Исследовательская работа «История моей семьи»
Внеклассные мероприятия по воспитанию доброты у учащихся начальных классов,
разработанные учителем начальных классов Майоровой Ириной Владимировной
МБОУ «СОШ № 2 г. Суздаля».
Недостаточность современной школы – её изолированность от жизненной практики. Сложившееся в последние годы отношение к системе образования как к среде услуг вызвало такие негативные последствия, как устранение родителей от воспитания и образования детей, перекладывание этих задач целиком на школу. Поэтому и назрела необходимость в развитии жизненной стратегии обучающихся.
Для младших школьников, только входящих в образовательную среду, неофициальная программа, ориентированная на освоение стратегий социального поведения, имеет не меньшее значение, и даже в большей степени. Начиная обучение, ребёнок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результат которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его дальнейшую жизнь.
В выработке путей реализации одним из направлений является социальная компетентность. Она предполагает знания, умения, опыт, способности реализации определённого круга полномочий. Для младших школьников общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор). Одним из важных путей развития социальной компетенции – формирование у ребят знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Главное, чтобы ребёнок понимал сущность своей деятельности.
Для выработки жизненной стратегии использую различные формы: игра, драматизация, спортивные мероприятия, исследовательская работа и др. известно, что мотивация достижений формируется, если ребёнок преодолевает трудности, получает столько помощи, сколько ему необходимо для успеха.
Исследовательская работа
«История моей семьи».
Цели исследования: дополнить генеалогическое дерево семьи; изучить страницы жизни семьи; узнать некоторые исторические факты о прапрадедах.
Задачи: найти фотографии родных, документы, сделать вывод, оформить исследование;
Учиться вступать в контакт со взрослыми, запрашивать помощь, слушать других.
Введение
Дерево мудрости, дерево жизни,
Мы его ветви, мы его мысли.
Мы – молодые на ветках листочки,
В летопись впишем новые строчки.
Ствол его крепкий, то прадеды, деды,
Знавшие вкус и беды, и победы.
Крепкие ветви – родители наши,
Нам подарившие нежности чашу.
Корни же дерева скрыты, не видны –
Это немножко, наверно, обидно.
Если о них ничего мы не знаем,
Значит, себя не совсем понимаем.
Корни ведь дерево это вскормили,
Соком земли всех сполна напоили.
Мудрость великую нам передали –
Жизнь продолжать, несмотря на печали!
(Г.А.Лаврова)
Детям было предложено начать изучать историю своей семьи. Для этого надо поспрашивать родных, составить дерево жизни и рассказать по нему то, что узнали о семье.
Многие ребята нашли только три веточки, но были и такие, которые составили дерево из семи колен.
Глава 1. Предки по отцовской линии.
Одна девочка нашла богатый материал о предках по отцовской линии. Вот этот материал.
«Прапрадедушка, фамилию которого носит семья, был военным, - командиром пулемётного взвода 8-й гвардейской армии, старшим лейтенантом. (Фото прадедушки). Погиб в Псковской области, около деревни Слободка. Спустя почти 35 лет мой дедушка нашёл его могилу и узнал о тяжёлых сражениях, которые шли на Псковской земле. Там установлен памятник и мраморная плита с фамилией прадедушки. В этой братской могиле похоронены 3700 бойцов. Дедушка, папа и дядя несколько раз ездили туда. Я тоже поеду, чтобы почтить память.
Моя прапрабабушка родилась в крестьянской семье (фото прабабушки). Она вырастила четверых детей, работала на заводе.
Прадедушка - военный, во время войны был артиллеристом, защищал Ленинград. Прабабушка - инженер, во время войны училась в Москве, а после прорыва блокады – в Ленинграде. Днём она училась, а вечером восстанавливали свой институт. У прабабушки трое детей. Сейчас она живёт у моей бабушки, и мы часто играем с ней в школу»
А мальчик нашёл интересный материал про родителей своего отца.
« Дедушка юрист, полковник в отставке у него много наград. Он очень любит спорт и ходит на стадион. Бабушка врач, учит студентов в медицинском колледже. Она пишет стихи, учит меня работать на компьютере. Бабушка с дедушкой хорошие садоводы. Я часто бываю с ними на даче, помогаю полоть, поливать. Там много фруктовых деревьев, помогаю собирать яблоки, груши из которых делаем джемы, компоты.
Мои дядя, тётя и двоюродный брат живут в Москве (фото их семьи). Иван (мой брат) учится в пятом классе. На каникулы он приезжает к нам и мы ходим на рыбалку, отдыхаем на даче. Мой дядя хорошо знает английский язык, он экономист и очень хочет, чтобы мы с Иваном тоже знали другие языки. Мы всей семьёй были у него в Москве в гостях. Ходили в театр, цирк. Очень понравилось гулять на Поклонной горе и Красной площади. В Москве очень интересно, но много людей и очень шумно».
Глава 2. Предки по материнской линии.
Материала о предках по линии матери дети нашли больше. Размещу наиболее интересные.
Настя рассказала о прапрадедушке и прапрабабушке. « Они жили в Волгограде, воспитывали двух детей. Прапрадедушка работал на железной дороге, а прапрабабушка – в детском саду. Прапрадедушка воевал в Великую Отечественную войну, и у него было много медалей. Дедушка Володя рассказывал, что прапрадедушка был хорошим мастером и изготавливал мебель своими руками. Прадедушка и прабабушка тоже участвовали в войне с фашистами, но они застали её конец. Приехали во Владимир и стали работать на тракторном заводе, но потом его закрыли и они переехали в Суздаль, где теперь мы живём с родителями. Когда я родилась, то ни дедушки, ни бабушки уже не было».
Арсений показал фото своих прадедушки и прабабушки. «Дедушка участник двух войн, у него много наград. 9 мая к нему приходят школьники и поздравляют с праздником. Они живут в деревне Вороновка в Белоруссии. В прошлом году исполнилось 60 лет, как они поженились. Мы с мамой и папой ездили к ним в гости, это очень красивые места, там повсюду растёт лес. Моя прабабушка очень хорошо вышивает, она научила этому мою бабушку, бабушка – маму, а мама учила меня. В доме у прабабушки скатерти, наволочки, покрывала вышиты её руками. Прадедушка и прабабушка воспитали двоих детей».
Глава 3. Моя семья.
В этой главе выступили все дети. Было поведено несколько классных часов. Каждому очень хотелось поделиться о том, как живёт его семья.
Заключение.
Исследование было продолжительное. Многие ребята очень серьёзно подошли к подбору материала. Изучив фотографии, документы, расспросив своих родных, дети открыли для себя новые страницы жизни своих предков. Те, кто не узнал ничего о своих прапрадедушек и прапрабабушек, решили обязательно узнать, ведь это так интересно. Семья – это наша сила, опора и, главное, любовь.
День матери
Празднику предшествует подготовка: ученики приносят фотографии своих мам, расспрашивают у них об их жизни, подготавливают рассказ о своих мамах. С помощью учителя оформляют тетрадь «Милой мамочке», в которой собраны фото, стихи, сочинения, пословицы и поговорки. Выполняют рисунки на тему «Любимое занятие моей мамы», вывешивают плакаты с пословицами и изречениями о матери.
Эмблемой этого праздника стала работа детей: «Дерево жизни»
Цели: поднять престиж и авторитет матерей в глазах их детей;
воспитывать заботливое, бережное отношение к матери, чуткость и любовь к родному человеку;
развивать речь (устную, письменную), познавательный интерес, творчество.
Ход праздника.
Ведущая.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Мама… Какое короткое и важное слово! Без него невозможна жизнь на земле .Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. Проходят годы, мамы стареют, но они остаются самыми верными и надёжными друзьями и помощниками своих детей во всех их делах и начинаниях. Для вас звучит песня «Мама» (сл. Ю. Энтина, муз. Ж. Буржоа, Т. Попа) в исполнении ваших детей.
Мама – первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе.
Так бывает – ночью бессонною
Мама потихоньку всплакнёт:
Как там дочка, как там сыночек её.
Лишь под утро мама уснёт.
Так бывает – если случится вдруг
В доме вашем беда
Мама – самый лучший, надёжный друг
Будет с нами всегда.
Так бывает – станешь взрослее ты
И, как птица, вдаль улетишь.
Кем бы ни был – помни: для мамы ты,
Как и прежде, милый малыш.
Мама – первое слово,
Главное слово в каждой судьбе.
Мама землю и небо,
Жизнь подарила мне и тебе.
Ведущая.
У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным.
И как приятно, что сегодня в этот замечательный День матери ребята хотят сказать много тёплых и ласковых слов своим мамам.
Почему сегодня в школе
Суета, и шум, и гам?
Потому что мы сегодня
Поздравляем наших мам
.
О, как прекрасно это слово – мама!
Всё на земле от женских рук.
Она нас, непослушных и упрямых,
Добру учила – высшей из наук.
3. О, женщина, прекрасна ты,
Мы голову перед тобой склоняем.
Ты – мать, и жизнь, и символ красоты,
Ты – всё, что нам невероятно близко.
Пусть в свете дней утихнут все печали,
Пусть сбудутся заветные мечты.
Желаем, чтоб всегда вы освещали
Дорогу жизни светом красоты!
Пусть в делах всегда и всюду
Вам сопутствует успех!
И сегодня, в праздник светлый,
Будьте вы счастливей всех!
(звучит музыка Е.Доги – вальс к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь»)
6 .Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она. (В. Руссо)
(вручение мамам их портретов, нарисованных детьми)
Блиц опрос:
-Какого цвета глаза?
-Какая любимая песня?
-Какое любимое платье?
-Какой размер обуви?
-Когда родилась мама?
-Какой любимый писатель?
(звучит песня «Самая хорошая» сл. О.Фадеевой, муз. В. Иванникова)
Ведущая.
Мама – заботливая, добрая, все понимающая, готовая всегда выслушать, поддержать и понять своего ребёнка.
Маме можно доверить свои секреты, поделиться своими радостями и горестями.
Маме всегда интересно всё, что связано с их детьми, что касается их.
Мама искренне радуется, когда у её детей всё хорошо, гордится их успехами.
Мама по-настоящему огорчается, если её ребёнок набедокурит, если у него какая-то неприятность.
Она найдёт нужные слова для утешения, сумеет подбодрить и поддержать в трудную минуту, на правильный путь, дать полезный и добрый совет.
Мама никогда ни в чём не предаст.
Радость, счастье сына или дочери – это её и радость, и счастье. Горе и печаль ребёнка – это её горе, и печаль.
Высшее счастье для матери – это когда её дети вырастают настоящими людьми: умными, здоровыми и сильными душой и телом, добрыми, честными, трудолюбивыми, самостоятельными, образованными, воспитанными и любящими, такими, которыми можно гордиться.
Давайте же будем дарить нашим мамам частичку своего сердца, душевное тепло, как можно больше радости, заботиться о них всегда, быть внимательными, чуткими, помогать им во всём по хозяйству, поддерживать их доброй улыбкой, ласковым словом, быть отзывчивыми на их просьбы – в общем, быть любящими детьми своих родителей.
Мать – хранительница семейного очага. На ней держится весь дом, вся семья.
К сегодняшнему дню ребята приготовили рассказы о любимых мамах, проиллюстрированные семейными фотографиями.
(Школьники по очереди выходят и рассказывают о своих мамах, показывая их фото (заранее расположенные в хронологической последовательности), рассказывают, с кем они работают, про их любимые занятия, о своём отношении к маме.
Ведущая.
Как здорово, когда дети говорят своим мамам приятные слова, которые греют душу, когда могут рассказать о своей маме много хорошего.
Но иногда бывает, что дети очень огорчают мам своим непослушанием, доставляют массу хлопот и тревог во время болезни. Но дети любят вас, дорогие мамы, и они ещё много и много раз будут вам это доказывать.
Сценки-шутки.
Мама. Где же яблоко, Андрюша?
Сын. Яблоко? Давно я скушал.
Мама. Ты не мыл его, похоже?
Сын. Я с него очистил кожу.
Мама. Молодец ты стал какой!
Сын. Я давно уже такой!
Мама. А куда очистки дел?
Сын. Ах, очистки…тоже съел.
Мама. Кто поцарапал нашу дверь?
Сын. Дверь поцарапал страшный зверь.
Мама. Кто вылил на пол весь компот?
Сын. Компот? Наверно, Васька кот.
Мама. А кто порвал сегодня книжки?
Сын. Порвали мышки-шалунишки.
Мама кто посадил кота в мешок?
Сын. Кота в мешок? Наш пёс Дружок.
Ведущая. Дружок сердито зарычал,
И Вова сразу замолчал.
Ученик.
В праздники принято дарить цветы. Примите от нас необычный букет, который состоит из песен, стихов и танцев, - это наш небольшой концерт.
(далее следуют выступления детей)
Ведущая.
А ещё дети приготовили для вас сюрприз, стенгазету, где они запечатлели вас за любимым занятием, тетради «Милой мамочке». Рассмотрите рисунки и попробуйте узнать себя, а я прочитаю сочинения ваших детей.
Ведущая.
Как приятно, что есть в году такой день, когда можно услышать столько приятных слов, признаний в любви, почувствовать радость и увидеть счастье и любовь в глазах матерей. Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Мудрец Соломон писал: «Смерть и жизнь во власти языка». Похвала, благодарность и одобряющие слова всегда помогут вам выразить любовь. Одобрять – это значит «придавать бодрость, мужество».
Я желаю вам, чтобы таких дней в году было у вас больше и случались они чаще, и не только в праздник. И в заключении нашего праздника ещё раз хотим поздравить вас с Днём матери и пожелать любви, добра, счастья, радости!
Мы сегодня вас поздравляем!
И пусть летят незаметно года,
Мы сегодня вас (все хором) поздравляем!
(дети вручают подарки. Звучит песня о маме на сл. Е Титова, муз. Т Савина).
Мамы читают стихотворение С.С.Нефёдова.
Доченька – роднулечка, огонёчек мой,
Мыслями заветными я всегда с тобой!
Дорогой комочек нежности, тепла.
От любви мне ключик к счастью принесла.
Глазки – бриллианты в сказочной ночи –
Самой лучшей звёздочки яркие лучи!
Все твои слезиночки – летняя роса,
Ты моя кровиночка, ласточка моя!
Пусть подарит солнышко крошечке моей
Много тёплых, ласковых и удачных дней.
Ветер пусть безоблачным счастьем одарит,
Ночка – безмятежный сон её хранит.
Лучшие дороженьки подари, трава,
Чтоб не стыли ноженьки – тёплые слова.
Доброты и мудрости не лиши, Господь,
Чтобы умной женщиной стала моя дочь!
Для повышения эффективных форм социальной компетенции умений использовались игры, драматизация и др.
Спортивно-игровой праздник,
посвящённый Дню защитников Отечества.
Место проведения: спортивный зал.
Время проведения: вечер.
Оборудование: скакалки, мячи, обручи, воздушные шары, 4 фанерные досочки, косынки, фартуки.
Стены зала украшены плакатами, которые рисовал каждый экипажик дома с родителями.
Ход праздника.
-Дорогие наши папы, дедушки, мальчики. Поздравляем вас с праздником. И сегодня мы убедимся, что взрослым растёт достойная смена.
1 ученик. По плечу победа смелым,
Ждёт того большой успех,
Кто. не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой один за всех.
2 ученик. Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.
Выбирается жюри из присутствующих мам и бабушек. Команды готовят свои названия и приветствуют друг друга. В каждой команде – по четыре мальчика и по два папы.
3 ученик. Делу - время, час – забаве.
Команда первая – направо,
Вторая, третья – становись!
Состязанья начались!
Приветствие команд.
Моряки. На ремне сверкает пряжка
И блестит издалека,
Полосатая рубашка
Называется тельняшка.
Хмуро в море, океане,
Плещут волны там и тут,
Корабли идут в тумане,
Нашу землю стерегут!
Лётчики. Встречают юности рассвет
Под сенью крыльев и ракет.
И охраняют высоту
Те, кто сегодня на посту.
Пограничники. На ветвях заснули птицы,
Звёзды в небе не горят,
Притаился у границы
Пограничников отряд.
Пограничники не дремлют
У родного рубежа:
Наше море, нашу землю,
Наше небо сторожат!
-А теперь в путь!
Передай мяч.
Участники команд передают мяч через голову от первого до последнего игрока и обратно.
Пройди по болоту.
Каждый участник команды прыгает с «кочки» на «кочку, не падая в «болото».
Бег треногами.
Встают по два человека, две ноги связываются, команда, быстрее преодолевшая весь путь, побеждает.
Минное поле.
Участвуют все команды одновременно. Побеждает команда, которая соберёт больше шашек.
Музыкальная пауза.
Частушки в исполнении девочек и мам.
В школу папы прибежали
Ух народу сколько тут!
Где же будут состязанья,
Где награды раздают?
Папа наш - великий мастер,
Может полку смастерить.
Только к нам соревноваться
Он не думает спешить.
А наш папа – молодец,
На работе лучший спец.
Мы на старт его поставим
И выигрывать заставим.
Папа наш с большим успехом
В состязанье выступал:
Полпути с скакалкой прыгал,
Полпути бегом бежал.
Провели мы состязанья
И желаем на прощанье
Всем здоровье укреплять,
Мышцы крепче накачать.
Телевизор не смотреть,
Больше с гирями потеть.
На диване не лежать,
На скакалочке скакать.
Папам всем мы пожелаем
Не стареть и не болеть,
Больше спортом заниматься,
Чувство юмора иметь.
4 ученик. Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,
Мы продолжим занимательный наш путь.
Ждёт забава – не дождётся храбрецов,
Вызываем добровольцев-молодцов!
«Одень мальчика»
Команды по одному предмету одевают одного из зрителей. Победит та команда, чей мальчик (девочка) будут быстрее одеты.
Бег кенгуру.
Мяч держат ногами и прыгают до черты. И так все участники команды до черты.
Эх, ухнем!
Мужиков, парней, ребят
Вызываем на канат.
Семь тут слева, семь тут справа,
Только мускулы трещат.
Конкурс для зрителей. А жюри в это время подсчитывает баллы
Кто больше назовёт воинских званий?
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнования,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим всем: до свиданья,
До счастливых новых встреч!.
В результате этих и других мероприятий видна удовлётворённость собой и достаточно высокая самооценка, складывается новый тип отношений с окружающими людьми, усваиваются социальные нормы, сближаются с группой сверстников и родителей.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ