Урок математики в 1 классе «Чтение и запись сумм. Значение суммы»
Калинкиной Любови Анатольевны
учителя начальных классов
МКОУ «СОШ №1 имени А.М.Горького»
городского округа г. Фролово
Волгоградской области
Урок математики в 1 классе
«Чтение и запись сумм. Значение суммы»
Цели: - познакомить с математическим термином «значение суммы»;
- совершенствовать умение составлять равенства и неравенства;
- формировать навык письма цифр;
- развивать внимание, мышление, правильную математическую речь, логическое мышление;
- прививать умение работать в паре;
- воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Оборудование: карточки на магнитах с геометрическими фигурами, рисунок домика на бумаге в клеточку (26 штук), карточки на магнитах с записями сумм, равенств, неравенств, слова на карточках – «сумма», «равенства», «неравенства», «значение суммы», весёлый рисунок знака «плюс», разрезные цифры на магнитах, магниты разных цветов, цифры на магнитах.
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Ну – ка, юные друзья,
Вы готовы ль начать урок?
Всё ль в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы иметь знанья,
Понадобятся терпенье и старание.
Руку надо поднимать и ответ полный давать.
Чётко, смело говорим
И тихонечко сидим.
Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
АКТУЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
– Что можете сказать? (На доске расположены геометрические фигуры)
- Какие фигуры расположены слева? (Прямоугольники)
- А сколько их? (2)
- Сколько фигур справа? (1)
- Как называется эта фигура? (Треугольник)
- Каким действием можно узнать общее число фигур? (Сложением)
- Сколько всего фигур? (Три)
- Закройте глазки, что произошло с фигурами? (Они объединились)
- Что же у нас получилось из фигур? (Домик)
2. - Какую цифру повторим сегодня? (Цифру 3)
Полукруг разок, другой.
Прочерти любой рукой.
Только след свой не сотри!
Все увидят цифру три.
( Дети вместе с учителем пишут в воздухе цифру 3 под стихотворение сначала одной рукой, затем другой рукой и обеими вместе.)
- А теперь возьмите свой домик и напишите в нём цифры 3. Оставьте только окошко без цифр.
Пишем красиво, стараемся, чтобы цифры на нас не обиделись.
3. – Какое задание можете предложить с цифрой 3? (Дети предлагают свои задания)
- А вот моё задание:
3+3 3=3 3+2 3>2 3<4 3+4
- Распределите записи на 3 группы.
- Что предлагаете? (Сумма, равенства и неравенства)
- Молодцы! Распределите записи.
(Дети выходят к доске и распределяют записи по группам)
СУММА РАВЕНСТВА НЕРАВЕНСТВА
3+3 3=3 3>2
3+2 3<4
3+4
- Почему записи называют равенствами? (Знак «равно» между числами)
- Почему называют неравенствами? (Стоят знаки «больше» и «меньше»)
- А почему записи называют суммой? (Между числами стоит знак «плюс»)
(Учитель вывешивает знак «плюс»)
- Посмотрите, кто к нам пришёл. Послушайте, что он хочет вам сказать.
Я – ПЛЮС.
И ЭТИМ Я ГОРЖУСЬ!
Я ДЛЯ СЛОЖЕНЬЯ ГОЖУСЬ,
Я ДОБРЫЙ ЗНАК ОБЪЕДИНЕНЬЯ,
И В ТОМ МОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЕ.
РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
– Математику откроем на странице 32. Прочитайте задание в номере 74.
(Читает ученик)
- Найди и подчеркни суммы.
- Возьмите в помощь карандаш, линейку и подчеркните суммы.
- Как узнали, что это суммы? (По знаку «плюс»)
(Несколько ребят подчёркивают суммы на доске. Все проверяют.)
- Давайте эти суммы прочитаем хором.
- Напишите ещё несколько сумм в тетради.
(Суммы пишутся и на доске учениками. Всё проверяется и читается хором.)
- А теперь напишите несколько равенств и неравенств.
- Прочитайте.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вы, наверное, устали?
Настало время отдохнуть.
Предлагаю усталость
Физкультминуткой снять
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете!
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко устали.
Опустите руки вниз.
И на место все садись.
– Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Нам нужно разрезанные цифры «собрать»
И закрасить части каждой цифры одним и тем же цветом.
- Посмотрите на номер 75. Пальчик, пальчик, помоги, верное решение найди.
- Какие цвета нужно приготовить? (Красный, жёлтый, синий, зелёный)
- Что поможет в работе? (Наблюдательность, терпение, внимательность.)
- Какие цифры вы «собрали»? (3, 5, 6, 9, 0)
(Несколько детей собирают цифры на доске. Все проверяют.)
- Напишите 4 раза каждую цифру, которую тебе удалось собрать. Покажите своему соседу.
- Что ещё нужно сделать?
- Правильно: нужно подчеркнуть красивые цифры. Не забудьте показать своему соседу, как вы красиво писали.
Страничку перевернём,
Номер 77 найдём.
Он нам даёт понять
Что мы умеем
И что должны узнать.
- Как называется запись 4+2? Сделайте к ней рисунок.
- Сколько справа? Сколько слева? ( На доске выполняется рисунок)
- Как показать сложение? ( Нарисовать всё вместе.) Рисуйте.
- Какое число получилось при сложении? ( 6)
- Что обозначает запись 4+2=6?
( Объединили, записали сумму, нашли, сколько всего)
- Почему между суммой 4+2 и числом 6 стоит знак равенства? (Мы нашли, сколько у нас получилось.)
- Число 6 – ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ 4+2.
- Запишите ещё 3 суммы и найдите их значения, используя счётные палочки.
( Несколько сумм со значением пишут на доске.)
3+8=11 2+4=6 6+2=8
(Если дети пишут неверный ответ, то все вместе проверяют, доказывают и пишут верное значение в выражениях.)
- Подчеркните суммы - синим карандашом, а их значения – красным цветом.
(Проверка на доске, использование детьми сигнальных карточек)
Ещё раз хором называют суммы и их значения.
РЕФЛЕКСИЯ. ИТОГ УРОКА.
– Как называют запись, если между числами стоит знак сложения? ( Сумма)
- А как называем число, которое получаем при сложении? ( Значение суммы)
- Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Просмотрите задания, которые выполняли, вспомните весь урок и оцените всю свою работу на уроке. Засветите нужный огонёк в окошке домика, который у вас на столе.
( Дети закрашивают окошко нужным цветом и показывают учителю. Если нужно, то объясняют своё решение.)
Зелёный цвет – работал отлично, всё получилось.
Жёлтый цвет – не всё в работе удалось.
Красный цвет – многое не понял, работа не удалась.
ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО СЛОЖИТЬ,
НАДО ПРАВИЛЬНО ДРУЖИТЬ.
ЕСЛИ ССОРА ИЛЬ СРАЖЕНЬЕ,
НЕ ПОЛУЧИТСЯ СЛОЖЕНЬЯ.
- Всегда работайте дружно, помогайте друг другу. Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке.
Использованная литература:
С.А.Лёвина, С.И. Тукачёва «Физкультминутки» - выпуск 2 - Волгоград: Учитель, 2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ