Урок по математике для 3 класса "Умножение на 1"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 г. Тамбова
Конспект урока по математике
в 3 классе
«Умножение на 1»
подготовила
учитель начальных классов
Рыжкова Ирина Александровна
Тамбов 2009
Тема: Умножение на 1.
Рыжкова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
1 категории
МОУ СОШ № 9
Г. Тамбова
Цель: Познакомить с правилом умножения числа на 1.
Задачи:
Совершенствовать вычислительные умения и навыки
в пределах 100, умения решать текстовые задачи.
Развивать логическое мышление, творческие способно- сти, умение оценивать свою деятельность.
Воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: у учителя – треугольники для устного счёта,
карточка-опора (а · 1=а), карточки для работы в группе,
карточки с примерами; у учащихся – вееры с цифрами,
сигнальные круги (красный, жёлтый, зелёный), конверты
с карточками для решения задачи.
ХОД УРОКА.
ОРГМОМЕНТ.
Мы начинаем урок математики. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать:
Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять.
ПОВТОРЕНИЕ.
Какую большую тему изучаем? («Умножение и деление»)
Давайте вспомним, что вы знаете по этой теме, и проведём «Мозговой штурм». (Учащиеся называют названия компонент и результата действий, правила нахождения неизвестных компонент.)
Как вы думаете, всё ли мы изучили по этой теме? (нет)
А хотите узнать новое? Тогда нам нужно подготовиться.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
Индивидуальная работа у доски.
«Цепочка».
∙2 +50 :8 ∙3 :6 ∙7
7
(ответ: 28)
– Вставить знаки действий, чтобы равенства стали верными
8 ∙ 6 = 8…5…8
7 ∙ 7 = 7…8…7
в ∙ 9 = в…8…в
( ответ: 8·6=8·5+8
7·7=7·8-7
в·7=в·8-в)
Фронтальная работа с классом.
Математический диктант. (Записать в тетрадь ответы)
36 уменьшить в 9 раз.
Найти частное чисел 27 и 9.
Чему равно произведение чисел 6 и 8?
Увеличь 7 в 5 раз.
Делимое равно 72, делитель – 9. Чему равно частное?
Во сколько раз 24 больше 4?
(ответ: 4, 3, 48, 35, 8, в 6 раз)
Взаимопроверка ответов по доске.
– Найдите закономерность и покажите пропущенное число. (вееры)
3 6 7 8 ? 7 9 6 5 ?
18 56 42 ? 40
( 6, 54, 8)
Проверка работы у доски (сигнальные круги)
Оцените свою работу во время разминки.
( зелёный круг – справился;
красный – были ошибки)
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Из двух однозначных чисел – ответов, записанных на доске, составьте пример на умножение. ( 4 ·3, 3 · 8, 4 · 8 и т.д.)
- Запишем 4·3=
Как можно вычислить произведение с помощью сложения?
(4+ 4+4=12)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Запишите ещё два примера: 4 · 2 =
4 · 1 =
И самостоятельно замените умножение сложением.
(4·2=4+4=8
4·1= ?)
Я вижу, у некоторых ребят возникли затруднения. Давайте проверим вашу работу. Удалось ли заменить сложением последний пример? ( Нет)
Это особый случай. Нельзя взять число слагаемым 1 раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое нужно запомнить: при умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали.
Сколько получилось в последнем примере?(4)
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Кто догадался, как звучит тема урока? (Умножение числа на 1)
Какую цель поставим перед собой на уроке? (Научиться умножать числа на 1)
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Откройте учебник на с.72. Прочитайте правило в красной рамке. (а·1=а)
Расскажите, какое число получается при умножении на 1. (то, которое умножали)
Приведите свои примеры. (5·1=5, 14·1=14 и т.д.)
Т.к. это особый случай умножения, то мы не знаем, будет ли выполняться известное нам свойство умножения для таких примеров. Я предлагаю вам провести небольшое исследование в группах. Работать будете по алгоритму, записанному на карточках.
С.р. в группах.
6 · 1 = 1 · 6 =
8 · 1 = 1 · 8 =
5 · 1 = 1 · 5 =
Проверка.
- 1. Сравните произведения 1 и 2 столбиков. Что заметили? (Множители поменяли местами)
- 2. В каком столбике произведения вычисляются с помощью правила? (в первом)
- 3. Можно ли заменить умножение сложением во 2 столбике? (1+1+1+1+1+1=6
1+1+1+1+1+1+1+1=8
1+1+1+1+1=5)
- 4. Сравните значения произведений. (Одинаковые)
- 5. К какому выводу пришли? (Для случаев умножения с единицей выполняется переместительное свойство умножения.)
Этим свойством можете пользоваться при решении примеров.
УСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Работа по учебнику с.72 №1. ( Выборочное комментирование с мест)
Запись выражений под диктовку.
Самооценка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
(Игра на внимание)
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
Решение текстовых задач.
№3 с.72 (коллективный разбор, составление краткой записи)
Яблоки – 36 кг
Груши - ?кг, в 4 раза меньше на ? кг
Запись решения задачи самостоятельно. (Ученик с обратной стороны доски)
36:4=9 (кг)
36-9=27 (кг)
Проверка сигнальными кругами.
Я предлагаю вам решить ещё одну интересную задачу.
№5.
Прочитайте.
О чём говорится в задаче? (о книге и о блокноте)
Что необычного вы заметили? (нет числового значения цены книги)
Предположим, что книга стоит а рублей.
Каким действием узнаем, сколько стоит 1 блокнот?
Достаньте карточки из конверта и составьте на партах выражение, как узнать сколько стоит 1 блокнот? (делением, т.к. в 7 раз дешевле)
Работа в паре.
Проверка работы у доски. (а : 7)
Как узнать, сколько стоит 4 таких блокнота? (а : 7) · 4
Проверка с помощью сигнальных кругов.
Равенства.
Мы решали задачу, в которой вместо числового данного была буква, переменная, а теперь рассмотрим равенства.
В каких равенствах значение переменной равно 1? Почему?
170 = 170 · а
8 · 14 = в · 8
в + 25 =26
60 · с =60
43 + х = 53
(№1, №3,№4)
Какие равенства подходят к теме нашего урока?
(№1, №4)
ИТОГ.
Вспомните, какую цель ставили перед собой в начале урока? (Научиться умножать числа на 1)
Как вы думаете, удалось ли достичь результата? (Да)
Какое задание понравилось?
Как оцениваете работу класса?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Список использованной литературы
Учебник «Математика»-3 класс (Школа России) - М.И.Моро, С.И.Волкова.
Т.А. Лавриненко. Задания развивающего характера по математике. -Саратов, 2001

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ