Разработка урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс

По Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Красноармейска Саратовской области»








Урок математики

по теме «Десятичные дроби»

5 класс


















Антонова Галина Сергеевна,

учитель математики

МБОУ «СОШ №2 г. Красноармейска

Саратовской области»






Красноармейск 2013

Тема урока: «Десятичные дроби»

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор с экраном;

  • презентация.

Цели и задачи:

  1. Обобщение темы десятичные дроби.

  2. Практическое применение умений, навыков выполнения действий с десятичными дробями.

  3. Содействовать привитию интереса к математике.

  4. Развитие навыков исследовательской деятельности.

  5. Повысить степень мотивации учения.

1. Организационный момент

Сегодня нам предстоит поработать над проектом «Десятичные дроби».

В этом учебном году мы познакомились с десятичными дробями.

Мы научились складывать и вычитать, выполнять умножение и деление десятичных дробей.

Цель нашего проекта получить ответ на вопрос:

Пригодятся ли эти знания вам в дальнейшей жизни?

План работы над проектом следующий:

  1. Что мы знаем о десятичной дроби.

  2. Когда и почему появились десятичные дроби.

  3. Знают ли десятичные дроби наши родители.

  4. Десятичные дроби вокруг нас.

II Что мы знаем о десятичной дроби?

1.Фронтальная работа

    1. Какую дробь называют десятичной?

    1. Как сложить десятичные дроби?

3) Как выполнить умножение десятичных дробей?

4) Как выполнить деление на десятичную дробь?

Учитель: Всем известно, какое значение имеет запятая в написании предложений. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».

“Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.

Расставьте в следующих равенствах запятые так , чтобы они были верны:

  1. 32 + 1,8=5

  2. 7,36 - 336=4

  3. 63 – 27=60,3

  4. 3 + 108=4,08

  5. 12•50=60

  6. 44 : 44 = 0,1

III Из истории чисел

1) Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерении величины и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

В своем сочинении учёный Гартман Бейер (1563-1625) «Десятичная логистика» писал: «…я обратил внимание на то, что техники и ремесленники, когда измеряют какую-нибудь длину, то очень редко и лишь в исключительных случаях выражают её в целых числах одного наименования; обыкновенно им приходится или брать мелкие меры, или обращаться к дробям, точно так же астрономы измеряют величины не только в градусах, но и в долях градуса, т.е. минутах, секундах и т.п., но мне кажется их деление на 60 частей не так удобно, как деление на 10, на 100 частей и т.д., потому что в последнем случае гораздо легче складывать, вычитать и вообще производить арифметические действия; мне кажется, что десятичные доли, если бы ввести вместо шестидесятеричных, пригодились бы не только для астрономии, но и для всякого рода вычислений».


2) Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья аль – Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.

Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.

Об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно: вместо запятой нуль в кружке (или о над целой частью), цифрами 1, 2, 3, … помечалось положение остальных знаков.

Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.

Учитель:

В России учение о десятичных дробях изложил Магницкий в первом учебнике математики «Арифметика». МАГНИЦКИЙ Леонтий Филиппович (1669-1739). Российский преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701), автор первого русского печатного руководства «Арифметика...» (1703) — энциклопедии математических знаний того времени.


Физминутка

Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.

IV Результат анкетирования

Учитель: Умения выполнять действия с десятичными дробями нам необходимы на протяжении всей жизни. Это подтверждают и ваши родители. Пригодились ли вам умения выполнять действия с десятичными дробями в жизни:

1) На работе при решении профессиональных задач в строительстве, в кулинарии, в бухгалтерской деятельности при составлении планов и графиков, начислении зарплаты, при работе на компьютере и другие.

2) В повседневной жизни при решении бытовых задач – оплата коммунальных услуг, расчет в магазинах, приготовление блюд по рецепту, во время ремонта квартиры, при шитье и др.

Задачи, которые решают ваши родители в повседневной жизни, придется решать и вам, когда станете взрослыми.

Задача № 1 Необходимо обнести забором дачный участок, который имеет форму прямоугольника. Произведя измерения, обнаружили, что ширина участка 15,6 метров, а длина участка равна 48,4 метра. Сколько понадобится столбов, чтобы огородить территорию по периметру, если их вкапывать в землю через 2 метра? (ответ: 64 столбика). Сколько нужно заготовить досок для сплошного забора шириной 10 см? (Ответ: 1280 досок)

Задача № 2 Ширина двери 90 см, а высота 2 м 10 см. Сколько граммов краски понадобится, чтобы покрасить дверь с обеих сторон? На 1 м кв. требуется 120-150 граммов краски. (Ответ: 283, 5 х 2= 567г= 0,567кг)

Задача № 3 Банк обещает годовой рост вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на 2 года?

1) Какова прибыль за один год?

500 х 0,13= 65 (руб.)

2) Сколько денег стало?

500+65= 565 (руб.)

3)Какова прибыль за второй год?


565х 0,13= 73,45 (руб.)

4)Сколько денег получит вкладчик за два года?

565+ 73,45= 638,45(руб.)

Учитель: А сейчас я хочу услышать ответ на вопрос: «Где же пригодятся вам знания и умения выполнять действия с десятичными дробями в повседневной жизни?»

Учитель: А вот о том, как важна точность в расчетах, послушайте отрывок из стихотворения “Три десятых” (читает ученик):

Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь , с вашим домом?
Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, точно, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека…

V Самостоятельная работа.

Задание

Зачеркнуть в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволяют прочитать название самой высокой птицы, которая обитает в России.

7,4 + 3,2

18,6 + 4,2

7,5 – 0,7

5,9 + 0,3

50,2 – 20,2

3 – 0,4

9,5 – 4,3

4,2 + 2,06

6,2

6,2

10,6

5,3

5,2

22,8

22,6

6,08

О

Ж

Г

У

Е

П

Р

А

6,8

30

7,57

6,26

8,2

2,6

82

 

К

С

В

Х

Л

М

Ь

 

Ответ: (Журавль)

Узнать высоту этой птицы и выразить полученный ответ в метрах:

0,32м + 4 дм 8 см + 7 см = ____________

Ответ: 0,87 м.

VI Итог урока

Учитель: Итак, мы убедились в том, что десятичные дроби нужны были в глубокой древности, необходимы эти знания вашим родителям в повседневной жизни. А как считаете вы :

«Пригодятся ли знания и умения выполнять действия с десятичными дробями вам в повседневной жизни?».





















Список использованной литературы

1.  Виленкин Н.Я. "Математика. 5 класс" - М.: «Мнемозина»,2008

2. Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике для 5 класса»  - М.: «Мнемозина», 2010



Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/95-maths/2599--5-.html

2. http://enc-dic.com/word/m/Magnicki-leonti-filippovich-25319.html
3. http://festival.1september.ru/articles/629567/






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ