СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УРОКА МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЧЕТЫРЁХТАКТНОГО УРОКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ
УРОКА МАТЕМАТИКИ
ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ
ЧЕТЫРЁХТАКТНОГО УРОКА
В.А. Гонебная, учитель начальных классов
г.Ачинск,
Содержание
Организация четырехтактного урока математики 4
Введение
В современном российском образовании государство устанавливает образовательные стандарты и перестает давать «жесткие» заказы на их выполнение. Сегодня именно школа и сам учитель выбирают образовательные технологии, способные оптимально реализовать стандарт и обеспечить всестороннее развитие личности учащегося. Выбор технологии обеспечивает использование на уроках инновационных форм, приемов, методов обучения.
Современный урок – это инновационный урок, в котором объединено всё новое, прогрессивное, представляющее ценность для всех участников образовательного процесса.
Целью своей педагогической деятельности считаю осуществление дифференцированного подхода в обучении учащихся на уроках математики через использование технологии коллективных учебных занятий (КУЗ).
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
развитие математических способностей учащихся;
формирование коммуникативной культуры общения учащихся;
успешное обучение через включённость каждого ребёнка в процесс обучения.
Оптимальной формой урока для реализации поставленных задач считаю организацию четырехтактного урока.
Организация четырехтактного урока математики
От того, как учитель организует учебный процесс в первом классе, зависит, насколько успешным будет дальнейшее обучение ребенка. В этом случае задача учителя, включить каждого ребенка в учебный процесс. А это в свою очередь предполагает, что
каждый ученик по поводу изучаемой темы думает, размышляет и старается понимать;
каждый ученик обязательно оказывается в ситуациях, когда он восстанавливает, применяет, выполняет определённые действия по изучаемой теме;
каждый ученик применяет то, что изучил, выполняет определённые действия по изучаемой теме.
В процессе работы по методикам КУЗ: взаимотренажа, взаимопроверки заданий, - у учащихся формируются способности к самоорганизации деятельности, умение работать в паре:
общаться в паре, не мешая другим;
слушать и слышать друг друга;
считаться с мнением напарника, уважать его мнение;
отстаивать свою точку зрения;
быть терпимым к своему напарнику;
чувствовать ответственность за порученное дело;
оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
При организации учебного процесса, с целью дифференциации, использую четырёхтактные уроки, которые оптимально сочетают четыре организационные формы работы: групповую, работу в парах сменного состава, работу в парах постоянного состава и индивидуальную форму работы. ( см. Приложение 1)
Групповая организационная форма предполагает общение одного учащегося с группой и позволяет лишь воспринимать обсуждаемый материал.
Применяю эту работу для информирования учащихся, разворачивания проблемной ситуации занятия. Обсуждать, делиться мнениями по какому- нибудь вопросу лучше через групповую форму работы. В таких группах дети продуктивнее усваивают изучаемый материал.
Работа в парах постоянного состава позволяет организовать форму работы, во время которой учащиеся тренируют друг друга, проверяют, закрепляют изученный материал. Это - взаимотренаж, и взаимопроверка индивидуальных заданий.
Работа в парах сменного состава предполагает сотрудничество.
Сотрудничество – это общая цель и вместе с тем ответственность за порученное дело.
Чтобы работа в парах сменного или постоянного состава была наиболее эффективной и отвечала требованиям здоровьясбережения, предлагаю ученикам правильно расположиться по отношению друг к другу: занять такую позицию, чтобы работать, глядя в глаза своему напарнику.
Дети, работая в парах, вместе рассуждают, обсуждают, проговаривают отдельные моменты учебного материала.
Индивидуальная организационная форма играет немаловажную роль в обучении, так как через эту организационную форму дети самостоятельно выполняют задания.
Пока у нас в школе не ведётся обучение в разновозрастных группах, дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности, это очевидно. Ребёнок, у которого неустойчиво внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из предложенных заданий. В том случае требуется особая форма предъявления материала.
Дети с повышенной обучаемостью, тоже нуждается в особом внимании учителя для развития своих способностей. Вот поэтому требуется дифференцированный подход. Разным ученикам необходимо разное время, разный объём, разные формы и виды работ, чтобы овладеть программным учебным материалом.
Дифференцированный подход к организации урока состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Добавим к этим организационным формам ещё и парную работу, и в комплексе у нас получается «четырёхтактный урок». Но прежде чем осуществлять дифференцированный подход в первом классе, важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности. Дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляю преимущественно в виде заданий различной трудности и характера, предлагаю их в форме индивидуальных карточек.
В первом классе возможность использования названных приёмов появляется и расширяется по мере овладения учащимися чтением и умением выполнять письменную инструкцию к заданию.
Подготовку учащихся первого года обучения к самостоятельной и парной работе я начала со второй четверти со взаимотренажа и взаимопроверки заданий. Объяснила детям, как следует работать в паре (по методике ВТ): один ученик читает задание своей карточки напарнику и следит, чтобы тот давал правильный ответ. Если напарник дал неверный ответ, то ученик предлагает ему ещё раз подумать и если нужно, растолковать ход размышления. Эта работа проводится до тех пор, пока не будет получен правильный ответ. Затем учащиеся меняются ролями.
Провожу взаимотренаж в парах сменного состава - это когда каждый ученик свободно выбирает себе пару для отработки навыков. И дальше формируются пары по окончанию работы – тренажа.
Один из видов работы в парах сменного состава – игра «Ручеёк»: дети усаживаются на один ряд по вариантам и после проверки карточки напарника дети одного из вариантов (это проговаривается учителем перед выполнением задания), продвигаются на одну парту вперёд, а ученик с первой парты идёт за последнюю. Продолжается работа до тех пор, пока все учащиеся не вернутся на свои места. Такая парная работа, проводимая мною, первоклассникам очень нравится, так как они работают в доброжелательной обстановке.
При работе по методике взаимопроверки индивидуальных заданий объяснила учащимся алгоритм действий: сначала нужно выполнить все задания в своей карточке, затем найти напарника для проверки первого задания. Для проверки второго задания найти другого напарника. Каждое задание проверяет новый напарник. Как только проверили все задания своей карточки, учащиеся подходят к учителю за новой карточкой. (см.Приложение2). Эту работу я провожу после освоения учащимися способов решения примеров и задач.
При проведении рефлексии, спрашиваю детей, нравится ли им работа в парах, на что дети дают утвердительный ответ, объясняя, что на уроке они могут быть и учеником и учителем.
В результате применения на уроках математики всех форм работы четырехтактного урока, заметила, что у детей повышается мотивация к обучению, развивается самостоятельность, развивается логическое мышление и устная речь.
Эффективность использования методики КУЗ через организацию четырехтактного урока математики определила, наблюдая за ребенком, обучающимся по программе VII вида, и испытывающим затруднения в обучении. Ребенку очень нравится парная работа по методике взаимопроверки индивидуальных заданий. во время данной работы у него поднимается настроение, старается не отставать от одноклассников, и как можно больше «проработать» карточек за урок. Задания выполняет и проверяет старательно, чтобы не допустить ни единой ошибки. И даже если допускает недочёты, старается сразу же их проработать, не обижаясь на проверяющего. Настроение данного ребенка улучшается, потому что он видит результат своей работы, свои успехи, и понимает, что не просто так «просидел» урок, а то, что повторил, запомнил, пригодится ему на следующих уроках.
В виду того, что уроки проводятся с применением новых технологий КУЗ, я изменила тематическое планирование уроков математики. Вписала в отдельную колонку работу по методикам: взаимотренажа, где будет проводиться отработка знаний, и взаимопроверки индивидуальных заданий на этапе закрепления.
Заключение
В первом классе использую четырехтактную форму урока математики в зависимости от изучаемой темы. Отметила, что в результате проводимой мною работы учащиеся:
знают алгоритм работы в парах по методикам КУЗ;
умеют работать в парах постоянного и сменного состава над учебной задачей;
владеют в рамках образовательного стандарта математическими умениями и навыками.
Используя форму четырехтактного урока при изучении математики отметила, что каждый ребенок к концу третьей четверти пытается излагать свои мысли устно, у него развивается речь, дети умеют слышать друг друга и понимают напарника, пытаются осуществлять рефлексию своей деятельности. При проведении рефлексии работы в парах в первом классе дети рассказывают о своих чувствах, которые возникли у них в процессе работы, рассказывают, что делали на занятии и как пришли к результату, который они получили, анализируют совместную и собственную деятельность, могут высказаться не только о своих успехах, но и о своей неуспешности, пытаясь определить причину этого, не стесняясь друг друга.
В дальнейшем предполагаю расширить формы парной работы на уроках математики по методике взаимообмена заданиями и применять форму четырехтактного урока при изучении русского языка и литературного чтения.
Литература
Веденеева Т.Е., Войнова М.И. Использование новых технологий в практике работы школы. «Дидактик». 2001 №2
Научно – методический журнал. Коллективный способ обучения, № 9 2007.
Научно – методический журнал. Коллективный способ обучения, № 8 2005.
Методология, теория и практика коллективных учебных занятий:
Учебно- методическое пособие / Под ред. Д.И. Карповича, В.Б. Лебединцева.
- Красноярск, 2003.-112с.
Журнал «Начальная школа» №6, 2003г.
Современный урок. Часть 5:Научно - практич.пособие для учителей, методистов, студентов пед.заведений, слушателей ИПК.-Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-208с.
Приложение 1
Предмет: математика.
Класс: 1
Учитель: Гонебная Валентина Александровна.
Тема урока: «Сложение и вычитание однозначных чисел
с переходом через разряд».
Цель (как ожидаемый результат): 1. Каждый ребёнок умеет вычитать
и складывать однозначные числа с
переходом через разряд.
2. Каждый ребёнок умеет решать задачи
на логическое мышление, внимание,
воображение.
3. Каждый ребёнок умеет с уважением
относится друг к другу.
Задачи: 1. Учить вычитать и складывать однозначные числа с переходом
через разряд
2. Развивать умения умеет решать задачи на логическое
мышление, внимание, воображение.
3. Воспитывать чувство терпимости друг к другу.
Ход урока.
Организационный момент.
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Ожидаемый результат: каждый ребенок настроен на работу, проверяет свою готовность к уроку (100 %).
Устный счёт.
Ожидаемый результат: каждый ребенок умеет:
1. - посчитать от 0 до 2 0 (100 %);
- считать от 20 до 11( 90%);
- назвать самое маленькое однозначное число (100%);
- назвать самое маленькое двузначное число (100 %);
- назвать число, в котором 1д.5ед.; 1д.9ед.; 1д.0ед (70 %);
- назвать число, в котором 12ед.;16 ед ( 70 %);
- назвать, какое число следует за числом 11,16, 5 (100 %);
- назвать, какое число «живёт» между числами 18 и 20 (90 %);
- назвать, какое число стоит перед числом 6,12,17,8 (90 %).
Задача-шутка:
Ожидаемый результат: каждый ребенок умеет решать задачи на
логическое мышление (50 %)
На яблоне было 10 яблок, на иве 2 яблока.
Сколько всего было яблок? (10).
Эмоциональный настрой на работу в парах постоянного состава (задание на внимание.)
Ребята, сегодня у нас на уроке гость. Отгадайте, кто это.
У отца был мальчик странный,
необычный – деревянный ,
на земле и под водой
ищет ключик золотой.
всюду нос суёт он длинный,
кто же это…? (Буратино.)
Работа в парах постоянного состава.
Ожидаемый результат: каждый ребенок знает алгоритм работы в парах, может себя самоорганизовать, умеет договариваться с напарником (100 %);
умеет сравнивать предметы, определять черты сходства и различия (100 %).
- Мальвина нарисовала рисунок, а Буратино на уроках всё
время отвлекался, разговаривал и поэтому допустил много ошибок. Пожалуйста, исправьте эти ошибки, но вместе со своим напарником по парте.
Закрепление изученного материала.
1. Работа в парах сменного состава по методике взаимотренажа (ВТ).
Ожидаемый результат: каждый ребенок самостоятельно умеет складывать и вычитать однозначные числа с переходом через десяток (70 %);
каждый ребенок знает алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа, умеет внимательно слушать напарника, сравнивать услышанный ответ с образцом (80 %).
Работа в парах сменного состава по методике взаимопроверки заданий (ВПЗ).
3. Индивидуальная работа по карточке (ИЗ).
Ожидаемый результат: каждый ребенок знает состав числа 10, знает и умеет записывать числа второго десятка, знает геометрические фигуры и умеет подобрать недостающую фигуру в таблице (90 %);
каждый ребенок знает алгоритм работы в парах сменного состава по методике взаимопроверки заданий, умеет осуществлять рефлексивную проверку (находить ошибки в работе товарищей) – 50 % .
Рефлексия урока.
Ожидаемый результат: каждый ребенок может сказать, чем занимался на уроке, выразить свое отношение к разным видам деятельности, оценить свою работу, поведение при работе индивидуальной и в парах (70 %).
Чем сегодня занимались на уроке?
Что особенно понравилось делать? Что вызвало затруднения?
Сколько карточек каждый из вас успел сделать за урок?
Почему удалось или не удалось всё выполнить?
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток
Взаимотренаж
карточка № 1 карточка № 2 карточка № 3
10+1= 11 11-2= 9 10+2= 12
11-2= 9 10+4= 14 10+10=20
10+9= 19 11-1= 10 18-8= 10
15-5= 10 13-4= 9 16-10=6
14-4= 10 15-10= 5 10+1=11
карточка № 4 карточка № 5 карточка № 6
11-3= 8 10+8=18 10+3= 13
10+4=14 10+3=13 10+7= 17
13-4= 9 18-8= 10 12-2= 10
16-6=10 15-10= 5 14-10= 4
17-10=7 18-10= 8 13-3= 10
карточка № 7 карточка № 8 карточка № 9
18-10= 8 10+9= 19 10+8= 18
11-3= 8 14-4= 10 17-10= 7
10+6=16 13-10= 3 10+2= 12
15-5= 10 10+7= 17 12-2= 10
16—10=6 16-6= 10 13-10= 3
карточка 10
10+6= 16
11-1= 10
10+10=20
13-3= 10
14-4= 10
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток
Взаимопроверка заданий
карточка № 1
1.ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ЧИСЛА
10 11 12 . . 15 . 17 . .
2. ПРОВЕРЬ.
18+0=18 11-10=11
15-5=1 13-4=8
7
5
1
4
2
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток
Взаимопроверка заданий
карточка № 2
1.РЕШИ ПРИМЕРЫ.
4+4= 11—3= 12-4= 9+2=
2.
?
3.ЗАПИШИ ЧИСЛА МЕНЬШЕ 11. _________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток
Взаимопроверка заданий
карточка № 3
1. ПРОВЕРЬ.
18+0=18 11-10=11
15-5=1 13-4=8
2.ЗАПИШИ ЧИСЛА МЕНЬШЕ 11. ________________________________
3.ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ЧИСЛА
10 11 12 . . 15 . 17 . .
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток
Взаимопроверка заданий
карточка № 4
?
7
5
1
4
2
3.РЕШИ ПРИМЕРЫ
4+4= 11-3= 12-4= 9+2=
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток
Индивидуальное задание
карточка № 1
5. Индивидуальное задание
1. Реши примеры.
8+3= 9+2=
10-1= 11-3=
2. Дорисуй
3. Вставь пропущенные числа.
10 . 12 . . 15 . 17 . .
Приложение 2
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел 2, 3, 4с переходом через десяток.
Взаимотренаж
карточка № 1 карточка № 2 карточка № 3 карточка № 4
9+2=11 12-3=9 9+4= 13 12-4= 8
11-3=8 8+3=11 10+2=12 11-2= 9
13-4=9 12-4=8 11-4=7 9+3= 12
карточка №5 карточка № 6 карточка №7 карточка № 8
8+3=11 10+2=12 13-4=9 8+4=12
11-3=8 11-4=7 9+2=11 12-4=8
7+4=11 7+4= 11 12-3=9 10+3=13
карточка № 9 карточка №10
7+4=11 11-2=9
9+4=13 10+3=13
12-4=8 8+4=12
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел 2, 3, 4с переходом через десяток
Взаимопроверка заданий
карточка № 1
1.Дополни до 10.
5
2
1
6
3
2.Реши и ответы соедини стрелками с примерами.
9+4 10+4
8+3 7+0
10
11
12
13
14
15
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел 2, 3, 4с переходом через десяток
Взаимопроверка заданий
карточка № 2
1. + или -.
8 3=11 9 3==12 10 3=7 9 4=13
2. Дополни до 10.
5
2
1
6
3
_______________________________________________________________
Математика 1
Автор учебника: В.Н.Рудницкая и др.
Тема: Сложение и вычитание однозначных чисел 2, 3, 4с переходом через десяток
Взаимопроверка заданий
карточка № 3
1.Реши и ответы соедини стрелками с примерами.
9+4 10+4
8+3 7+0
10
11
12
13
14
15
2. + или -.
8 3=11 9 3==12 10 3=7 9 4=13
____________________________________________
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ