Уроки по математике 2 Класс
Цели деятельности учителя: создать условия для уточнения понятий «число» и «цифра», совершенствования навыков счёта предметов и сложения однозначных чисел, ознакомления с разными системами обозначения чисел (римские, греческие, китайские, европейские числа); способствовать развитию умения читать и записывать числа.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют выполнять устно сложение чисел в пределах 100 без перехода через десяток; правильно употребляют в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма).
Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; осознают математику как часть общечеловеческой культуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); познавательные: наблюдают за свойствами чисел, выполняют устные вычисления в пределах 10; сравнивают цифры, которые использовали разные народы; ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений; расшифровывают числа, записанные с помощью пиктограмм; коммуникативные: слушают другого, высказывают собственное мнение, дополняют другого, участвуют в обсуждении роли знаков-символов (букв, цифр, нот) в языке, математике, музыке, приходят к общему мнению, задают вопросы; получат возможность научиться при выполнении заданий в паре: слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
Живут два друга, глядят в два круга. (Глаза.)
У кого пятачок есть, а на него ничего не купишь? (У поросёнка.)
Что это за семь братьев: годами равные, а именами разные? (Дни недели.)
Шевелятся у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Три братца по одной дорожке бегут, один впереди, а два позади; эти двое бегут, но никак переднего догнать не могут. (Трёхколёсный велосипед.)
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворения, учащиеся записывают в тетради цифры.
Рисовали просто круг – получилась цифра вдруг.
Эта цифра – ноль, у нее большая роль.
Единица – это птица: длинный клюв, сама как спица.
Два на лебедя похожа: шейка есть и хвостик тоже.
Тройка – следующий значок: раз крючок и два крючок.
А четвёрка, дружок, напоминает нам флажок.
А это что за птица села на страницу:
Ножку круто изогнула, руку вправо протянула? (Пять.)
На заборе, у калитки, ты увидишь цифру шесть.
Как у маленькой улитки, завиток и рожки есть.
Нелегко семерке-крошке прямо стоять на одной ножке.
Неваляшку мы попросим показать нам цифру восемь.
Цифру шесть переверни – на девятку посмотри.
III. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сколько всего цифр вы знаете? (10.)
– Вспомните названия цифр. (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.)
Задание 1. Подберите к каждой цифре картинку.
Задание 2. Выполните вычисления.
– Что общего у сумм первого столбика? (Значение суммы равно 6.)
– Что общего у сумм второго столбика? (Значение суммы равно 7.)
– Что общего у сумм четвертого столбика? (Значение суммы равно 8.)
– Что общего у сумм пятого столбика? (Значение суммы равно 9.)
– Составьте другие суммы для каждого столбика.
Задание 3.
– Назовите гласные буквы; согласные буквы.
– Назовите все чётные числа в первом десятке. (0, 2, 4, 6, 8.)
– Назовите все нечётные числа в первом десятке. (1, 3, 5, 7, 9.)
Задание 4.
– Запишите и найдите сумму всех чётных чисел в первом десятке.
– Ваш товарищ пусть найдёт сумму всех нечётных чисел.
– Сложите свои результаты и найдите сумму.
Запись:

Задание 5.
Ответ: сложение используется при записи чисел II, III, VI, VII, VIII. Вычитание – IV, IX.
IV. Закрепление изученного.
Задание 6.
– Приведите примеры использования цифр в жизни.
– Эту цифру очень не любят велосипедисты. (8.)
– Сколько людей одного не ждут? (семеро.)
– С цифрой … на медной бляшке, в синей форменной фуражке. (Пять.)
– Какое число есть в названии картины И. А. Айвазовского? (9.)
– Вставьте пропущенные числа или дорисуйте:

Урок 2
Вычисления в пределах 10
Цели деятельности учителя: совершенствовать навыки выполнения вычислений разными способами в пределах десятка (с помощью таблицы сложения, с помощью числового луча и числового ряда, путем перестановки чисел в сумме, с опорой на знание состава однозначных чисел); способствовать развитию умения решать арифметические задачи.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток, сравнивать обозначения единиц, десятков, сотен в современной записи, правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), составлять выражение по условию задачи.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебному предмету «математика», осознают ее значение; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: выполняют вычисления по аналогии; формулируют вопрос задачи в соответствии с условием; решают задачи на нахождение суммы, остатка; комбинируют данные при выполнении задания, ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений; решают логические задачи; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Игра «Волшебные цифры».
– Каждому рисунку соответствует своё число:

1) Решите «волшебные» примеры.

2) Решите «волшебные» неравенства (поставьте знак >, < или =).

3) Составьте свои «волшебные» неравенства по схемам.
![]()
2. Вставьте недостающие числа:

II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем выполнять вычисления в пределах десятка.
Задание 1. Выполните сложение и вычитание.
– Как связаны примеры в задании а)? (Используется закон перестановки слагаемых.)
– Чем похожи примеры каждого столбика задания б)? (В каждой паре одинаковые вычитаемые.)
– Как связаны примеры в задании в)? (Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, то получим другое слагаемое.)
Задание 2. Соедините детей в пары так, чтобы сумма номеров в каждой паре равнялась 10.
– Выпишите пары чисел.
5 + 5 = 10 7 + 3 = 10 9 + 1 = 10
6 + 4 = 10 8 + 2 = 10 10 + 0 = 10
Задание 3. Запишите числа в виде суммы двух одинаковых слагаемых.
– Всегда ли это можно сделать?
2 = 1 + 1 5 = … + … 8 = 4 + 4
3 = … + … 6 = 3 + 3 9 = … + …
4 = 2 + 2 7 = … + … 10 = 5 + 5
Задание 4. В выражении 3 = 1 + 2 одно слагаемое больше другого на 1. Какие однозначные числа можно разбить на слагаемые таким же способом? (5 = 2 + 3; 7 = 3 + 4; 9 = 4 + 5.)
Задание 5. Скольких детей не нашел водящий? (7 – 3 = 4 д.)
– Сколько детей на карусели? (3 + 3 + 1 = 7 д.)
III. Закрепление изученного.
Задание 6. Посчитайте по цепочке.

– Сколько раз вы получили в ответе число 10?
Задание 7. Козлик разделил поле двумя прямыми бороздами на 4 части:
– Сколько участков получится на поле, если он проведет ещё одну прямую?

– Сможет ли он провести третью прямую так, чтобы получилось 6 участков?

IV. Итог урока.
– Сколько всего цифр?
– Какие числа называются однозначными?
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления с понятиями «десяток», «сотня», «тысяча»; совершенствовать умения читать и записывать круглые двузначные числа, дополнять до ближайшего десятка; способствовать закреплению знания нумерации чисел.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют читать, записывать, сравнивать двузначные числа, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; правильно употребляют в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения).
Личностные: проявляют интерес к математике, к заданиям повышенной трудности; демонстрируют познавательную активность.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: планируют собственные действия по устранению пробелов в знаниях; познавательные: сравнивают цифры, которые использовали разные народы, придумывают знаки для обозначения одного предмета (единицы), десяти предметов (десятка), сравнивают разные обозначения; комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Устный счет.
1) Прочитайте и отгадайте загадку:

Ответ: Четыре ноги, а ходить не может. (Стул, стол.)
2) Расселите числа по «квартирам».

2. Дифференцированная работа (по карточкам).
Карточка 1
Соедини числа в порядке возрастания, и у тебя получится рисунок.

Карточка 2
Заполни таблицу сложения.

– Сегодня на уроке мы будем учиться изображать количество предметов знаками.
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
Задание 1. Один предмет можно изобразить одним знаком: палочкой, звёздочкой, солнышком, цифрой 1.
Придумайте и нарисуйте свой знак для одного предмета.
Задание 2. Как можно изобразить группу предметов? (группой знаков.)
– Сколько предметов изображают рисунки в учебнике? (6 палочек, 2 треугольника, 7 пальцев, 8 колец.)
– Изобразите это количество предметов знаками, которые вы придумаете сами.
– Запишите цифру, которая обозначает количество предметов на каждом рисунке.

– Чтобы не рисовать много одинаковых знаков, люди придумывали знаки для групп предметов и давали им названия. Как можно изобразить десяток? (Мы записываем десяток двумя цифрами: 10.)
Задание 3. Вспомните, как записать цифрами 2 десятка, 3 десятка. (20, 30.)
– Прочитайте названия чисел на доске: 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.
Задание 4. Изобразите с помощью римских цифр числа 20 и 30. (XX, ХХХ.)
– Придумайте и нарисуйте свое обозначение для десятка. Изобразите числа 40, 60 с помощью придуманного вами знака.
– Проверьте работу друг у друга. (Работа в парах.)

Задание 5. Выполните вычисления и дополните до ближайшего десятка.
– Как называется число, в котором 7 десятков? (70.)
– Как называется число, в котором 10 десятков? (100, или сотня.)
– Посмотрите в учебнике, как можно изобразить число 100 с помощью рисунков.
– Мы записываем число 100 тремя цифрами: 100. Запишите число 100 в тетрадь.
Задание 6. Запишите цифрами: две сотни, четыре сотни, восемь сотен. (200, 400, 800.)
– Придумайте и нарисуйте свой знак для обозначения сотни. Изобразите с помощью этого знака три сотни, пять сотен.

– Римская цифра С – это первая буква латинского слова «cent», что значит «сто». Произносится «цент».
Греческая буква Н – первая буква греческого слова «гекта», что также значит «сто».
Задание 7. Найдите латинскую или греческую часть слова в словах «сантиметр», «гектар», «гектолитр». Что означают эти слова?
– Тысяча – это десять сотен, или сто десятков. В древности тысячу обозначали так: древние римляне – М (эм), древние греки – Х (икс).
– Мы записываем тысячу четырьмя цифрами: 1000.
III. Самостоятельная работа по карточкам.
– Соотнесите римские и арабские цифры.
– Выполните необходимый рисунок на карточке.

IV. Итог урока.
– Как можно изобразить группу предметов? Сколько всего арабских цифр?
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования представления о разрядном составе числа; способствовать развитию умения определять количество десятков в круглых числах до 100.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), читать, записывать и сравнивать двузначные числа, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; воспринимают математику как часть общечеловеческой культуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: выполняют вычисления по аналогии; сравнивают цифры, которые использовали разные народы; сравнивают разные способы вычислений, решения задач; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Помогите медведю сходить за малиной – расставьте числа 2, 2, 3, 3, 3 в пустых кружках так, чтобы при сложении чисел на любой дорожке всегда получалось число 6.

2. Задача в стихах.
Посадила бабка в печь пирожки с капустой печь
Для Наташи, Маши, Тани, Коли, Оли, Вовы, Гали.
Да ещё один пирог кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки. Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги сосчитать им пироги.
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем учиться считать десятками и сотнями.
Задание 1. Рассмотрите рисунок. Что здесь изображено? (Автогонка.)
– Какова длина шоссе? (100 км.)
– Через сколько километров стоят столбы на дороге? (Через каждые 10 километров.)
– Сколько десятков километров прошёл от старта красный автомобиль? (3 десятка километров.)
– Сколько десятков километров осталось пройти до финиша зеленому автомобилю? (6 десятков километров.)
– Каково расстояние в десятках километров между красным и зеленым автомобилями? (1 десяток километров.)
– Красный автомобиль увеличивает скорость и догоняет зелёный у отметки 80 км. Сколько десятков километров осталось пройти до этой точки красному автомобилю? (5 десятков километров.)
Задание 2. Прочитайте условие задачи. Что известно? Что требуется узнать?
– Сколько стоят тетрадь и ручка вместе? (80 рублей.)
– Сколько надо заплатить за них бумажных купюр по 10 рублей? (8 купюр.)
Задание 3. Выполните вычисления:
5 + 2 = 7 6 + 3 = 9 4 – 2 = 2 7 – 2 = 5
50 + 20 = 70 60 + 30 = 90 40 – 20 = 20 70 – 20 = 50
– Чем похожи примеры в парах?
Задание 4. Прочитайте задачу. Что известно? Что требуется узнать? Запишите ответы цифрами.
Чёрных – 30 р., красных – 10 р., синих – 40 р.
– Сколько всего ручек в коробке? (80 ручек.)
Задание 5.
ХХ = 20 LX = 60 LXXX = 80 XL = 40
XXX = 30 LXX = 70 XC = 90
Если младшая цифра стоит справа от старшей, то ее нужно прибавлять. Если младшая цифра стоит слева от старшей, то ее нужно вычитать.
Задание 6. В обычной пачке бумаги – сотня листов. Запишите это цифрами. (100.)
– Сколько листов в четырех пачках? Запишите ответ цифрами. (400.)
В большой пачке бумаги – 500 листов. Сколько листов бумаги в одной большой и трёх обычных пачках бумаги?
(500 + 100 + 100 + 100 = 800.)
III. Итог урока.
– Сколько единиц в 1 десятке? Сколько десятков в 1 сотне?
Цели деятельности учителя: создать условия для развития умения читать и записывать двузначные числа; совершенствовать умение составлять числа, модель числа, переводить римские числа в арабские.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), читать, записывать и сравнивать двузначные числа, решать задачи на нахождение суммы, остатка, текстовые задачи в два действия.
Личностные: признают собственные ошибки; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; познавательные: расшифровывают числа, записанные с помощью пиктограмм, шифруют числа; ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Заполните таблицу.
Уменьшаемое
Вычитаемое
Значение разности
10
2
6
4
17
3
18
14
3
5
15
13
2
8
2. Задачи в стихах.
• Дама сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.
…Но только раздался звонок, удрал из вагона щенок.
С. Я. Маршак
– Сколько осталось предметов? (7 – 1 = 6.)
• Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл:
Два – под берёзой, один – у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? (2 + 1 = 3.)
• Пять щенят плюс мама-лайка.
Сколько будет? Сосчитай-ка! (5 + 1 = 6.)
• Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно трудилось сорок? (4 – 1 = 3.)
II. Изучение нового материала.
– Сегодня на уроке мы будем учиться записывать трёхзначные числа.
Числа записывают знаками-цифрами.
9 – однозначное число,
99 – двузначное число,
999 – трехзначное число.
– Запишите числа тремя способами. Прочитайте их. (Задание на доске.)
Пятьдесят восемь

5 д. 8 ед.
58
Тридцать шесть
![]()
3 д. 6 ед.
36
Сорок четыре
![]()
4 д. 4 ед.
44
Двадцать семь
![]()
2 д. 7 ед.
27
Семьдесят пять
ΔΔΔΔΔΔΔ • •
• • •
7 д. 5 ед.
75
Шестьдесят три
![]()
6 д. 3 ед.
63
Девяносто два
![]()
9 д. 2 ед.
92
Работа по учебнику.
Задание 1. Приведите примеры однозначных, двузначных и трёхзначных чисел.
Задание 2. Запишите результат сложения.
20 + 3 = 23 10 + 9 = 19
50 + 8 = 58 70 + 2 = 72
– Запишите числа как сумму десятков и единиц.
43 = 40 + 3 71 = 70 + 1
34 = 30 + 4 17 = 10 + 7
Задание 3. Выполните вычисления.
Задание 4. Решите задачи.
а) Сколько килограммов яблок собрали? (40 + 40 + 6 = 86 (кг).)
б) Сколько килограммов яблок пошло на варенье? (86 – 6 – 30 = 50 (кг).)
Задание 5. Вася придумал шифр с помощью геометрических фигур. Какое число он изобразил кругом? (Число 1.)
– Какой фигурой он изобразил числа 10, 100? (Треугольником, шестиугольником.)
– Запишите нарисованные числа. (39, 210, 363.)
– Придумайте своё обозначение для сотен, десятков и единиц. Зашифруйте какое-нибудь число. Ваш товарищ запишет число, которое вы зашифровали.
Задание 6. Запишите самое маленькое двузначное число (10); самое большое двузначное число (99).
– Запишите двузначное число меньше 20, с последней цифрой 6. (16.)
– Запишите все двузначные числа, у которых сумма цифр равна 10. (19, 28, 37, 46, 55, 64, 73, 82, 91.)
Задание 7. Прочитайте римские числа. Запишите их обычными цифрами.
VII = 7 XIII = 13 CCXVI = 216
XV = 15 CXXXV = 135 СССХХ = 320
III. Проверочный тест.
1. Выпишите из чисел 5, 8, 12, 6, 17, 20, 10
однозначные: _________________ (5, 8, 6);
двузначные: _________________ (10, 12, 17, 20).
2. Укажите самое маленькое двузначное число: 9, 0, 20, 10. (10.)
3. Найдите и укажите число, в котором 1 десяток 5 единиц:
а) 51; 6) 55; в) 15. _________________ (15.)
4. Укажите, сколько в числе 18 десятков и единиц.
_____ д. ____ ед. (1 д. 8 ед.)
5. Представьте, что числа от 11 до 20 записаны в порядке уменьшения, и ответьте на вопросы:
– Какое число записано первым? ___________ (20.)
– Какое число записано последним? _____________ (11.)
– Какое число записано третьим? ___________ (18.)
– Запишите число, которое больше 15, но меньше 17. __ (16.)
6. Догадайтесь, какое число надо записать следующим в ряду: 3, 6, 9, 12. ________ (15.)
Цели деятельности учителя: содействовать успешному усвоению понятия «двузначное число»; способствовать развитию умения обозначать десятки и единицы цифрами, располагать двузначные числа на числовом луче, восстанавливать числовой ряд, называть соседей данного числа.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют сравнивать числа в пределах 100, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого), формулировать вопрос задачи в соответствии с условием.
Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); познавательные: наблюдают за свойствами чисел; решают логические задачи; сравнивают разные способы вычислений, решения задач; коммуникативные: обсуждают роль знаков-символов в математике; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Обведите овалом числа, которые в сумме составят число, равное номеру домика.

2. Объясните, что означают выражения:

II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем учиться расставлять числа по порядку.
Задание 1. Что изображено? (Числовой ряд.)
– Числа можно расставлять на числовом луче. Назовите числа, которые расположены между 40 и 50. (41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49.)
– Назовите числа, которые расположены между 20 и 30. (21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.)
– Назовите числа, которые расположены между 60 и 70. (61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69.)
– Покажите, где расположено число 45. Назовите соседей числа 45. Запишите эти числа. (44, 46.)
– Как изменяются числа при движении вправо по числовому лучу? (Увеличиваются на единицу.)
– Как изменяются числа при движении к числу 0? (Уменьшаются на единицу.)
Задание 2. Между какими круглыми числами расположены числа 17, 15, 18, 14, 11, 19, 16, 13, 12? (Между 10 и 20.)
– Запишите эти числа в порядке увеличения. (11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19.) Прочитайте названия этих чисел.
Задание 3. Каких знаков больше на рисунке: плюсов, звёздочек или крестиков? (Больше плюсов.)
– Запишите количество знаков на каждом рисунке с помощью цифр. (15, 8, 12.)
– Запишите числовые неравенства.
15 > 8 8 < 15 12 < 15
15 > 12 8 < 12 12 > 8
Задание 4. Поставьте знаки «>» или «<».
10 – 3 < 10 8 – 3 > 4 5 + 4 > 8 7 – 4 > 2
4 – 3 < 6 2 + 5 < 9 9 – 3 < 7 2 + 6 > 7
Задание 5. Выполните сравнение чисел и запишите верные неравенства.
4 < 6 40 < 60 4 < 60 40 > 6
75 > 57 89 < 98 36 < 63 46 < 64
Задание 6. К каждому условию задания 6 задайте вопросы и решите задачи.

Решение: 9 – 3 = 6 (м) – длина питона.
![]()
Решение: 6 – 4 = 2 (м) – рост страуса.

Решение: 4 + 3 = 7 (кг) – весит поросёнок.
Задание 7. Некоторые цифры у чисел спрятаны. Определите, какое число меньше.
2
< 4
; 3
…
7 – нельзя определить;
6 … 1
– нельзя определить.
– Подберите цифры и поставьте знаки «>» или «<» так, чтобы получились верные неравенства. (24 < 44; 32 > 17; 56 > 19.)
Задание 8. Записаны верные неравенства со спрятанными цифрами. Какие цифры спрятаны?
![]()
Задание 9. На шоссе стоят столбы через каждый километр. Какое число указано на столбе, который находится посредине этого участка дороги? (35 км.)
III. Итог урока.
– В каком порядке можно записывать числа? (В прямом и в обратном.)
Урок 7
Повторение по теме «Цифры и числа»
Цели деятельности учителя: создать условия для развития умения сравнивать числа разными способами (по количеству предметов на рисунке, по записи, с помощью числового луча); содействовать успешному усвоению понятия «числовое неравенство».
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого), составлять выражение по условию задачи, решать текстовые задачи в два действия.
Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: проверяют результаты вычислений; планируют собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях; познавательные: выполняют вычисления по аналогии; пользуются справочником на форзаце учебника; комбинируют данные при выполнении задания; коммуникативные: распределяют работу при выполнении заданий в паре, объединяют полученные результаты.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Догадайтесь, как, используя действия сложения и вычитания, получили верхние числа в первых двух фигурах, и сделайте то же самое в двух оставшихся.

2. Расставьте знаки «+» или «–»:
9 … 3 … 2 … 0 = 8 4 … 3 … 2 … 9 = 0
2 … 1 … 7 … 3 = 5 7 … 2 … 6 …1 = 2
Ответ: 9 – 3 + 2 + 0 = 8 4 + 3 + 2 – 9 = 0
2 – 1 + 7 – 3 = 5 7 + 2 – 6 – 1 = 2
3. Запишите ответы:
I + II =
V + II =
III + II =![]()
III – II =
VIII – I =
IX – V =![]()
4. Поставьте знаки «>», «<», «=».
IV … VI IX … VIII V … III VII … II
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать числа.
Задание 1. Выполните вычисления устно.
Задание 2. Какие неравенства записаны неверно? (0 > 1, 7 > 9,
6 < 6, 9 < 5.)
– Выпишите верные неравенства. (3 < 7; 12 > 8; 4 > 0; 9 < 20.)
Задание 3. Прочитайте задание, выполните самостоятельно.
– Сравните предметы в каждой паре, используя слова «тяжелее – легче», «длиннее – короче» и др. (Жираф выше слона, слон ниже жирафа; Маша легче Вани, Ваня тяжелее Маши; лента короче каната, канат длиннее ленты; Лена старше Коли, Коля младше Лены; булка дороже сока, сок дешевле булки; обед позже, чем завтрак, завтрак раньше обеда; чай дешевле кофе, кофе дороже чая; река шире ручья, ручей уже реки; ель ниже сосны, сосна выше ели.)
Задания 4–9. Решите задачи. (10 + 5 = 15 (карандашей); 17 – 10 = 7 (вездеходов); 20 + 40 = 60 (карточек); 47 – 7 = 40 (деталей); 25 – 20 = 5 (кругов); 3 + 10 = 13 (булочек).)
– В задачах 10–14 найдите слова, которые можно заменить словами «больше» или «меньше». Выполните их решение.
Задание 10. Рюкзак весит 30 кг, а чемодан на 20 кг легче (меньше). Сколько весит чемодан? (30 – 20 = 10 (кг).)
Задание 11. Ане 12 лет. Ее брат на 2 года старше (больше). Сколько лет брату? (12 + 2 = 14 (лет).)
Задание 12. Вафельный торт стоит 80 р., а рулет с маком на 10 р. дешевле (меньше). Сколько стоит рулет? (80 – 10 = 70 (р.).)
Задание 13. Выполните рисунок и решите задачу. (60 – 20 = 40 (м).)

Задание 14. Возле плотины ширина реки 90 м. А возле села река на 60 м уже (меньше). Какова ширина реки возле села? (90 – 60 = 30 (м).)
III. Закрепление изученного.
Работа по карточкам.
– Запишите числа с помощью цифр и прочитайте их:

– Назовите по порядку числа:
а) от 32 до 41; б) от 56 до 73; в) от 94 до 85; г) от 29 до 14.
IV. Итог урока.
– Как выполнить сравнение чисел?
– По каким признакам можно сравнивать предметы?
Урок 8
Сложение и вычитание
двузначного числа с однозначным
Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 и в пределах 20 без перехода через десяток; содействовать совершенствованию умения решать арифметические задачи.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого), решать текстовые задачи в два действия, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; воспринимают математику как часть общечеловеческой культуры.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы, оценивают свои умения, вычисляют в пределах 10, планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: наблюдают за свойствами чисел, устанавливают закономерности в числовых выражениях и используют их при вычислениях, восстанавливают пропущенные цифры в равенствах и неравенствах; ориентируются в рисунках, схемах, цепочках вычислений, устанавливают закономерность в чередовании чисел и продолжают ряд чисел; коммуникативные: высказывают своё мнение при обсуждении задания; при выполнении заданий в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют полученные результаты при совместной презентации решения.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Где спрятались цифры?

2. Решите примеры.
2 + 6 – 3 =
9 – 2 + 3 =
9 – 6 + 5 =![]()
5 + 4 – 2 =
3 + 5 – 4 =
8 – 6 – 2 =![]()
8 – 3 – 4 =
7 – 2 + 4 =![]()
3. Девять оленей ели грибочки.
Двое их деток дремали на кочке.
Скорее, ребятня, прошу посчитать,
Сколько оленей вышло гулять? (11 оленей.)
4. Сколько насекомых в воздухе кружит?
Сколько насекомых в ухо мне жужжит?
Два жука и две пчелы, мухи две, две стрекозы,
Две осы, три комара. Называть ответ пора. (13 насекомых.)
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять сложение и вычитание однозначного числа с двузначным.
Задание 1. Как найти значения следующих выражений: 54 + 2 и 56 – 4?
Сложение и вычитание можно выполнять, используя отрезок числового ряда.
Рассмотрите чертёж на доске и объясните, как выполнено сложение.

Запись: 54 + 2 = 56
– Рассмотрите чертёж на доске и объясните, как выполнено вычитание.

Запись: 56 – 4 = 52
– Сформулируйте правило сложения двузначного и однозначного чисел. (Единицы складываются с единицами, а значение десятков не меняется.)
– Выполните сложение и вычитание, используя отрезок числового ряда.
48 – 3 = 45 36 + 4 = 40
53 + 5 = 58 27 – 3 = 24
Задание 2. Прочитайте и выполните записи. (32 + 2 = 34; 26 – 2 = =24.)
Задание 3. Вычислите:
7 + 2 = 9 3 + 4 = 7 9 – 5 = 4 8 – 3 = 5
27 + 2 = 29 53 + 4 = 57 39 – 5 = 34 78 – 3 = 75
– Как выполнить сложение двузначного и однозначного чисел? Как выполнить вычитание однозначного числа из двузначного?
Задача 4. Прочтите условие. Что известно? Что требуется узнать?
![]()
Всего – ?
Решение: 1) 23 + 4 = 27 (м.) – ржи;
2) 27 + 23 = 50 (м.) – всего.
Задание 5. Решите задачу. (16 + 4 = 20 (гусей); 16 + 20 = 36 (гусей).)
Задание 6. Выберите и запишите те суммы, которые вы можете вычислить. Запишите ответы.
– Выберите и запишите те разности, которые вы можете вычислить. Запишите ответы.
– Попробуйте вычислить те выражения, что у вас остались, с помощью числового луча.
Задание 7. Восстановите пропущенные цифры, чтобы равенства были верными.
Ответ: 12 + 5 = 17 19 – 4 = 15 13 + 7 = 20
6 + 10 = 16 16 – 3 = 13 16 – 0 = 16
Задание 8. Выполните вычисления по цепочке.


III. Закрепление изученного.
Работа по карточкам.
1. Назовите по порядку числа: а) от 9 до 15; б) от 12 до 20; в) от 14 до 8; г) от 20 до 11.
2. Заполните пропуски.

3. Решите примеры.
13 + 2 =
19 – 6 =
0 + 12 =![]()
4 + 15 =
18 – 14 =
5 + 13 =![]()
11 + 8 =
17 – 10 =
16 – 4 =![]()
IV. Итог урока.
– Как выполнить сложение двузначного и однозначного чисел?
– Как выполнить вычитание однозначного числа из двузначного?
Урок 9
Сложение и вычитание двузначных чисел
Цели деятельности учителя: способствовать развитию умения выполнять сложение с «круглым» двузначным числом и вычитание «круглого» двузначного числа; содействовать совершенствованию умения складывать и вычитать двузначные числа без перехода через десяток.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, решать текстовую задачу в одно действие на вычитание (нахождение вычитаемого), вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения).
Личностные: проявляют положительное отношение и интерес к урокам математики; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: удерживают цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем); планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: выполняют вычисления по аналогии, моделируют условие задачи на числовом луче; сравнивают разные способы вычислений, решения задач; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными.
9 + 1 +
= 9 + 2 6 + 4 +
= 6 + 6
7 + 3 +
= 7 + 5 9 + 1 +
= 9 + 5
8 + 2 +
= 8 + 4 8 + 2 +
= 8 + 7
9 + 1 +
= 9 + 4 7 + 3 +
= 7 + 7
2. У животного две правые ноги, две левые ноги, две ноги спереди, две сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
3. Соедините стрелками пары чисел, сумма которых равна 13.

II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять сложение и вычитание в пределах 100.
Задание 1. Выполните сложение, используя модели монет: 10 к., 1 к. (23 + 10 = 33.)
– Сколько десятков в первом (втором) слагаемом?
– Сколько десятков в числе 33?
– Как выполнить сложение двузначных чисел?
При сложении двузначных чисел десятки нужно складывать с десятками, а единицы – с единицами.
– Выполните сложение двузначных чисел. (23 + 20 = 43, 23 + 40 = = 63, 23 + 70 = 93.)
Задание 2. Выполните вычитание, используя модели монет: 50 к., 10 к., 1 к. (85 – 20 = 65.)
– Объясните, как выполнить вычитание двузначных чисел.
При вычитании двузначных чисел десятки вычитаем из десятков, а единицы – из единиц.
– Выполните вычитание двузначных чисел. (85 – 30 = 55, 85 – 50 = = 35, 85 – 80 = 5.)
Задание 3. Сравните выражения каждого столбика. Что общего в записи чисел первого столбика? (Все выражения являются суммами. Каждое первое слагаемое содержит 2 единицы. Каждое второе слагаемое содержит 6 единиц.)
– Что общего в выражениях второго столбика? (Все выражения являются разностями. Каждое уменьшаемое содержит 7 единиц. Каждое вычитаемое содержит 3 единицы.)
– Выполните вычисления. Придумайте похожие примеры и решите их.
62 + 6 = 68 62 + 36 = 98 87 – 43 = 44
62 + 26 = 88 87 – 53 = 34 87 – 13 = 74
Задание 4. Решите задачу. (65 – 40 = 25 (р.); 65 + 25 = 90 (р.).)
Задание 5. Ответьте на вопросы задачи. (14 + 6 = 20 (р.); 14 + 20= = 34 (р.).)
Задание 6. Заполните таблицу.
Ответ:
Занято
63
67
65
40
50
59
46
16
58
Свободно
7
3
5
30
20
11
24
54
12
Всего
70
70
70
70
70
70
70
70
70
Задание 7. Выполните записи:
35 + 21 = 56 35 – 21 = 14
17 + 32 = 49 17 – 14 = 3
64 + 14 = 78 64 – 32 = 32
81 + 16 = 97 89 – 36 = 53
Задание 8. Рассмотрите рисунок.
– Сколько весит Лена? Коля? Маша?
– Как узнать, сколько весит Вася?
(34 + 43) – 36 = 77 – 36 = 41 (кг).
Задание 9. Разгадайте, по какому правилу составлены ряды чисел.

– Решите задачу. Маша старше Коли на 4 года. Вася младше Маши на 3 года. Кто из ребят самый старший? (Маша.) Кто самый младший? (Коля.)
– Сколько лет каждому, если Маше 12 лет?
Запись:

III. Самостоятельная работа по карточкам.
– Расшифруйте:
-
И
3 – 2 + 6
?
Н
8 – 5 + 1
?
М
5 + 1 + 2
?
а
4 + 3 – 2
?
Ц
9 – 3 – 3
?
У
6 + 2 – 7
?
-
1
8
4
7
3
5
(Умница.)
IV. Итог урока.
– Как выполнять сложение и вычитание двузначных чисел?
Урок 10
Решение текстовых задач
Цели деятельности учителя: содействовать развитию умения составлять краткую запись к задаче; способствовать совершенствованию умения выделять в тексте главные слова и читать схемы к задачам; создать условия для развития умения анализировать и рассуждать.
Планируемые результаты образования.
Предметные: умеют решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание, дополнять краткую запись условия числовыми данными, выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100, составлять выражение по условию задачи.
Личностные: оценивают собственные успехи в освоении вычислительных навыков; имеют познавательную мотивацию, демонстрируют интерес к математическим заданиям повышенной трудности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): регулятивные: проверяют результаты вычислений; планируют собственную вычислительную деятельность; познавательные: используют схемы при решении текстовых задач; выполняют вычисления; сопоставляют условие задачи с числовым выражением; коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Прочитайте Незнайкины задачи.
• На кочке сидели
. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?
• Мама купила
. две съели за обедом. Сколько осталось?
• У Коли
, а у Саши
.
• На ветке сидели
, прилетели еще
. Сколько стало рыб?
• Сколько стоят
?
– Все ли тексты являются задачами? Все ли задачи имеют смысл?
– Исправьте условия задач, где нужно, дополните. Решите их.
2. Выполните действия и запишите ответ. Чем похожи примеры в каждом столбике?
17 – 7 –2 =
14 – 4 – 2 =
8 + 2 + 7 =
13 – 3 –5 =
15 – 5 – 4 =
5 + 5 + 3 =
12 – 2 – 4 =
16 – 6 – 1 =
4 + 6 + 8 =![]()
11 – 1 – 3 =
18 – 8 – 1 =
7 + 3 + 5 =![]()
II. Изучение нового материала.
Работа по учебнику.
– Сегодня на уроке мы будем учиться решать текстовые задачи.
Принцесса Турандот сказала принцу Калафу, что отдаст ему руку и сердце, если принц разгадает загадки.
Задача 1.
– Что известно? Что требуется узнать? Выполните вычисления.
Калаф нарисовал загадочный рисунок и сказал правильный ответ. Назовите его.

(11 + 13 = 24.)
Задача 2.
– Что известно? Что требуется узнать? Выполните вычисления.
Калаф снова нарисовал рисунок. Дополните его.
– Подскажите Калафу правильный ответ.

(28 – 12 = 16.)
Задача 3.
– Что известно? Что требуется узнать?
Помогите Калафу составить краткую запись и решить задачу.

Решение: 1) 7 – 4 = 3 (д.) – у Понга;
2) 7 + 3 = 10 (д.) – у Панга.
Задача 4. Сколько детей у Пинга, Понга и Панга вместе? (7 + 3 + + 10 = 20 д.)
Задача 5.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Эта задача с избыточными данными. Выберите вопрос. Найдите и выпишите те данные, которые помогут ответить на него.
Всего – 20 к. Решение:
Огромных – 12 к. 20 – 12 = 8 (к.) – маленьких.
Маленьких – ? к.
Задание 8. Найдите ошибки в рисунке художника.
Задание 9.
– Принц Калаф решил сорвать в саду 100 роз для принцессы Турандот. По какой дорожке ему нужно пройти? Составьте выражение. (47 + + 32 + 21 = 100 р.)
III. Самостоятельная работа по карточкам.
• Красная Шапочка несёт бабушке 10 пирожков с капустой и 6 пирожков с рисом. Сколько всего пирожков несёт Красная Шапочка бабушке?
• Иван-царевич сорвал с одной яблони 8 волшебных яблок, а с другой – 10. Сколько волшебных яблок сорвал Иван-царевич с третьей яблони?
IV. Итог урока.
– Назовите признаки задачи.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ