Урок математики в 1 классе по теме: "Величины. Масса. Килограмм"
Урок математики в 1 классе
по УМК «Школа 2100».
Учитель: Сляднева С.Д. МБОУ СОШ №11 п. Новый Ургал
Тема урока: Величины. Масса. Килограмм.
Цель: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях.
Задачи:
Образовательные: формирование умения усвоения представлений о новой величине - массе и единице измерения - килограмме. Формирование умения усвоения данного понятия с целью применения их в жизненных ситуациях.
Формирование умения сравнивать предметы по массе и умения записывать результат измерения с помощью >, =,<.
Развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно - действенного мышления.
Формировать УУД:
Личностные УУД:
Формирование умений определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие правила поведения при сотрудничестве, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, находить вопросы на ответы, используя учебник; делать выводы.
Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная доска, компьютер, весы, гири, презентация.
Этап урока, время
Действие учителя
Действие ученика
Какие УУД
формируются
1.Орг. момент.
2 мин.
- Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
- Какое сегодня число?
- Из каких цифр оно состоит?
- Давайте повторим их правильное написание и запишем в тетрадях число.
-15 февраля.
-1 и 5.
Учащиеся записывают число.
Саморегуляция
2.Актуализация знаний.
5 мин.
1.Проверь себя.
- Я задумала число, к нему прибавила 1, получила 8. Запишите число, которое я задумала.
- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 4. Чему равна сумма?
- Запишите число, которое следует за числом 4.
- Запишите число, стоящее перед 9.
- На сколько 6 больше 4. Запишите ответ.
- Какой числовой ряд у вас получился?
- Ниже запишите числа в порядке возрастания.
- Назовите наименьшее число, наибольшее число этого ряда.
2.Найдите ошибки.
(Работа в парах)
- Ребята, посмотрите внимательно на написанные равенства. Найдите ошибки, исправьте их и запишите в тетради правильно.
3+4 =8 8–5=4
5+5=10 4+2=7
9–3=7 6–5=1
3. Решите задачки.
1) Длина гусеницы 7 см, а жука на 4 см меньше. Какой длины жук?
2) Одна букашка проползла 6 см, а другая на 4 см больше. Сколько см проползла вторая букашка?
- В чем особенность этих задач?
На доску прикрепляется табличка со словом ВЕЛИЧИНЫ.
- Какую величину мы уже знаем?
На доске вывешивается табличка со словом ДЛИНА.
- Какими мерками она измеряется?
На доске вывешивается табличка: см, дм.
Учащиеся записывают ответы в строчку через клетку:
7, 9, 5, 8, 2.
Один ученик у доски.
Самопроверка по слайду.
Один ученик у доски.
Проверка.
Запись в тетради:
2, 5, 7, 8, 9.
Дети записывают в тетрадях:
3+4=7 8–5=3
5+5=10 4+2=6
9 –3=6 6-5=1
Учащиеся выходят к доске, зачеркивают неправильные ответы, записывают новые.
Ученики записывают в тетрадях только ответы. Один – у доски: 3 см, 10 см.
- Мы складывали и вычитали не просто числа, а величины.
- Длину.
- Сантиметрами и дециметрами.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД:
уметь совместно договориться о правилах поведения и следовать им.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
3. Постановка проблемной ситуации.
«Открытие» нового знания.
5 мин.
- Ребята, давайте посмотрим, что мне принесли сегодня утром в таком красивом мешочке.
- Что же это такое?
- Рассмотрите их внимательно и сравните между собой.
- Чем они похожи?
- Чем различаются?
– Но все-таки между ними есть отличие. Как вы думаете какое?
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки.
- Что теперь можете сказать?
- Как вы думаете с помощью какого прибора это можно проверить?
Весы - один из древнейших приборов.
Какие вы знаете весы?
- Яйца кладутся на чашечки весов.
- Почему одна чашечка опустилась вниз?
- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать?
- А каким другим, словом можно заменить слово вес?
- Легче – тяжелее – это свойство предметов. Это свойство называют масса.
На доске вывешивается табличка со словом МАССА.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
-Что бы вы хотели узнать о массе?
Чему бы хотели научиться?
Где в жизни может это пригодиться?
- Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как вы думаете?
-Значит, и предметы можно измерить и записать числом.
- Это шоколадные яйца с сюрпризом.
- Цветом, формой, размером.
- Они шоколадные, вкусные, с сюрпризом внутри.
-?
- ?
Выходят 2-3 ученика.
-Одно легче, другое – тяжелее.
- С помощью весов.
Ответы учащихся с использованием личного опыта.
- Это яйцо тяжелее.
- Вес предмета.
Предположение детей.
-Масса.
Предположения детей.
- Величина – это такое свойство (признак) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа.
Коммуникативные УУД:
оформлять мысль в устной речи.
Познавательные УУД:
сравнивать и группировать.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД:
учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других.
Личностные
4. Физминутка «Цапля»
(на равновесие) сначала на одной ноге, затем на другой.
2 мин.
Очень трудно так стоять
Ножку на пол не спускать!
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться!
Выполняют физминутку
Регулятивные
5. Продолжение «открытия» нового знания
Работа с учебником: задания 1-3 на с.78.
1) На рисунке изображены яблоко, груша, лимон и клубника. Какой из этих предметов самый тяжелый? Самый легкий?
- Рассмотрите первые весы. Что сравнивается на весах?
- Что можно сказать о массе этих предметов?
- Что сравнивается на вторых весах?
- Что можно сказать о массе этих предметов?
- Что сравнивается на третьих весах?
- Что можно сказать о массе этих предметов?
Вывод: самая тяжелая груша, самая легкая – клубника.
2) - Давайте поможем Пете выразить массу яблока в клубниках.
- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу яблока и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?
(мерка – клубника)
3)- Давайте поможем Кате выразить массу яблока в шоколадках.
- Какая мерка в этом случае?
- Смотрите, яблоко одно и то же, значит
5 кл. = 2 ш., так?
Но ведь мы знаем, что
5 >2! Нет ли здесь ошибки?
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: сравнивать величины можно только при измерении их одинаковыми мерками.
Дети самостоятельно читают задание.
- Яблоко и лимон.
- Масса яблока равна массе лимона.
- Яблоко и груша.
- Груша тяжелее, а яблоко легче.
- Яблоко и клубника.
- Клубника легче, яблоко тяжелее.
- Масса яблока равна массе 5 клубник.
- Масса яблока равна
массе 2 шоколадок.
- Мерка – шоколадка.
- Нет, мы измеряли разными мерками.
- Нужна одинаковая мерка.
.
Межпредметные
Познавательные УУД:
Перерабатывать информацию, делать выводы.
Регулятивные УУД:
определять и понимать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение.
6.Применение нового
знания.
3 мин.
-Вова просит вас сравнить массу дыни и массу пакета риса.
-Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни?
- Чему равна масса дыни?
- А какой меркой он измерял массу риса?
- Чему равна масса риса?
- Сможем ли мы выполнить задание Вовы?
- Почему?
-Мерка – яблоко.
- 5 яблок.
- Мерка – банан.
- 5 бананов.
- Нет.
- Нужна единая мерка.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике. Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
формулировать свою мысль в устной форме.
7. Гимнастика для глаз
« Раскрашивание».
2 мин.
- Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Раскрасьте этот экран (мысленно) сначала желтым цветом, потом оранжевым, зеленым, синим и наконец, раскрасьте экран своим любимым цветом. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу.
-Продолжаем работу.
Ученики выполняют гимнастику.
8.Введение единицы измерения массы – кг.
6мин.
- Чтобы выполнить задание Вовы, нам нужна мерка, одинаковая для всех. И такая мерка существует. Называется она 1 килограмм – это одна из мерок массы. Число, которое получаем при измерении массы, - мера массы.
Еще в старину люди пришли к выводу, что чтобы правильно сравнить разные предметы, нужна единая мера веса.
Более 200 лет назад учёные придумали такую мерку и назвали её – килограмм. Ею мы пользуемся до сих пор. Один килограмм сахара будет равен одному килограмму соли. Так как используется одна мерка. Сахара один килограмм и соли столько же. Слово килограмм прикрепляется на доску.
- А сокращённо записывают – кг.
- Есть и другие гири: 2 кг, 5 кг и более.
Дети записывают в тетрадях: 1 кг, 2 кг,
5 кг.
Межпредметные
Познавательные УУД:
перерабатывает информацию, делает выводы.
Регулятивные УУД:
определять и понимать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение.
9.Первичное применение нового знания.
8 мин.
1.-Сможем ли мы теперь выполнить задание Вовы?
- Какие гири уравновешивают дыню?
-Как узнать массу дыни?
-Чему равна масса дыни?
-Кто расскажет, как узнать массу пакета с рисом?
-Сравните теперь массу дыни и массу пакета с рисом.
2.- Посмотрите на слайд и придумайте задачу. Одну из них мы решим.
1кг и 2кг
1кг+2кг=3кг
3кг
1кг+1кг=2кг
3кг>2кг
Дети придумывают задачи.
1. Арбуз весит 5 кг, а дыня 2 кг. Сколько килограммов весит арбуз и дыня вместе?
2. Масса арбуза 5 кг, а дыни 2 кг. На сколько килограммов больше масса арбуза, чем дыни?
Один человек записывает решение и ответ задачи с комментированием
у доски.
Познавательные УУД:
перерабатывать информацию, делать выводы.
Регулятивные УУД:
учиться высказывать свое предположение на основе работы с рисунками.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
10. Рефлексия.
2 мин.
- С какой новой меркой мы познакомились?
- Что она позволяет нам измерять?
- Что еще можно делать с единицами массы?
- Оцените свою работу на уроке при помощи улыбающихся рожиц.
Встаньте те, у кого она улыбается, ……
- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!
- С килограммами.
- Массу.
- Сравнивать, складывать и вычитать.
Регулятивные УУД:
уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять мысли в устной речи.
Личностные УУД:
способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ