Сценарий урока по математике в 1-м классе "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"
МБОУ СОШ № 134 г. о. Самара
Сценарий урока
по математике в 1-м классе
"Сложение однозначных чисел с переходом через десяток"
подготовила Чекина Галина Владимирова–
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 134 г.о. Самара
г. Самара, 2013 г.
Цели урока:
Образовательная:
Познакомить с приемами сложения однозначных чисел с переходом через десяток; формировать вычислительные навыки и умение решать задачи.
Развивающая:
Развивать логическое мышление, математические и аналитические способности, речь, внимание, память.
Воспитательная:
Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.
Оборудование. Компьютер, презентация, демонстрационный рисунок ракеты, учебник «Математика» 1 класс М.И.Моро.
Формы работы: самостоятельная работа, индивидуальная работа, разноуровневая работа, работа в парах.
Вид урока – открытия новых знаний, эвристический, нестандартный, урок-путешествие.
Ход урока
Виды деятельности учителя и детей
УУД
1. Организационный момент
Светит солнышко в окно.
На душе у нас тепло.
Мы друг к другу повернёмся,
Дружелюбно улыбнёмся и поделимся теплом.
Поделитесь, дети, своим душевным теплом. Передайте его своим друзьям. Результат должен быть один – хорошее настроение.
Сегодня мы с вами совершим «космическое путешествие». А успешно совершить его может тот, кто умеет хорошо считать.
Вступительное слово учителя.
Человек всегда стремился взором, мыслями в небо, пытался постичь мир Вселенной. Эта мечта осуществилась 12 апреля 1961 года.
Ю.А.Гагарин на ракете «Восток» первым в мире осуществил мечту многих поколений людей, полетел в космос.
Мы должны знать людей, с помощью которых осуществилась эта мечта. Слайд № 1
Ю.А.Гагарин- первый космонавт.
К.Э.Циалковский – первый человек, который предположил возможность полетов в космос и даже изобрел ракету.
С.П.Королев – конструктор ракет-носителей и космических кораблей.
2.Актуализация изученного материала.
Устный счет
Учитель. Внимание! Объявляется предстартовая готовность
1) Арифметический диктант. Слайд № 2
Запишите число:
- состоящее из 1 дес. и 2 ед.
- на единицу меньше, чем число 14
- стоящее между числом 10 и 12
- следующее за числом 18
- на единицу больше, чем число 18
Проверка. Слайд № 3
- какое число самое маленькое? (11 – на слайде выделяется изменением цвета)
- какое число самое большое? (19 - на слайде выделяется изменением цвета)
Запишите числа в порядке возрастания. 11, 12, 13, 16, 17. 19.
Допишите пропущенные числа от 11 до 20.
- Какие числа записали? ( Двузначные)
2) Состав чисел от 11 до 20 в виде суммы разрядных слагаемых. Слайд № 4
Учитель. Посмотрите на наше «звездное небо».
( На слайде изображения звезд с числами)
Справка из истории созвездий:.
Наблюдая за звездами, люди наиболее яркие и заметные группы звезд объединяли в созвездия.
Наши созвездия «числовые». Назовите, из каких чисел состоят данные числа ( Состав чисел 12, 13, 14, 15)
12=10+2 13=10+3 14=10+4 15=10+5
3. Усвоение новых знаний и способов действий
1.Формулирование проблемы.
а) Решение примеров. Слайд № 5
Найдите «лишний» пример.
9 + 1 = 7 + 2 = 6 + 3 =
8 – 2 = 14 – 4 = 7 – 4 =
9 + 3 = 8 + 5 = 7 + 4 =
Ответ. Лишний пример в каждом столбике на вычитание.
(«Лишний» пример исчезает со слайда по щелчку)
- Со всеми ли примерами из оставшихся примеров на сложение вы легко справились?
Ответ. Нет. Примеры внизу вызвали затруднения. Мы такие еще не решали.
2. Постановка цели и задач урока
Учитель: Как вы думаете, нужно ли нам научиться решать такие примеры?
Ответ: Да, это необходимо, они часто встречаются в повседневной жизни, в магазине, например, и т. д.
Учитель: Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.
Дети: Научиться складывать однозначные числа с переходом через десяток.
( Примеры, которые дети легко решили исчезают со слайда по щелчку)
- Какие примеры остались?
Ответ. Примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток.
3. Поиск путей решения проблемы
(Дети высказывают предположения по поводу путей решения)
9+3=9+1+2=12
9+3=2+7+3=12
Учитель: Какой из этих способов удобнее?
( На доску вывешивается рисунок с изображением ракеты)
Учитель: Нужно вывести ракету на орбиту, надо найти наиболее эффективный способ решения Слайд № 6
Предлагаемые пути решения фиксируются на слайде:
9+3 9+1+2 12
9+3 2+7+3 12
Сравните способы решения. Какой способ удобнее? (ответы детей с объяснением выбора решения)
- Какие знания пригодились для решения данных выражений?
( Знание состава чисел из разрядных слагаемых)
(На слайде правильный путь указывается стрелками, которые изменяют цвет с зеленого на красный)
4. Физминутка. Слайд № 7
Раз, два,- стоит ракета (Руки вверх, ладони образуют «купол» ракеты)
Три, четыре- самолет. ( Руки в стороны)
Раз, два- хлопок в ладоши
И потом на каждый счет. (Руки на пояс)
Раз, два, три, четыре- (Наклоны туловища)
Руки выше, плечи шире-и на месте походили
5. Закрепление знаний и способов действий
1. Работа по учебнику. С.65.№ 4( 1- 2)
Работа в парах, взаимопроверка
Учитель. В космосе ставят опыты, ведут исследования.
Сейчас вам предстоит «исследовать» примеры.
Анализ. – Что общего в примерах каждого столбика?
2. Самостоятельная разноуровневая работа.
Слайд № 8
(Задание на слайде: зеленая полоса - облегченный вариант; желтая полоса- средней сложности; красная полоса- усложненный вариант)
Зеленая полоса: 7 + 4 = 8 + 5 = 9 + 3 =
Желтая полоса: 4 + 8 – 2 = 10 – 7 + 8 = 8 + 8 – 16 =
Красная полоса: 12 – 10 +…= 11 10 – 4 +…= 13 9 + 7 -… =10
3. Работа с геометрическим материалом. Слайд № 9
На слайде появляются изображения геометрических фигур. ( Треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, овалы)
Учитель. НЛО преградили путь нашему кораблю.
- Что они собой представляют? ( геометрические фигуры)
- Разделите фигуры на две группы. (многоугольники и круги)
(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).
Слайд № 10
- Каждую из полученных групп фигур, разделите еще на две группы.
( треугольники и прямоугольники; круги и овалы)
(На слайде по щелчку происходит перестановка фигур).
6. Применение полученных знаний
1. В решении задачи Слайд № 11
Учитель: Нам предстоит выход в открытый космос.
Космонавт, вышедший в открытый космос, должен уметь выполнять все необходимые ремонтные работы.
А вы на уроке математики должны учиться решать задачи
Задача появляется на слайде по гиперссылке.
Задача Слайд № 13
«Петя увидел в телескоп 9 созвездий, а Вася на 3 меньше, чем Петя. Сколько всего созвездий увидели дети?»
Коллективный анализ и составление краткой записи.
Самостоятельное решение задачи учащимися.
9 – 3 = 6 ( с.) – увидел Вася
9 + 6 = 15 ( с.) – всего
Ответ: 15 созвездий увидели дети всего.
Проверка решения на слайде
3. Тестовая работа Слайд № 12
Чтобы вернуться на Землю необходимо каждому найти правильный ответ.
1.Выбери пример с ответом 11
10 + 5 9 + 1 9 + 2 7 + 7
2. Выбери пример с ответом 12.
6 + 6 6 + 4 7 + 3 8 + 1
3. К числу 7 надо прибавить 6. Как разложить число 6?
3 + 3 1 + 5 2 + 4
4. Выбери число, которое состоит из 1 десятка и 3 единиц.
3 4 13 15
5.Среди данных чисел найди наибольшее.
15 11 17 13
6. Выбери число, которое меньше 16.
19 17 13 20
Учащиеся осуществляют самопроверку, сверяя свое решение с выполненным решением на слайде.
Оцените свою деятельность:
Тот, кто выполнил все правильно, поднимите зеленый кружочек.
Тот, кто допустил 1-2 ошибки, поднимите желтый кружочек.
Тот, кто допустил 3 и более ошибок, поднимите красный кружочек.
Мы благополучно завершили полет.
7. Рефлексия
- Чему вы научились на уроке?
- Достигли ли цели?
- У кого были затруднения?
- Удалось ли с ними справиться?
Учитель. Я благодарю вас за урок.
Заключительное слово учителя.
Может быть, после этого урока у кого- то из вас возникнет желание стать космонавтом или исследователем космоса. Но все мы должны помнить, что наша родная планета - Земля, которая всегда будет нас звать к себе, будет надеяться на вас и гордиться вами.
Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии (Р); развитие готовности к сотрудничеству (Л)
Анализ объектов с целью выделения признаков (П)
Синтез объектов – составление целого из частей (П)
Классификация, сравнение объектов (П)
Формулирование проблемы (П)
Самостоятельное формулирование познавательной цели (П)
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П); понимание возможности различных точек зрения (К).
Выбор наиболее эффективных способов решения проблемы (П)
Выбор оснований для сравнения (П); умение договариваться, находить общее решение (К)
Способность адекватно судить об уровне усвоения учебного материала (Л)
Анализ объектов с целью выделения признаков (П); установление причинно-следственных связей (П)
Знаково-символическое моделирование на примере составления краткой записи задачи (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); осознание качества и уровня усвоения (Р); профилактика и коррекция самооценки (К)
Самооценка своей деятельности (Л)
Рефлексия учебной деятельности (П); продолжение развития самопонимания (К); оценка своей деятельности (Р); осознание своих возможностей в учении (Л)
Список используемой литературы
Савинова С.В. Математика. 1 класс. Поурочные планы. – Изд.2, испр.. - Волгоград: Учитель, 2011г.
Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь 1 класс. – Изд. «Просвещение», 2011г.
Моро М.И. Математика. 1 класс. Учебник. – Изд. «Просвещение», 2011г.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Поурочное и тематическое планирование по математике.
Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем./сост. М.С.Умнова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – (Уроки мастерства).
Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике для 1класса. М.: Просвещение 1989г
Волкова С. И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики (1-4) // Начальная школа. - 1992.- №7 – 8. – с.27-32.
Коннова В.А. Задания творческого характера на уроках математики // Начальная школа. – 1995. - №12. –С. 55 – 56.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ