Интеллектуально-познавательная игра «Поле Чудес» для учащихся начальных классов
Ф.И.О. автора: Бакулина Ольга Спиридоновна
Место работы: МБОУ «Кокшинская средняя общеобразовательная школа»
с. Кокши Советского района Алтайского края
Должность: учитель начальных классов
Форма проведения: интеллектуально-познавательная игра «Поле Чудес» для учащихся начальных классов
Тема: «По страницам Красной книги Алтайского края»
Цель: воспитание экологической культуры младших школьников.
Задачи:
познакомить учащихся с биологией редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Алтайского края;
развивать кругозор, любознательность и память учащихся;
воспитывать интерес и любовь к родному краю, бережное отношение к природе.
Оборудование: «барабан», призы, две «шкатулки», табло с заданиями мультимедийная установка, слайдовая презентация.
Во время игры никто никому не подсказывает.
Если игрок не отгадал букву, ход переходит к другому игроку.
Если стрелка укажет на сектор «+», вы имеете право открыть любую букву.
Если стрелка укажет на «0» - ход переходит к следующему игроку.
Если стрелка указывает на сектор «Б» (это означает «Банкрот») - все заработанные очки игрока «сгорают», а ход переходит к следующему.
Если стрелка укажет на сектор «П» (это значит «Приз») - можно выбрать приз или продолжить игру, назвав букву.
Три подряд правильно отгаданные буквы дают право на утешительный приз, который находится в одной из двух «шкатулок».
Победитель игры награждается.
Ход игры
Ведущий:
- Ребята, что такое Красная книга?
- Какие виды животных и растений занесены в Красную книгу?
- Для чего это делается?
(Ответы детей).
Ведущий: Тема сегодняшней игры – «По страницам Красной книги Алтайского края». Мы поговорим о животных и растениях Алтайского края, которые нуждаются в защите. (Слайд 1)
1 тур
Представление участников первой тройки игроков.
Задание на 1 тур: (Слайд 2)
Самый маленький вид журавлей. Назван же он так за «бакенбарды» — длинные пучки белых перьев по обеим сторонам головы. Как называется этот
вид журавлей?
Отгадка: КРАСАВКА (Слайды 3, 4)
Ведущий: Эта птица – журавль красавка. Его высота составляет около 89 см, а вес 2—3 кг. Голова и шея в основном чёрные; позади глаз хорошо заметны длинные пучки белых перьев. От основания клюва до затылочной части имеется участок светло-серых перьев. Клюв короткий, желтоватый. Роговица глаз красновато-оранжевая. Оперение туловища голубовато-серое. Маховые перья второго порядка крыльев выделяются своей длиной и пепельно-серым цветом. Ноги и пальцы на ногах чёрные. Голос — звонкое курлыканье, высокое и мелодичное.
В места размножения прилетает во второй половине апреля. Кладка состоит из 2-3 буровато-оливковых с бурыми пятнами яиц. Насиживание длится около месяца. Птенцы появляются в начале-середине июля, подлётки – в конце месяца. В августе в традиционных местах формируются предотлётные скопления журавлей.
2 тур
Представление участников второй тройки игроков
Задание на 2 тур (Слайд 5)
Это растение - одно из самых красивых наших орхидей. В народе его называют «туфелькой», «адамовой головкой», «барышней в шляпке».
Цветки с их сложным строением — типичный пример «цветков-ловушек». Что это за растение?
Отгадка: ВЕНЕРИН БАШМАЧОК (Слайды 6, 7)
Ведущий: Венерин башмачок – растение с корневищем, железисто опушенным стеблем и крупными листьями. Стебель или очень короткий, и тогда с единственной парой листьев, кажущихся приземными, и одноцветковым цветоносом, или довольно высокий, с крупными очередными листьями и обычно с несколькими, чаще с 1-3, реже с 6-12 цветками.
3 тур
Представление участников третьей тройки игроков
Задание на 3 тур (Слайд 8)
Эта птица – мелкий сокол, пропорциями и поведением сходный с пустельгой, но менее ширококрылый. Своих гнезд не строит, a зaнимaет гнезда других птиц, в первую очередь грачей, a также ворон, сорок, коршунов. Как называется эта птица?
Отгадка: КОБЧИК (Слайды 9, 10)
Ведущий: Эта птица – кобчик. Длина птицы 28—33 см, длина крыла 23—35 см, размах крыльев 65—77 см, масса 130—197 г. Клюв короткий, относительно слабый. Самец тёмно-сизый (почти черный) с кирпично-красным низом брюха, подхвостьем и «штанами». Самка охристая с серыми с поперечной полоской спиной, крыльями и хвостом, продольными пестринами на брюхе, чёрными усами.
Финал
Представление участников финальной игры.
Задание (Слайд 11)
Это растение называют по-разному: пион уклоняющийся, пеония, марья коревна, жгун-корень, сердечные ягоды. Какое еще название имеет это растение?
Отгадка: МАРЬИН КОРЕНЬ (Слайды 12, 13)
Ведущий: Марьин корень - это многолетнее травянистое растение до 1 метра в высоту. Его корневище с мясистыми веретено-видными корнями, многоглавое. Стебли облиственные в верхней части, ребристые, прямостоячие. Цветки ярко-красные, крупные. Цветут в мае – июне.
Суперигра
Задание на суперигру (Слайд 14)
Это крупная и высокая на ногах утка, своей осанкой, длинной шеей, коротким клювом и редкими взмахами широких туповатых крыльев больше напоминает небольшого гуся, нежели чем типичную утку. Как называется эта красная утка?
Ведущий: Можно назвать любые три буквы. Если таковые имеются в зашифрованном слове, то мы их откроем. Итак, минута на размышление.
Отгадка: ОГАРЬ (Слайд 15, 16)
Ведущий: О́гарь, или красная утка — водоплавающая птица семейства утиных. Птица имеет оранжево-коричневое оперение с более светлой головой. Крылья белые с чёрными маховыми перьями. У самцов в период гнездования, летом, появляется тёмное кольцо на шее, а у самок обычно есть белое пятно на голове. Их голос — громкий крик, похожий на гогот гусей.
Подведение итогов игры. Награждение победителя.
Ведущий: Конечно, сегодня мы говорили только о некоторых видах растений и животных, занесённых в Красную книгу Алтайского края. Но есть ещё и “чёрный список” Красной книги - перечень животных, растений, которые уже исчезли с лица земли и мы больше не увидим их никогда. Подумайте, какие меры по охране животных и растений нужно предпринять? (Ответы детей) (Слайд 17)
Ведущий: В завершении нашей игры я хочу вам пожелать:
Берегите эту землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь «зверей» внутри себя.
- Ребята, кому захотелось ещё узнать о животных и растениях Красной книги Алтайского края? Ответы на эти и другие вопросы вы можете найти в библиотеке.
При подготовке заданий были использованы:
1. «Красная книга Алтайского края» [Электронный ресурс]: Том Животные. Том Растения.
2. В.С. Ревякин «География Алтайского края» учебник для 8, 9 классов общеобразовательных школ;
3. Живая природа [Интернет - Справочник];
4. «Определитель птиц и птичьих гнезд средней полосы России» (Боголюбов А.С., Жданова О.В., Кравченко Н.В., Москва, «Экосистема», 2006);
5. «Жизнь животных» (Гладков Н.А., Дементьев Г.Г., Михеев А.В., Иноземцев А.А., Москва «Просвещение», 1970, т. 5 «Птицы»).
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ