просвещение, 2014.

  8. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2011.

  9. Геометрия. Поурочные разработки. 7 класс.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2011

  10. Геометрия. Рабочая тетрадь. 7 класс.: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2014.

  11. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, В.В. Прасолов. – М.: Просвещение, 2014.

  12. Геометрия. Сборник рабочих программ. 7-9 классы. \ Бурмистрова Т.А.,-М:Просвещение,2011.


Интернет-ресурсы и другие математические издания


Для учителя:

  • Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru.

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК): http://school-collection.edu.ru.

  • Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»:http://mat.1september.ru

  • Math.ru: Математика и образование: http://www.math.ru

  • Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО): http://www.mccme.ru

  • Allmath.ru - вся математика в одном месте: http://www.allmath.ru

  • Exponenta.ru: образовательный математический сайт: http://www.exponenta.ru

  • Геометрический портал: тhttp://www.neive.by.ru/index.html

  • Графики функций: http://graphfunk.narod.ru

  • Дидактические материалы по информатике и математике: http://comp-science.narod.ru

  • ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию: http://www.uztest.ru

  • Задачник для подготовки к олимпиадам по математике:http://tasks.ceemat.ru

  • Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике): http://www.math-on-line.com

  • Интернет-проект «Задачи»: http://www.problems.ru

  • Математические олимпиады и олимпиадные задачи: http://www.zaba.ru

  • Международный математический конкурс «Кенгуру»: http://www.kenguru.sp.ru

  • Методика преподавания математики: http://methmath.chat.ru

  • Московская математическая олимпиада школьников: http://olympiads.mccme.ru/mmo/

  • Центральный образовательный портал. Содержит нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, информацию о проведении экспериментов: http://pedsovet.org

  • Всероссийский Интернет-педсовет. В разделе «Библиотека» имеются рубрики «Методика и опыт», «Педсовет», «Технологии». http://www.fipi.ru/

  • Интернет-поддержка учителей математики. Содержит электронные книги, видеолекции, материалы для уроков.

    http://www.mccme.ru/

  • Московский центр непрерывного математического образования. Содержит варианты конкурсов для учителей и учащихся, математических олимпиад, множество задач. http://www.it-n.ru/

  • Сеть творческих учителей. Содержит: библиотеку готовых учебных проектов с применением ИКТ; библиотеку методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов; руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе. http://www.problems.ru/

    Для учащихся:

  • Интернет олимпиады для школьников Сократ

  • Математические олимпиады и олимпиадные задачи: http://www.zaba.ru

  • Международный математический конкурс «Кенгуру»: http://www.kenguru.sp.ru

  • ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию: http://www.uztest.ru

  • Задачник для подготовки к олимпиадам по математике:http://tasks.ceemat.ru

  • Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике): http://www.math-on-line.com

  • Интернет-проект «Задачи»: http://www.problems.ru

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике


1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.



Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.


Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.


Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.



Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Общая классификация ошибок.


При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

      • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

      • незнание наименований единиц измерения;

      • неумение выделить в ответе главное;

      • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

      • неумение делать выводы и обобщения;

      • неумение читать и строить графики;

      • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

      • потеря корня или сохранение постороннего корня;

      • отбрасывание без объяснений одного из них;

      • равнозначные им ошибки;

      • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

      • логические ошибки.


К негрубым ошибкам следует отнести:

      • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

      • неточность графика;

      • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

      • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

      • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

      • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

      • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.




Планирование учебного материала по математике

за 7 класс



темы

Содержание

Примерное количество часов (по программе)

Планируемое количество часов учителем

Контрольные работы

Примечание

1

Дроби и проценты

16

16

Зачёт № 1

Входной контроль


2

Прямая и обратная пропорциональность

10

10

Зачёт № 2


3

Введение в алгебру

11

11

Зачёт № 3


4

Уравнения

15

15

Зачёт № 4


5

Координаты и графики

12

12

Зачёт № 5


6

Свойства степени с натуральным показателем

10

10

Зачёт № 6

Полугодовая к.р.


7

Многочлены

18

18

Зачёт № 7,

зачёт № 8


8

Разложение многочленов на множители

20

20

Зачёт № 9



9

Частота и вероятность

5

5

Зачёт № 10


10

Повторение

2

2

Итоговая к.р.


1

Начальные геометрические сведения


9

9

1


2

Треугольники

22

22

1


3

Окружность


14

14

1


4

Повторение.

5

5

1


6

Итого

169

169

17


Тематическое планирование учебного материала

№ пункта

Содержание учебного предмета

Кол-во час.

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Алгебра (119 ч)

Глава 1. Дроби и проценты(16 ч)

1.1

1.2


1.3


1.4

1.5


Сравнение дробей

Вычисления с рациональными чис­лами

Степень с натуральным показателем

Задачи на проценты

Статистические характеристики

Зачёт № 1 «Дроби и проценты»


2

3


3


4

3


1

Сравнивать и упорядочивать рациональные числа.

Выполнять вычисления с рациональными числами, вычислять значения степеней с натуральными показателями. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений.

Использовать эквивалентные представления дробных чисел при их сравнении и в вычислениях.

Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием каль­кулятора, компьютера).

Осуществлять поиск информации (в СМИ), содер­жащей данные, выраженные в роцентах, интер­претировать эти данные. Решать задачи на про центы и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор).

Приводить примеры числовых данных (цена, рост, время на дорогу), находить среднее арифметиче­ское. моду и размах числовых наборов, в том числе извлекая необходимую информацию из таблиц и диаграмм. Приводить содержательные примеры использования среднего арифметического, моды и размаха для описания данных (демографические и социологические данные, спортивные показатели и др. )

Глава 2. Прямая и обратная пропорциональности (10 ч)

2.1

2.2



2.3



2.4

Зависимости и формулы

Прямая пропорциональ-ность. Обрат­ная пропор-циональность

Пропорции. Решение задач с помо­щью пропорций

Пропорциональное деление

Зачёт №2 «Прямая и обратная пропорцио-нальности»


2

3



2



2


1

Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам, вы­ражать из формулы одни величины через другие.

Распознавать прямую и обратную пропорциональные зависимости. Использовать свойства прямой и обратной пропорциональности для выполнения

практических расчётов. Решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, на пропорциональное деление (в том числе с контекстом из смежных дисциплин, из реальной жизни). Анализировать и осмысливать текст зада­чи, моделировать условие с помощью схем, стро­ить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять само­контроль. проверяя ответ на соответствие условию

Глава 3. Введение в алгебру (11 ч)

3.1



3.2


3.3

3.4


3.5

Буквенная запись свойств действий над числами

Преобразование буквенных выраже­ний

Раскрытие скобок

Приведение подобных слагаемых

Зачёт № 3 «Введение в алгебру»


2



3

Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам, вы­ражать из формулы одни величины через другие.

Распознавать прямую и обратную пропорциональные зависимости. Использовать свойства прямой и обратной пропорциональности для выполнения

практических расчётов. Решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, на пропорциональное деление (в том числе с контекстом из смежных дисциплин, из реальной жизни). Анализировать и осмысливать текст зада­чи, моделировать условие с помощью схем, стро­ить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять само­контроль. проверяя ответ на соответствие условию

Буквенная запись свойств действий над числами

Преобразование буквенных выраже­ний

Применять язык алгебры при выполнении эле­ментарных знаково-символических действий: ис-

пользовать буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений; моделировать буквен

ными выражениями условия, описанные словес­но, рисунком или чертежом; преобразовывать ал­гебраические суммы и произведения (выполнять приведение подобных слагаемых, раскрытие ско­бок, упрощение произведений).

Выполнять числовые подстановки в буквенное вы­ражение, вычислять числовое значение буквенного выражения

Глава 4. Уравнения (15 ч)

4.1


4.2

4.3

4.4


Алгебраический способ решения за­дач

Корни уравнения

Решение уравнений

Решение задач с помощью уравнений

Зачёт № 4 «Уравнения»

2


2

5

5


1

Переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составле­ния уравнения. Проводить доказательные рассуж­дения о корнях уравнения с опорой на определе­ние корня.

Объяснять и формулировать правила преобразова­ния уравнений. Конструировать алгоритм решения линейных уравнений, распознавать линейные урав­нения, решать линейные уравнения, а также урав­нения, сводящиеся к ним, с помощью простейших преобразований.

Решать текстовые задачи алгебраическим спосо­бом: составлять уравнение по условию задачи, ре­шать составленное уравнение. Проводить рассуж­дения, основанные на интерпретации условия поставленной задачи, для поиска целых корней не­которых несложных нелинейных уравнений

Глава 5. Координаты и графики (12 ч)

5.1


5.2


5.3


5.4

5.5


5.6

Множество точек на координатной прямой

Расстояние между точками коорди­натной прямой

Множества точек на координатной плоскости

Графики

Ещё несколько важных графиков

Графики вокруг нас

Зачёт №5 «Координаты и графики»

2


2


2


2

2


1

1


Изображать числа точками координатной прямой, пары чисел точками координатной плоскости. Строить на координатной плоскости геометриче­ские изображения множеств, заданных алгебраически, описывать множества точек координатной пло­скости (области, ограниченные горизонтальными и вертикальными прямыми и пр.) алгебраическими соотношениями.

Строить графики простейших зависимостей, заданных алгебраическими соотношениями, проводить несложные исследования особенностей этих графиков.

Моделировать реальные зависимости графиками. Читать графики реальных зависимостей

Глава 6. Свойства степени с натуральным показателем (10 ч)

6.1


6.2


6.3


6.4


Произведение и частное степеней

Степень степени, произведения и дроби

Решение комбинаторных задач

Перестановки

Зачёт № 6 «Свойства степени с натуральным показателем»

3


2


2


2

1

Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натураль­ным показателем, применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений.

Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов или комбинаций.

Применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов

или комбинаций (диагонали многоугольника, руко­пожатия, число кодов, шифров, паролей и т п ).

Распознавать задачи на определение числа пере­становок и выполнять соответствующие вычисле­ния

Глава 7. Многочлены (18 ч)

7.1

7.2


7.3


7.4


7.5


7.6



Одночлены и многочлены

Сложение и вычитание многочленов

Умножение одночлена на многочлен

Умножение многочлена на многочлен

Формулы квадрата суммы и квадрата разности

Решение задач с помощью уравнений

Зачёты №7-8 «Многочлены»

2

2


2


3


3


4


2

Выполнять действия с многочленами. Доказывать формулы сокращённого умножения

(для двучленов), применять их в преобразованиях выражений и вычислениях. Проводить исследование для конструирования и последующего доказательства новых формул сокращённого умножения.

Решать уравнения, сводящиеся к линейным урав­нениям, Решать текстовые задачи алгебраическим способом: моделировать условие задачи рисунком, чертежом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения; решать составленное урав­нение

Глава 8. Разложение многочленов на множители (20 ч)

8.1


8.2

8.3

8.4


8.5



8.6




Вынесение общего множителя за скобки

Способ группировки

Формула разности квадратов

Формулы разности и суммы кубов

Разложение на множители с приме­нением нескольких способов

Решение уравнений с помощью раз­ложения на множители

Зачёт №9 «Разложение многочленов на множители»


3


4

3

3


4



2



1

Выполнять разложение многочленов на множители, применяя различные способы; анализировать мно­гочлен и распознавать возможность применения того или иного приёма разложения его на множи­тели. Применять различные формы самоконтроля при выполнении преобразований.

Применять разложение на множители к решению уравнений

Глава 9. Частота и вероятность (5 ч)

9.1


9.2


9.3

Относительная частота случайного события

Вероятность случайного события

Зачёт № 10 «Частота и вероятность»

2


2


1

Проводить эксперименты со случайными исхода­ми, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Вы­числять частоту случайного события; оценивать вероятность с помощью частоты, полученной опыт­ным путём; прогнозировать частоту наступления события по его вероятности.

Приводить примеры случайных событий, в частно­сти достоверных и невозможных событий, малове­роятных событий. Приводить примеры равноверо­ятных событий.


Повторение (2 ч)

Итоговая контрольная работа

Геометрия (50 ч)

Глава 1. Начальные геометрические сведения (9 ч)

1


2

3

4


Простейшие геометрические фигуры

Сравнение отрезков и углов

Измерение отрезков и углов

Перпендикулярные прямые

Контрольная работа №1

1


1

2

3

1


Использовать символическую запись для обозначения того, что данная точка принадлежит (не принадлежит) данной прямой; формулировать ответы на вопросы: сколько прямых проходит через две данные точки? Сколько общих точек могут иметь две прямые? Объяснять, что такое отрезок, луч, полуплоскость, угол; изображать и распознавать указанные простей­шие фигуры на чертежах.

Объяснять, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое середина отрезка и биссектриса угла, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, острым, тупым, развёрнутым.

Объяснять, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверж­дения о свойствах смежных и вертикальных углов. Объяснять, какие прямые называются перпендикуляр­ными, какой отрезок называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой, что та­кое теорема и доказательство теоремы; формулировать и доказывать теоремы о существовании и о единственности перпендикуляра к прямой, а также утвержде­ние о том, что две прямые, перпендикулярные к одной

и той же прямой, не пересекаются.

Решать задачи на доказательство и вычисления, про­водя необходимые доказательные утверждения

Глава 2. Треугольники (22 ч)

5

6


7

8



Равнобедренный треугольник

Признаки равенства треугольников

Прямоугольные треугольники

Соотношения между сторо-

нами и углами треугольника

Решение задач по теме «Треугольники»

Контрольная работа № 2


3

5


8

3


1


Объяснять, что такое прямоугольник; формулировать и доказывать теорему о противоположных сторонах пря­моугольника и следствие из неё, позволяющее провести — классификацию треугольников по углам; объяснять, как называются стороны прямоугольного треугольника; формулировать и доказывать теоремы о прямоуголь­ном треугольнике с углом 30°, о признаках равенства прямоугольных треугольников.

Объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной к данной; приво­дить примеры, когда обратная теорема имеет место (не имеет места); формулировать и доказывать две теоре­мы о серединном перпендикуляре к отрезку (прямую и обратную) и две теоремы о биссектрисе угла (прямую и обратную); объяснять, что такое геометрическое ме­сто точек, и приводить соответствующие примеры. Объяснять, что называется проекцией отрезка на пря­мую; формулировать и доказывать теорему о проекциях двух равных отрезков, лежащих на одной из сторон острого угла, на другую сторону.

Формулировать и доказывать теорему о неравенстве треугольника, две теоремы о соотношениях между сто­ронами и углами треугольника (прямую и обратную); объяснять в связи с указанной теоремой, в чём состоит метод доказательства от противного, и приводить дру­гие примеры применения этого метода; формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие — утверждение о внешнем угле треугольника. Решать задачи на вычисление и доказательство, выде­ляя в каждой задаче условие и заключение; выстраивать в задачах на доказательство логическую цепь рассуж­дений; интерпретировать полученный результат и со­поставлять его с условием задачи

Глава 3. Окружность (14 ч)

9


10


Отрезки и углы, связанные с окружностью

Задачи на построение

Решение задач по теме «Окружность»

Контрольная работа № 3 Итоговое повторение. Решение задач

Контрольная работа № 4


7


4

2


1

4


1

Объяснять, что такое определение; формулировать определения окружности и связанных с ней понятий (центр, радиус, хорда, диаметр, дуга, центральный угол); исследовать и изображать взаимное расположение прямой и окружности в зависимости от соотношения между радиусом окружности и расстоянием от её центра до прямой; формулировать и доказывать теорему о свойстве касательной и обратную теорему (признак касательной).

Объяснять, что такое градусная мера дуги окружности;

формулировать и доказывать теорему об угле между касательной и хордой и теорему о вписанном угле.

Объяснять, что такое задачи на построение;

решать простейшие (базовые) задачи на построение (построение треугольника по трём сторонам; построение угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение серединного перпендикуляра к отрезку; построение прямой, перпендикулярной к данной; построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету; построение касательной к окружности), а также более сложные задачи, используя указанные простейшие; составлять план решения более сложных задач, в котором на каждом шаге выполняется какое-то одно

из простейших (базовых) построений; анализировать полученный результат, сопоставляя его с условием задачи; исследовать все возможные случаи

Повторение (5 ч)


Итоговое повторение. Решение задач

Контрольная работа № 4

4


1




Тематическое планирование учебного материала

урока

Тема урока

Кол-во часов


Требования к уровню подготовки

Элементы дополнительного содержания

Глава 1. Начальные геометрические сведения

§1. Простейшие геометрические фигуры

1

Знакомство с геометрией. Точка, прямая, отрезок. Луч и полуплоскость. Угол

1


Уметь четко и правильно формулировать ответы на вопросы, обозначать точки, прямые на рисунке, изображать их взаимное расположение. Уметь изображать и обозначать лучи, углы, показывать внутреннею область угла, проводить луч, разделяющий угол на два угла.

Знать понятия угла, луча их вершину и начало.


§2. Сравнение отрезков и углов

2

Сравнение отрезков и углов

1


Знать понятия равных фигур, середины отрезков, биссектрисы углов,

Уметь сравнивать отрезки и углы


3

Решение задач

1




§3. Измерение отрезков и углов

4

Измерение отрезков и углов

1


Уметь измерять отрезки, аргументировать утверждения о свойствах длин отрезков

Уметь измерять углы, записывать градуснуе меры углов

Знать понятия градус, минута, секунда, прямой, острый и тупой углы


5

Резерв. Решение задач

1


Уметь работать с чертежными инструментами, оперировать начальными геометрическими сведениями


§4. Перпендикулярные прямые

6

Смежные и вертикальные углы

Перпендикулярные прямые.

1


Знать понятия смежных и вертикальных углов

Уметь формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов


7-8

Перпендикулярные прямые. Перпендикуляр к прямой

2


Знать понятия перпендикулярных прямых, перпендикуляр, проведенный из точки к прямой,

Уметь четко формулировать и доказывать теоремы о существовании и единственности перпендикуляра к прямой.


9

Решение задач. Обобщающий урок

1


Уметь решать задачи, опираясь на изученный материал


10

Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения»

1




11

Резерв. Решение задач

1




Глава 2. Треугольники

§5. Равнобедренный треугольник

12

Треугольник. Теорема об углах равнобедренного треугольника

1


Знать понятия треугольник, вершины, стороны, периметр и углы треугольника, равнобедренный треугольник.

Уметь называть и показывать противолежащие и прилежащие углы, формулировать и доказывать теорему об углах равнобедренного треугольника


13

Признак равнобедренного треугольника

1


Уметь формулировать и доказывать теорему, выражающую признак равнобедренного треугольника, объяснить сходство и различия в доказательствах этой и предыдущей теорем


14

Теорема о высоте равнобедренного треугольника

1


Знать понятия медиана, биссектриса и высота треугольника,

Уметь формулировать и доказывать теорему о высоте равнобедренного треугольника и два следствия из теоремы


15-16

Решение задач Обобщающий урок.

2


Уметь решать задачи, производя поиск и выделение необходимой информации на данных рисунках, используя свойства и признаки равнобедренного треугольника


17

Устный зачет «Начальные геометрические сведения»

1




18

Резерв. Решение задач

1




§6. Признаки равенства треугольников

19-20

Равные треугольники. Первый признак равенства треугольников

2


Знать понятие равные треугольники, уметь формулировать и доказывать первый признак равенства треугольников


21

Второй признак равенства треугольников

1


Знать формулировку и доказательство второго признака равенства треугольников

Уметь решать задачи, осуществляя в задачах по готовым рисункам поиск и выделение необходимой информации

уметь провести сравнительный анализ двух способов наложения.

22

Третий признак равенства треугольников

1


Знать формулировку и доказательство третьего признака равенства треугольников

уметь аргументировать необходимость трех случаев

23

Решение задач

1


Уметь решать задачи, осуществляя в задачах по готовым чертежам поиск необходимой информации и выстраивая логическую цепь рассуждений


§7. Прямоугольные треугольники

24-25

Прямоугольник

2


Знать понятия четырехугольник, его вершины, диагонали, смежные и противоположные стороны, прямоугольник, квадрат

Уметь формулировать и доказывать теорему о противоположных сторонах прямоугольника и следствие и з нее, решать задачи


26

Прямоугольник. Виды треугольников

1


Знать виды треугольников, названия сторон в прямоугольном треугольнике, понятие расстояние от точки до прямой

Уметь доказывать, что гипотенуза прямоугольного треугольника больше катета, а перпендикуляр, проведенный из точки к прямой, меньше любой наклонной, проведенной из той же точки.


27-28

Прямоугольный треугольник с углом в 30˚

2


Знать формулировки и доказательства двух утверждений из учебника, уметь решать задачи

Уметь проводить сравнительный анализ, решать задачи, находя разные способы решения

29

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1


Уметь формулировать и доказывать утверждение о признаках равенства прямоугольных треугольников, решать задачи, осуществляя поиск нужного признака.


30-31

Серединный перпендикуляр к отрезку

2


Знать понятие серединный перпендикуляр,

Уметь формулировать и доказывать теорему о серединном перпендикуляре к отрезку и обратную теорему, решать задачи


32

Свойство биссектрисы угла

1


Уметь формулировать и доказывать теорему о биссектрисе угла и обратную ей, решать задачи


33

Прямоугольный треугольник (повторение)

1


Уметь использовать известный материал при решении разных задач


34

Проекция отрезка

1


Знать понятия проекция точки и проекция отрезка на прямую, уметь формулировать и доказывать теорему о проекциях равных отрезков и следствия из нее, решать задачи, исследуя все возможные случаи


§8. Соотношения между сторонами и углами треугольника

35

Неравенство треугольника

1


Уметь формулировать и доказывать теорему о неравенстве треугольника, решать задачи

сопоставлять эту теорему с реальной практикой

36-37

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

2


Уметь формулировать и доказывать теоремы из учебника, объяснить суть доказательства теоремы от противного, решать задачи

уметь анализировать доказанные раннее теоремы на предмет использования этого метода

38-39

Сумма углов треугольника

2


Знать понятие внешнего угла треугольника

Уметь формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника, утверждение о внешнем угле, решать задачи


40

Решение задач

1


Уметь решать задачи, используя изученный материал

решать задачи, находя разные способы решения

41

Контрольная работа по теме «Треугольники»

1




Глава 3. Окружность

§9. Отрезки, связанные с окружностью

42

Определение окружности

1


Знать понятие определения, приводить примеры определений из уже пройденного материала, понятие окружности и связанные с ней понятия

Уметь доказывать утверждения о том, что никакие три точки окружности не лежат на одной прямой, выстраивая в процессе доказательства логическую схему, характерную для метода от противного, решать задачи


43-44

Взаимное расположение прямой и окружности

2


Знать понятия секущей и касательной к окружности

Уметь формулировать постановку задачи о взаимном расположении прямой и окружности, высказывать возможные случаи их взаимного расположения, решать задачи

решать задачи, находя разные способы решения

45-46

Касательная

2


Знать формулировки и доказательства теоремы о свойстве касательной и обратной теоремы, понимать и уметь объяснить какая из теорем связана со словом «тогда», а какая со словами «только тогда», уметь формулировать и доказывать утверждение об отрезках касательных, проведенных из одной точки, решать задачи


47

Хорды и дуги

1


Знать новую терминологию, понятия хорда, дуга окружности, полуокружность, центральный угол, уметь объяснить как вводится градусная мера дуги окружности, решать задачи


48

Угол между касательной и хордой

1


Знать понятие угла между касательной и хордой, уметь формулировать и доказывать теорему об угле между касательной и хордой, решать задачи


49-50

Вписанный угол

2


Знать понятие вписанного угла,

Уметь формулировать и доказывать теорему о вписанном угле и следствия из нее, решать задачи

Уметь проявлять способность к самостоятельному поиску доказательств теоремы о вписанном угле и ее следствии

51

Решение задач

1


Уметь решать задачи, опираясь на изученный материал



§10. Задачи на построение

52

Построение циркулем и линейкой. Построение треугольника по трем сторонам

1


Уметь объяснить, что пронимается под словами «задача на построение», уметь строить треугольник по трем сторонам, знать, что задача не всегда имеет решение


53

Построение угла, равного данному

1


Уметь откладывать от данного луча угол, равный данному, строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, а также по стороне и двум прилежащим к ней углам

Начать усваивать логическую цепочку в решении задач на построение, исходным пунктом которой является анализ с поиском пути решения

54

Построение биссектрисы угла

1


Уметь строить биссектрису данного неразвернутого угла, решать задачи, составляя план решения, где на каждом этапе выполняется какое-то одно из простейших построений.


55

Построение серединного перпендикуляра

1


Уметь строить серединный перпендикуляр к данному отрезку и середину данного отрезка, решать задачи, формируя при этом умение составлять план решения задачи, развивая потребность в обосновании проведенного построения и исследовании возможных ситуаций в зависимости от исходных данных (существование решения, количества решений)


56

Построение прямой, перпендикулярной к данной

1


Уметь строить прямую, проходящую через данную точку и перпендикулярную к данной прямой, строить прямоугольный треугольник по двум катетам и любому из острых углов, уметь объяснить, что дано и что требуется сделать и из каких простейших построений составляется решение задачи


57

Построение прямоугольного треугольника по гипотенузе и катету

1


Уметь строить прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету двумя способами, решать задачи

Уметь решать задачи, обращая внимание на возможность решения одной и той же задачи разными способами, проводя в этом направлении поисковую работу, сопоставляя найденные решения с позиции их эффективности и красоты решения.

58

Построение касательной

1


Уметь строить касательную к данной окружности, проходящей через данную точку, решать задачи

усвоить и уметь объяснить классическую схему решения задач на построение: анализ — построение — доказательство — исследование, приводить примеры решения задач по полной схеме

59-60

Решение задач

2


Уметь решать задачи, опираясь на изученный материал


61

Контрольная работа по теме «Окружность»

1




62-67

Повторение. Решение задач.

6


Систематизировать полученные геометрические сведения, повторить доказательства отдельных наиболее важных теорем

Уметь решать задачи повышенной

68

Итоговая контрольная работа

1




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ