Экологическое воспитание учащихся
Экологическое воспитание учащихся.
Васильцова Марина Николаевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 24.
К.Ф.Ушинский писал о природе как об «одном из могущественнейших агентов воспитания человека».
Коллективная и индивидуальная внеклассная воспитательная работа расширяет границы природоохранной деятельности учащихся.
В ходе подготовки и проведения внеклассных мероприятий открываются широкие возможности для развития у детей самостоятельности и творчества. Творческое выполнение заданий идёт успешно при эмоциональном подъёме детей, а увлечь их может только интересное и полезное дело.
Внеклассная работа сближает детей с учителем. Учитель направляет познавательную деятельность ученика на изучение природы и её охрану. Внеклассная экологическая работа с детьми способствует воспитанию любви к родному краю, чувства патриотизма.
В младшем школьном возрасте высокий познавательный интерес ребёнка к миру природы, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения кругозора и экологической эрудиции.
Многообразна и интересна внеклассная экологическая работа с младшими школьниками. Это увлекательные двухдневные походы на озеро Амут и экскурсии в природу, на промышленные предприятия г.Хабаровска и г.Амурска, на выставки и в музеи, путешествия по родному краю, участие в работе эколого-биологического центра (в I краевой эколого-биологической конференции «Люби и знай свой край», конкурсах «Созвездие» и «Новогодняя ёлочка»).
Всё это способствует получению и расширению экологических знаний учащихся, формированию ответственности за состояние природного окружения.
Предлагаем Вашему вниманию экологический праздник «В согласии с природой».
Экологический праздник
«В согласии с природой».
Цели: обучающая: сформировать представления учащихся о родном крае; развивать умение пользоваться литературой для получения информации;
развивающая: развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, речь;
воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой Родине, привитие любви к родному краю, его природе, активной жизненной позиции в деле охраны природы.
Оборудование: иллюстрации раннецветущих растений, маски волка и медведя.
Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о нашей Земле – нашем общем доме, вспомнить о растениях, которые нуждаются в защите и охране. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. Об этом точно и выразительно сказал мурманский поэт В.Семёнов:
Природа… Красота…
Мой тоненький горнист.
Покуда ты чиста,
Я тоже буду чист.
Поиграем в игру «Знаете ли вы растения леса?» (класс делится на три команды)
Если это растение леса, ставим «+», если нет, ставим « – ».
Клюква осина гладиолус
смородина голубика тюльпан
земляника ежевика подснежник
эдельвейс астра берёза
малина колокольчик георгин
дуб клён тополь
вишня сон-трава ландыш
брусника рододендрон ветреница
Какие раннецветущие растения знаете?
А почему они так называются, расскажут нам ребята.
Раннецветущие растения – подснежники (горицвет, хохлатка, верба, ветреница…). В подземных частях травянистых раннецветущих растений ещё прошлой весной и летом накопились питательные вещества, за счёт которых оно в этом году начало так рано развиваться и цвести. Многие красивые раннецветущие растения всё дальше и дальше отступают от городов. Всё реже встречаются в близлежащих лесах адонис амурский (дальневосточный подснежник), рододендрон даурский.
Надо оберегать этих первенцев весны от полного исчезновения. Люди должны научиться ходить в лес для того, чтобы любоваться подснежниками, а не рвать их. Только в этом случае долго не исчезнет красота с нашей Земли.
Сценка «Подснежник»
. Надоела волку зима холодная, лютая. Топнул он лапой, ударил хвостом, заскрипел зубами: «Поди, зима, прочь!»
Проснулся медведь. Вылез из берлоги, протёр глаза, лапой зиме пригрозил: «Уходи подобру-поздорову, зима, покуда я не разгневался!»
А зима знай себе, снегом сыплет, ветрами свищет.
Выкатилось вдруг из-за неба солнце. Смотрит – на полянке в лесу появился из-под снега нежный белый цветок. Маленький такой и еле слышным тоненьким голоском поёт:
«Солнышко ясное, грей, грей!
А ты, зима, уходи скорей!»
Ни волка, ни медведя зима не испугалась. А услышала – поёт подснежник, увидела его белые лепестки – побросала наспех в мешок ветры и снегопады, метели да бураны и кинулась наутёк.
Чего испугалась зима? Да ведь подснежник – первый вестник весны.
В шапке белоснежной,
В лёгком пиджачке
Стоит в лесу подснежник
На босой ноге.
Подснежник, подснежник
Проснулся в лесу.
Подснежник, подснежник
Встречает весну!
Бедненький подснежник,
Спят ещё цветы.
Смотри – в такой одежде
Подхватишь насморк ты!
А вот мне не спится,
Разве тут до сна?
Ведь может заблудиться
Без меня весна.
Мы – цветы, и наша доля –
Расти, цвести в лесу и в поле.
Все подробности о нас
Мы расскажем вам сейчас.
(Сообщения детей о раннецветущих растениях, например, хохлатке, горицвете и др.)
Хохлатка Галлера цветёт ранней весной. Вскоре после того как сойдёт снег, мы уже видим её невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотным соцветием из сиреневых цветов. Хохлатка – растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки её имеют приятный запах и богаты нектаром.
Цветение непродолжительное. Если стоит тёплая погода, хохлатка отцветает очень быстро – через несколько дней. И вместо цветков уже виднеются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются на землю чёрные блестящие семена. У каждого такого семени имеется белый мясистый придаток, привлекающий муравьёв. Хохлатка – одно из многих лесных растений, семена которых распространяются муравьями.
Хохлатка относится к числу таких растений, которые всю свою жизнь остаются на одном и том же месте. У неё нет ни корневищ, ни ползучих надземных побегов, которые могли бы распространяться в стороны. Новые экземпляры хохлатки могут вырасти только из семян.
Очень рано цветёт горицвет, или адонис. У него крупные золотисто-жёлтые цветки, похожие по форме на звезду со многими лучами. Листья растения сильно рассечённые, они состоят из множества очень узких, почти нитевидных долей. Горицвет относится к числу ценных лекарственных растений. Он служит сырьём для приготовления препаратов, регулирующих сердечную деятельность.
Первоцвет весенний –
Жёлтенький цветок
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний
Ключик от весны.
Не тебе ли снятся
Золотые сны?
Будь же осторожен,
Не сорви его
Мягкого, душистого
Друга моего.
Сможете ли вы по описанию узнать растение?
1 –я подсказка.
В народных речениях белорусов это растение называют краспак и камвалия лесная. В некоторых сказках гномики пользуются цветами этого растения как фонариками.
2 – я подсказка.
По легенде царевна Волхова полюбила юношу Садко в то время, когда он отдал своё сердце девушке лугов и полей Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли эти цветы – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца (ландыш).
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья по ветру парят.
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
1 –я подсказка.
Ранней весной почки этого растения похожи на пики. Писатель Михаил Пришвин говорил: «это к тому, чтобы зимой это дерево вспомнило, как его ломали, и твердило про себя: «Не забыть, не простить и пиками не допустить!» Потом прилетит соловей и так запоёт, что забудет растение своё «обещание», станет добрым и мягким».
2 – я подсказка.
Из ягод этого растения пекут пироги, варят кисели, соком их подкрашивают напитки.
3 – я подсказка.
По народным приметам – зацвело это растение – пора сажать картофель (черёмуха).
Не туманов дымных всполохи
Над рекою поднялись,
Над рекой кусты черёмухи
Белым цветом занялись.
Человек – часть природы. Мы должны жить в согласии с ней и от нас с вами зависит, будет ли наша Земля цветущим садом.
Растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.
Увидев молодой росток,
Не трогай и не рви.
Пройди-ка мимо, улыбнись,
Пройдут года, и вырастет там
Целебная трава.
Лес целебный охраняй,
Никого не обижай!
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей!
Милая Родина! Ты год от года
Должна становиться краше.
Охрана природы – дело народа.
Моё, твоё, наше!
Спасибо всем за участие в нашем празднике «В согласии с природой». Надеемся, советы по охране природы вы не забудете. Будете верными, надёжными друзьями нашего зелёного друга – природы.
Литература:
В.В.Петроа «Растительный мир нашей Родины»
Москва, «Просвещение», 1991 г.
В.Зотов «Лесная мозаика» , Москва, «Просвещение», 1993 г.
Т.С.Иванова «Экологическое образование и воспитание в начальной школе», «ЦГЛ», Москва, 2003 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ