Исследовательская работа Детская мечта в выборе профессии 2 Класс

Управление образования администрации

Новосибирского района Новосибирской области

XII районная научно-практическая конференция школьников «Надежды района-2014»


Отделение младших школьников «Мое первое исследование»






Исследовательская работа


Детская мечта в выборе профессии








Выполнили:

Файт Ксения, ученица 2 «Б»,

МБОУ Боровская СОШ № 84

Файт Н.П.


Научный руководитель:

Белокобыльских Наталья Алексеевна,

учитель начальных классов








2014 год

Содержание

Введение 2

Глава 1 Теоретическая часть

1.1 Сущность понятия « профессия». История профессий 3

Глава 2 Практическая часть

2.1 Выбор профессии одноклассников 5

2.2 Выбор профессии родителей 6

2.3 Итоги исследования 7

Заключение 8

Список литературы 9 Приложение 1 «Анкета для одноклассников» 10

Приложение 2 «Анкета для родителей» 11

Приложение 3 Диаграммы по результатам анкет 12




























Введение

Актуальность исследования: В школе на уроке «Окружающий мир» изучали интересную тему «Профессия моих родителей», и учитель нам предложил домашнее задание: разработать проект на эту тему. Мы с мамой начали подбирать материал для презентации и решили, что расскажем подробно о маминой профессии «хореограф». На защите проектов я узнала о профессиях родителей моих одноклассников. Это было так интересно! После школы рассказала папе, как необычно прошёл урок по окружающему миру. Каково же было моё удивление, когда узнала, что папа в детстве хотел быть лётчиком, но ведь он по образованию учитель физической культуры! Но почему? Почему папа не стал тем, кем мечтал стать в детстве? Оказалось, что мама мечтала стать балериной, но она по образованию «хореограф».

И тогда мне захотелось выяснить, кем мечтают стать в будущем мои одноклассники и, самое главное, сбылась ли детская мечта в выборе профессии у родителей моих одноклассников.

Цель работы: проанализировать реалистичность претворения детской мечты в выборе профессии и определить причины несбывшихся мечтаний.

Задачи:

  • проанализировать сущность понятия «профессия»;

  • проанализировать востребованность профессий на рынке труда;

  • определить и систематизировать перспективное видение одноклассников о будущей профессии;

  • определить и систематизировать реализацию мечтаний и профессий родителей одноклассников в детском возрасте;

  • обобщить результаты исследования и сделать выводы.

Объект исследования: процесс выбора профессии.

Предмет исследования: отношения, возникающие в процессе выбора профессии в детском возрасте.

Объект наблюдения: ученики 2 «Б» класса Боровской школы № 84 и их родители.

Методы исследования: общенаучные методы: наблюдение и сравнение, анализ и синтез; эмпирические методы; статистические и социологические методы: опрос, анкетирование, группировка и т.д.








Глава 1 Теоретическая часть

1.1. Сущность понятия «профессия». История профессий.

Словарь В. Даля констатирует, что термин "профессия" происходит от латинского слова: "professio" – промысел, всякое сословное занятие [1,с.45].

С. Ожегов определяет понятие профессия как основной род занятий, трудовой деятельности [3, с. 67].

В настоящее время существует огромное количество профессий (в России насчитывается около 20 тысяч названий профессий). И чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые профессии. Так, ещё в начале прошлого века стали ненужными и исчезли профессии [3, с.89].:

  • водовоз (возчик, доставляющий воду);

  • извозчик  (кучер наёмного экипажа, повозки)

  • фонарщик  (рабочий, зажигающий уличные фонари, следящий за их исправностью);

  • трубочист  (рабочий, занимающийся чисткой печных труб, дымоходов);

  • шарманщик (музыкант, играющий на шарманке – музыкальном инструменте);

  • ямщик  (возчик на ямских лошадях, перевозил людей, почту, различный груз).

С наступлением ХХI века отмирают профессии, связанные с обслуживанием устаревших информационных средств, например [3, с.33].:

  • машинистка (специалистка, печатающая на пишущей машинке),

  • телефонист (специалист по телефонии, работник телефонной станции);

  • типографский наборщик (рабочий специалист по типографскому набору) и др.

По мнению Чудинова [10, с. 54], уже в конце ХХ века начали появляться новые профессии:

  • аудитор (финансовый ревизор, контролирующий финансовую деятельность компании, организации);

  • брокер (экономический посредник при заключении сделок на бирже, действует от имени и за счёт клиентов);

  • маркетолог (изучает конкуренцию и рынок сбыта);

  • менеджер (экономический руководитель компании, предприятия, банка и т. п., управляющий);

  • программист (профессия человека, который занимается разработкой программного обеспечения для программируемых устройств – компьютеров, сотовых телефонов, смартфонов, игровых приставок и др.);

Есть и такие профессии, которые можно назвать «вечными». Они существуют сотни лет и будут существовать всегда [6, с. 75],:

  • артист;

  • врач (специалист с высшим медицинским образованием узкой специализации (педиатр, терапевт, хирург и др.));

  • учитель (школьный преподаватель, лицо, которое обучает чему- нибудь);

  • строитель (специалист по строительству новых зданий);

  • полицейский;

  • чиновник.

Популярность профессий зависит от их спроса. В 80-е годы прошлого столетия престижной считалась профессия инженера. В 90-е годы модно было быть экономистом, финансистом, юристом и журналистом. В самом начале XXI века на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Сейчас очень популярны профессии, связанные с информационными технологиями, а также менеджеры, брокеры и психологи. Но что будет и с этими профессиями лет через десять, никто не знает.

Вывод

Слово "профессия" происходит от латинского слова: "professio" – промысел, всякое сословное занятие. Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Существует огромное количество профессий. На сегодняшний день в России насчитывается около 20 тысяч названий профессий. И чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые профессии.

Популярность профессий зависит от их спроса. В 80-е годы прошлого столетия престижной считалась профессия инженера. В 90-е годы модно было быть экономистом, финансистом, юристом и журналистом. В самом начале XXI века на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Сейчас очень популярны профессии, связанные с информационными технологиями, а также менеджеры, брокеры и психологи. Но что будет и с этими профессиями лет через десять, никто не знает.

Для того чтобы выбрать правильно свою будущую профессию, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности. При этом необходимо помнить, что только упорным трудом можно добиться профессиональной карьеры и сделать свою жизнь полезной обществу и себе.



Глава 2 Практическая часть работы

2.1 Выбор профессии одноклассников

В процессе исследования была разработана авторская анкета (Приложение 1). Было опрошено 12 респондентов (учеников 2 «Б» класса). Опрос проводился с 14 января по 14 февраля. Некоторые характеристики и результаты анкетирования представлены в табл.1.

Таблица 1 – Результаты анкетирования учеников 2 «Б» класса

Респондент

полных лет

Пол

Кем мечтает стать?

Одобряют ли родители выбор профессии?

1

8

муж.

ветеринаром

не знает

2

8

жен.

ветеринаром

не знает

3

8

муж.

ветеринаром

+_

4

8

жен.

доктором

+

5

9

жен.

доктором

+

6

9

муж.

пожарником

+

7

9

муж.

пожарником

не знает

8

8

жен.

хореографом

+

9

8

жен.

хореографом

+

10

8

муж.

спасателем

+

11

8

муж.

полицейским

+

12

8

жен.

парикмахером

+

Обработав полученную информацию, можно сделать вывод, что мечтая о той роли, которую они хотят выполнять, дети редко руководствуются принципами престижности и высокими заработными платами. Гораздо более важным для них является значимость работы для окружающих людей, ее социальная функция. Именно поэтому верхнюю позицию рейтинга профессий, о которых мечтают одноклассники, занимает профессия ветеринара, доктора, пожарника.

Три одноклассника ответили, что не знают, одобрят ли родители их выбор. Остальные девять ответили, что родители поддерживают выбор ребёнка. Вот такие мечты о будущей профессии у наших второклассников. Интересно, сбудутся ли они? Я думаю, что обязательно. Ведь детские мечты должны сбываться.


2.2 Выбор профессии родителей

На втором этапе исследования было опрошено 20 родителей. По результатам анкетирования выяснилось следующее, что только у трёх человек сбылась детская мечта, а у остальных - не осуществилась. Что повлияло на выбор их профессии? Двумя самыми распространенными причинами того, почему мечты родителей о выборе профессии так и не воплотились в жизнь, стали отсутствие возможности получить соответствующее образование, а также переоценка существовавших в детском возрасте ценностей, которые и повлияли на окончательный выбор будущей профессии (Приложение 3).

Тем не менее, люди, испытывающие сейчас сожаление относительно того, что так и не стали теми, кем хотели в детстве, отвечая на вопрос «Почему?» указывали именно на то, что выбор профессии за них сделали родители или повлияли жизненные обстоятельства.

















2.3 Итоги исследования

Анализируя работу, пришли к выводу, что:

  • существует огромное количество профессий;

  • популярность профессий меняется с годами;

  • дети, мечтающие сегодня об одной профессии, завтра могут поменять свою мечту;

  • выбор профессии и детские мечты часто бывают несовместимы по разным причинам.

Стало быть, детские мечты в выборе профессии осуществляются частично.

Но я знаю твёрдо, что если что - нибудь сильно хотеть и делать всё возможное, для исполнения своей мечты, то эта мечта обязательно осуществится.





























Заключение

Работая над исследовательской работой «Детские мечты в выборе профессии», я узнала, что:

  1. Слово "профессия" происходит от латинского слова: "professio" – промысел, всякое сословное занятие. Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. Существует огромное количество профессий. На сегодняшний день в России насчитывается около 20 тысяч названий профессий. И чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые профессии.

  2. Популярность профессий зависит от их спроса. В 80-е годы прошлого столетия престижной считалась профессия инженера. В 90-е годы модно было быть экономистом, финансистом, юристом и журналистом. В самом начале XXI века на первый план вышли профессии, связанные с бизнесом. Сейчас очень популярны профессии, связанные с информационными технологиями, а также менеджеры, брокеры и психологи. Но что будет и с этими профессиями лет через десять, никто не знает.

  3. Мечтая о той роли, которую одноклассники хотят выполнять, дети редко руководствуются принципами престижности и высокими заработными платами. Гораздо более важным для них является значимость работы для окружающих людей, ее социальная функция. Именно поэтому верхнюю позицию рейтинга профессий, о которых мечтают одноклассники, занимает профессия ветеринара, доктора, пожарника;

  4. Родители одноклассников в детстве мечтали стать космонавтами, лётчиками, балеринами, капитанами, ветеринарами, хореографами, но

только у трёх человек сбылась детская мечта, а у остальных - не осуществилась. Двумя самыми распространенными причинами того, почему мечты родителей о выборе профессии так и не воплотились в жизнь, стали отсутствие возможности получить соответствующее образование, а также переоценка существовавших в детском возрасте ценностей, которые и повлияли на окончательный выбор будущей профессии.

Всё же наши мечты тоже могут взрослеть вместе с нами, и их совсем не обязательно оставлять в детстве вместе с мягкими игрушками. Дать детской мечте исполниться – это еще один шаг на пути к тому, чтобы быть счастливым и успешным. Я знаю твёрдо, что если что - нибудь сильно хотеть и делать всё возможное, для исполнения своей мечты, то эта мечта обязательно осуществится.


Список литературы

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т 3; Л-Р /Под ред. Проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. – М.; Терра – Книжный клуб, 1998. – 912с.

  2. Ликум А. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей /Компания Ключ «С». Филологическое общество «СЛОВО». Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М. В.Ломоносова.- М.; «Пресса», 1994.

  3. Ожегов С. И. и Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.; ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944с.

  4. РодариД. Чем пахнут ремёсла? Какого цвета ремёсла? – М.; Детская литература, 1989.

  5. http://www.livejournal.com/myads. Дата обращения. 03.12.2013

  6. http://alviv.ucoz.ru Дата обращения. 15.01.2014

  7. http://www.ucheba.ru Дата обращения. 06.01.2014

  8. ru. wikipedia. org Дата обращения. 03.01.2014

  9. http://mirsovetov.ru Дата обращения. 03.02.2014

  10. www. e-perspektiva. Ru Дата обращения. 03.01.2014





















Приложение № 1

Анкета для одноклассников

Тема: «Профессия, о которой мечтаю с детства».


1. ФИ одноклассника (-цы)

(сколько полных лет)



2. Кем ты мечтаешь стать в будущем? (назови профессию)


3.Почему тебе нравится именно эта профессия?


4.Одобряют ли твой выбор родители?
















Приложение № 2

Анкета для родителей 2 «Б» класса.

Тема: «Профессия, о которой мечтали в детстве».

Цель: (что хотела узнать?) осуществились ли детские мечты родителей в выборе профессии.

Анкета для мамы

1.ФИО мамы

(сколько полных лет)


2. Кем вы мечтали стать в детстве? (профессия)


3.Почему именно эта профессия?


4.Осуществились ли детские мечты в выборе профессии?


5.Что помешало в осуществлении детской мечты?


1.Ваша профессия в настоящее время?


2.Нашли ли вы своё место в жизни?


3.Что можете посоветовать своим детям в выборе профессии?


4.Хотели бы сейчас стать тем, кем мечтали в детстве?


Анкета для папы

1.ФИО папы

(сколько полных лет)


2. Кем вы мечтали стать в детстве? (профессия)


3.Почему именно эта профессия?


4.Осуществились ли детские мечты в выборе профессии?


5.Что помешало в осуществлении детской мечты?


1.Ваша профессия в настоящее время?


2.Нашли ли вы своё место в жизни?


3.Что можете посоветовать своим детям в выборе профессии?


4.Хотели бы сейчас стать тем, кем мечтали в детстве?


Пожалуйста, принесите анкету в понедельник. Хотелось бы увидеть полные ответы на вопросы.





Приложение № 3

























13


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ