Разработка урока математики по теме "Десятичные дроби" 5 класс
По Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Красноармейска Саратовской области»
Урок математики
по теме «Десятичные дроби»
5 класс
Антонова Галина Сергеевна,
учитель математики
МБОУ «СОШ №2 г. Красноармейска
Саратовской области»
Красноармейск 2013
Тема урока: «Десятичные дроби»
Оборудование:
компьютер;
мультимедийный проектор с экраном;
презентация.
Цели и задачи:
Обобщение темы десятичные дроби.
Практическое применение умений, навыков выполнения действий с десятичными дробями.
Содействовать привитию интереса к математике.
Развитие навыков исследовательской деятельности.
Повысить степень мотивации учения.
1. Организационный момент
Сегодня нам предстоит поработать над проектом «Десятичные дроби».
В этом учебном году мы познакомились с десятичными дробями.
Мы научились складывать и вычитать, выполнять умножение и деление десятичных дробей.
Цель нашего проекта получить ответ на вопрос:
Пригодятся ли эти знания вам в дальнейшей жизни?
План работы над проектом следующий:
Что мы знаем о десятичной дроби.
Когда и почему появились десятичные дроби.
Знают ли десятичные дроби наши родители.
Десятичные дроби вокруг нас.
II Что мы знаем о десятичной дроби?
1.Фронтальная работа
Какую дробь называют десятичной?
Как сложить десятичные дроби?
3) Как выполнить умножение десятичных дробей?
4) Как выполнить деление на десятичную дробь?
Учитель: Всем известно, какое значение имеет запятая в написании предложений. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме «Вовка в тридевятом царстве».
“Казнить, нельзя помиловать” или “Казнить нельзя, помиловать”. В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Расставьте в следующих равенствах запятые так , чтобы они были верны:
32 + 1,8=5
7,36 - 336=4
63 – 27=60,3
3 + 108=4,08
12•50=60
44 : 44 = 0,1
III Из истории чисел
1) Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерении величины и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.
В своем сочинении учёный Гартман Бейер (1563-1625) «Десятичная логистика» писал: «…я обратил внимание на то, что техники и ремесленники, когда измеряют какую-нибудь длину, то очень редко и лишь в исключительных случаях выражают её в целых числах одного наименования; обыкновенно им приходится или брать мелкие меры, или обращаться к дробям, точно так же астрономы измеряют величины не только в градусах, но и в долях градуса, т.е. минутах, секундах и т.п., но мне кажется их деление на 60 частей не так удобно, как деление на 10, на 100 частей и т.д., потому что в последнем случае гораздо легче складывать, вычитать и вообще производить арифметические действия; мне кажется, что десятичные доли, если бы ввести вместо шестидесятеричных, пригодились бы не только для астрономии, но и для всякого рода вычислений».
2) Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый Средневековья аль – Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.
Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и ученым Симоном Стевином. Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно: вместо запятой нуль в кружке (или о над целой частью), цифрами 1, 2, 3, … помечалось положение остальных знаков.
Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.
Учитель:
В России учение о десятичных дробях изложил Магницкий в первом учебнике математики «Арифметика». МАГНИЦКИЙ Леонтий Филиппович (1669-1739). Российский преподаватель математики в Школе математических и навигацких наук в Москве (с 1701), автор первого русского печатного руководства «Арифметика...» (1703) — энциклопедии математических знаний того времени.
Физминутка
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
IV Результат анкетирования
Учитель: Умения выполнять действия с десятичными дробями нам необходимы на протяжении всей жизни. Это подтверждают и ваши родители. Пригодились ли вам умения выполнять действия с десятичными дробями в жизни:
1) На работе при решении профессиональных задач в строительстве, в кулинарии, в бухгалтерской деятельности при составлении планов и графиков, начислении зарплаты, при работе на компьютере и другие.
2) В повседневной жизни при решении бытовых задач – оплата коммунальных услуг, расчет в магазинах, приготовление блюд по рецепту, во время ремонта квартиры, при шитье и др.
Задачи, которые решают ваши родители в повседневной жизни, придется решать и вам, когда станете взрослыми.
Задача № 1 Необходимо обнести забором дачный участок, который имеет форму прямоугольника. Произведя измерения, обнаружили, что ширина участка 15,6 метров, а длина участка равна 48,4 метра. Сколько понадобится столбов, чтобы огородить территорию по периметру, если их вкапывать в землю через 2 метра? (ответ: 64 столбика). Сколько нужно заготовить досок для сплошного забора шириной 10 см? (Ответ: 1280 досок)
Задача № 2 Ширина двери 90 см, а высота 2 м 10 см. Сколько граммов краски понадобится, чтобы покрасить дверь с обеих сторон? На 1 м кв. требуется 120-150 граммов краски. (Ответ: 283, 5 х 2= 567г= 0,567кг)
Задача № 3 Банк обещает годовой рост вклада 13%. Какую сумму может получить вкладчик, вложивший 500 рублей на 2 года?
1) Какова прибыль за один год?
500 х 0,13= 65 (руб.)
2) Сколько денег стало?
500+65= 565 (руб.)
3)Какова прибыль за второй год?
565х 0,13= 73,45 (руб.)
4)Сколько денег получит вкладчик за два года?
565+ 73,45= 638,45(руб.)
Учитель: А сейчас я хочу услышать ответ на вопрос: «Где же пригодятся вам знания и умения выполнять действия с десятичными дробями в повседневной жизни?»
Учитель: А вот о том, как важна точность в расчетах, послушайте отрывок из стихотворения “Три десятых” (читает ученик):
Три десятых… Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете –
Что б случилось, ты знаешь , с вашим домом?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, точно, большое несчастье,
Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека –
Станет ядом лекарство, убьет человека…
V Самостоятельная работа.
Задание
Зачеркнуть в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволяют прочитать название самой высокой птицы, которая обитает в России.
7,4 + 3,2
18,6 + 4,2
7,5 – 0,7
5,9 + 0,3
50,2 – 20,2
3 – 0,4
9,5 – 4,3
4,2 + 2,06
6,2
6,2
10,6
5,3
5,2
22,8
22,6
6,08
О
Ж
Г
У
Е
П
Р
А
6,8
30
7,57
6,26
8,2
2,6
82
К
С
В
Х
Л
М
Ь
Ответ: (Журавль)
Узнать высоту этой птицы и выразить полученный ответ в метрах:
0,32м + 4 дм 8 см + 7 см = ____________
Ответ: 0,87 м.
VI Итог урока
Учитель: Итак, мы убедились в том, что десятичные дроби нужны были в глубокой древности, необходимы эти знания вашим родителям в повседневной жизни. А как считаете вы :
«Пригодятся ли знания и умения выполнять действия с десятичными дробями вам в повседневной жизни?».
Список использованной литературы
1. Виленкин Н.Я. "Математика. 5 класс" - М.: «Мнемозина»,2008
2. Чесноков А.С., Нешков К.И. «Дидактические материалы по математике для 5 класса» - М.: «Мнемозина», 2010
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/95-maths/2599--5-.html
2. http://enc-dic.com/word/m/Magnicki-leonti-filippovich-25319.html
3. http://festival.1september.ru/articles/629567/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ