Урок музыки в 6 классе Вечные темы в искусстве и в жизни
Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
Вечные темы в искусстве и в жизни
…Куда я иду?
Следую по реке?
Куда я иду?
Следую за чайками?
Где найду то,
Где найду того,
Кто мне ответит,
Зачем я живу, зачем умираю ?
Куда я иду?
Следую за детьми?
Куда я иду?
Следую за их улыбкой?
На их милых лицах,
Который мне скажет,
Зачем я живу, зачем умираю?
Следую за песней ветра?
Следую за громом?
Следую за светом, что светит
Куда я иду?
Существует ли истина?
Из рок-оперы «Волосы» («Hair»)
Человек и Вселенная
Что же это за вечные вопросы жизни?
Сегодня, как и вчера, как и во все времена, люди задаются вопросами: Кто мы и что мы такое? Откуда мы происходим? Куда мы идем? Это - прежде всего такие вселенские и природные начала, как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет круг вечных тем искусства.. В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил. Когда мы слушаем мессы Баха, симфонии Моцарта, оперы Глинки, то мы находим эту вечную вопросы. Классическая музыка помогает нам разбудить в себе самые прекрасные стороны нашей души.
О. Роден « Мыслитель»
Есть мнение, что музыкальные произведения Иоганна Себастиана Б а х а содержат такое количества духовной информации, энергии и мысли, которая равняется эпохальным открытиям в космосе (научные открытия в музыке не отстают от других наук). Мессы , хоралы, органные , камерные инструментальные произведения Баха открывают слушателю просторы Мироздания, уносят его душу к Богу, заставляют забыть о будничном и мелком.
Австрийский композитор Кристоф Виллибальд Глюк в своих произведения действующими лицами представлял обобщенные символы, фигуры, олицетворяющие – Самоотверженность, Любовь, Верность. Для своей оперы «Орфей и Эвридика» он выбрал сохраненный в веках античный сюжет, воспел подвиг во имя любви и исполнения долга. И тема одинокой любви звучит в его «Мелодии».
Орфей - барельеф
Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее сочетаются в сочинениях Вольфганга Амадея Моцарта в гармоническом равновесии и единстве. Глубины непознанных сил у порога смерти раскрывает музыка гениального «Реквиема, последнего произведения австрийского композитора.
Людвиг Ван Бетховен стал родоначальником новой эпохи – эпохи Романтизма. Наверное, чем хуже Бетховен слышал, тем глубже и значительнее была его музыка, ему открылись звуковые миры иного масштаба - Вселенной. В последней своей симфонии № 9 композитор воплотил замысел своей жизни - от бездны скорби восславить радость. В ней он хотел воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Этот замысел Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал Шиллера, продумывая как в симфонию можно вставить слова. В финальную часть, он, как и планировал, ввел хор и певцов – солистов, поющих слова из оды Шиллера
«К Радости»:
Люди – братья меж собой!
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной! Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость ввысь, к свету, радости через страдания.
Бетховен - скульптурный портрет
В песнях, фортепианных пьесах и других произведениях австрийского композитора Франца Шуберта передает обычные душевные состояния простого человека. Его музыка
лирична, она позволяет ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей. Бессмертная музыка « Ave, Maria» - гимн вечной материнской любви.
Фредерик Шопен - великий польский композитор. Музыка Шопена передает всю сложность переживаний человеческой души и искренних чувств. Она сама - это протест против смерти. Когда Шопен играл, сочинял или играл прекращались изматывающие приступы болезни, останавливалось время движения к смерти. Когда врачи не оставили ему даже нескольких лет жизни, прожил еще 20 лет. «Именно в сражении со смертью заканчивается искусство, но открывается вечность!» писал поэт Борис Пастернак, который любил и знал музыку Шопена.
Памятник Шопену в Варшаве
Все своё творчество Петр Ильич Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. Большинство поздних произведений композитора симфонических, оперных, балетных, камерных - пронизаны трагическими мотивами Смерти, ощущением хрупкости и красоты человеческой жизни.
http://yandex.ru/images/search?p=3&text=Чайковский&img_url=http%3A%2F%2Fwww.novostimira.com.ua%2Fimages%2Fnews%2F1366790021_117.jpg&pos=119&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1406115454218&pin=1Памятник Чайковскому в Клину
«Король вальса» - так по праву называли Иоганна Штрауса. Музыка Штрауса наполняет человека ощущением праздника жизни. Пронизанная солнечным теплом и светом, яркая и сочная музыка вальса звучит как апофеоз вечной юности и любви.
«Фауст - симфония», «Мефисто – вальсы»-венгерского композитора Ференца Листа были связаны с поисками ответов на вечные вопросы. Исполнение своей симфонии «Данте» великий венгерский композитор – Л и с т планировал сопровождать показом иллюстраций к «Божественной комедии» и чтением отрывков из этого произведения. В конце своей жизни Лист принял сан аббата, обратился к созданию произведений на религиозную тему.
Лист - аббат
Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, пианист и дирижер. Музыка Рахманинова впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, выражением
безграничного ликования и счастья. Но вместе с тем у него появляются «Песни и пляски смерти», « Всенощная», которая продолжает традиции русской духовной музыки.
Портрет Рахманинова
Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём старо ты или ново
Томленье духа ты иль благодать?
Любовь мне – как блистание
Звезды над миром зла.
Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова - одна из непостижимых загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? В музыке композиторов тема одиночества и любви проходят рядом, как бы перекликаются.
Тема любви во все времена привлекала деятелей искусства. Мир знает много литературных и поэтических историй о любви, музыкальных шедевров, полотен великих художников. Сегодня в нашем классе прозвучат музыкальные произведения различных жанров и эпох, но все они созданы на основе одного литературного творения Вильяма Шекспира – «Ромео и Джульетта».
http://yandex.ru/images/search?text=ромео%20и%20джульетта%20картинки&img_url=http%3A%2F%2Fdrugoekino.org%2Fimages%2Fstories%2Fromeo_djuliet.jpg&pos=6&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-664-pd-1-wp-16x9_1366x768&rpt=simage&_=1406116032421&pin=1Ромео и Джульетта - Дзефеллини
Неудивительно, что такая красивая и печальная история нашла продолжение в разных жанрах искусства: симфоническая и балетная музыка, опера, театр, кино, мюзикл Знаменитая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского - это первое обращение композитора к творческому наследию великого английского драматурга. Увертюра исполнялась в концертах памяти Чайковского после его безвременной кончины.
Ромео и Джульетта – увертюра, оркестр
В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всём мире.
Балет в трёх действиях, тринадцати картинах, с прологом и эпилогом. В роли Джульетты - Галина Уланова; Ромео - Константин Сергеев. Джульетта была особой ролью в жизни Галины Улановой. Она вспоминала: «Долго ни с кем из своих учениц я не могла начать готовить партию Джульетты. Прощание с ней - всё равно, что с живым человеком. Однажды я была в Италии, нас повезли в Верону. В Вероне я постояла перед балконом Джульетты, у памятника над склепом. И вот здесь, у склепа Джульетты, я почувствовала, что никогда уже не буду танцевать, это было очень грустно. Будто через что-то перешла… Был вечер, когда я позвонила Кате Максимовой: завтра начинаем репетировать Джульетту». Образ шекспировской героини является, быть может, самой яркой и пронзительной краской в творческой палитре балерины Улановой. Поэзия любви Ромео и Джульетты, а также, драматизм сцен смерти – все это воплощено Прокофьевым с мастерством и огромной выразительной силой.
Уланова - Джульетта, фото
Жизнь, смерть, бессмертие - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Жизнь и смерть
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я Бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Искал ответа на вечные вопросы Борис Пастернак.
Вечность
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории музыка:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ