Урок музыки в 6 классе Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси





Водопьянова Т.М.

Урок музыки в 6 классе

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.

«Что ж, покажем наших прадедов задор

Птицу песню выпуская на простор.

С нашей песней как по нотам,

Веселей идет работа.

В каждый дом заходит песня

Дружит с нами с давних пор...»

Песня — душа народа и трудно найти человека, который не любил бы ее. В былинные времена певцы - сказители, которые под аккомпанемент гуслей слагали величальные песни, вспоминали сказания давних лет. Образы любимых героев народного эпоса - богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича оживают в его песнях - былинах.



Гусляр - сказитель






Содержание старинных календарных песен было основано на знании законов природы. В них звучат мотивы, связанные с трудовой деятельностью крестьянина. Тема труда также отражена в лирических песнях. Недаром народ сказал: «Беседа дорогу коротает, а песня - работу». Хороводные и свадебные песни привлекают нас поэтичным сочетанием слова и музыки.

Хоровод

В детских песенках и припевках до сих пор передаются очень древние традиции. Колыбельные песни передавали ясный образ детского мира, чувствовалась теплота и глубина материнской ласки. В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств.

Колыбельная – русская изба, люлька

Хоровое пение – основа музыкального искусства России. Пение «на голоса» бытовало многих семьях совсем недавно. Сейчас хранят традиции подголосочного многоголосья государственные и народные фольклорные коллективы.

Крестьянский хор

Корни русской хоровой музыки связаны с традициями православной церкви. Великие византийские богословы отмечали положительное воздействие церковной музыки на человека: «Мы по природе любим пение и стихи…. Да и воздух становится свят от псалмопения». Ярослав Мудрый сравнивал хоровое пение с ангельским пением. Уже со времён Киевской Руси обучение богослужебному пению входило в содержание образования и считалось образования и считалось не менее значимым, чем обучение чтению и письму.

Ангелы на православной фреске

Характер древнерусской церковной музыки определялся в первую очередь тем, что она была вокальной. Еще одной канонической особенностью и яркой отличительной чертой русской православной музыки является принцип a capella. Один из раннехристианских писателей в своем учении отвергает музыкальные инструменты. «У нас в употреблении один инструмент – слово мира (голос человека); при помощи его воздаем мы почет Богу». Древнерусские культовые песнопения были связаны между собой, объединяясь единой линией драматургии службы. Их место и последовательность были строго определенными, а порядок диктовался Уставом.

Фреска «Спас» - в куполе

Среди жанров духовной музыки наиболее распространенным является тропарь - краткий припев к определенным фрагментам службы. Важнейшими жанрами, нашедшими широкое применение в древнерусском творчестве, были кондак и канон. Отдельные гимны, стихиры и другие песнопения складываются в циклы, образующие дневной круг песнопений, основными службами которого являются Всенощное бдение и Литургия. Поэт Борис Пастернак свое впечатление от храмовой музыки описывает в стихотворении:

«Как будто внутренность собора —

Простор земли, и чрез окно

Далекий отголосок хора

Мне слышать иногда дано».

Интерьер православного храма во время Литургии

Духовная музыка начинает развиваться со времени принятия христианства. Запись духовной музыки до XVIII века производилась с помощью знаменной нотации, которая зародилась в Византии в IX веке, пришла на Русь вместе с письменностью, священными и служебными книгами. Она жива до сих пор в церковном пении старообрядческих общин.

Старинная церковная книга в развороте

Церковное пение долго было одноголосным, без инструментального сопровождения и записывалось особыми знаками – знамёнами или крюками, которые рисовались над словами в тексте. Они могли обозначать как один звук, так и группу звуков, целую мелодический оборот. Знаменное пение исполнялось мужским хором одноголосно без сопровождения, но его напевы достигали возможностей большого художественного богатства, создавая выразительные, широкие напевы, полные величественной и суровой красоты.

Крюки и знамена

Русские распевщики (старинное название композиторов), являющиеся выходцами из народа, привносили в церковные песнопения черты родной и близкой им народной песни. В конце XIV – начале XVI вв. был учрежден придворный хор из лучших певцов и знатоков певческого искусства, набранных из разных городов и областей. Эта группа певцов, именовавшихся «государевыми певчими дьяками», состояла при особе царя. В создании большого распева основополагающая роль принадлежит московскому распевщику Федору Крестьянину.



Государевы певчие дьяки


XVII век был временем самых решительных перемен в истории русской музыки. Учащаются поездки русских людей за границу в составе всевозможных посольств. Партесное пение в XVII веке изменило исполнительский стиль. На смену сурово – сдержанным мелодиям знаменного распева пришли сладкозвучные» мелодии. Одним их самых быстрых путей распространения новой музыки были псалмы и канты. Духовные и светские канты, псалмы стали очень любимы в народной среде, получили широкое распространение в быту. Крупнейшую роль в развитии партесного пения сыграл педагог и композитор Николай Дилецкий.

Церковный хор

Уже в XVII веке поэт Симеон Полоцкий сделал стихотворное переложение Псалтири, которое было вскоре положено на музыку и употреблялось вне храма, в домашнем обиходе. В XVIII веке духовные концерты писались композиторами по преимуществу на слова псалмов. Духовный хоровой концерт давал большой простор для личного творчества, ведь композитор, по существу, сам выбирал текст, на который писалась музыка. Автор обычно брал не весь псалом, а лишь некоторые фразы-стихи из псалма.

http://yandex.ru/images/search?p=1&text=максим%20березовский%20композитор&img_url=http%3A%2F%2Fclaw.ru%2Fa-ickust%2Ficks%2F2720-1.jpg&pos=49&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-633-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404902870262&pin=1


Композитором, принесшим этому жанру всеобщее признание, стал Дмитрий Степанович Бортнянский, автор более чем ста духовных концертов. Одним из лучших произведений этого жанра является концерт Максима Березовского на стихи из 70 псалма «Не отвержи мене во время старости». Березовский, покоривший в свое время Италию операми, теперь почти забытыми, прославился в истории русского хорового искусства своими духовными концертами, исполняемыми до сего времени.

Портрет композитора Максима Березовского

Концерт был написан семнадцатилетним композитором ещё до отъезда в Италию по заказу императрицы Елизаветы Петровны, которая была сентиментальна и болезненно переживала приближение старости. «Это исповедь одинокого человека, услышавшего, ощутившего еще не «дуновение смерти», но холодное дыхание уже приближавшейся старости. Предугадывающего тоскливые часы рассветов, когда душа уже не рвется в новый день, а тоскливо жмется перед равнодушием всего, что сильно и молодо, перед близостью небытия. Все гаснет, все истончается, все теряет смысл…»

Елизавета Петровна в фильме «Гардемарины»

http://yandex.ru/images/search?text=елизавета%20петровна%20в%20фильме%20гардемарины&img_url=http%3A%2F%2Fria.ru%2Fimages%2F20218%2F48%2F202184878.jpg&pos=0&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-633-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404902466299&pin=1


Печаль и возвышенная скорбь этой музыки перекликается со стихами Александра Блока:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный Тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

http://yandex.ru/images/search?text=девушка%20пела%20в%20церковном%20хоре%20о%20всех%20усталых%20в%20чужом%20краю&img_url=http%3A%2F%2Fmedia.vorotila.ru%2Fru%2Fitems%2Ft1%408e995a51-561a-4511-ab0f-073d638a5b5b%2FIllyustracii-k-stihotvoreniyu-A-Bloka-zaydite-po-ssylke-chtoby-poslushat.jpg&pos=14&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1345-wh-633-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1404902134238

Иллюстрация к стихотворению

Девушка пела в церковном хоре

Вопрос:

В каких двух направлениях развивалось музыкальное искусство Древней Руси?

ПАУЗА

Ответ:

Это церковная музыка и народное музыкальное творчество.

Здание православного собора

Вопрос:

В чем отличие музыки православной церкви

ПАУЗА

Ответ:

В православной церкви звучит только вокальная хоровая музыка a capella

Современный церковный хор

Есть выражение, что в народном творчестве Древней Руси - «Души русской немеркнущий свет». Многовековая связь русской песни и духовной музыки отечественных композиторов сделала наше музыкальное искусство по – настоящему глубоким и светлым. Сохранить душу народа и в XXI веке задача нынешнего поколения.

Дети на службе в храме



















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ