Конспект урока музыки "СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА" 2 класс
Урок музыки во 2 классе
«СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА»
Составила учитель музыки
МБОУ НОШ 39 г. Белореченска
Онищенко А. А.
ТЕМА: СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» познакомить детей с тембрами музыкальных инструментов;
дать представление о жанре симфонической сказки;
дать представление о тембре как средстве музыкальной выразительности;
развивать слушательскую культуру, внимание, образное мышление;
проследить развитие музыкальных тем;
МУЗ. МАТЕРИАЛ: фрагмент 1 концерта П. И. Чайковского;
Симфоническая сказка «Петя и волк», С. Прокофьев;
Презентация;
ХОД УРОКА:
На предыдущих уроках мы с вами благодаря «трём китам» открыли двери в МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР, где познакомились с такими жанрами музыкального искусства как ОПЕРА и БАЛЕТ.
Что такое опера?
Что такое балет?
А сегодня я приглашаю вас в КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ.
Звучит фрагмент 1-го концерта П. И. Чайковского
Ребята, двери в концертный зал нам помогла открыть музыка русского композитора П. И. Чайковского и это не случайно. Откроем учебники на 88 -89 стр. и рассмотрим иллюстрации.
Мы видим Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского. Здесь находится один из лучших концертных залов России. Перед входом в консерваторию – памятник композитору П. И. Чайковскому.
Красивый занавес раскрывает сцену, где выступает симфонический оркестр, в зрительном зале – слушатели. Дирижёр принимает благодарное рукопожатие.
А кто выступает в концертных залах?
В концертных залах выступают хоры, певцы, пианисты, скрипачи, симфонические оркестры, ансамбли, творческие коллективы.
Интересно, а какая музыка звучит в таких концертных залах? (………)
Ответ на этот вопрос мы сможем найти на наших уроках.
СЛАЙД №1
Тема сегодняшнего урока – известная на весь мир СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА
С. Прокофьева «Петя и волк». Композитор сочинил эту сказку в 1936 году всего лишь за 4 дня!!! Что же необычного в этой сказке, что она стала знаменита на весь мир???
В отличие от оперы, где артисты поют свою тему, в симфонической сказке С. Прокофьева темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра. Сюжет сказки рассказывает повествователь, а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты.
Давайте скорей познакомимся с героями сказки и их музыкальными темами. На развороте страниц 90 -91 вы видите портрет композитора С. Прокофьева и красочные изображения героев сказки.
СЛАЙД №2
Обратите внимание на то, что у каждого персонажа есть свой музыкальный инструмент. И это не случайно. Композитор заставил «говорить» героев сказки языком музыкальных инструментов. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос – тембр, как говорят музыканты. Поэтому мы никогда не спутаем голос скрипки и пианино, голос гитары и баяна и т.д.
Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим иллюстрации, познакомимся с персонажами, и послушаем темы главных героев.
Работа с учебником, иллюстрации муз. инструментов,
муз. характеристики персонажей:
Петя – главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. И это неслучайно. Ведь Петя – мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Тему Пети исполняют струнные смычковые инструменты: скрипка, альт и виолончель
СЛАЙД №3
Роль птички исполняет флейта. Это духовой музыкальный инструмент, представляет собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Музыканты при игре дуют в трубку и извлекают звуки. СЛАЙД №4
Почему композитор избрал флейту для роли птички?
Птичка, маленькая и лёгкая, характеризуется высокими «чирикающими» звуками флейты.
Утка. Её неторопливую поступь вперевалочку, её кряканье лучше всего характеризует гнусавый гобой. СЛАЙД №5
Это тоже деревянный духовой инструмент. Гобой имеет форму трубки с раструбом (расширение) на конце.
Хитрую и осмотрительную кошку, крадущуюся на мягких лапах, изображают отрывистые звуки кларнета. Это тоже деревянный духовой инструмент.
СЛАЙД №6
Ворчливого и сердитого дедушку характеризуют низкие звуки фагота. Фагот – тоже деревянный духовой инструмент, его тембр – голос, как нельзя лучше характеризует дедушку. СЛАЙД №7
Характер страшного волка изображают валторны. В переводе с немецкого языка – лесной рог. СЛАЙД №8
Выстрелы охотников изображают ударные инструменты: литавры и большой барабан. СЛАЙД №9
С героями сказки и музыкальными инструментами мы познакомились. Пришло время услышать сказку! СЛАЙД №10
Слушание сказки С. Прокофьева «Петя и волк»
Понравилась вам сказка?
Какой персонаж вам понравился больше всего? /………./
А какой музыкальный инструмент характеризовал его?
Дома я предлагаю вам нарисовать понравившегося героя сказки «Петя и волк».
А нам пора покинуть концертный зал. Но это ненадолго, на следующем уроке мы вновь вернёмся сюда, чтобы познакомиться с прекрасными сочинениями композиторов.
КАКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ИСПОЛНЯЮТ ТЕМУ ПЕТИ:
П
А
А
О
Ц
Е
А
С
В
А
Т
Р
Н
Б
А
А
Ы
К
Ф
Н
Н
О
У
Н
М
Ч
Р
Р
М
К
А
О
Р
Т
В
А
Т
И
М
Р
А
Л
Ь
Т
Э
С
Л
П
У
Л
Т
Я
А
М
З
Ы
О
К
В
Е
Ю
И
И
А
Д
Е
П
А
Л
К
Т
В
О
Ф
О
Г
У
В
Ю
А
Ю
О
Б
Ж
Ь
З
Т
Ь
Ч
Я
В
И
О
Л
О
Н
Ч
Е
Л
Ь
КАКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ИСПОЛНЯЮТ ТЕМЫ ДЕДУШКИ, УТКИ, КОШКИ:
П
А
А
О
Ц
Е
А
С
В
А
Т
Р
Н
Б
А
А
Ы
Д
Ф
Н
Н
О
У
Н
М
Ч
Р
Р
М
Ф
К
О
Г
О
Б
О
Й
И
М
А
Л
Л
Ж
Т
Э
С
Л
Г
У
Г
А
Я
А
М
З
Ы
О
К
В
О
Р
И
И
А
Д
Е
П
А
Л
Т
Н
В
О
Ф
О
Г
У
В
Ю
А
Е
О
Б
Ж
Ь
З
Т
Ь
Ч
Я
Т
И
О
Л
Ю
Н
Ч
М
Л
Ь
КАКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ИСПОЛНЯЮТ ТЕМЫ ВОЛКА, ПТИЧКИ , ВЫСТРЕЛЫ ОХОТНИКОВ:
Л
И
Т
А
В
Р
Ы
Ж
В
А
Т
Р
Н
Б
А
Л
А
Р
Ф
Н
Н
О
У
Н
М
Ч
Р
Ю
М
Ф
П
Б
А
Р
А
Б
А
Н
М
Л
И
Л
Ь
Т
Э
С
Л
А
У
Е
Ц
Я
А
М
З
Ы
О
Й
В
Й
В
О
Л
Т
О
Р
Н
Ы
Л
Т
Т
В
О
Ф
О
Г
У
В
Ю
А
Ю
О
Б
Ж
Ь
З
Т
Ь
Ч
Я
Р
Б
В
Е
Р
Й
Я
Т
О
М
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ