Урок математики в 1 классе по теме: "Величины. Масса. Килограмм"

Урок математики в 1 классе

по УМК «Школа 2100».

Учитель: Сляднева С.Д. МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал


Тема урока: Величины. Масса. Килограмм.


Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.


Задачи:

Образовательные: формирование умения усвоения представлений о новой величине - массе и единице измерения - килограмме. Формирование умения усвоения данного понятия с целью применения их в жизненных ситуациях.

Формирование умения сравнивать предметы по массе и умения записывать результат измерения с помощью >, =,<.

Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно - действенного мышления.

Формировать УУД:

Личностные УУД:

Формирование умений определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие правила поведения при сотрудничестве, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить вопросы на ответы, используя учебник; делать выводы.


Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска, компьютер, весы, гири, презентация.


Этап урока, время

Действие учителя

Действие ученика

Какие УУД

формируются


1.Орг. момент.

2 мин.

- Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

- Какое сегодня число?

- Из каких цифр оно состоит?

- Давайте повторим их правильное написание и запишем в тетрадях число.



















-15 февраля.



-1 и 5.







Учащиеся записывают число.


Саморегуляция

2.Актуализация знаний.



5 мин.


1.Проверь себя.

- Я задумала число, к нему прибавила 1, получила 8. Запишите число, которое я задумала.

- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4. Чему равна сумма?

- Запишите число, которое следует за числом 4.

- Запишите число, стоящее перед 9.

- На сколько 6 больше 4. Запишите ответ.

- Какой числовой ряд у вас получился?

- Ниже запишите числа в порядке возрастания.

- Назовите наименьшее число, наибольшее число этого ряда.

2.Найдите ошибки.

(Работа в парах)

- Ребята, посмотрите внимательно на написанные равенства. Найдите ошибки, исправьте их и запишите в тетради правильно.



3+4 =8 8–5=4

5+5=10 4+2=7

9–3=7 6–5=1

3. Решите задачки.

1) Длина гусеницы 7 см, а жука на 4 см меньше. Какой длины жук?

2) Одна букашка проползла 6 см, а другая на 4 см больше. Сколько см проползла вторая букашка?

- В чем особенность этих задач?

На доску прикрепляется табличка со словом ВЕЛИЧИНЫ.

- Какую величину мы уже знаем?

На доске вывешивается табличка со словом ДЛИНА.

- Какими мерками она измеряется?

На доске вывешивается табличка: см, дм.
























Учащиеся записывают ответы в строчку через клетку:

7, 9, 5, 8, 2.

Один ученик у доски.











Самопроверка по слайду.

Один ученик у доски.

Проверка.

Запись в тетради:

2, 5, 7, 8, 9.



















Дети записывают в тетрадях:

3+4=7 8–5=3

5+5=10 4+2=6

9 –3=6 6-5=1

Учащиеся выходят к доске, зачеркивают неправильные ответы, записывают новые.











Ученики записывают в тетрадях только ответы. Один – у доски: 3 см, 10 см.







- Мы складывали и вычитали не просто числа, а величины.











- Длину.











- Сантиметрами и дециметрами.




Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний.























































Коммуникативные УУД:

уметь совместно договориться о правилах поведения и следовать им.




























Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.




3. Постановка проблемной ситуации.



«Открытие» нового знания.



5 мин.






- Ребята, давайте посмотрим, что мне принесли сегодня утром в таком красивом мешочке.

- Что же это такое?

- Рассмотрите их внимательно и сравните между собой.

- Чем они похожи?







- Чем различаются?



Но все-таки между ними есть отличие. Как вы думаете какое?

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.

- Что теперь можете сказать?



- Как вы думаете с помощью какого прибора это можно проверить?

Весы - один из древнейших приборов.

Какие вы знаете весы?

- Яйца кладутся на чашечки весов.

- Почему одна чашечка опустилась вниз?

- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать?

- А каким другим, словом можно заменить слово вес?



- Легче – тяжелее – это свойство предметов. Это свойство называют масса.

На доске вывешивается табличка со словом МАССА.


- Кто догадался, какая тема нашего урока?

-Что бы вы хотели узнать о массе?

Чему бы хотели научиться?

Где в жизни может это пригодиться?

- Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как вы думаете?

-Значит,  и предметы можно измерить и записать числом.









- Это шоколадные яйца с сюрпризом.



- Цветом, формой, размером.

- Они шоколадные, вкусные, с сюрпризом внутри.

-?








- ?








Выходят 2-3 ученика.



-Одно легче, другое – тяжелее.





- С помощью весов.





Ответы учащихся с использованием личного опыта.









- Это яйцо тяжелее.





- Вес предмета.


Предположение детей.













-Масса.



Предположения детей.





- Величина – это такое свойство (признак) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа.




Коммуникативные УУД:

оформлять мысль в устной речи.



















Познавательные УУД:

сравнивать и группировать.
















Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.






Регулятивные УУД:

учиться высказывать свое предположение.









Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других.






















Личностные




4. Физминутка «Цапля»

(на равновесие) сначала на одной ноге, затем на другой.





2 мин.





Очень трудно так стоять

Ножку на пол не спускать!

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться!



Выполняют физминутку









Регулятивные




















5. Продолжение «открытия» нового знания










Работа с учебником: задания 1-3 на с.78.

1) На рисунке изображены яблоко, груша, лимон и клубника. Какой из этих предметов самый тяжелый? Самый легкий?

- Рассмотрите первые весы. Что сравнивается на весах?

- Что можно сказать о массе этих предметов?

- Что сравнивается на вторых весах?

- Что можно сказать о массе этих предметов?

- Что сравнивается на третьих весах?

- Что можно сказать о массе этих предметов?

Вывод: самая тяжелая груша, самая легкая – клубника.

2) - Давайте поможем Пете выразить массу яблока в клубниках.


- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?

(мерка – клубника)


3)- Давайте поможем Кате выразить массу яблока в шоколадках.

- Какая мерка в этом случае?

- Смотрите, яблоко одно и то же, значит

5 кл. = 2 ш., так?

Но ведь мы знаем, что

5 >2! Нет ли здесь ошибки?

- Какой вывод можем сделать?

Вывод: сравнивать величины можно только при измерении их одинаковыми мерками.











Дети самостоятельно читают задание.



















- Яблоко и лимон.




- Масса яблока равна массе лимона.

- Яблоко и груша.



- Груша тяжелее, а яблоко легче.

- Яблоко и клубника.







- Клубника легче, яблоко тяжелее.

















- Масса яблока равна массе 5 клубник.





























- Масса яблока равна

массе 2 шоколадок.

- Мерка – шоколадка.















- Нет, мы измеряли разными мерками.

- Нужна одинаковая мерка.





.














Межпредметные





































Познавательные УУД:

Перерабатывать информацию, делать выводы.







Регулятивные УУД:

определять и понимать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение.


6.Применение нового

знания.





3 мин.


-Вова просит вас сравнить массу дыни и массу пакета риса.

-Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни?

- Чему равна масса дыни?

- А какой меркой он измерял массу риса?

- Чему равна масса риса?

- Сможем ли мы выполнить задание Вовы?

- Почему?















-Мерка – яблоко.



- 5 яблок.





- Мерка – банан.



- 5 бананов.





- Нет.

- Нужна единая мерка.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.




Коммуникативные УУД:

формулировать свою мысль в устной форме.




7. Гимнастика для глаз

« Раскрашивание».

2 мин.
































- Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Раскрасьте этот экран (мысленно) сначала желтым цветом, потом оранжевым, зеленым, синим и наконец, раскрасьте экран своим любимым цветом. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу.

-Продолжаем работу.



Ученики выполняют гимнастику.













































8.Введение единицы измерения массы – кг.





6мин.




- Чтобы выполнить задание Вовы, нам нужна мерка, одинаковая для всех. И такая мерка существует. Называется она 1 килограмм – это одна из мерок массы. Число, которое получаем при измерении массы, - мера массы.

Еще в старину люди пришли к выводу, что чтобы правильно сравнить разные предметы, нужна единая мера веса.

Более 200 лет назад учёные придумали такую мерку и назвали её – килограмм. Ею мы пользуемся до сих пор. Один килограмм сахара будет равен одному килограмму соли. Так как используется одна мерка. Сахара один килограмм и соли столько же. Слово килограмм прикрепляется на доску.

- А сокращённо записывают – кг.

- Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и более.






















































































Дети записывают в тетрадях: 1 кг, 2 кг,

5 кг.




















Межпредметные















Познавательные УУД:

перерабатывает информацию, делает выводы.







Регулятивные УУД:

определять и понимать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение.










9.Первичное применение нового знания.



8 мин.


1.-Сможем ли мы теперь выполнить задание Вовы?

- Какие гири уравновешивают дыню?

-Как узнать массу дыни?

-Чему равна масса дыни?

-Кто расскажет, как узнать массу пакета с рисом?

-Сравните теперь массу дыни и массу пакета с рисом.

2.- Посмотрите на слайд и придумайте задачу. Одну из них мы решим.










1кг и 2кг



1кг+2кг=3кг



3кг



1кг+1кг=2кг





3кг>2кг





Дети придумывают задачи.

1. Арбуз весит 5 кг, а дыня 2 кг. Сколько килограммов весит арбуз и дыня вместе?

2. Масса арбуза 5 кг, а дыни 2 кг. На сколько килограммов больше масса арбуза, чем дыни?

Один человек записывает решение и ответ задачи с комментированием

у доски.



Познавательные УУД:

перерабатывать информацию, делать выводы.








Регулятивные УУД:

учиться высказывать свое предположение на основе работы с рисунками.


Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.


10. Рефлексия.



2 мин.


- С какой новой меркой мы познакомились?

- Что она позволяет нам измерять?

- Что еще можно делать с единицами массы?





- Оцените свою работу на уроке при помощи улыбающихся рожиц.

Встаньте те, у кого она улыбается, ……

- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!





- С килограммами.



- Массу.

- Сравнивать, складывать и вычитать.



Регулятивные УУД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение.




Коммуникативные УУД:

уметь оформлять мысли в устной речи.


Личностные УУД:

способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ