Внеклассное занятие в 4 классе «Природа – наш дом»

Внеклассное занятие в 4 классе

«Природа – наш дом»


Цели:

  • Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе и ее обитателям;

  • Развивать творческие способности.


Ход занятия:


Учитель: - Добрый день!

- Ребята, давайте внимательно посмотрим в окно. Что мы там видим?

(Деревья, дома, солнышко, на небе облака, летают птицы, ходят люди, едут машины)


Учитель: - А если мы пойдем летом в лес, что мы там увидим?


(Много разных деревьев, зверей, птиц. В лесу растут малина и другие ягоды. Летают бабочки. По траве ползают насекомые)


Учитель: - Скажите, вам нравится гулять по лесу? Почему?


(В лесу летом прохладно, поют птицы. Можно собирать грибы, ягоды, отдыхать или просто гулять)


Учитель: - Сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и мысленно перенестись в летний лес, на берег реки. (при этом включаю запись аудиокассет «Лесные звуки. Голоса птиц»)

- Что вы почувствовали? Какие ощущения у вас возникли?

(обсудить ощущения детей)


Учитель: - Всем и всему на Земле есть место. Природа – наш общий дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Наша задача – хранить и умножать красоту природы.

Я предлагаю вам послушать стихотворение «Не губи живое», которое написал 13-летний мальчик Ваня Мазур. Он, как и многие российские ребята, очень любит нашу прекрасную природу со всеми ее обитателями. Уже с самых малых лет Ваня проявлял глубокую любознательность к окружающему миру. По мнению Вани, сохранение природы – первоочередная задача, к решению которой должны подключаться все, ведь вместе возможно все.

Пожалуйста, послушайте: (выходят 5 учеников)


Не губи живое!

Деревцо малыш сажал,

Он старался очень.

Озорник его сломал,

Так вот, между прочим.

Дивные цветы в саду

Машенька взрастила,

Всем на радость. До чего

Сердцу было мило!


Что же здесь произошло?

Все цветы помяты,

Всюду битое стекло.

Вот ведь супостаты!

Федя бабочку поймал

И божию коровку,

Отпускать он их не стал

И посадил в коробку.

Пришел домой, про них забыл.

У Феди игр тыщи

Попробовал бы сам пожить

Год без воды и пищи!

Вот из гнезда упал птенец –

В гнездо родное хочет.

Уже над ним его отец

Кружится и хлопочет.

А мимо Петя проходил,

Домой спешил на ужин.

Птенца увидел и решил:

«Мне птенчик больше нужен»

Тоскливо воробью-отцу,

И плачет мама дни и ночи.

В неволе гибнуть их птенцу,

Сник в клетке бедный их сыночек.

Откуда взрослые на свете?

Они растут из малышей.

Скорее исправляйтесь, дети,-

Остаться злым всего страшней.

Это чей автомобиль

Мчится по лужайке?

Смаху дерево свалил,

Убегают зайки.

Вот таким-то дядей стал

Озорник и лодырь,

Все, что мог сломать,- сломал,

Не в ладах с природой.

Слышишь выстрелы в лесу?

Целый день стреляет.

Из ружья убил лису,

А зачем - не знает.

И палит во всех подряд

Федя тот же самый.

А у маленьких лисят

Нету больше мамы.

Бродит грустно старый пес

Воет у окраин.

Кто ж тебя сюда занес?

- Петя, мой хозяин.

Он, который отобрал

Птенчика у мамы,

Добрым дяденькой не стал

Петя тот же самый.

Есть, увы, среди детей

И плохие тоже,

Им совсем не жаль зверей.

Будем с ними строже!

Так запомни навсегда:

Живо все на свете:

И деревья, и трава,

И букашки эти.

Все хотят на воле жить:

Рыба, зверь и птица.

Будем их всегда любить

И для них трудиться!

Сделай домик для скворца,

Подлечи котенка,

А зимой в большой мороз

Накорми бельчонка.

Пусть друзьями станут нам

Птицы, звери, дети,

И тогда увидишь сам –

Хорошо на свете!


Учитель: - Чему учит стихотворение?

- Как человек должен относиться к животным, птицам?

- Какой вклад можете внести лично вы в дело охраны природы?

(обсуждение стихотворения)

Учитель: - И вот я предлагаю вам такое задание – сочинить маленькое стихотворение-наставление, наказ для всех с заданной рифмой:

для 1 варианта - берегите для 2 варианта - охраняй

сохраните не забывай

(ученикам дается время для составления стихов 3-4 минуты)


Прослушивание стихов, выбор лучших вариантов.


Учитель: - Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать. Надо стараться сохранять мир и жизнь вокруг нас.

- И сейчас мы с вами попробуем создать мир природы. У вас у каждого на парте лежат карточки. На одной стороне написана загадка, которую вам необходимо отгадать, а ответ к загадке нужно нарисовать на другой стороне карточки.

(выполнение коллективной работы)

Загадки:

  1. Пестрые скоромушки –

Крашены головушки,

Полевые, садовые,

Всегда веселые. (цветы)

  1. К нам забрел под выходной

Длинноухий гость лесной

И теперь хрустит украдкой

Под кустом морковкой сладкой

Набивает рот капустой –

До чего все это вкусно!

Ах, как жаль, что на лужайке

Огорода нет у . . . (зайки)

  1. Хор лягушек звонко тут

Прославляет чистый . . . (пруд)

  1. Воздух чистый, словно мятный.

Дух цветочный, ароматный.

Сколько всяких здесь чудес!

Как прекрасен летом . . . (лес)

  1. На болоте, чуть дыша,

Притаилась в камышах.

Ей не квакается что-то,

Нелегка была охота.

Мошкарой набила брюшко

Пучеглазая . . . (лягушка)

  1. Будет сильно тот реветь,

Кому встретиться . . . (медведь)

  1. Мне от зависти не спится:

Шубу мне б, как у . . . (лисицы)

  1. «Вы хоть час могли бы

Помолчать, как . . . ?» (рыбы)

  1. Как на стежке, на дорожке

Вижу алые сережки.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

Я клонилась – не ленилась

Кружку с верхом набрала. (земляника)

  1. Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (гриб)

  1. Что случилось? Что стряслось?

На опушку вышел . . . (лось)

  1. На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький . . . (еж)

13. С ветки на ветку, как рыжая стрелка,

Мечется, скачет шустрая . . . (белка)

  1. Пролетят через границы

Стран любых без визы . . . (птицы)

  1. Мед душистый принесла

С луга вешнего . . . (пчела)

16. Слышим мы гудящий звук –

То летит к нам майский . . . (жук)

17.«Больше всех мои глаза!» -

Любит хвастать . . . (стрекоза)

18. К нам течет издалека

Лентой синею . . . (река)

19. Бежит по ладошке быстро и ловко,

В точечках черных вся . . . (божья коровка)

20. Утром смотрит к нам в оконце

И лучом щекочет . . . (солнце)

21. В небе белые барашки –

Белоснежные бока,

Ветер гонит их куда-то,

Звать барашки . . . (облака)

22. Дай хоть золота им слитки –

Не прибавят шаг . . . (улитки)

23. Вяжет сети он без рук,

Мошек в гости ждет . . . (паук)

24. Согнувшись под ношей тяжелой своей,

Тащит травинку в дом . . . (муравей)

25. Как на свет родился –

В шляпу нарядился.

После того, как дети закончат работу, свои рисунки они приклеивают на лист ватмана с цветным фоном (ватман приготовлен заранее и висит на доске). Получается общая картина природы.

Учитель зачитывает стихотворение:

Родное.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка,

И лесок,

В поле каждый колосок,

Речка,

Небо надо мною –

Это все мое, родное! (В Орлов)

Учитель: - Ребята, давайте с вами совершим путешествие в мир природы, а заодно и узнаем, как хорошо вы знаете правила поведения в природе.

(тест «Путешествие в мир природы», дети работают на листочках, записывают только букву правильного ответа)

Учитель: - Представьте себе, что вы идете по прекрасному зеленому лесу. Тропинка вьется между деревьев, обходя все овраги и другие «опасные» места. Но здесь может всякое случиться. А вот наша первая задача.

  1. На самом краю нашей тропинки расположился муравейник. Сейчас-то он небольшой, а если разрастется? Что делать?

а) ты сделаешь из сухих веток, палок вокруг этого царства небольшую оградку, чтобы после тебя кто-нибудь нечаянно не разрушил его;

б) обойдешь стороной;

в) скажешь: «Безобразие!» и уберешь палкой или ногой муравейник с дорожки.

Идем дальше. Лесные жители – птицы распевают где-то в чаще песни.

  1. А тут случилась беда: под одним из кустов лежит маленький беспомощный, но хорошенький птенчик. Как ты поступишь?

а) возьмешь его с собой, дома посадишь в клетку и будешь заботиться о нем;

б) попробуешь вернуть птенчика в родное гнездо;

в) пройдешь мимо, как ни в чем не бывало.

3. Тропинка наша все дальше ведет в лес. Посмотри-ка, вон на опушке

грибы. Что делать?

а) вырвешь вместе с нитями грибницы все грибы;

б) аккуратно срежешь ножку, стараясь не повредить лесную подстилку;

в) так как у тебя нет ножа, то ты попробуешь «выкрутить» грибы из земли.

4. А вот недалеко видишь гриб с красной шапкой – мухомор. Как ты

поступишь, зная, что он несъедобный?

а) пнешь гриб ногой, – какой от него толк, если он ядовитый;

б) обойдешь стороной: кому он нужен?

в) если уж срезать грибы, так все, а потом ненужные можно будет

выбросить.

5. Тропинка наша все вьется, еще долго нужно идти, а ты устал и натер ногу.

Как облегчить боль?

а) поискать лист подорожника и приложить к ранке;

б) снять обувь и идти босым;

в) терпеть боль.

6. Боль немного приутихла, самое время подкрепиться. А полянка-то какая

замечательная! В самый раз для отдыха. А куда ты денешь остатки еды,

бумагу, банки, пакеты полиэтиленовые? Как поступишь?

а) выкопаешь ямку и все в нее зароешь;

б) соберешь все в кучу и оставишь так;

в) заберешь все с собой.

7. Ну вот и снова пора в путь! Наша тропинка ведет дальше. Ш-Ш! Смотри,

какой симпатичный ежик! И совсем один, бедняжка! Что ты будешь

делать?

а) возьмешь его домой, чтобы накормить молочком;

б) скажешь: «Пусть бежит!» и обойдешь тихонько стороной;

в) хорошенько его напугаешь, интересно ведь, как он в клубок

сворачивается.

8. Странный и загадочный этот лес. Он ведь создан для того, чтобы человек

мог отдохнуть в нем, пособирать грибы, ягоды. А как ты думаешь, можно

ли в лесу шуметь?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

9. Отдыхая, мы иногда в лесу разводим костер. А ты умеешь выбирать место

для костра? Какое бы ты выбрал?

а) под ветвями деревьев, набрал бы сухих веток, листьев, мха и разжег;

б) место, которое понравится;

в) на поляне, подальше от деревьев и ветвей.

10. Ну вот мы и прошли лес. Теперь наш путь лежит через луг. Здесь тоже есть

свои неожиданности. Будь чуточку внимательней и ты увидишь много

интересного. Ой, смотри, нора. Интересно, чья она? А какой глубины? Как

быть?

а) оставишь это место побыстрей, так как не знаешь, чья это нора;

б) подойдешь и внимательно посмотришь;

в) воткнешь палку в нору и засыплешь землей, вдруг кто-нибудь

споткнется.

11. А ведь здесь живут не только зверюшки, но и птицы. Вот видишь гнездо?

Как ты поступишь?

а) подойдешь рассмотреть поближе;

б) если гнездо пустое, то можно посмотреть, как оно устроено, при помощи

чего скреплено, а дома почитать книгу о птице, которая строила и жила в

нем;

в) обойдешь гнездо стороной.

Учитель: - Хорошо, а сейчас давайте проверим ваши ответы. (открываю обратную сторону доски, на которой записаны ответы). Молодцы!


Учитель: - Леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы – это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя К.Г. Паустовского есть такие слова: «И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование нашей природы».

- Как вы понимаете эти слова?

(рассуждения детей)


Учитель: - Наша природа полна поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека. Красота русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, писателей, композиторов, художников, журналистов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. И закончить наше с вами занятие я бы хотела таким стихотворением:

(ученик читает стихотворение)


Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и листва,

Горы, воздух и трава,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг ПРИРОДА.

Все, что нужно год от года

Нам дает сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ