Теоретический лабиринт

Теоретический лабиринт

Из всех учебных дисциплин единственно

по-настоящему воспитывающей является

музыка, так как она развивает не только

разум, но развивает и облагораживает

чувства.

Рой Слэк




Цикл музыкально-теоретических предметов ДМШ включает в себя уроки сольфеджио и музыкальной литературы. Наряду с другими предметами они способствуют повышению общего музыкального и культурного уровня учащихся, их кругозора.

Музыка воспитывает дисциплину, стимулирует умственное развитие, дает эмоциональное воспитание.

Музыкальная литература воспитывает у детей любовь и интерес к музыкальному искусству, понимание народного, классического и современного музыкального творчества, развивает музыкальные способности учащихся.

Слушание и изучение музыкальных произведений является одним из средств музыкального воспитания юных музыкантов. На уроках музыкальной литературы дети учатся понимать художественную красоту музыки, тем самым развивая свое музыкальное мышление и память.

Курс музыкальной литературы включает достаточно широкий круг явлений из области истории и теории музыки: важнейшие события музыкальной жизни, биографии композиторов, ознакомление с различными жанрами и формами музыкальных сочинений, с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными терминами и т. д.

Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов-классиков и наших современников помогают учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщают процесс музыкального воспитания и обучения.

Цель курса музыкальной литературы - научить сознательно и эмоционально слушать музыку, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке.

Сольфеджио – основной предмет в музыкально-теоретическом цикле. Предмет этот сложный и вызывает у учащихся большие трудности. Для того, чтобы понять и полюбить этот предмет необходима систематичность занятий и выполнение различных упражнений, позволяющих тренировать слух.

Первый шаг в прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, всегда самый сложный, потому что ведет в неизведанное.

Неожиданное открытие этого нового мира звуков может вызвать у детей любопытство, радость познаний или настороженность. Погружение в этот мир искусства, в мир музыки, кроме напряжения ума и воли, требует от детей большого глубокого чувства – эмоциональной отдачи.

На уроках сольфеджио учитель вместе с детьми приоткрывает секреты музыкальной грамоты, знакомит с основами гармонии, использует многочисленные игры и приемы для развития слуха ученика.

Когда дети рано погружаются в музыку, им становится близка и понятна музыкальная речь.

Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармоничного развития личности ребенка, а также помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.

Многолетний педагогический опыт доказывает: те знания, которые дети получают в первые годы, со временем « прорастают» и тогда они могут достичь профессионального уровня игры на любом музыкальном инструменте.

Дети талантливы, но развитие их таланта, особенно в дошкольном возрасте, зависит в основном, от родителей. Хорошо, когда родители являются союзниками педагога. Когда они готовы приложить все силы, чтобы их ребенок стал умным, удачливым, счастливым, то горы свернут, и результаты возрастут вдвойне и не заставят себя ждать.

Одна мама подметила: « Детей растят по-разному: одни – как сорняки в огороде, а другие – как орхидеи в саду». « Талант ребенка – это только росток», который из-за неотложных дел нельзя забывать « поливать». Иначе говоря, занятия с ребенком нельзя откладывать на потом, в любом деле нужны системные занятия.

В процессе занятий педагог руководит творческими поисками детей, стимулирует и направляет их фантазию. Полученные практические навыки постепенно подводят к осознанному творчеству.

Работа преподавателя на занятиях по сольфеджио – это очень тонкая, кропотливая, трудная работа. Для того, чтобы научить, развить у учащихся музыкальный слух, надо с большой любовью и с большим терпением вести эти занятия. Задача педагога состоит в том, чтобы максимально развить творческие способности каждого ребенка, чтобы каждый из них стал личностью, художником, «поэтом в душе».

Ни один ребенок не рождается с готовыми музыкальными способностями – они появляются только в музыкальной атмосфере и только в процессе музыкальной деятельности (пения, слушания, игры на инструменте и т. д.).

«Сольфеджио, теория, гармония – эти столпы музыкальной культуры становятся камнем преткновения многих начинающих музыкантов. Эти дисциплины зачастую кажутся учащимся сухими, далекими от музыки» (Л.А. Степчкова).

Этот предмет нельзя выучить, его нужно понять! Педагог призван помочь учащимся в преодолении трудностей в освоении азов предмета.

Каждый педагог ищет свои пути в работе с учащимися, использует свой опыт и личные качества, чтобы ребенок мог понять сущность и важность изучаемого предмета, полюбить его как основу музыкальной культуры. На занятиях используются игровые методики, дидактический материал в виде различных наглядных пособий, карточек, схем, помогающих освоению программных требований по сольфеджио, И когда ученики понимают своего преподавателя, они начинают делать успехи, и тогда с большой любовью и радостью посещают этот сложный предмет.

Знания, полученные на уроках сольфеджио, помогают учащимся сознательно усваивать музыкальный текст и правильно раскрывать содержание музыкального произведения при его исполнении.

С целью повышения интереса учащихся к музыкально-теоретическим дисциплинам,

преподаватели ДМШ устраивают для детей интеллектуальные игры: теоретический КВН, « Угадай мелодию», викторину « Поле чудес». Традицией теоретического отдела стали выпускные вечера, а праздники « Посвящение в юных музыкантов» - это целые театральные постановки: «Сказка про Тонику и ее семь деток-ноток», «Как лечили слоненка», «Белоснежка и семь… ноток». На лекции-концерты о жизни и творчестве великих музыкантов, вместе с детьми всегда с удовольствием приходят и их родители.

Наши педагоги воспитали не одно поколение юных музыкантов, которые успешно продолжили дело своих наставников.

И пусть не каждый из учеников станет профессиональным музыкантом, талант, творческая энергия, вложенная в них педагогами, сделают их душевно богаче, эмоциональнее. Хочется думать, что воспоминания о музыкальном детстве доставят им только радость.

Харитонова О.А. (статья для газеты «Покачевский вестник»


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ