Уроки по математике 2 Класс

Урок 1
цифры и числа

Цели деятельности учителя: создать условия для уточнения понятий «число» и «цифра», совершенствования навыков счёта предметов и сложения однозначных чисел, ознакомления с разными системами обозначения чисел (римские, греческие, китайские, европейские числа); способствовать развитию умения читать и записывать числа.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют выполнять устно сложение чисел в пределах 100 без перехода через десяток; правильно употребляют в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма).

Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; осознают математику как часть общечеловеческой культуры.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); познавательные: наблюдают за свойствами чисел, выполняют устные вычисления в пределах 10; сравнивают цифры, которые использовали разные народы; ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений; расшифровывают числа, записанные с помощью пиктограмм; коммуникативные: слушают другого, высказывают собственное мнение, дополняют другого, участвуют в обсуждении роли знаков-символов (букв, цифр, нот) в языке, математике, музыке, приходят к общему мнению, задают вопросы; получат возможность научиться при выполнении заданий в паре: слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

Живут два друга, глядят в два круга. (Глаза.)

У кого пятачок есть, а на него ничего не купишь? (У поросёнка.)

Что это за семь братьев: годами равные, а именами разные? (Дни недели.)

Шевелятся у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Три братца по одной дорожке бегут, один впереди, а два позади; эти двое бегут, но никак переднего догнать не могут. (Трёхколёсный велосипед.)

II. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворения, учащиеся записывают в тетради цифры.

Рисовали просто круг – получилась цифра вдруг.

Эта цифра – ноль, у нее большая роль.

Единица – это птица: длинный клюв, сама как спица.

Два на лебедя похожа: шейка есть и хвостик тоже.

Тройка – следующий значок: раз крючок и два крючок.

А четвёрка, дружок, напоминает нам флажок.

А это что за птица села на страницу:

Ножку круто изогнула, руку вправо протянула? (Пять.)

На заборе, у калитки, ты увидишь цифру шесть.

Как у маленькой улитки, завиток и рожки есть.

Нелегко семерке-крошке прямо стоять на одной ножке.

Неваляшку мы попросим показать нам цифру восемь.

Цифру шесть переверни – на девятку посмотри.

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Сколько всего цифр вы знаете? (10.)

Вспомните названия цифр. (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.)

Задание 1. Подберите к каждой цифре картинку.

Задание 2. Выполните вычисления.

Что общего у сумм первого столбика? (Значение суммы равно 6.)

Что общего у сумм второго столбика? (Значение суммы равно 7.)

Что общего у сумм четвертого столбика? (Значение суммы равно 8.)

Что общего у сумм пятого столбика? (Значение суммы равно 9.)

Составьте другие суммы для каждого столбика.

Задание 3.

Назовите гласные буквы; согласные буквы.

Назовите все чётные числа в первом десятке. (0, 2, 4, 6, 8.)

Назовите все нечётные числа в первом десятке. (1, 3, 5, 7, 9.)

Задание 4.

Запишите и найдите сумму всех чётных чисел в первом десятке.

Ваш товарищ пусть найдёт сумму всех нечётных чисел.

Сложите свои результаты и найдите сумму.

Запись:

Задание 5.

Ответ: сложение используется при записи чисел II, III, VI, VII, VIII. Вычитание – IV, IX.

IV. Закрепление изученного.

Задание 6.

Приведите примеры использования цифр в жизни.

Эту цифру очень не любят велосипедисты. (8.)

Сколько людей одного не ждут? (семеро.)

С цифрой … на медной бляшке, в синей форменной фуражке. (Пять.)

Какое число есть в названии картины И. А. Айвазовского? (9.)

Вставьте пропущенные числа или дорисуйте:

Урок 2
Вычисления в пределах 10

Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выполнения вычислений разными способами в пределах десятка (с помощью таблицы сложения, с помощью числового луча и числового ряда, путем перестановки чисел в сумме, с опорой на знание состава однозначных чисел); способствовать развитию умения решать арифметические задачи.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток, сравнивать обозначения единиц, десятков, сотен в современной записи, правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), составлять выражение по условию задачи.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебному предмету «математика», осознают ее значение; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: выполняют вычисления по аналогии; формулируют вопрос задачи в соответствии с условием; решают задачи на нахождение суммы, остатка; комбинируют данные при выполнении задания, ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений; решают логические задачи; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

1. Игра «Волшебные цифры».

Каждому рисунку соответствует своё число:

1) Решите «волшебные» примеры.

2) Решите «волшебные» неравенства (поставьте знак >, < или =).

3) Составьте свои «волшебные» неравенства по схемам.

2. Вставьте недостающие числа:

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Сегодня на уроке мы будем выполнять вычисления в пределах десятка.

Задание 1. Выполните сложение и вычитание.

Как связаны примеры в задании а)? (Используется закон перестановки слагаемых.)

Чем похожи примеры каждого столбика задания б)? (В каждой паре одинаковые вычитаемые.)

Как связаны примеры в задании в)? (Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.)

Задание 2. Соедините детей в пары так, чтобы сумма номеров в каждой паре равнялась 10.

Выпишите пары чисел.

5 + 5 = 10 7 + 3 = 10 9 + 1 = 10

6 + 4 = 10 8 + 2 = 10 10 + 0 = 10

Задание 3. Запишите числа в виде суммы двух одинаковых слагаемых.

Всегда ли это можно сделать?

2 = 1 + 1 5 = … + … 8 = 4 + 4

3 = … + … 6 = 3 + 3 9 = … + …

4 = 2 + 2 7 = … + … 10 = 5 + 5

Задание 4. В выражении 3 = 1 + 2 одно слагаемое больше другого на 1. Какие однозначные числа можно разбить на слагаемые таким же способом? (5 = 2 + 3; 7 = 3 + 4; 9 = 4 + 5.)

Задание 5. Скольких детей не нашел водящий? (7 – 3 = 4 д.)

Сколько детей на карусели? (3 + 3 + 1 = 7 д.)

III. Закрепление изученного.

Задание 6. Посчитайте по цепочке.

Сколько раз вы получили в ответе число 10?

Задание 7. Козлик разделил поле двумя прямыми бороздами на 4 части:

Сколько участков получится на поле, если он проведет ещё одну прямую?

Сможет ли он провести третью прямую так, чтобы получилось 6 участков?

IV. Итог урока.

Сколько всего цифр?

Какие числа называются однозначными?

Урок 3
ГРУППЫ чисел

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с понятиями «десяток», «сотня», «тысяча»; совершенствовать умения читать и записывать круглые двузначные числа, дополнять до ближайшего десятка; способствовать закреплению знания нумерации чисел.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют читать, записывать, сравнивать двузначные числа, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; правильно употребляют в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения).

Личностные: проявляют интерес к математике, к заданиям повышенной трудности; демонстрируют познавательную активность.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: планируют собственные действия по устранению пробелов в знаниях; познавательные: сравнивают цифры, которые использовали разные народы, придумывают знаки для обозначения одного предмета (единицы), десяти предметов (десятка), сравнивают разные обозначения; комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Устный счет.

1) Прочитайте и отгадайте загадку:

Ответ: Четыре ноги, а ходить не может. (Стул, стол.)

2) Расселите числа по «квартирам».

2. Дифференцированная работа (по карточкам).

Карточка 1

Соедини числа в порядке возрастания, и у тебя получится рисунок.


Карточка 2

Заполни таблицу сложения.

Сегодня на уроке мы будем учиться изображать количество предметов знаками.

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Задание 1. Один предмет можно изобразить одним знаком: палочкой, звёздочкой, солнышком, цифрой 1.

Придумайте и нарисуйте свой знак для одного предмета.

Задание 2. Как можно изобразить группу предметов? (группой знаков.)

Сколько предметов изображают рисунки в учебнике? (6 палочек, 2 треугольника, 7 пальцев, 8 колец.)

Изобразите это количество предметов знаками, которые вы придумаете сами.

Запишите цифру, которая обозначает количество предметов на каждом рисунке.

Чтобы не рисовать много одинаковых знаков, люди придумывали знаки для групп предметов и давали им названия. Как можно изобразить десяток? (Мы записываем десяток двумя цифрами: 10.)

Задание 3. Вспомните, как записать цифрами 2 десятка, 3 десятка. (20, 30.)

Прочитайте названия чисел на доске: 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.

Задание 4. Изобразите с помощью римских цифр числа 20 и 30. (XX, ХХХ.)

Придумайте и нарисуйте свое обозначение для десятка. Изобразите числа 40, 60 с помощью придуманного вами знака.

Проверьте работу друг у друга. (Работа в парах.)

Задание 5. Выполните вычисления и дополните до ближайшего десятка.

Как называется число, в котором 7 десятков? (70.)

– Как называется число, в котором 10 десятков? (100, или сотня.)

– Посмотрите в учебнике, как можно изобразить число 100 с помощью рисунков.

Мы записываем число 100 тремя цифрами: 100. Запишите число 100 в тетрадь.

Задание 6. Запишите цифрами: две сотни, четыре сотни, восемь сотен. (200, 400, 800.)

Придумайте и нарисуйте свой знак для обозначения сотни. Изобразите с помощью этого знака три сотни, пять сотен.

Римская цифра С – это первая буква латинского слова «cent», что значит «сто». Произносится «цент».

Греческая буква Н – первая буква греческого слова «гекта», что также значит «сто».

Задание 7. Найдите латинскую или греческую часть слова в словах «сантиметр», «гектар», «гектолитр». Что означают эти слова?

Тысяча – это десять сотен, или сто десятков. В древности тысячу обозначали так: древние римляне – М (эм), древние греки – Х (икс).

Мы записываем тысячу четырьмя цифрами: 1000.

III. Самостоятельная работа по карточкам.

Соотнесите римские и арабские цифры.

Выполните необходимый рисунок на карточке.

IV. Итог урока.

Как можно изобразить группу предметов? Сколько всего арабских цифр?

Урок 4
СЧЁт ДЕСЯТКАМИ

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представления о разрядном составе числа; способствовать развитию умения определять количество десятков в круглых числах до 100.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), читать, записывать и сравнивать двузначные числа, составлять выражение по условию задачи.

Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; воспринимают математику как часть общечеловеческой культуры.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: выполняют вычисления по аналогии; сравнивают цифры, которые использовали разные народы; сравнивают разные способы вычислений, решения задач; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

1. Помогите медведю сходить за малиной – расставьте числа 2, 2, 3, 3, 3 в пустых кружках так, чтобы при сложении чисел на любой дорожке всегда получалось число 6.

2. Задача в стихах.

Посадила бабка в печь пирожки с капустой печь

Для Наташи, Маши, Тани, Коли, Оли, Вовы, Гали.

Да ещё один пирог кот под лавку уволок.

Да в печи четыре штуки. Пироги считают внуки.

Если можешь, помоги сосчитать им пироги.

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Сегодня на уроке мы будем учиться считать десятками и сотнями.

Задание 1. Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено? (Автогонка.)

Какова длина шоссе? (100 км.)

Через сколько километров стоят столбы на дороге? (Через каждые 10 километров.)

Сколько десятков километров прошёл от старта красный автомобиль? (3 десятка километров.)

Сколько десятков километров осталось пройти до финиша зеленому автомобилю? (6 десятков километров.)

Каково расстояние в десятках километров между красным и зеленым автомобилями? (1 десяток километров.)

Красный автомобиль увеличивает скорость и догоняет зелёный у отметки 80 км. Сколько десятков километров осталось пройти до этой точки красному автомобилю? (5 десятков километров.)

Задание 2. Прочитайте условие задачи. Что известно? Что требуется узнать?

Сколько стоят тетрадь и ручка вместе? (80 рублей.)

Сколько надо заплатить за них бумажных купюр по 10 рублей? (8 купюр.)

Задание 3. Выполните вычисления:

5 + 2 = 7 6 + 3 = 9 4 – 2 = 2 7 – 2 = 5

50 + 20 = 70 60 + 30 = 90 40 – 20 = 20 70 – 20 = 50

Чем похожи примеры в парах?

Задание 4. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Запишите ответы цифрами.

Чёрных – 30 р., красных – 10 р., синих – 40 р.

Сколько всего ручек в коробке? (80 ручек.)

Задание 5.

ХХ = 20 LX = 60 LXXX = 80 XL = 40

XXX = 30 LXX = 70 XC = 90

Если младшая цифра стоит справа от старшей, то ее нужно прибавлять. Если младшая цифра стоит слева от старшей, то ее нужно вычитать.

Задание 6. В обычной пачке бумаги – сотня листов. Запишите это цифрами. (100.)

Сколько листов в четырех пачках? Запишите ответ цифрами. (400.)

В большой пачке бумаги – 500 листов. Сколько листов бумаги в одной большой и трёх обычных пачках бумаги?

(500 + 100 + 100 + 100 = 800.)

III. Итог урока.

Сколько единиц в 1 десятке? Сколько десятков в 1 сотне?

Урок 5
ЗАПИСЬ ЧИСел

Цели деятельности учителя: создать условия для развития умения читать и записывать двузначные числа; совершенствовать умение составлять числа, модель числа, переводить римские числа в арабские.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), читать, записывать и сравнивать двузначные числа, решать задачи на нахождение суммы, остатка, текстовые задачи в два действия.

Личностные: признают собственные ошибки; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; познавательные: расшифровывают числа, записанные с помощью пиктограмм, шифруют числа; ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

1. Заполните таблицу.

Уменьшаемое

Вычитаемое

Значение разности

10

2


6

4


17

3


18


14


3

5

15


13


2

8

2. Задачи в стихах.

Дама сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

Но только раздался звонок, удрал из вагона щенок.

С. Я. Маршак

Сколько осталось предметов? (7 – 1 = 6.)

Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл:

Два – под берёзой, один – у осины.

Сколько их будет в плетёной корзине? (2 + 1 = 3.)

Пять щенят плюс мама-лайка.

Сколько будет? Сосчитай-ка! (5 + 1 = 6.)

Четыре сороки пришли на уроки.

Одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно трудилось сорок? (4 – 1 = 3.)

II. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы будем учиться записывать трёхзначные числа.

Числа записывают знаками-цифрами.

9 – однозначное число,

99 – двузначное число,

999 – трехзначное число.

Запишите числа тремя способами. Прочитайте их. (Задание на доске.)

Пятьдесят восемь

5 д. 8 ед.

58

Тридцать шесть

3 д. 6 ед.

36

Сорок четыре

4 д. 4 ед.

44

Двадцать семь

2 д. 7 ед.

27

Семьдесят пять

ΔΔΔΔΔΔΔ • •

• • •

7 д. 5 ед.

75

Шестьдесят три

6 д. 3 ед.

63

Девяносто два

9 д. 2 ед.

92

Работа по учебнику.

Задание 1. Приведите примеры однозначных, двузначных и трёхзначных чисел.

Задание 2. Запишите результат сложения.

20 + 3 = 23 10 + 9 = 19

50 + 8 = 58 70 + 2 = 72

Запишите числа как сумму десятков и единиц.

43 = 40 + 3 71 = 70 + 1

34 = 30 + 4 17 = 10 + 7

Задание 3. Выполните вычисления.

Задание 4. Решите задачи.

а) Сколько килограммов яблок собрали? (40 + 40 + 6 = 86 (кг).)

б) Сколько килограммов яблок пошло на варенье? (86 – 6 – 30 = 50 (кг).)

Задание 5. Вася придумал шифр с помощью геометрических фигур. Какое число он изобразил кругом? (Число 1.)

Какой фигурой он изобразил числа 10, 100? (Треугольником, шестиугольником.)

Запишите нарисованные числа. (39, 210, 363.)

Придумайте своё обозначение для сотен, десятков и единиц. Зашифруйте какое-нибудь число. Ваш товарищ запишет число, которое вы зашифровали.

Задание 6. Запишите самое маленькое двузначное число (10); самое большое двузначное число (99).

Запишите двузначное число меньше 20, с последней цифрой 6. (16.)

Запишите все двузначные числа, у которых сумма цифр равна 10. (19, 28, 37, 46, 55, 64, 73, 82, 91.)

Задание 7. Прочитайте римские числа. Запишите их обычными цифрами.

VII = 7 XIII = 13 CCXVI = 216

XV = 15 CXXXV = 135 СССХХ = 320

III. Проверочный тест.

1. Выпишите из чисел 5, 8, 12, 6, 17, 20, 10

однозначные: _________________ (5, 8, 6);

двузначные: _________________ (10, 12, 17, 20).

2. Укажите самое маленькое двузначное число: 9, 0, 20, 10. (10.)

3. Найдите и укажите число, в котором 1 десяток 5 единиц:

а) 51; 6) 55; в) 15. _________________ (15.)

4. Укажите, сколько в числе 18 десятков и единиц.

_____ д. ____ ед. (1 д. 8 ед.)

5. Представьте, что числа от 11 до 20 записаны в порядке уменьшения, и ответьте на вопросы:

Какое число записано первым? ___________ (20.)

Какое число записано последним? _____________ (11.)

Какое число записано третьим? ___________ (18.)

Запишите число, которое больше 15, но меньше 17. __ (16.)

6. Догадайтесь, какое число надо записать следующим в ряду: 3, 6, 9, 12. ________ (15.)



Урок 6
Сравнение чисел

Цели деятельности учителя: содействовать успешному усвоению понятия «двузначное число»; способствовать развитию умения обозначать десятки и единицы цифрами, располагать двузначные числа на числовом луче, восстанавливать числовой ряд, называть соседей данного числа.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют сравнивать числа в пределах 100, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого), формулировать вопрос задачи в соответствии с условием.

Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); познавательные: наблюдают за свойствами чисел; решают логические задачи; сравнивают разные способы вычислений, решения задач; коммуникативные: обсуждают роль знаков-символов в математике; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

1. Обведите овалом числа, которые в сумме составят число, равное номеру домика.

2. Объясните, что означают выражения:

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Сегодня на уроке мы будем учиться расставлять числа по порядку.

Задание 1. Что изображено? (Числовой ряд.)

Числа можно расставлять на числовом луче. Назовите числа, которые расположены между 40 и 50. (41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49.)

Назовите числа, которые расположены между 20 и 30. (21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.)

Назовите числа, которые расположены между 60 и 70. (61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69.)

Покажите, где расположено число 45. Назовите соседей числа 45. Запишите эти числа. (44, 46.)

Как изменяются числа при движении вправо по числовому лучу? (Увеличиваются на единицу.)

Как изменяются числа при движении к числу 0? (Уменьшаются на единицу.)

Задание 2. Между какими круглыми числами расположены числа 17, 15, 18, 14, 11, 19, 16, 13, 12? (Между 10 и 20.)

Запишите эти числа в порядке увеличения. (11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.) Прочитайте названия этих чисел.

Задание 3. Каких знаков больше на рисунке: плюсов, звёздочек или крестиков? (Больше плюсов.)

Запишите количество знаков на каждом рисунке с помощью цифр. (15, 8, 12.)

Запишите числовые неравенства.

15 > 8 8 < 15 12 < 15

15 > 12 8 < 12 12 > 8

Задание 4. Поставьте знаки «>» или «<».

10 – 3 < 10 8 – 3 > 4 5 + 4 > 8 7 – 4 > 2

4 – 3 < 6 2 + 5 < 9 9 – 3 < 7 2 + 6 > 7

Задание 5. Выполните сравнение чисел и запишите верные неравенства.

4 < 6 40 < 60 4 < 60 40 > 6

75 > 57 89 < 98 36 < 63 46 < 64

Задание 6. К каждому условию задания 6 задайте вопросы и решите задачи.

Решение: 9 – 3 = 6 (м) – длина питона.

Решение: 6 – 4 = 2 (м) – рост страуса.

Решение: 4 + 3 = 7 (кг) – весит поросёнок.

Задание 7. Некоторые цифры у чисел спрятаны. Определите, какое число меньше.

2< 4; 3 7 – нельзя определить; 6 … 1– нельзя определить.

Подберите цифры и поставьте знаки «>» или «<» так, чтобы получились верные неравенства. (24 < 44; 32 > 17; 56 > 19.)

Задание 8. Записаны верные неравенства со спрятанными цифрами. Какие цифры спрятаны?

Задание 9. На шоссе стоят столбы через каждый километр. Какое число указано на столбе, который находится посредине этого участка дороги? (35 км.)

III. Итог урока.

В каком порядке можно записывать числа? (В прямом и в обратном.)



Урок 7
Повторение по теме «Цифры и числа»

Цели деятельности учителя: создать условия для развития умения сравнивать числа разными способами (по количеству предметов на рисунке, по записи, с помощью числового луча); содействовать успешному усвоению понятия «числовое неравенство».

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого), составлять выражение по условию задачи, решать текстовые задачи в два действия.

Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: проверяют результаты вычислений; планируют собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях; познавательные: выполняют вычисления по аналогии; пользуются справочником на форзаце учебника; комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: распределяют работу при выполнении заданий в паре, объединяют полученные результаты.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

1. Догадайтесь, как, используя действия сложения и вычитания, получили верхние числа в первых двух фигурах, и сделайте то же самое в двух оставшихся.

2. Расставьте знаки «+» или «–»:

9 … 3 … 2 … 0 = 8 4 … 3 … 2 … 9 = 0

2 … 1 … 7 … 3 = 5 7 … 2 … 6 …1 = 2

Ответ: 9 – 3 + 2 + 0 = 8 4 + 3 + 2 – 9 = 0

2 – 1 + 7 – 3 = 5 7 + 2 – 6 – 1 = 2

3. Запишите ответы:

I + II = V + II = III + II =

III – II = VIII – I = IX – V =

4. Поставьте знаки «>», «<», «=».

IV … VI IX … VIII V … III VII … II

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать числа.

Задание 1. Выполните вычисления устно.

Задание 2. Какие неравенства записаны неверно? (0 > 1, 7 > 9,
6 < 6, 9 < 5.)

Выпишите верные неравенства. (3 < 7; 12 > 8; 4 > 0; 9 < 20.)

Задание 3. Прочитайте задание, выполните самостоятельно.

Сравните предметы в каждой паре, используя слова «тяжелее – легче», «длиннее – короче» и др. (Жираф выше слона, слон ниже жирафа; Маша легче Вани, Ваня тяжелее Маши; лента короче каната, канат длиннее ленты; Лена старше Коли, Коля младше Лены; булка дороже сока, сок дешевле булки; обед позже, чем завтрак, завтрак раньше обеда; чай дешевле кофе, кофе дороже чая; река шире ручья, ручей уже реки; ель ниже сосны, сосна выше ели.)

Задания 4–9. Решите задачи. (10 + 5 = 15 (карандашей); 17 – 10 = 7 (вездеходов); 20 + 40 = 60 (карточек); 47 – 7 = 40 (деталей); 25 – 20 = 5 (кругов); 3 + 10 = 13 (булочек).)

В задачах 10–14 найдите слова, которые можно заменить словами «больше» или «меньше». Выполните их решение.

Задание 10. Рюкзак весит 30 кг, а чемодан на 20 кг легче (меньше). Сколько весит чемодан? (30 – 20 = 10 (кг).)

Задание 11. Ане 12 лет. Ее брат на 2 года старше (больше). Сколько лет брату? (12 + 2 = 14 (лет).)

Задание 12. Вафельный торт стоит 80 р., а рулет с маком на 10 р. дешевле (меньше). Сколько стоит рулет? (80 – 10 = 70 (р.).)

Задание 13. Выполните рисунок и решите задачу. (60 – 20 = 40 (м).)

Задание 14. Возле плотины ширина реки 90 м. А возле села река на 60 м уже (меньше). Какова ширина реки возле села? (90 – 60 = 30 (м).)

III. Закрепление изученного.

Работа по карточкам.

Запишите числа с помощью цифр и прочитайте их:

Назовите по порядку числа:

а) от 32 до 41; б) от 56 до 73; в) от 94 до 85; г) от 29 до 14.

IV. Итог урока.

Как выполнить сравнение чисел?

По каким признакам можно сравнивать предметы?



Урок 8
Сложение и вычитание
двузначного числа с однозначным

Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 и в пределах 20 без перехода через десяток; содействовать совершенствованию умения решать арифметические задачи.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого), решать текстовые задачи в два действия, составлять выражение по условию задачи.

Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; воспринимают математику как часть общечеловеческой культуры.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы, оценивают свои умения, вычисляют в пределах 10, планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: наблюдают за свойствами чисел, устанавливают закономерности в числовых выражениях и используют их при вычислениях, восстанавливают пропущенные цифры в равенствах и неравенствах; ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений, устанавливают закономерность в чередовании чисел и продолжают ряд чисел; коммуникативные: высказывают своё мнение при обсуждении задания; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

1. Где спрятались цифры?

2. Решите примеры.

2 + 6 – 3 = 9 – 2 + 3 = 9 – 6 + 5 =

5 + 4 – 2 = 3 + 5 – 4 = 8 – 6 – 2 =

8 – 3 – 4 = 7 – 2 + 4 =

3. Девять оленей ели грибочки.

Двое их деток дремали на кочке.

Скорее, ребятня, прошу посчитать,

Сколько оленей вышло гулять? (11 оленей.)

4. Сколько насекомых в воздухе кружит?

Сколько насекомых в ухо мне жужжит?

Два жука и две пчелы, мухи две, две стрекозы,

Две осы, три комара. Называть ответ пора. (13 насекомых.)

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять сложение и вычитание однозначного числа с двузначным.

Задание 1. Как найти значения следующих выражений: 54 + 2 и 56 – 4?

Сложение и вычитание можно выполнять, используя отрезок числового ряда.

Рассмотрите чертёж на доске и объясните, как выполнено сложение.

Запись: 54 + 2 = 56

Рассмотрите чертёж на доске и объясните, как выполнено вычитание.

Запись: 56 – 4 = 52

Сформулируйте правило сложения двузначного и однозначного чисел. (Единицы складываются с единицами, а значение десятков не меняется.)

Выполните сложение и вычитание, используя отрезок числового ряда.

48 – 3 = 45 36 + 4 = 40

53 + 5 = 58 27 – 3 = 24

Задание 2. Прочитайте и выполните записи. (32 + 2 = 34; 26 – 2 = =24.)

Задание 3. Вычислите:

7 + 2 = 9 3 + 4 = 7 9 – 5 = 4 8 – 3 = 5

27 + 2 = 29 53 + 4 = 57 39 – 5 = 34 78 – 3 = 75

Как выполнить сложение двузначного и однозначного чисел? Как выполнить вычитание однозначного числа из двузначного?

Задача 4. Прочтите условие. Что известно? Что требуется узнать?

Всего – ?

Решение: 1) 23 + 4 = 27 (м.) – ржи;

2) 27 + 23 = 50 (м.) – всего.

Задание 5. Решите задачу. (16 + 4 = 20 (гусей); 16 + 20 = 36 (гусей).)

Задание 6. Выберите и запишите те суммы, которые вы можете вычислить. Запишите ответы.

Выберите и запишите те разности, которые вы можете вычислить. Запишите ответы.

Попробуйте вычислить те выражения, что у вас остались, с помощью числового луча.

Задание 7. Восстановите пропущенные цифры, чтобы равенства были верными.

Ответ: 12 + 5 = 17 19 – 4 = 15 13 + 7 = 20

6 + 10 = 16 16 – 3 = 13 16 – 0 = 16

Задание 8. Выполните вычисления по цепочке.

III. Закрепление изученного.

Работа по карточкам.

1. Назовите по порядку числа: а) от 9 до 15; б) от 12 до 20; в) от 14 до 8; г) от 20 до 11.

2. Заполните пропуски.

3. Решите примеры.

13 + 2 = 19 – 6 = 0 + 12 =

4 + 15 = 18 – 14 = 5 + 13 =

11 + 8 = 17 – 10 = 16 – 4 =

IV. Итог урока.

Как выполнить сложение двузначного и однозначного чисел?

Как выполнить вычитание однозначного числа из двузначного?

Урок 9
Сложение и вычитание двузначных чисел

Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения выполнять сложение с «круглым» двузначным числом и вычитание «круглого» двузначного числа; содействовать совершенствованию умения складывать и вычитать двузначные числа без перехода через десяток.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, решать текстовую задачу в одно действие на вычитание (нахождение вычитаемого), вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения).

Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: выполняют вычисления по аналогии, моделируют условие задачи на числовом луче; сравнивают разные способы вычислений, решения задач; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

1. Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными.

9 + 1 + = 9 + 2 6 + 4 + = 6 + 6

7 + 3 + = 7 + 5 9 + 1 + = 9 + 5

8 + 2 + = 8 + 4 8 + 2 + = 8 + 7

9 + 1 + = 9 + 4 7 + 3 + = 7 + 7

2. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)

3. Соедините стрелками пары чисел, сумма которых равна 13.

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять сложение и вычитание в пределах 100.

Задание 1. Выполните сложение, используя модели монет: 10 к., 1 к. (23 + 10 = 33.)

Сколько десятков в первом (втором) слагаемом?

Сколько десятков в числе 33?

Как выполнить сложение двузначных чисел?

При сложении двузначных чисел десятки нужно складывать с десятками, а единицы – с единицами.

Выполните сложение двузначных чисел. (23 + 20 = 43, 23 + 40 = = 63, 23 + 70 = 93.)

Задание 2. Выполните вычитание, используя модели монет: 50 к., 10 к., 1 к. (85 – 20 = 65.)

Объясните, как выполнить вычитание двузначных чисел.

При вычитании двузначных чисел десятки вычитаем из десятков, а единицы – из единиц.

Выполните вычитание двузначных чисел. (85 – 30 = 55, 85 – 50 = = 35, 85 – 80 = 5.)

Задание 3. Сравните выражения каждого столбика. Что общего в записи чисел первого столбика? (Все выражения являются суммами. Каждое первое слагаемое содержит 2 единицы. Каждое второе слагаемое содержит 6 единиц.)

Что общего в выражениях второго столбика? (Все выражения являются разностями. Каждое уменьшаемое содержит 7 единиц. Каждое вычитаемое содержит 3 единицы.)

– Выполните вычисления. Придумайте похожие примеры и решите их.

62 + 6 = 68 62 + 36 = 98 87 – 43 = 44

62 + 26 = 88 87 – 53 = 34 87 – 13 = 74

Задание 4. Решите задачу. (65 – 40 = 25 (р.); 65 + 25 = 90 (р.).)

Задание 5. Ответьте на вопросы задачи. (14 + 6 = 20 (р.); 14 + 20= = 34 (р.).)

Задание 6. Заполните таблицу.

Ответ:

Занято

63

67

65

40

50

59

46

16

58

Свободно

7

3

5

30

20

11

24

54

12

Всего

70

70

70

70

70

70

70

70

70

Задание 7. Выполните записи:

35 + 21 = 56 35 – 21 = 14

17 + 32 = 49 17 – 14 = 3

64 + 14 = 78 64 – 32 = 32

81 + 16 = 97 89 – 36 = 53

Задание 8. Рассмотрите рисунок.

Сколько весит Лена? Коля? Маша?

Как узнать, сколько весит Вася?

(34 + 43) – 36 = 77 – 36 = 41 (кг).

Задание 9. Разгадайте, по какому правилу составлены ряды чисел.

Решите задачу. Маша старше Коли на 4 года. Вася младше Маши на 3 года. Кто из ребят самый старший? (Маша.) Кто самый младший? (Коля.)

Сколько лет каждому, если Маше 12 лет?

Запись:

III. Самостоятельная работа по карточкам.

Расшифруйте:

И

3 – 2 + 6

?


Н

8 – 5 + 1

?



М

5 + 1 + 2

?

а

4 + 3 – 2

?



Ц

9 – 3 – 3

?

У

6 + 2 – 7

?


1

8

4

7

3

5

(Умница.)







IV. Итог урока.

Как выполнять сложение и вычитание двузначных чисел?



Урок 10
Решение текстовых задач

Цели деятельности учителя: содействовать развитию умения составлять краткую запись к задаче; способствовать совершенствованию умения выделять в тексте главные слова и читать схемы к задачам; создать условия для развития умения анализировать и рассуждать.

Планируемые результаты образования.

Предметные: умеют решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, дополнять краткую запись условия числовыми данными, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, составлять выражение по условию задачи.

Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: проверяют результаты вычислений; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: используют схемы при решении текстовых задач; выполняют вычисления; сопоставляют условие задачи с числовым выражением; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.

Ход урока

I. Актуализация знаний. Устный счет.

1. Прочитайте Незнайкины задачи.

На кочке сидели . Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?

Мама купила . две съели за обедом. Сколько осталось?

У Коли , а у Саши .


На ветке сидели , прилетели еще . Сколько стало рыб?

Сколько стоят ?

Все ли тексты являются задачами? Все ли задачи имеют смысл?

Исправьте условия задач, где нужно, дополните. Решите их.

2. Выполните действия и запишите ответ. Чем похожи примеры в каждом столбике?

17 – 7 –2 = 14 – 4 – 2 = 8 + 2 + 7 =

13 – 3 –5 = 15 – 5 – 4 = 5 + 5 + 3 =

12 – 2 – 4 = 16 – 6 – 1 = 4 + 6 + 8 =

11 – 1 – 3 = 18 – 8 – 1 = 7 + 3 + 5 =

II. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Сегодня на уроке мы будем учиться решать текстовые задачи.

Принцесса Турандот сказала принцу Калафу, что отдаст ему руку и сердце, если принц разгадает загадки.

Задача 1.

Что известно? Что требуется узнать? Выполните вычисления.

Калаф нарисовал загадочный рисунок и сказал правильный ответ. Назовите его.

(11 + 13 = 24.)

Задача 2.

Что известно? Что требуется узнать? Выполните вычисления.

Калаф снова нарисовал рисунок. Дополните его.

Подскажите Калафу правильный ответ.

(28 – 12 = 16.)

Задача 3.

Что известно? Что требуется узнать?

Помогите Калафу составить краткую запись и решить задачу.

Решение: 1) 7 – 4 = 3 (д.) – у Понга;

2) 7 + 3 = 10 (д.) – у Панга.

Задача 4. Сколько детей у Пинга, Понга и Панга вместе? (7 + 3 + + 10 = 20 д.)

Задача 5.

Что известно? Что требуется узнать?

Эта задача с избыточными данными. Выберите вопрос. Найдите и выпишите те данные, которые помогут ответить на него.

Всего – 20 к. Решение:

Огромных – 12 к. 20 – 12 = 8 (к.) – маленьких.

Маленьких – ? к.

Задание 8. Найдите ошибки в рисунке художника.

Задание 9.

Принц Калаф решил сорвать в саду 100 роз для принцессы Турандот. По какой дорожке ему нужно пройти? Составьте выражение. (47 + + 32 + 21 = 100 р.)

III. Самостоятельная работа по карточкам.

Красная Шапочка несёт бабушке 10 пирожков с капустой и 6 пирожков с рисом. Сколько всего пирожков несёт Красная Шапочка бабушке?

Иван-царевич сорвал с одной яблони 8 волшебных яблок, а с другой – 10. Сколько волшебных яблок сорвал Иван-царевич с третьей яблони?

IV. Итог урока.

Назовите признаки задачи.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории математика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ