Урок – сказка по математике в 1 классе «Случаи вычитания: 13 - »
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Райгородская средняя общеобразовательная школа
Урок – сказка по математике в 1 классе (УМК «Школа России)
ТЕМА: «Случаи вычитания: 13 - »
Выполнила: Учитель начальных классов
Павлова Валентина Вячеславовна
Педагогическая цель
- создание условий для ознакомления со случаями вычитания однозначных чисел из числа 13 с переходом через десяток; развитие решать задачи, сравнивать именованные числа.
Вид урока
комбинированный
Планируемые результаты (предметные)
Знать случаи вычитания однозначных чисел из числа 13 с переходом через десяток;
Уметь решать составные задачи;
выполнять задания в рабочей тетради.
Универсальные учебные действия
(Л) Личностные: имеют представления о причинах успеха в учебе.
(Р) Регулятивные: уметь осуществлять контроль в форме сличения действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона.
(П) Познавательные. Уметь самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
(К) Коммуникативные: уметь работать в парах и группах; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Межпредметные связи
Русский язык, тема «Что выражает предложение»
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Учебно-методическое обеспечение урока
Учебник М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой «Математика. 1 класс», часть 2; счетный материал; карточки с цифрами; тестовые бланки; иллюстрации персонажей сказки.
Используемые образовательные технологии: технология использования игровых методов в обучении, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации обучения, групповые технологии, здоровьесберегающие технологии.
С Ц Е Н А Р И Й У Р О К А
Этап урока
Методы и формы обуче
ния
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Текущий контроль
осуществляемые действия
формируемые УУД
I.Организа
ционный момент
Фронта
льная беседа
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на урок.
- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и теплым, принес много нового и интересного. А вы хотите? Тогда вперед.
Прозвенел уже звонок –
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём,
Узнаете вы скоро.
И там друзей себе найдём,
Помощников весёлых.
- Ребята, сегодня урок математики мы проведем необычно.
Скажите, кто из вас любит ходить в гости? Сегодня вас приглашают к себе в гости самые любимые герои сказок. Они приготовили вам интересные задания. Итак, пожелаем всем удачи! На уроке можно отвечать с места и хором, но ценятся ответы полные и по правилам.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Ребята, вы узнали автора?
приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на партах.
Отгадывают и вспоминают сказку, ее название и героев.
(Р, Л)
проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают (П, К)
наблюде-ние учителя
II. Актуализа
ция знаний.
1. Логичес кая размин-
ка (устный счет).
III. Изучение нового материала.
1.Постановка проблем- ной ситуа -ции. Определе ние темы урока
Практи
ческая работа
Нагляд
ный. Фронта
льная беседа.
Задания от Кота учёного:
-Мы сейчас вспомним таблицу сложения с переходом через десяток. Вы услышите задание и покажете ответ с помощью ваших карточек:
10 – это 7 и ? 11 – это 3 и ? 12 – это 5 и ?
на сколько нужно увеличить 6, чтобы получить 12? на сколько 8 меньше 13? И т.д.
- Молодцы, ребята! Справились с заданиями Кота учёного, а теперь побежим по неведомой дорожке в сказочный лес. Что же случилось? Мне кажется мы заблудились? Может нам подскажет дорогу следующий герой сказки?
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит...
Находит в дуплах мед
И в рот к себе кладет.
Узнали сказочного героя? Задания от Вини-пуха.
Посмотри, чем отличаются математические выражения?
-Ребята, посмотрите на примеры. Что можно про них сказать, сравнив их? Примеры нужно расположить в два столбика. Как это сделаем? Чем отличаются примеры?
(В одних примерах уменьшаемое 12, в других -13)
-Так чему мы должны сегодня на уроке научиться?
-Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. И Вини-пух вас угощает яблочками.
показывают ответы к заданиям, используя карточки с цифрами. Двое ребят помогают учителю проверять ответы.
Отгадывают и вспоминают сказку, ее название и героев.
рассматривают представленные примеры, высказывают свое мнение в результате сравнений приходят к выводу, что в примерах разные уменьшаемые.
делают вывод, что нужно научиться вычитать из 13.
осознанно и произвольно производят счет в устной форме без наглядного материала. Учатся использовать в работе индивидуальный раздаточный материал (карточки с цифрами)
(Л, Р)
анализируют, сравнивают, самостоятельно выделяют и формулируют тему урока.
(Л, П, К)
Наблюде
ние учителя.
Взаимо-
проверка
ответы на вопросы учителя, обсужде-ние проблем-ной ситуации
2.Знакомство со спосо бом вычита- ния вида
13 - по частям
3.Работа по теме урока в рабочих тетрадях
IV. Закреп-ление изу-ченного материала
Работа с испо льзова нием нагля дного материала. Прак тическая работа
Фронта
льная,индивидуальная. Практический, нагляднодемонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ,
беседа, письмо
Работа с учебником с.84 часть 2 №1
-Чтобы вы были умными и здоровыми нужно кушать витамины. Давайте достанем из конвертов кружочки (яблочки). Сколько их?(13) Раскладываем 1 десяток сверху и 3 пониже. На какой фрукт похожи наши кружочки? (Яблоки) Какой витамин в этом фрукте? Итак, Вини-пух дал нам 13 яблочков. Мы съели 4 яблока. Каким действием мы узнаем, сколько яблок осталось?
-Попробуйте, мне рассказать, как можно из 13 вычесть 4, уже зная общий способ вычитания из двузначного числа с переходом через десяток?
-Чтобы вычесть из 13 число с переходом через десяток, можно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в разряде единиц уменьшаемого; получаем 1 десяток; а затем из десятка вычитаем оставшуюся часть вычитаемого. Это способ вычитания по частям. Можно своими словами.
- Проверим посадку, правила обращения с ручкой. Проводит минутку чистописания числа 13.
- Что можете рассказать о числе 13?
Помогает в освоении и применении построенного способа вычитания из числа 13 числа 4.
Вини-пух: - Вы молодцы! Все правильно вычисляете?
- А есть ли другой способ вычитания из числа 13?
Вини-пух: -Все правильно. Но я хочу, чтобы перед дальней дорогой ваши глазки отдохнули.
Проводит гимнастику для глаз.
Вини-пух: - Молодцы! Но, чтобы указать вам дорогу дальше, к моему другу Пяточку, я должен убедиться, что вы усвоили, приемы вычитания из числа 13 с переходом через десяток.
-Чтобы хорошо уметь вычитать из числа 13 необходимо потренироваться в применении построен-ных способов. Д/И «Решай – не зевай». Предлагает решить примеры в задании №1 по очереди у доски с комментированием и в тетрадях.
Вини-пух: - Потрудились, а теперь снова надо набраться сил для дальней дороги.
Физ.минутку.
В домике ребята жили, и друг с другом так дружили:
Днем скакали по лесочку, спали вместе темной ночкой,
А проснувшись поутру, начинали вновь игру:
Сесть и встать и два прыжка.
Вместе весело всегда!
Вини-пух похвалил ребят, показал дальше дорожку.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Мы узнаем дорогу дальше, если сможем задачи решишь, которые приготовили нам медведи. А задачи в учебнике на стр.84 №2
выкладывают индивидуальный раздаточный материал в соответствии с необходимостью решить поставленную задачу и инструкцией учителя. Отвечают на вопросы учителя.
высказывают свои предположения, используя ранее полученные знания на практике.
самостоятельно комментируют способ вычитания из 13 числа по частям.
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку. Вспоминают и отвечают: за каким числом следует 13 и на сколько оно больше предыдущего; какому числу предшествует и на сколько меньше; что это двузначное число; нечетное; состоит из 1 десятка и 3 единиц. Прописывают.
Подробно записывают и решают пример 13-4, проговаривают способ вычитания.
Предлагают способ вычитания на основе знания таблицы сложения с переходом через десяток, знания состава числа 13.
В положении стоя указательным пальцем и глазами водят по предложенной траектории. Затем такую же траекторию выписывают на потолке указательным пальцем, глазами и всем туловищем.
По очереди выходят к доске для решения примеров, остальные вычисляют письменно в тетрадях.
Уч-ся декламирует стихотворение, выполняя показ движений, остальные дети повторяют:
-руки над головой домиком;
- скачут, затем имитируют сон;
-потянулись (дыхательная гимнасика)
-по тексту;
-хлопают в ладоши.
три медведя
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Исполь зуют наглядный материал для решения учебной задачи. (Р, П, К)
сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л)
приобретают умения вычитать из числа 13 по частям (П)
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой.
Анализируют число 13 и проводят срав-нение с предыдущим и последующим числами. (Р, П)
Используют наглядный материал (запись учителя на доске)
(П)
Правильно выполняют записи в рабочей тетради.
(Л, П)
Осуществляют профилактику зрительного утомления.
Строят рассуждения при вычитании из числа 13. Исполь-зуют построен ные способы вычитания из числа 13. Приме-няют коммуника тивные навыки. Оценивают правильность выполнения вычислений.
(П, К)
Осуществляют профилактику утомления (Л, К)
ответы на вопросы учителя, работа по заданию учителя
Индиви-дуальныйПроверка прав.посадки и верного обраще -ния с ручкой.
Работа с использованием наглядного материа
ла на доске. Устные ответы.
Наблюдение учителя.
Устные ответы.
Верное определение способа вычитания
Правиль-ное вы полнение упражне ния.
Работа с учебником
Наблюде-ние учителя. Правильное выполне-ние движений
V. Решение задач изученных видов
VI. Работа с тестовыми заданиями
VII.Рефлексия. Подведение итогов
Работа по учеб нику (с.84, ч.2, №2).
Работа в парах. Фронтальная беседа.
Индивидуальная. Практический
Обобщающая беседа
Сейчас в парах выберите задачу на стр.84, обсудите и составьте по кратким записям задачи. Одна пара будет работать у доски, остальные в тетрадях.
- Докажите правильность выбранного вами действия в зависимости от вопроса в условии задачи.
Понравилось медведям, как вы решила все задачи и показали дорожку дальше. А вот и другой герой сказки нас встречает.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Угадали сказку?
Маша и медведь помогут нам выйти из сказочного леса, если их задания решим. Вот вам задания. Выполнить только те задания, которые вам понравятся.
Тогда за работу! У вас есть листочки с заданиями. Там где стоит восклицательный знак – это задания самые интересные (посложнее). Вы можете выбрать и решить те задания, которые вам больше всего понравятся. А кто хочет, может решить все задания.
- Хорошо, справились! А вот и волшебные слова: «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцем урок». И расступился сказочный лес и мы снова в классе!
-Чтоб закончить наш урок, надо подвести итог. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и урок с помощью солнышка:
-урок-сказка понравился, своей работой доволен – солнышко улыбается;
-урок понравился, работал на уроке хорошо, ошибки есть, но немного – солнышко задумчивое, ротик у солнышка ровный, не улыбается;
-урок понравился, но было трудно, требуется помощь учителя – солнышко огорчается.
Обобщает урок. Определяет перспективу последующей работы.
– Чему учились на уроке?
– Какую бы работу вам хотелось выполнить ещё?
- Чьи задания были самыми сложными?
- Как вы думаете, что надо сделать дома?
- Молодцы!
Учащиеся в парах выбирают понравившуюся задачу, составляют по кратким записям задачи. Одна пара выполняет краткую запись условия, решения и ответа у доски, остальные в тетради. Другую задачу обсуждают устно.
оценивается правильность выполнения задач.
Маша и медведь
Анализируют предложенные задания, выполняют их по выбору письменно.
Оценивают урок и свою работу с помощью рисунка солнышка.
Отвечают на вопросы учителя.
Повторить способы вычитания из числа 12.
Осуществляют анализ задач. Строят рассуждения о способах решения.
(П, К)
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Осуществляют выбор. Самостоятельно работают с тестовым материалом.
(Р)
Анализируют свою работу. (Л, Р)
Формулируют собственное мнение. (К, Л)
Наблюдение и помощь учителя.
Фронталь ный, индииви дуальный
Устные ответы.
Приложение
Самостоятельная работа с тестовым материалом.
Выбери и реши задачу
! Миша решил 12 примеров, но допустил ошибки в 5 из них, а Вася допустил в этих примерах только 1 ошибку. Сколько примеров решил правильно каждый из них?
Катя составила 6 примеров с ответом 8, Валя – 10 таких примеров. На сколько больше примеров составила Валя, чем Катя?
Реши неравенства.
17 10 + 7
19 20 - 1
1 дм. 2 см. 13 см.
1 дм. 5 см. 20 см.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ