Фрагмент урока по теме: Жизнь экосистемы. Цепи питания

АНДРОЩУК ОЛЬГА СТЕПАНОВНА



МАОУ СОШ №3


г. Новый Уренгой


учитель начальных классов


















Фрагмент урока по теме: Жизнь экосистемы. Цепи питания.

Цель: формировать универсальные учебные действия обучающихся по определению и построению цепей питания.

Задачи:

Образовательная:

  1. Ввести и раскрыть понятие “цепи питания”.

  2. Систематизировать и обогатить знания детей об экологических связях (между живой и неживой природой, между животными и растениями, между природой и человеком).

  3. Формировать у детей умение “читать схему”, расшифровывать модель.

Развивающая:

  1. Развивать коммуникативные умения.

  2. Развивать навыки самооценки.

  3. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.

Воспитательная:

  1. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости ее охранять, т.е. над решением экологических проблем.

  2. Обосновать необходимость поддержания человеком природных цепей питания.


Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, листы достижений, карточки – задания.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Первичное закрепление

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Скажите, какой возникает вопрос?

- Правильно! Но почему все предметы соединены стрелочками?


-Что образуется? (цепь). Как в экологии называют такие цепочки?


Верно, именно над ними мы сегодня поработаем.

Поиграем в игру «Найди лишнего в цепи» Найдите лишнего. (коза) Почему? (т.к. домашнее животное. В эту систему не входит.) К какой экосистеме относятся , жук- короед , сосна и дятел? (Лес). Постройте цепь.

Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.




- Сколько цепей питания может быть в природе? (на слайд выводятся все цепи…дети отвечают- много)

- Что же такое цепь питания?







С чего начинается любая цепь питания?

К какой профессии они относятся?

Какое следующее звено в цепи питания?

А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга.







Вы сказали, что начальное звено- это растения, как вы думаете, есть ли в цепи питания конечное звено?








А что может произойти, если выпадет хоть одно звено цепи?

Оцените свою работу на листах достижения.

Проверим.

Кто как питается.


- Они показывают, кто кем питается. Заяц питается…растениями, а зайцем питается

волк.

- Экологическими цепями, или цепями питания.







Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).

Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).

Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду и т.д.

С растений.

Производители.

Животные - потребители.

Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.

Это грибы и бактерии – мусорщики или разрушители. Одни из них превращают останки животных и растений в перегной, а другие из перегноя вырабатывают минеральные соли, которые необходимы для жизни и роста растений. И снова мы вернулись к началу нашей цепочки. Так как в природе ничто не возникает из ничего и не исчезает без следа.

Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.


Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Развести понятия «производители», «потребители», «разрушители».

Уметь приводить примеры живых организмов, относящихся к определенной профессии.

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма).

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы.

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П).

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах.

Обсуждать полученные сведения коллективно.

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами.

Приводить примеры экологических цепей.

Строить самостоятельно цепи питания.

Определять к какому сообществу и экосистеме она относится.

Закрепление

У вас на столах лежат листы со стихотворением. Поработайте в парах. Прочитайте. Ответьте на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания?

Поменяйтесь листами с соседями и проверьте их карандашом. Верните листы.

Заполните таблицу, а в этом вам помогут задания, приведенные ниже.

Представителей, каких профессий вы здесь встретили? Что относится к производителям? А потребителям? Составьте цепь питания. Ответьте на вопрос: зачем человеку знания о цепях питания? Какого звена не хватает?


Какое звено в цепипитания в Китае было уничтожено? Зачем человеку знания о цепях питания?




Читает вслух один ребёнок.

Работа в парах. Обсуждение. Взаимопроверка. Затем проверка при беседе с классом.





Производители, потребители.

Зерно.Воробьи и насекомые.

Ответы детей.

Пшеница – насекомые – воробьи.

Воробьи. Варианты ответов.

Человеку нужно очень хорошо знать, что в природе все взаимосвязано. Он – самое могущественное из живых существ и больше других вмешивается в дела земного дома. В результате по незнанию человек совершает ошибки, а они оборачиваются общей бедой. Именно поэтому мы и знакомимся с цепями питания, чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой.  Для того, чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.

Характеризовать способы питания, условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей.

Рассказывать о роли грибов и других разрушителей в природе и жизни людей.

Читать схемы.

Составлять схемы.

Уметь работать с карточками- заданиями.

Находить необходимую информацию из текста.

Уметь работать в парах, договариваться, распределять обязанности, помочь при затруднении.


Подведение итогов

Оцените себя в листах.

У.: Наука экология показывает нам,
Что в мире все завязано по четырем углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.

Оценка учителя.


Дети оценивают себя на листах, баллы подсчитывают и выставляют свои оценки. Затем листы сдают для оценки учителя.

Работать на оценочных листах.

Дать объективную оценку своим действиям.

Подвести итоги всей работе на уроке.

Аргументировать свой ответ.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ