Урок музыки в 6 классе «Инструментальная баллада. Ночной пейзаж»
Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
«Инструментальная баллада. Ночной пейзаж».
«Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся Вселенная». Эти слова принадлежат великому польскому композитору XIX века Фредерику Шопену.
Портрет Ф. Шопена
«Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине», отзывался о Шопене Ференц Лист.
Ференц Лист - портрет
Русский композитор Антон Рубинштейн считал, что «Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано»
Антон Рубинштейн - портрет
Поэт Борис Пастернак, который был большим поклонником музыки Шопена, писал: «Замечательно, что, куда ни уводит нас Шопен и что нам ни показывает, мы всегда отдаемся его вымыслам без насилия над чувством. Все его бури и драмы близко касаются нас, они могут случиться в век железных дорог и телеграфа. Даже когда в фантазии полонезов и в балладах выступает мир легендарный, сюжетно отчасти связанный с польской поэзией, то и тут нити какого-то правдоподобия протягиваются от него к современному человеку».
Борис Пастернак - портрет
С жанрами народно-бытовой музыки тесно связаны многие произведения Шопена и в первую очередь его танцевальные пьесы: мазурки, полонезы, вальсы. Из интонаций и мелодических оборотов городских романсов и песен возникают широкие напевные мелодии некоторых его ноктюрнов («ночных пьес») и маленьких лирических прелюдий. А также напевные лирические темы многих его больших произведений.
На родине Шопена, народная сцена в польской деревне 19 века
Мазурка — польский народный танец. В шопеновской сокровищнице мазурки выделяются особенной яркостью выраженных в них народно-национальных элементов. Они народны в самом прямом и подлинном понимании слова, в них раскрывается «душа» народа, все его помыслы и представления, быт и нравы, чувство красоты и любовь к родным местам. Подавляющее количество мазурок Шопен писал вдали от Польши, но остроту запомнившегося с детских лет не могло приглушить никакое расстояние.
« Мазурка»
Шопен имеет непосредственное отношение к камерной музыке. Мы говорили о том, что Фредерик, когда был ещё подростком, часто приглашался в знатные варшавские дома в качестве пианиста. Такие салонные концерты были очень популярны в высшем свете в начале 19 века. Именно здесь Шопен начал импровизировать вариации польских танцев – мазурок и полонезов. Он – один из немногих композиторов, сочинявших практически только для фортепиано.
Шопен за роялем
Вопрос:
Какие жанры фортепианной миниатюры вы знаете?
ПАУЗА
Ответ:
Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд …
Пианист за роялем
Вопрос:
Что означает понятие прелюдия?
ПАУЗА
Ответ:
Прелюдия - инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная, раскрывающая, как правило, один образ.
Ноты «Прелюдии» Шопена с нотным текстом
Многочисленные фортепианные пьесы в самых разных формах – мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и прочее – это всеми признанные шедевры. Шопен – создатель гениальных прелюдий. Он создал множество интересных и разнохарактерных прелюдий, каждая из которых наделена ярким музыкальным образом.
Обложка нот Шопена
Этюды были написаны Шопеном под впечатлением от каприсов Паганини. Всего Шопен написал 27 этюдов. Цикл начинается и заканчивается в до мажоре. Шопен проявил новый подход к жанру: этюд – не просто техническая пьеса, а художественное виртуозное сочинение. Несмотря на то, каждый этюд написан на определенный технический прием, его техническая сторона никогда не идет в ущерб образной.
Руки пианиста на клавиатуре
Ноктюрн - «ночная песнь». Появившись в церковной музыке, этот жанр обрел вторую жизнь в эпоху романтизма. Создатель романтического ноктюрна – композитор и пианист Джон Фильд, живший в России. Его ноктюрны были несложными и однотипными. 19 ноктюрнов Шопена поражают разнообразием лирики и богатством фактуры.
Ноктюрн
Большинство мазурок были написаны Шопеном уже на чужбине – в Париже. В своих мазурках Шопен отразил музыкальные впечатления своего детства. «Бальные» мазурки передают атмосферу балов 19 века. Происходило это так: «По сигналу ведущего начинается движение по кругу. Кавалеры, по военному выгнув грудь, двигаются вприпрыжку особым парадным шагом. Дамы легкими бегущими шагами едва поспевают рядом. После этой демонстрации величавости и грации, приступают непосредственно к танцевальным фигурам. Кавалеры исполняют перескоки с ударом пятки о пятку, «высекают искры» становятся на колено. Или, например, мужчина становится на колено, а партнёрша обегает вокруг него сначала справа налево, затем в обратном направлении. Ведущая роль в Мазурке принадлежит кавалеру. Он выбирает фигуры, вставляет движения, меняет темп шагов. Красуясь перед дамой, он демонстрирует свою военную выправку, ловкость и удаль. При этом он выказывает по-рыцарски уважительное отношение». Среди мазурок Шопена есть также мазурки в деревенском стиле, лирические мазурки. Последним сочинением Шопена стала мазурка полная глубокой печали и жалобы.
Мазурка
Полонез - это придворный танец-шествие, выражающий горделивый, воинственный дух польской аристократии, в нем место первой пары было очень почетным. Для Шопена полонез также важен, как и мазурка – это тоже символ Польши, но героический, мужественный. «Длинной змеей веселая толпа, скользя по паркету, то вытягивалась во всю длину, то свертывалась. Издали доносился веселый говор, подобный шуму вод этого пламенеющего потока» Размеренный и благородный характер танца сохранялся неизменно. «Что он выражает? – Нечто патетически праздничное в связи рыцарственной и тонкой вежливостью...» - вспоминал Ференц Лист.
Полонез
«Я слышу вальс, знакомый с детских лет,
Его дыханье, трепет и волненье.
Как тихий шелест облетающей листвы,
Как грациозно музыки мгновенье!
В нём всё как в дымке, как в прекрасном сне.
И даже лёгкое кружащее движенье
Не потревожит тайной красоты»
.
Балет « Шопениана»
О вальсах Фредерика Шопена хочется говорить стихами. Всего им написано 17 вальсов. Среди них разные по характеру произведения. Блестящие виртуозные концертные пьесы, передающие атмосферу бала. Камерные лирические поэмы в ритме вальса, технически несложные – это вальсы для домашнего музицирования.
Вальс 19 века
В XIX веке резко возрастает интерес к фольклору. Неудивительно, что именно в это время баллада становится одним из самых любимых жанров, ведь в ней есть всё, что может привлечь поэтов и музыкантов романтического направления - старинное предание в основе, повышенная эмоциональность. В поэзии возрождением и новой жизнью баллада обязана Гёте, Шиллеру, Гейне. В русской литературе романтическая баллада укореняется Жуковским и далее разрабатывается Пушкиным, Лермонтовым и А. К. Толстым
«Лесной царь» Гете- картинка
В музыке имён значительно больше - это Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Брамс, Григ. Каждый композитор обладал своим неповторимым стилем и вносил в жанр баллады что-то новое. Более того, если у композитора написано несколько произведений одного жанра, каждое из них имеет свой сюжет, свои особенности, настроение, индивидуальную композицию.
баллада1
Баллада - жанр, встречающийся в литературе и музыке. Когда-то это была танцевальная музыка: слово означает «танцую». В сегодняшнем понимании баллады - это произведения сюжетные. Сюжеты баллад легендарны, иногда навеяны отдалёнными историческими событиями или старинными преданиями, преображёнными народной молвой. Развитие действия часто происходит на мрачно-фантастическом фоне, в необычных условиях.
Инструментальная баллада
Создателем жанра инструментальной баллады признан польский композитор Ф. Шопен. Внутреннее содержание баллад, их художественные образы имеют всё те же, общие для всего творчества Шопена, истоки: думы о родной стране и её героях, об её историческом прошлом .Баллады Шопена написаны для фортепиано - его любимого инструмента. Шопен-пианист пользовался ошеломляющим успехом.
Шопен- Делакруа
Баллада №1 написана Шопеном в возрасте 20 лет после подавления в 1830 г польского восстания. Это сочинение с трагическим концом. Вступление в балладе похоже на краткий пролог, сжато передающий центральную мысль произведения. Подобно обращению автора или рассказчика, вступление вводит в круг больших и серьёзных событий. Подёрнутая дымкой задумчивости, плавно и неторопливо развёртывается главная тема , как воспоминание о чём-то давно минувшем . Вторая тема- одна из самых поэтичных у Шопена. Душевное тепло и лирическая нежность выражены с присущим композитору изяществом и благородством. Далее происходит сильнейшее драматическое нагнетание, знакомые темы предстают в ином свете. В непрерывном процессе музыкального развития раскрывается поэтический замысел баллады: воспоминание о прекрасном прошлом и завершающегося трагической катастрофой в настоящем. Балладу завершает трагический эпилог.
Памятник Шопену в Варшаве
И вспоминаются стихи Бориса Пастернака:
«Так ночью при свечах, взамен
Былой наивности нехитрой
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра»
Первый концерт Шопена в Вене
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ