Разработка конспекта урока математики в 5 классе по теме: "Решение задач с помощью уравнения"
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Захаровская средняя общеобразовательная школа»
Клетского района Волгоградской области
Разработка конспекта урока математики
в 5 классе по теме:
«Решение задач с помощью уравнения»
(Возраст 10-11 лет)
Автор: учитель математики
Первой квалификационной категории
Дерюшкина Оксана Валерьевна
2014 год
Цель урока:
- ознакомиться с примером одного из типов задач на составление уравнения; тренировать способность к построению моделей текстовых задач на основе использования таблиц и способность к решению усложненных уравнений; повторить и закрепить зависимости между компонентами в уравнениях.
- формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; создавать, применять и преобразовывать математические модели для решения учебных и познавательных задач; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- способствовать формированию представлений о решении задач с помощью уравнений; ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию ;целостного мировоззрения; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Методы обучения: проблемный, исследование.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, таблицы для самостоятельной работы.
Предполагаемый результат:
- формирование интереса к теме, в целом – интереса к изучаемому предмету;
- умение критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель формирования (умение решать задачи с помощью уравнения, находить рациональные способы решения задач);
- формирования умений, навыков самонаблюдения, самоконтроля;
- самоорганизация работы в порах по изучению конкретного вопроса;
- формирование культуры учебного труда.
1.Самоопределение к учебной деятельности(организационный момент).
Организация учебного процесса на 1 этапе:
Этапы работы
Содержание этапа (заполняется педагогом)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1.Самоопределение к учебной деятельности(организационный момент), включающий:
-Постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);
-определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
-описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Цель этапа:
Включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока: построение и решение математических моделей текстовых задач, решаемых с помощью уравнения в теме «Деление натуральных чисел».
Задачи: доброжелательный
Настрой учителя и учащихся; обеспечить готовность класса и оборудования урока к работе, быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания учащихся. Кратковременность оргмомента.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Учащиеся слушают учителя и настраиваются на продуктивную работу во время урока.
- Собирает тетради с домашним заданием. Конкурс «Самый быстрый и организованный ряд».
- Выдаёт другие тетради.
- Объявляет победителей.
- Запишите в тетрадях дату урока.
- Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке?
- Как вы думаете достаточно одного урока для понимания этой темы? Если нет, то почему?
- Участвуют в соревновании и передают тетради на первую парту своего ряда.
- о делении и его компонентах.
-Нет.
- Рассуждают.
Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные ууд: управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Организация учебного процесса на 2 этапе:
Этапы работы
Содержание этапа (заполняется педагогом)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Цель этапа:
Актуализировать знания о понятии деления, приёмах устных вычислений при умножении двузначного числа на 11,составлении математической модели текстовой задачи; выполнить самостоятельную работу; зафиксировать задания, вызвавшие затруднения.
- Вспомните приём устного вычисления при умножении двузначного числа на 11.Вам пригодится он для выполнения задания.
Инструкции: Заполните таблицу. Каждому числу соответствует буква. Число – результат вычисления каждого примера. Решив, правильно примеры вы получите два слова.
374
869
385
869
11
869
з
а
д
а
ч
а
286
25
869
693
12
825
12
34
825
у
р
а
в
н
е
н
и
е
- Ведет опрос получившихся ответов.
- Как вы думаете, а почему именно эти слова я зашифровала в таблице?
- А почему слово задача взято именно со словом уравнение?
– Как можно сформулировать тему урока?
- А почему именно в теме «деление» мы рассматриваем данный вопрос?
- А какие цели мы должны перед собой поставить?
- А какие знания нам пригодятся на уроке?
- Для успешной работы на уроке повторим нахождение неизвестного компонента в уравнении.
Инструкции:
-ответы к уравнениям записать в тетрадь.
-После выполнения вы проверите ответы по презентации.
- Проговаривают вслух данный приём.
-Слушают инструкции.
- Заполняют таблицу.
- Говорят слова.
- Отвечают на вопрос.(Мы будем сегодня говорить об уравнениях и задачах)
-Потому что мы будем говорить о задачах, которые решаются с помощью уравнения.
- Решение задач с помощью уравнения
- Называют общие и конкретные цели, как для урока, так и для себя.
-Отвечают.
-Используя правила, находят неизвестный компонент.
Коммуникативные ууд: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные ууд:
- целеполагание как постановка учебной задачи ;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.
Регулятивные ууд:
- контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция – внесение необходимых дополнений ;
-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
3. Изучение нового материала. Построение проекта выхода из затруднения
Организация учебного процесса на 3 этапе:
Этапы работы
Содержание этапа (заполняется педагогом)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
-постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
-определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
-изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
-описание форм и методов изложения(представления) нового учебного материала;
-описание форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
-описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
-описание методов мотивирования(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
Целеполагание ученика: знать алгоритм перевода текста задачи с русского языка на математический и обратно.
Целеполагание учителя: организовать деятельность по отработке учениками навыков решения задач с помощью уравнений.
Методы: проблемный, частично-поисковый, метод сравнения, анализа.
Методы стимулирования: Оценка работы учеников знаком «+» на полях в тетради.
Форма работы: самостоятельная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
-Читает текст двух задач №489(а,б)
а).Я задумал число.Если его разделить на 4, а потом от часного отнять 2, то получится 7.Какое чтсло я задумал?
б). 40 кг белил разлили в несколько банок, а потом в каждую банку добавили 2 кг красной краски. В каждой банке оказалось 7 кг краски. Сколько было банок?
- Что общего в этих задачах?
- Сколько этапов решения содержит подобная задача ? Назовите их.
- Вызывает к доске ученика и помогает записать таблицу к задаче №489(а)
- Задает вопросы по ходу решения уравнения.
-Слушают.
-Есть неизвестный компонент.
-5этапов(1-краткая запись в виде таблицы или схемы;
2 -составление уравнения;
3-решение уравнения
;4- истолкование полученного результата; 5- ответ).
- Выполняют решение.
Задум число
Действия с числом
Результат
x
: 4 - 2
Х: 4 – 2 или 7
x : 4 – 2 = 7;
x : 4 = 7 +2;
x : 4 = 9;
x = 9 ∙ 4;
x = 36.
36 задуманное число.
Ответ: 36.
Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Универсальные логические действия:
- построение логической цепи рассуждений. Познавательные
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические ууд:
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
4. Первичное закрепление обобщение затруднений во внешней речи.
Организация учебного процесса на 4 этапе:
Этапы работы
Содержание этапа (заполняется педагогом)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Закрепление учебного материала, предполагающее:
-постановку конкретной учебной цели перед учащимися(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
-определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
-описание форм и методов достижения.
Целеполагание ученика: подвести итоги проделанной работы.
Целеполагание учителя: тренировать способность к переводу текстов с русского языка на математический и обратно, организовать проговаривание изученного содержания во внешней речи; уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить ошибки на основе правильного применения правил,зафиксировать их в речи.
Методы: аналитический, сравнительный, обобщающий.
-Предлагает закрепить материал ,решив задачу и проверив её по эталону.
- Если задача решена правильно, ставите на полях в тетради плюс, если решена неправильно- знак вопроса.
- Если задача решена неправильно, то вы берете подобную задачу и отрабатываете ошибки, которые получились при решении задачи.
- Учитель оценивает работу учеников решающих
№487 (а,б) знаком + на полях.
- Самостоятельно решают.
-Оценивают себя по эталону с презентации. Если правильно ставят на полях «+»,если нет знак «?»
-Те, кто допустили ошибки при решении, решают подобную задачу.
Я задумал число. Если его разделить на 5, а потом отнять от частного 9, то получится 6. Какое число я задумал?
- Кто успешно справился с заданием выполняют дополнительный №487(а,б) на плюсы в тетради
Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
Универсальные логические действия:
- построение логической цепи рассуждений. Познавательные
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Универсальные логические ууд:
-синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
-выбор оснований и критериев для сравнения
Регулятивные ууд:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
-оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
5. Включение в систему знаний
Организация учебного процесса на 5 этапе
Этапы работы
Содержание этапа (заполняется педагогом)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Закрепление учебного материала, предполагающее:
-постановку конкретной учебной цели перед учащимися(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
-определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
-описание форм и методов достижения
Целеполагание ученика: подвести итоги проделанной работы.
Целеполагание учителя: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Методы: аналитический, сравнительный, обобщающий.
- Учитель оценивает работу учеников решающих
№487 (а,б) знаком + на полях.
Проверка после того, как оба человека в паре справятся с заданием.
- Предлагает решить задачу №489(б)
40 кг белил разлили в несколько банок, а потом в каждую банку добавили 2 кг красной краски. В каждой банке оказалось 7 кг краски. Сколько было банок?
-
-Работа в парах: №487(а,б) на плюсы в тетради.
а) (х – 12)∙ 8 = 56;
б) 24 ∙ (z + 9) = 288.
- Ученик решает задачу у доски, соблюдая все этапы решения.
Общеучебные универсальные действия:
-моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель
Личностные ууд обеспечивают ориентацию учащихся в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные ууд:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- управление поведением партнера – контроль, оценка действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
6. Рефлексия деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на 6 этапе
Этапы работы
Содержание этапа (заполняется педагогом)
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Задание на дом, включающее:
-постановку целей самостоятельной работы для учащихся(что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
-определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
-определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Целеполагание ученика:
В зависимости от самооценки учащиеся сами выбирают домашнее задание.
Целеполагание учителя: сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения, мотивируя необходимость и обязательность его.
- Говорит критерии оценки за урок.
Три «+» - оценка 5
Два «+»- оценка 4
Один «+» - оценка 3
- Вспомните, какие цели и задачи мы перед собой ставили?
-Что нового узнали на уроке?
- Предлагаю оценить свою
работу на уроке, ставя знак «+»,если согласны с утверждением.
Выберите домашнее задание по схеме:
Выполнил все на «5» - выбери творческое задание.
При работе допускал ошибки, но выполнил все задания- № 524 (г,д).
Часто ошибался, работать было трудно- поработай с записями в тетради, № 489(в).
Творческое задание: придумать задачу и составить к ней уравнение.
-Себя оценивает.
-Вспоминают и проговаривают вслух.
-Отвечают на вопросы со слайда
-Записывают домашнее задание
Познавательные ууд:
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Регулятивные ууд:
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные ууд:
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Список литературы
Виленкин Н.Я. Математика, 5 класс, 2012год.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ