Методическая разработка по теме: "Хоровое пение как эффективный способ коррекции дефектов звукопроизношения у детей младшего школьного возраста"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №9» г.Усолье-Сибирское


Музыка




Методическая разработка



по теме: Хоровое пение как эффективный способ коррекции

дефектов звукопроизношения у детей младшего

школьного возраста








Выполнил:

Рябцева В.В.

учитель по музыке



















г.Усолье-Сибирское

2014г.

Проблема развития детской речи вызывает большой интерес у специалистов различных областей знаний: психологов, педагогов, лингвистов, физиологов, музыкальных работников. Эта проблема является особенно значимой, по статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения.

Статистические данные отечественных исследователей указывают, что дефекты произношения имеются у 25-30% детей дошкольного возраста (5-6лет), у 17-20% детей школьного возраста (1-2 классы). У учащихся старшего возраста дефекты произношения занимают не более 1%.Это свидетельствует о том, что встречаются временные нарушения, которые преодолеваются в ходе речевого развития детей и в процессе школьного обучения.

В логопедии существует такое понятие как «дислалия», что означает нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата и является одним из наиболее распространенных дефектов звукопроизношения у младших школьников.

Причины ее возникновение - биологические и социальные. Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка, ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а так же недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым развитие его звукопроизношения.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. «Произносительная сторона речи» или «произношение», охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведение звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми её средствами, с соблюдением норм орфоэпии.

Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это также оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения.

При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков. При этом могут страдать отдельные звуки ([р], [л]), группа звуков ([ш], [ж], [ч], [щ]) или несколько звуков: соноры ([р], [л], [н]), свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]) и т.д.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.

Овладение детьми звуками речи связанно с процессом взаимодействия различных анализаторов. Это, прежде всего слуховой и речедвигательный анализаторы. Зрительный анализатор принимает участие в развитии речи, однако это участие не имеет решающего значения.

Взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов заключается в следующем. Для возникновения и развития речи в обычных условиях требуется слух. Но и сама слуховая функция у детей находится в определенной зависимости от степени овладения речью. Различение на слух звуков речи зависит от того, насколько четко дифференцированы они в произношении воспринимающего.

Младшие школьники (особенно первоклассники и второклассники) еще плохо владеют речью. Речь предполагает использование языковых единиц и правил их функционирования. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности с возникновением заикания. Педагог должен хорошо знать критические периоды в развитии речи ребенка и учитывать их в своей работе. Критические периоды в развитии речи: когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи, с чем появляется повышенная ранимость нервных механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений её функции.

Выделяют три критических периода в развитии речевой функции.

Первый (1-2 года жизни), когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей её силой становится потребность в общении. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания памяти, произвольности и т.д.).

Третий критический период (6-7 лет) - начало развития письменной речи.

Конечно, всем известно, что коррекцией дефектов звукопроизношения занимается специальная наука - логопедия. Однако, расширяя рамки хоровых занятий, я считаю, что хоровое пение можно использовать как коррекционное средство, при помощи которого укрепляется голосовой аппарат ребенка, развиваются память, внимание, мышление, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух.

Хоровое пение является организующим и руководящим началом, восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Ведь хоровое пение - это искусство, объединяющее музыку и поэзию.

Пение в хоре на уроках музыки в общеобразовательных школах, в хоровых студиях и т.д. как правило, сводится к обучению ребенка основным вокально-певческим навыкам, воспитанию красивого, однородно звучащего по всему диапазону голоса. Обучение ведется традиционно, без учета речевых возможностей детей, у которых имеются дефекты произношения.

Как вы знаете, донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции певцов. По исправлению дикции даются многочисленные советы в различных руководствах по пению. Однако эти советы лишь об отдельных частных сторонах произношения, не вскрывая общих закономерностей этого явления.

На плохую дикцию певцов в свое время жаловался Э. Карузо: «многие певцы, к сожалению, пренебрегают хорошей дикцией, - писал он. - Слушатели часто не понимают языка, на котором поют певцы на сцене и довольствуются лишь тем, что знают в общих чертах содержание произведений». С тех пор прошло много времени, но положение не изменилось к лучшему.

Пение недаром называют вокальной речью. Существенным преимуществом голосового аппарата человека - этого живого музыкального инструмента - является то, что инструмент этот говорящий. Слово в пении несет слушателю содержание того, о чем поется. Слово (в пении) - что, музыка - как, говорил Станиславский.

Основной критерий достижения хорошей дикции в хоре - это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения.

Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением.

Звукообразующими органами являются губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы. Всё это называется артикуляционным аппаратом.

У детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат часто работает слабо, он скован, зажат. Серьёзным тормозом в работе над артикуляцией являются напряженные движения языка, малоподвижные губы. Голосовой аппарат очень хрупок. Голос находится в самой первоначальной стадии развития и непрерывного роста.

Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и четко. Общеизвестно, что формирование согласных, в отличие от гласных, сопряжено с возникновением какой-либо преграды на пути тока воздуха в речевом тракте.

Основное правило дикции в пении - быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяженность гласных. Это обеспечивается, прежде всего, активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щечных губных мышц, а также кончика языка.

Как и всякие мышцы, их нужно тренировать при помощи специальных упражнений.

Артикуляция при пении во многом отличается от обычной речи. В целом певческая артикуляция значительно активнее речевой. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом - внутренние (язык, глотка, мягкое небо), причем работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно за счет растягивания гласных.

Таким образом, при пении голосообразующий аппарат певца решает одновременно две задачи: с одной стороны, он работает, как речевой аппарат, обеспечивая необходимую фонетическую ясность звуков речи, а с другой стороны - как музыкальный инструмент, обусловливая необходимый певческий тембр любого звука на любой высоте.

Синтезируя опыт педагогов-логопедов и хоровиков, я использовала комплекс упражнений, направленный на достижение оптимального развития речи младших школьников на хоровых занятиях. Приступая к занятиям хорового пения, принимала во внимание не столько голоса детей, которые начинают лишь оформляться, сколько их речь.

На первых занятиях я обнаружила такие недостатки: дефектные согласные, крикливость, слабая музыкальная память, робость, излишняя подвижность. Все это я взяла под наблюдение для скорейшего их устранения. Работа по исправлению дефектов звукопроизношения проводилась системно, педагогический процесс был оснащен наглядным материалом, насыщен играми.

Последовательность коррекционной работы варьировалась в соответствии с характером дефектов звукопроизношения у детей. Четкость фонем сильно зависит от артикуляционной подвижности языка и при целенаправленной работе, внимательном отношении к речи ребенка, подвижность языка становится достаточно хорошей.

На каждом занятии при подготовке непосредственно к пению я использовала упражнения для расслабления мышц артикуляционного аппарата, логопедические распевки, скороговорки. Подбор произведений производился в соответствии с фонемой которую мы отрабатываем на данном уроке. И, конечно же, использовали игровую форму деятельности, где выразительное декламирование стихотворения под музыку постепенно превращается в пение.

Через год получила потрясающие результаты. Практически все дети хора говорили чисто и правильно.

Подводя итог своей работы важно отметить что, с детьми младшего возраста нужно усиленно работать над согласными, которые вырабатываются у них очень постепенно, так как четкость фонем на прямую зависит от артикуляционной подвижности языка и при целенаправленной работе, внимательном отношении к речи ребенка подвижность языка становится достаточно хорошей. Комплекс логопедических и вокально-хоровых упражнений может явиться одним из путей решения проблемы коррекции дефектов произношения у детей младшего школьного возраста. Использование подобных упражнений коррекции дефектов произношения в течение длительного времени повлечет за собой правильное формирование произносительной стороны речи - сложного процесса, в ходе которого ребенок научится управлять своими речевыми органами.







Литература

  1. Анатомия физиология и патология органов слуха и речи/Под ред. В.И. Селиверстова- М.: Владос, 2001. - 224с.

  2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи.- М: Просвещение, 1964. - 90 с.

  3. Городилова В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. Выпуск 3 - М: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1952. - 198с

  4. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л.: Наука, 1967. - 204с.

  5. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского голоса в процессе работы с хором//Музыкальное воспитание в школе. - М.: 1975. - Вып.10. - С.17 - 23с.

  6. Овчинникова Т.С. Рабочая тетрадь №1 к учебно-методическому пособию «Пение и логопедия». - СПб.: Каро, 2005. - 120с.

  7. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М.: Владос, 1992.-150с.

  8. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Давайте учиться петь. - Тула: Тульское музыкальное училище им. А.С. Даргомыжского, 1999. - 26с



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ