Урок для 1 класса по теме: "Задача. Структура задачи"
Учитель начальных классов Белослудцева Ирина Леонидовна
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ
Тема: Задача. Структура задачи. Слайд 1
Цели: Формировать представление о структуре задачи.
Задачи: Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Задача, условие, вопрос, решение
Межпредметные связи: Математика
Ресурсы:
- основные - Предметная линия «Перспектива», учебник математики Л.Г. Петерсон, часть 2.
- дополнительные
Презентация «Структура задачи», учебник-тетрадь, индивидуальные перфокарты.
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа
Ход урока:
Технология проведения
Деятельность учителя и учащихся
Планируемые результаты
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин)
1. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня очень важный урок у нас. Посмотрите в окно. На улице зима, холодно, а в классе у нас солнышко, тепло. Давайте улыбнемся солнцу, улыбнемся мне, улыбнемся друг другу.
Слайд 2.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль нам бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
– Урок я хочу начать словами китайской мудрости
Слайд 3 Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.
(Коммуникативные УУД).Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация знаний (7 мин)
1. Разминка для ума.
-Сколько месяцев в году? Назови третий и восьмой.
-Сколько дней в неделе? Назови день недели после вторника.
- Сколько рогов у двух ослов?
-Что можно видеть с закрытыми глазами?
-Из чего делают белый хлеб? А бензин?
- Имя и отчество Пушкина.
-Самая лучшая отметка в школе.
2. Задачи в стихах. Слайд 4, 5
3. Решение примеров. Слайд 6
4. Работа с геометрическим материалом. Слайд 7, 8
Знать названия месяцев и дней недели;
Уметь составлять равенство, используя связь целого и частей, сравнивать геометрические фигуры
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
III. Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.
2 мин
- Давайте отгадаем ребус. Слайд 9, Слайд 10.
- Что такое задача? Как вы понимаете это слово?
-Послушайте два рассказа и сравните их: слайд 11
- Какой из них можно назвать задачей?
- В классе не оказалось единого мнения. Почему? (не знаем, что такое задача.)
- Для того, чтобы четко понять, что такое задача, мы проведем исследование, как настоящие ученые.
IV. «Открытие» детьми нового знания 10 мин
1. Из чего состоит текст задачи? (возврат к слайд 10 по гиперссылке)
- Чем отличается 2 текст от первого? (во 2 тексте есть вопрос)
- Вы можете на него ответить?
- Значит, в задаче должен быть … (вопрос) Слайд 10.
- Прочитайте. Это задача? (Нет) Слайд 11.
- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)
- Значит в задаче, кроме вопроса должно быть…
(условие) Слайд 10.
- Прочитайте текст. Это задача? (Нет) Слайд 12.
- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)
-Значит, в задаче вопрос связан с условием. Слайд 10.
- Сформулируем первый вывод нашего исследования: в задаче должно быть условие и вопрос, которые связаны между собой
2. Можно ли узнать ответ на вопрос? Как это сделать? Давайте составим план. Слайд 14
-Нужно закончить предложение:
1. Прочитать … (задачу)
2. Узнать о чём (ком) … (говорится) задача.
3. Что об этом … (известно).
4. Найти … (вопрос) задачи.
5. Написать краткое … (условие).
6. Составить …(выражение).
7. Написать … (ответ).
Вывод: Любую задачу можно решить. Для этого надо точно знать, как действовать.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
V. Первичное закрепление во внешней речи.
8 мин)
1. Закрепить умение отличать задачу от текста. Слайд 15.
2. Составлять задачу, используя несколько условий и вопрос. Слайд 16
3. Решение и оформление задачи. Работа по учебнику (стр.45, № 4)
- Воспользуемся памяткой, которую мы вывели. Что нужно сделать сначала? Прочитайте задачу.
- О чем в ней говорится? Что известно?
- Какой вопрос задачи?
- Рассмотрите, как кратко можно записать задачу.
- Как решить задачу? Составьте выражение. Запишите его.
-Какой ответ задачи. Запишите его.
Уметь различать условие и вопрос задачи.
Уметь оформлять решение задачи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.
(7 мин)
1. Работа на перфокартах (Приложение.). Задание: соединить линиями, чтобы получился правильный порядок.
2. Проверка работы.
Умение определять составные части задачи
VII. Рефлексия деятельности (итог урока).2 мин
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?
- Чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. Слайд 17
Учение оценивать свою деятельность
Список использованных источников
1. Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». 1 класс. – М.: Изд-во «Ювента», 2011.
2. В.Волина. Праздник числа. Занимательная математика для детей. М.: Знание, 1993.
3. И.Т. Максимова. Поурочные разработки по математике к УМК Л.Г. Петерсон. 1 класс. – М.: ВАКО, 2012.
4. Н.Б. Истомина. Учимся решать задачи, 1-2 класс. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.
5.О.А. Холодова. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика, 1 класс. – М.:РОСТ, 2012.
Приложение.
Соедини линиями в правильном порядке.
Вариант 1.
Решение задачи
В зоопарке 3 львёнка и 7 тигрят.
Условие задачи
На сколько тигрят больше, чем львят?
Ответ
7 - 3 = 4(т.)
Вопрос задачи
На 4 тигрёнка больше.
Схема задачи
7 – 3
Выражение
Вариант 2.
Решение задачи
У Вити было 3 конфеты. Ему дали ещё 5.
Условие задачи
Сколько конфет стало у Вити?
Ответ
3 + 5 = 8(к.)
Вопрос задачи
8 конфет стало у Вити.
Схема задачи
3 + 5
Выражение
Вариант 3.
Решение задачи
В группе 4 мальчика и 5 девочек.
Условие задачи
Сколько детей в группе?
Ответ
4 + 5 = 9(д.)
Вопрос задачи
9 детей в группе.
Схема задачи
4 + 5
Выражение
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ