Урок для 1 класса по теме: "Масса"
Тип урока: ОНЗ 1 класс, УМК «Перспектива», 3 часть, 4 урок
Тема урока: Масса
Основные цели:
Формировать представление о массе тела; выявить зависимость между результатом измерения массы и величиной мерки; познакомиться с различными видами весов, единицами измерения массы.
Формировать умение измерять массу с помощью чашечных весов, решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
Актуализировать представления о понятиях «величина», «мерка», тренировать вычислительные навыки в пределах 9.
Воспитывать культуру общения и познавательного интереса к математике.
Мотивация к учебной деятельности
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
- Сегодня у нас урок «открытия» нового знания,
- Чем мы будем заниматься?
- Начнём с повторения необходимых знаний.
Актуализация знаний и фиксация затруднения пробного учебного действия
1. Актуализация понятий «величина», «длина», «мерка», умения измерять длину с помощью линейки
- На ваших партах есть карточки. Какое задание можно выполнить. (Измерить отрезки, сравнить по цвету, по длине)
- Что такое длина? (Это протяжённость предмета)
- Что такое величина? (Это свойство предметов, которое можно измерить, сравнить)
- Почему длина называется величиной? (Длину можно измерить, сравнить, …)
- Как мы можем измерить отрезки?
( Измерить по линейке, результаты сравнить)
- Измерьте длину отрезков в см и сравните отрезки
ВЫВОД
2. Формирование представления о понятии «масса».
- Рассмотрите 2 пакета (коробки). Что можно о них сказать?
- Сравним эти предметы, используя изученные свойства предметов.
Есть свойство предметов, которое мы не можем увидеть. Чтобы обнаружить это свойство надо взять предметы в руки. (Один из учащихся выходит, берёт в руки – делает вывод: один из предметов тяжелее другого)
- Что мы будем изучать?
- Когда мы говорим легче или тяжелее, то имеем в виду свойство предметов, которое называется МАССА.
Какой инструмент помогает сравнивать предметы по массе? (ВЕСЫ)
(Учитель ставит коробки на чашечные весы)
- Какая коробка тяжелее? (Та, которая находится на нижней чаше весов)
- Какая коробка легче? (На верхней чаше)
Виды весов.
№ 1 стр.6
- учащиеся объясняют
ФИЗМИНУТКА
Значит, масса это величина – т.к. предметы можно сравнивать по массе с помощью знаков < = >
3. Пробное действие.
- Масса – величина, значит, её можно измерить.
- Предлагаю вам выполнить новое задание: определить массу ……
- Ваши результаты.
- Объясните, как определили массу? ( Не можем)
III. Выявление места и причины затруднения.
- Что же делать?
- В чем возникло затруднение? ( Мы можем определить какой из предметов тяжелее, но не можем измерить массу предмета)
- Почему у нас возникло затруднение? (У нас нет способа измерения массы предмета).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Определим цель нашей работы
открыть способ измерения массы предметов,
познакомиться с единицами измерения массы,
научиться решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
- Что нам поможет открыть новое? ( правило измерения длины отрезков)
- Как мы измеряли длину отрезков? (С помощью линейки, мерки)
- Значит, нам необходим инструмент и мерка. Какой инструмент помогает определять массу предметов? (ВЕСЫ)
V. Реализация построенного проекта.
Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.
Один из учащихся озвучивает правила работы в группах, которые были согласованы раньше. Например, в каждой группе должен быть ответственный, каждый имеет право высказаться, остальные должны внимательно выслушать и понять. Если есть несогласившиеся, они могут высказать свое мнение. Ответственный назначает, кто будет представлять результат группы.
- Что нам необходимо сделать? (измерить массу предмета с помощью весов)
Итак, работаем в группах.
Каждая группа получает необходимое оборудование. Учащиеся работают по группам. В случае возникновения затруднений, учитель организует подводящий диалог:
Как устроены весы? (Эти весы с двумя чашечками.)
Как ими пользоваться? (На одну чашу весов нужно положить наш предмет, на другую нужно укладывать мерки (гирьки) до тех пор, пока чаши весов не будут на одном уровне.)
Один из учащихся на рабочем столе учителя выполняет соответствующие действия.
Какова масса …….?
Учащиеся озвучивают результат измерения.
По окончанию работы групп, проводиться защита проектов. Одним из вариантов работы может быть представление результатов одной только группы, остальные группы дополняют сказанное. В случае выявления ошибок, проводиться коррекционная работа.
Вариант защиты:
- Мы положили на одну чашу весов ….., а на другую стали укладывать мерки. Это делали до тех пор, пока чаши не оказались на одном уровне. Таким образом, мы определили массу ….. Наш вывод: чтобы измерить массу, надо выбрать мерку и узнать, сколько таких мерок уравновесят измеряемый предмет.
Какой вывод получили другие группы?
В случае выявления несоответствия, учитель проводит коррекционную работу.
Сформулируйте способ.
Положить предмет на одну чашу весов.
Установить мерки на другую чашу, добиться равновесия
Что нам позволяет открытый способ? (Измерять массу предметов)
ФИЗМИНУТКА
Предлагаю вам выполнить несколько заданий на закрепление нового способа.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
№ 2 стр. 6
- Прочитайте задание.
- Как можно измерить массу лисёнка? (Надо выбрать мерку и уравновесить её с лисёнком)
- Какие единицы измерения использовали для его взвешивания?
- Какова масса лисёнка в зайчиках? В белочках? Допишите равенства.
- Лисёнок один и тот же, значит, 3 зайчика = 5 белочкам, но мы знаем, что 3 меньше 5. Нет ли здесь ошибки? ( Зайчик тяжелее белочки)
- Сделаем вывод – чем больше мерка, тем меньше значение массы. Сравнивать, складывать и вычитать массы можно только тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.
Исторические сведения об измерении массы.
- Кто знает, как называется общепринятая единица измерения массы? (Килограмм.)
Как эту единицу записать сокращенно?
Какие ещё единицы массы вы знаете?
№ 4 стр.7
- Определите массу арбуза.
Алгоритм взвешивания предмета:
Положить предмет на одну чашу весов.
Установить гири-эталоны на другую чашу, чтобы чаши уравновесились.
Найти сумму масс всех гирь на второй чаше.
Полученное число килограммов – искомое.
№ 5.стр.7
- Теперь я предлагаю вам поработать в парах, чтобы каждый из вас проговорил новый способ)
Проверка по образцу.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Теперь предлагаю проверить себя – самостоятельная работа.
- определите массу Мышонка.
Проверка по образцу.
- У кого есть ошибки? В чём они?
- Значит, нужно ещё потренироваться в определении массы предметов.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Предлагаю потренироваться в вычислении массы.
№ 6 стр.7 - дополнительно
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель мы себе ставили?
открыть способ измерения массы предметов,
познакомиться с единицами измерения массы,
научиться решать задачи на сравнение, сложение и вычитание масс предметов.
- Достигли ли цели?
- Докажите.
(Масса – характеризует тяжесть предмета. Чтобы измерить массу – надо взять мерку и узнать – сколько мерок уравновесят этот предмет. С увеличением мерки – значение массы уменьшается. Сравнивать, складывать и вычитать можно только тогда, когда предметы измерены одной меркой. Килограмм – эталон массы – единая единица измерения. Алгоритм измерения массы предмета).
- Выберите смайлик, отражающий ваше настроение + - сравнить на весах!!!
Д.з. – предлагаю вам понаблюдать, как измеряют массу предметов в магазине и по возможности самим измерить массу какого либо предмета.
Презентация к уроку: http://rghost.ru/52325717
Пароль:12345
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ