Цифровые исследования в начальной школе

Савельева Галина Ивановна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 582, г. Санкт-Петербург.

В настоящее время в школе происходят знаковые изменения, которые требуют и нового современного оснащения школы современным оборудованием.

Цифровая лаборатория – ЛабДиск ( Labdisc) появилась в нашей школе в самом начале этого (2012-2013) учебного года в рамках программы по оснащению начальной школы оборудованием, позволяющим использовать в образовательном процессе современные технологии, что является требованием ФГОС II поколения.

Знакомство учителей начальной школы с возможностями и работой ЛабДиска выявило проблему: в какой образовательной области и в какое время использовать ЛабДиск для работы с детьми?

Выяснилось, что работу с лабДиском можно проводить на следующих дисциплинах:

  • Математика – при изучении величин для измерения длины, ширины, высоты. Данные измерений возможно использовать для нахождения периметра, площади, объёма геометрических фигур.

  • Окружающий мир – широкий спектр использования при изучении тем: - сезонные изменения в природе – измерение температуры окружающей среды;

- свойства воды – измерение температуры исследуемой среды (горячая и холодная вода, снег или лёд);

- строение тела человека (органы кровообращения) – измерение частоты пульса при различной физической нагрузке; - звуковые волны – измерение уровня звука; - план и карта – обозначение маршрута на карте с использованием системы GPS;

- охрана здоровья – измерение уровня освещённости; шумовое загрязнение; температурый режим помещения.

  • Внеклассная работа - работа в кружках «Клуб любознательных», «Юный эрудит», «Спортивное ориентирование».

  • Работа в сетевом сообществе ГлобалЛаб.

Для ознакомления моего класса с цифровой лабораторией я выбрала урок математики. Требовалось вычислить периметр классной аудитории, а для этого необходимо было измерить длину и ширину помещения. Дети вспомнили все известные им способы измерения, не забыли и сказочные (в кошках, мартышках, попугаях). После чего были произведены измерения линейкой (оказалось неудобно из-за малого размера), метровой линейкой ( неудобно изменять на стыке стен), рулеткой (лучший вариант из всех трёх). А после появился ЛабДиск. Прибор сразу заинтересовал ребят. Были сомнения: не рановато ли знакомить с ЛабДиском столь маленьких детишек, но все сомнения очень быстро исчезли. Оказалось, современные детишки очень хорошо осваивают технические новинки. Они даже сравнили ЛабДиск с новыми опциями мобильного телефона. В первый же день ученики запомнили обозначение и название функций, так как все значки понятны даже без пояснений.

Работали дети в парах постоянного состава: один диск на парте. На уроке под руководством учителя ученики включили прибор, познакомились с кнопками управления «Выбор», «Прокрутка». Первые измерения выполнили без фиксирования результатов измерения самим прибором. Просто включили прибор и попробовали измерить уже известное расстояние. Не обошлось без курьёзов: кто-то забыл открыть датчик расстояния, кто-то направил датчик расстояния не на противоположную стену, а на себя - прибор отказался выполнять замеры (диапозон измерений от 40 см до 10 метров). Все измерения ребята самостоятельно записывали на листочках. Так на практике дети сами пришли к пониманию: где и как лучше расположить ЛабДиск, чтобы измерения были наиболее точными.

Дальнейшая работа с ЛабДиском в основном происходит во внеурочное время. В частности, в моем классе это кружок «Юный эрудит», посещаемость которого резко возросла. На занятиях ребята научились настраивать ЛабДиск на фиксирование результатов замеров пока в ручном режиме. Они свободно оперируют терминами «Замер», «Выбор», «Прокрутка», ориентируются в меню прибора. 3 человека, ранее знакомые с работой на компьютере, под руководством учителя участвуют в выводе результатов измерений на экран монитора. Замечено, что задачи, данные для которых получены самими учениками с помощью ЛабДиска, решаются с большим желанием и успехом.

Измерив в классе всё, что только было возможно, ребята сделали вывод, что работа с цифровой лабораторией не только интересна, но и открывает новые возможности. Например, позволяет измерить высоту помещения.

Датчик расстояния выявил истину в споре ребят о том, кто выше, и кто за кем должен стоять в строю на уроке физкультуры. Для этого дети провели замеры роста каждого ученика и представили результаты как в столбчатой диаграмме, так и в таблице измерений. При измерении роста ученики столкнулись с проблемой: как расположить ЛабДиск так, чтобы замерам не мешали плечи или ступни измеряемого. Важная задача учителя - дать возможность детям самим найти оптимальное решение, а не подсказывать. Задача учителя помогать только в настройке ЛабДиска, если такая необходимость возникне. Очень скоро ребята самостоятельно выполняют настройку по руководству учителя, и сами готовы помочь тем, кто пока не очень расторопен. Но ученики сами с удовольствием осваивают работу, которая им очень нравится.

Пригодился ЛабДиск и для наглядного убеждения родителей в том, что не стоит чрезмерно кутать ребенка, отправляя его в школу. Так родителям был представлен график температурного режима класса. Ребята проводили измерения в ручном режиме на протяжении всего учебного дня, а затем мы вывели результаты в виде столбчатой диаграммы. Для тех, кому привычнее считывать информацию с графика – представили эти же результаты в виде графика и в виде таблицы. Данные измерений легли в основу классного часа о здоровьесбережении в рамках учебного дня и явились предметом обсуждения на родительском собрании. Комментарии к таблицам были излишни.

Работа настолько увлекла ребят, что у них появились идеи: где и как можно использовать уже знакомые им функции ЛабДиска. Так было предложено на основе замеров рассчитать скорость, необходимую для перехода дороги, так как ребята заметили, что времени работы светофора не хватает на переход дороги пожилым человеком. К сожалению, пока эти идеи не осуществимы. Но радует внимание ребят к проблемам пожилого человека.

Мои ученики ещё только в самом начале своей исследовательской деятельности. Но благодаря работе с цифровой исследовательской лаборатории, почувствовали себя настоящими исследователями. Знания, полученные на кружке, применяют на практике. Теперь, если нужны какие-то измерения на урок, то я предлагаю 2-3 ученикам произвести замеры и эти результаты используем для практической работы класса на уроке.

Дополнительным плюсом явилось знакомство детей со столбчатой диаграммой, графиком и таблицей результатов измерений.

Практическая работа с ЛабДиском способствует формированию универсальных учебных действий.

В первую очередь- это познавательные УУД – ориентироваться в работе прибора, считывать и преобразовывать информацию, представленную в виде графиков, таблиц, диаграмм, делать выводы на основе результатов замеров. Коммуникативные УУД – слушать и понимать других, договариваться при работе в группе, оформлять свои мысли и развивать лингвистические компетенции.

Регулятивные УУД – давать словесную характеристику своей работы и осмысливать результаты работы.

Самый большой плюс от работы с Лабдиском заключается в том, что при высокой степени самостоятельности в работе ученики получают возможность получать более глубокие знания. Формируется интерес к исследовательской деятельности. Процесс обучения становится увлекательным.

Своим опытом работы с цифровой измерительной лабораторией я поделилась на мастер-классе, проведённом мною совместно с коллегами, на международной конференции «Информационные технологии для Новой школы», прошедшей в Санкт-Петербурге 27 – 29 марта 2013 года.



https://lh3.googleusercontent.com/-Ux1yR-hXoHE/UVhEbBP62XI/AAAAAAAAFT4/_L47hZGuxVQ/s561/DSC_0052.JPG



Размещаю некоторые слайды презентации, представленной на мастер-классе.



















































Всем желаю успехов в работе с новым оборудованием.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ