Урок для 2 класса по теме: "Введение в новый раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон»"
Создание диафильма для понимания текста, формируя УУД.
Учитель МАОУ СОШ №12: Минченко Светлана Юрьевна
Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе
по образовательной системе «Школа 2100»
Тема: Введение в новый раздел.
Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон».
Цель урока:
Введение в раздел «Сказка – ложь, да в ней намёк…» через изучение стихотворения Юнны Мориц «Слониха, слонёнок и слон».
Задачи урока:
Образовательные:
Продолжить работу над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения.
Формировать творческое воображение через высказывание своего отношения к прочитанному.
Развивающие:
Формировать умение анализировать текст.
Развивать эмоциональную сферу детей через создание на уроке эмоциональных ситуаций радости, удивления, занимательности.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию дружеских, тёплых взаимоотношений.
Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Оборудование: книги Ю. Мориц, словарь С. И. Ожегова, карточки с домашним заданием (3 варианта), листы для создания диафильма (22), листы для определения эмоционального комфорта на уроке (11).
Формируемые УУД
Деятельность учителя и учеников
Регулятивные:
-уметь слушать в соответствии с целевой установкой
На этапе работы над стихотворением, после того как прошло первичное знакомство с произведением учитель предлагает не просто читать стихотворение, а работать над его содержанием, создавая диафильм.
(На столах лежат листы А4 разделены на 8 частей, простой карандаш)
- Читаем 1 строфу.
Дети: Слониха, слонёнок и слон
Устали стоять в зоопарке,
И в море уплыли на синей байдарке
Слониха, слонёнок и слон.
Да – да! Унеслись во-о-н туда!
Познавательные:
-уметь выделять существенную информацию из текста
Учитель:
- Почему слон, слониха и слонёнок уплыли на байдарке в море?
Дети:
-Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.
Коммуникативные
-уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.
Учитель:
- Как вы представляете себе байдарку? Где вы можете найти ответ?
Дети:
-В интернете, словаре, можно спросить у старших.
Учитель:
-Обратимся к словарю С. И. Ожегова:
Байдарка – узкая и лёгкая спортивная лодка, без уключин, с двухлопастным веслом. Без приспособления в борту лодки для упора и удержания весла при гребле, весло с широкими плоскими концами с двух сторон.
Регулятивные:
-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
-Какой главный элемент можно выделить из этой строфы?
Дети:
-Нам нужно нарисовать лодочку
Учитель:
-Поставьте цифру 1 и нарисуйте этот элемент.
Коммуникативные:
-уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного
-Читаем 2 строфу.
Дети: Слониху, слонёнка, слона
Пушистые волны качали,
И детской улыбкой дельфины встречали
Слониху, слонёнка, слона.
Да – да! И слоны улыбались тогда!
Учитель:
- Как вы себе представляете волны?
Дети:
- Мягкие, пушистые.
Учитель:
-С кем подружились слоны?
-С чего это началось?
Дети:
- С улыбки.
Учитель:
-Скажите, а детская улыбка – это какая?
Дети:
-Добрая, открытая, искренняя.
Учитель:
-Поставьте цифру 2 и изобразите улыбку.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Учитель:
- Прочитайте 3 строфу.
Дети: Слонихе, слонёнку, слону
Глоток задушевности нужен –
Дельфины устроили дружеский ужин
Слонихе, слонёнку, слону.
Да – да! И меня пригласили туда!
Учитель:
-Как вы понимаете выражение глоток задушевности нужен?
Дети:
-Это, значит, пообщаться сердечно, искренне.
Учитель:
-А когда в вашем доме устраивают дружеский ужин за чашечкой чая, какое главное угощение стоит на столе?
Дети:
-Торт, пирог.
Учитель:
-Нарисуйте это в 3 кадре.
Коммуникативные:
-уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Учитель:
-Молодцы! Читаем 4 строфу.
Дети: Слониху, слонёнка, слона
Дельфины любили, как братья,-
Прощаясь, они заключали в объятья
Слониху, слонёнка, слона.
Да – да! И меня заодно!
Учитель:
- Как сложились отношения между дельфинами и семьёй слона?
Дети:
- Они подружились.
Учитель:
- Из каких слов это видно?
Дети:
- Любили, как братья.
Учитель:
- Что, значит, заключили в объятья?
Дети:
-Обняли на прощание.
Учитель:
-Когда люди прощаются, какие жесты они при этом выполняют?
Дети:
-Они обнимают друг друга, жмут друг другу руки.
Учитель:
-Что можно нарисовать на этом кадре?
-Создайте 4 кадр.
Познавательные:
-уметь находить ответы на вопросы в тексте;
-уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы)
- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков
Учитель:
-Читаем следующую строфу.
Дети: Слониха, слонёнок и слон
В обнимку растаяли в дымке,-
Дельфинам на память
Остались на снимке
Слониха, слонёнок и слон.
Да – да! И улыбка моя до ушей!
Учитель:
- Что означает в обнимку растаяли в дымке?
Дети:
- Исчезли в тумане, пропали.
Учитель:
- А что осталось на память дельфинам?
Дети:
-На память остался снимок.
Учитель:
-Какой основной предмет можно выделить из этой строфы?
-Поставьте цифру 5 и создайте следующий кадр.
Познавательные:
-уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения
Учитель:
-Читаем 6 строфу.
Дети: Слониха, слонёнок и слон
В авоську сложили подарки,
И в Химки вернулись на синей байдарке
Слониха, слонёнок и слон.
Да- да! Не бросают слоны малышей!
Учитель:
- Почему слоны вернулись?
Дети:
-Наверное, потому, что здесь их дом.
-Их ждут дети.
Учитель:
- Что привезли с собой слоны?
Дети:
- Они привезли с собой подарки.
Учитель:
-Как вы понимаете значение слова авоська?
Дети:
-Сетка.
Учитель:
-Да, авоська – сумка для ношения продуктов, мелких вещей, сплетённая в виде мелкой сети из шнурков или нитей.
Учитель:
-А вы любите получать подарки? Изобразите подарок на следующем 6 кадре.
Познавательные:
-уметь ориентироваться в своей системе знаний исследуя новое слово слоновод.
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Учитель:
-Да, и байдарка причалила к Речному вокзалу в Химках, недалеко от Москвы.
-Кто из вас желает прочитать следующую строфу?
Дети: Слониху, слонёнка, слона
Встречал слоновод знаменитый,
И бал ожидал на веранде открытой
Слониху, слонёнка, слона.
Да – да! Я с верблюдом плясала тогда!
Учитель:
-Как понимаете значение слова бал?
Дети:
-Бал –это большой праздник.
Учитель:
-Ребята, вот новое для нас слово слоновод.
-Попробуйте догадаться с помощью данных слов, что оно означает? слоновод
садовод, цветовод, овощевод, пчеловод
Дети:
-У них общая часть вод
-Садовод – человек, который разводит сад.
Дети:
-Слоновод - человек, который ухаживает за слонами.
Учитель:
-Почему слонов встречал слоновод знаменитый, да ещё устроил им праздник?
Дети:
-Наверное, потому, что их любили и все соскучились по ним.
Учитель:
- В завершении любого праздника какое зрелище вы часто наблюдаете?
Дети:
-Салют.
Учитель:
-Нарисуйте салют в седьмой кадр.
Познавательные:
- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Учитель:
-Следующие две строфы объединим в одну.
Дети:
Слониха, слонёнок и слон
Во сне по дельфинам тоскуют,
И хоботом ищут капусту морскую
Слониха, слонёнок и слон.
Да – да! Спят и видят её,
Любимое блюдо своё!
Слонихе, слонёнку, слону
Морская капуста приятна –
Дельфины во сне её шлют, вероятно,
Слонихе, слонёнку, слону.
Да – да! По своей доброте!
Учитель:
- По кому и по чему скучают слоны?
Дети:
-Вероятно, они скучают по дельфинам и по капусте.
Учитель:
- А где они могут попробовать морскую капусту?
Дети:
-Наверное, только во сне.
Учитель:
-Скажите, ребята, а когда к нам приходит сон?
Дети:
-Обычно сон приходит ночью.
Учитель:
-Что бы вы нарисовали на 8 кадре нашего диафильма? Нарисуйте.
Дети:
-Звёзды, луну.
Регулятивные:
-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Учитель:
-Вот мы подошли к последней строфе стихотворения.
Дети: Слониха, слонёнок и слон
От нежности рты открывают,
Глаза закрывают, и нам напевают
Слониха, слонёнок и слон.
Да – да! О мечте! О мечте!
Учитель:
-Посмотрите на лист. У вас получился план диафильма, не только план, а план из рисунков. Рисунки помогут запомнить содержание каждой из строфы. Дома дорисуйте, пожалуйста, последний кадр диафильма, пофантазируйте и помечтайте. И более подробно дорисуйте кадры другими словами – рисунками, а также выполните их в цвете.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ