Конспект урока по Музыке "Песни народов мира" 5 класс
Урок музыки в 5 классе по программе В. В. Алеева
Тема: Песни народов мира
Цель:
Обогащение культурного и духовного мира детей, через музыкальное, литературное и художественное наследия народов мира.
Задачи:
С помощью информационных технологий раскрыть многообразие и богатство культуры народов Польши, Норвегии, Германии, показать ее связь с жизнью народа.
Развитие разносторонних интересов в различных областях искусств, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию других народов, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.
Обогащение духовного мира детей. Воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.
Тип урока: комбинированный
Методы:
повторение пройденного с помощью интерактивной доски;
метод междисциплинарных взаимодействий;
объяснительно - иллюстративный;
наглядно-слуховой;
интерактивный, с использованием интерактивной доски.
Содержание урока
Организационный
Учитель: Здравствуйте ребята!
На прошлом уроке мы побывали в мире русской песни. Какой этот мир? Опишите мне его.
Ученик: В этих песнях - весь просторный русский пейзаж.
Ученик: Облик родины, с её широкими степями, реками, колокольным звоном.
Ученик: Мелодии песен неторопливы как бескрайняя широкая степь.
Ученик: Мелодии песен величавы.
Ученик: В песнях звучит душа России с её любовью к Богу, давшую миру богатую культуру колокольного звона.
Учитель: так же на прошлом уроке мы познакомились с произведениями изобразительного искусства, раскрывающие Мир русской песни. Вспомните и назовите это произведение.
Ученики: Исаак Левитан «Вечерний звон»
Романс «Вечерний звон» Слова Игоря Козловского, музыка народная.
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Учитель: На этом уроке мы отправимся за границу нашей родины. Побываем в других странах и попробуем узнать
1. Какой мир песен других народов?
2. О чём эти песни?
3. Есть ли общее между ними и русской народной песней?
Свои песни есть у каждого народа.
Песня отличается простым строением, небольшой протяжённостью. Нужно уметь отличать народную песню и авторскую (профессиональную).
Учитель: Почему надо учиться уважительно относиться к народной музыке?
Ученики: Родная песня выражает характер и обычаи народа.
-Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать их песни, искусство, природу.
А теперь, давайте запишем в тетрадях тему нашего урока
«Песни народов мира»
Учитель: На нашей земле проживают много людей разных национальностей, у которых свой язык, культура, обычаи и конечно песни. И сегодня мы отправимся в Польшу.
Учитель: И так, мы с вами в Польше. Встречает нас своими неторопливыми водами и живописными берегами река Висла.
Слушание «Висла» польская народная песня.
Учитель: о чём эта песня?
Ученики: о природе…
Учитель: только ли про описание природы поётся в песне или есть что-то большее?
Ученики: о любви к своей родине…
Учитель: А какая мелодия у песни?
Ученики: Плавная, неторопливая
Учитель: Как воды задумчивой Вислы. Мелодия течет плавно, неторопливо, как воды задумчивой Вислы. На её зелёных берегах пасутся стада, и пейзаж окружён бескрайними лесами.
В песне слышится нечто большее, чем просто описание природы. Музыка песни согрета любовью неведомого нам пастушка, бродящего со свирелью по прибрежным лугам.
Учитель: Запись в тетрадь: В песне пастушка – любовь к своей родине.
Учитель: Но нам к сожалению нужно прощаться с Польшей и ее прекрасной рекой Вислой, так как за урок нам нужно побывать и в других странах.
Учитель: Народная песня привлекала композиторов разных стран. Поэтому в великой музыке по-своему «звучат», природа, обычаи, характеры родного края. Всё подчеркивает национальную самобытность.
Сейчас мы отправимся в Норвегию.
Это северная страна прекрасна и загадочна. В ней есть и горы и цветущие долины. Ну как не передать эту красоту в музыке.
Эдвард Григ очень любил свою родину, наверное поэтому он написал такую прекрасную музыку.
Слушание «Утро»
Учитель: это произведение вы слушали в начальной школе, а о чём оно?
(Сюита «Пер Гюнт»)
Чтобы найти ту самобытность народа, композиторы и поэты разных стран ездили по деревням и сёлам, собирая по крупицам народные песни, народную поэзию. Такие собрания нередко становились основой музыкальных произведений.
Один из таких сборников «Волшебный рог мальчика» созданный в начале 19 века немецким писателем Генрихом Гейне. И так мы отправляемся в Германию, чтобы узнать поподробнее об этом.
Вот что писал Генрих Гейне о своём сборнике.
Среди немецких мастеров музыки, которого вдохновил этот сборник, был Густав Малер. Давайте послушаем одну из песен цикла «Волшебный рог мальчика».
Слушание «Похвала знатока»
Неожидано, но мы же в германии.
А может все-таки кто-нибудь услышал знакомые интонации?
Ученики: кукушка, осёл…
Учитель: Давайте прочитаем перевод этой песни.
Давайте почитаем по ролям русский перевод этого произведения: В лесу кукушка с соловьём
Ясным весенним днём
Спорили меж собою:
Чей голос лучше и нежней,
Для слуха голос чей милей
Весеннею порою?
Кукушка молвит:
«Пусть сейчас кто-то рассудит нас», –
Осла предлагает судьёю.
«Его ушам ведь равных нет,
Он, значит, может дать совет,
Рассудит нас с тобою?»
Летят они к ослу вдвоём,
Рассказывают обо всём,
Он спеть им предлагает.
Спел дивно соловей ему!
Осёл ворчит: «Я что-то песню не пойму?
Иа! Иа! Твой голос раздражает!»
Кукушка песнь свою бубнит,
И в песне столь кварт и квинт…
Осёл доволен страшно:
«Стой! Стой! Стой!»
И приговор выносит преважно:
«Прилично соловей звучал…
Но кукушка пропела так свой хорал!
Так ритм держала строго!
Могу уверенно сказать,
Такой певицы не сыскать,
Не может быть тут мнения иного!»
Учитель: совершенно верно, в основу этой песни положено шуточное стихотворение о состязании двух лесных певцов соловья и кукушки. Их спор о том кто лучше поёт, было предложено разрешить ослу.
-А кто из русских писателей писал такие шуточные стихотворения?
Ученики: Крылов.
Учитель: В музыке часто встречаются такие песенки-сценки, где развёртывается целый сюжет.
Закрепление новых знаний
Учитель: И так за это урок мы смогли побывать в Польше, Норвегии, Германии. А теперь давайте ответим на те вопросы, которые мы определили в начале урока.
1. Какой мир песен других народов?
2. О чём эти песни?
3. Есть ли общее между ними и русской песней?
Ученики: Да, все они о любви к своей родине.
Подведение итогов
Мы не зря совершили такой перелет. Мы узнали много интересного о других странах и народах через их песни.
Но в гостях хорошо, а дома лучше.
Давайте в завершении этого урока споём песню о нашей родине «С чего начинается Родина?».
Выставление оценок
Домашнее задание
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ