История письменности

Тема: « История письменности»

Цели: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письма, с его разными типами.

2. развивать речь учащихся, учить мыслить, рассуждать и доказывать.

3. Прививать любовь к истории.

Ход урока.

  1. Орг . момент.

  2. Работа по теме урока.

Нынче к нам на урок

Поутру невесть откуда,

Глянь, прислали сундучок-

Чудо, цвета изумруда.

В малахитовых разводах

И окован серебром.

Вот узнать бы, что таится

В сундучке старинном том!

Может, в нем таится клад

И сокровища лежат?

Гляньте: грамотка на нём!

Мы сейчас её прочтём. ( разворачиваю грамоту и читаю)


Здесь, дружок, таится клад

И сокровища лежат.

А какие –угадай,

Но сундук не открывай,

А взгляни скорей на крышку:

Коли есть чуть-чуть умишка

И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь! ( открываю крышку, а внутри разрезанные слоги слова письменность).

Надпись хитрая гласит,

Что сундук в себе таит.

- Какое же слово можно составить из этих слогов?

- Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут… И всё же можно утверждать, что письменность- это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек.

-Ребята, а вы что знаете об истории возникновения письменности?

- Чтобы лучше познакомиться с историей письменности, нам нужно отправиться в каменный век, потому, что именно в то время, как утверждают историки, начинала зарождаться письменность. А отправиться в такое далекое путешествие мы с вами сможем только на машине времени. Не забывайте, что вы должны быть предельно внимательны и всё, что услышите, запоминайте и активно участвуйте в беседе.

- Не боитесь отправляться в неизведанное место?

Ну, тогда в добрый час!

- Перед вами машина времени. Итак, я нахожу кнопку пуска. Сядьте поудобнее! 5,4,3, 2, 1. Пуск».Отправляемся!!! ( В это время звучит музыка сопровождающая полет)

- Летим на много тысяч лет назад, когда на земле еще не было городов, не было даже старинных замков, а были непроходимые леса, в которых водились дикие звери и люди жили в пещерах. Ели мясо этих зверей, убитых на охоте, одевались в их шкуры, поддерживали, как драгоценность, с трудом добытый огонь.

- Итак мы с вами оказались в нужном месте. Мы с вами перенеслись в каменный век. Прежде чем выйти из машины времени, запомните, что вокруг могут быть дикие звери, поэтому вести себя надо тихо, держаться всем вместе.

- Ой, ребята, посмотрите, здесь, чьи - то следы ( дети видят медвежьи следы)

- Как вы думаете, каких диких животных могли бы быть эти следы?

- А куда же ведут они? ( Ребята видят пещеру, заходят в неё, а там на стенах царапины)

- Садитесь , а я вам расскажу одну легенду. Было это очень- очень давно, когда люди жили в пещерах. По всей вероятности в легенде говориться о том времени, в котором мы находимся сейчас. Ну, так вот, в некоторых пещерах обитали медведи. Долго ли, коротко, ли как говорится в сказках, но древние люди каким, то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих жилищ, какие- то таинственные знаки. Но оказались, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, а следовательно с помощью изображения можно оставить какое-нибудь сообщение своему племени.

Так , например, на скале берегу реки можно было углём или мелом нарисовать вот такое изображение ( показываю рисунок) 3 раза солнце, одну лодку и в ней 5 черточек: соплеменники понимали, что это значит

- А вы бы как разгадали это сообщение?

- А обозначало это следующее: « Мы уплыли на три дня, нас пятеро в лодке»

Ученые историки именно так представляют начало дороги к письменности, т.е. с рисуночного письма, хотя ещё не совсем рисунки, но и не надписи.

Но вот племен становится все больше, жить они стали всё дальше друг от друга. Появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения . например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена, как предупредить об опасности и т.д. Люди стали посылать друг другу различные предметы, которые являлись своего рода символами, знаками. Сохранилось предание о « Живом « письме, которые посылали скифы персидскому царю Дарию.

Об этом вам расскажет Кайдалов Андрей.

- Когда –то в давние времена персидский царь Дарий хотел стать властелином мира. Ему покорялись города и царства. Но не мог он победить сводолюбивые племена скифов, живших в бескрайних степях. Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему « письмо». Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы.

- как вы думаете, что это могло бы значить?

Обрадованный царь так разгадал смысл письма: мышь живет в земле, лягушка в воде, птица в небе, а стрелы- это военная храбрость.

Однако военачальник персов растолковал письмо по-другому. Если вы, персы не улетите, как птицы в небеса или подобно мышам, не скроетесь в земле или, подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падёте под удары наших стрел».

- Как вы думаете, удобным ли бы такой способ сообщений?

- а вы слышали такое выражение: « Завязать узелок на память».

- как вы понимаете это выражение?

- А сейчас послушаем сообщение, которое нам приготовила Перепелица Таня.

- Эта привычка пришла к нам из глубокой древности, когда люди еще не умели писать. Узелки завязывали на веревке. Имело значение и место, где узелок завязан и цвет, и способ завязывания. Так что веревка с узелками- это тоже способ передачи информации. Разбираться в узелках тоже было дело мудреным И не всегда эти сообщения читались точно.

- Такое узловое письмо у древних инков называлось кипу. Итак, как вы видите, ребята и рисуночное письмо и узловое, и живое письмо были не совсем удобно. Поэтому постепенно рисунки- значки, символы постепенно упрощаются, и становятся всё менее, похожи на конкретное изображение и всё более легкими в начертании.

- Вот посмотрите, что напоминает вам это изображение? А, если его перевернуть?

- В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал « Песнь о Гайавате»

Гайавата мудро правилсвоим народом. Он научил людей выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передать ротомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было вам расскажет Кайкародцева Снежана.

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой бересте.

Много сделал тайных знаков,

Все они изображают

Наши речи, наши мысли,

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти,

Дальше шли изображенья

Неба, звёзд, луны и солнца,

Вод лесов и горных высей.

И всего, что населяет землю

Вместе с человеком.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес - дугу над нею

Для восхода – точку слева.

Для заката - точку справа,

А для полдня – на вершине

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре- время ночи,

А волнистые полоски- Тучи, дождь и непогоду.

Кончив труд свой Гайавата

Показал его народу

Разъяснив его значенье.

- Такое письмо о котором рассказано в поэме и вы видите на рисунке, называется пиктографией.

- А теперь, представьте, что вы ученые- историки и вам нужно разгадать вот такую пиктограмму, в которой первобытный художник рассказал маленькую историю. Как бы вы её поняли? ( Работа по рисунку)

Пиктография давно уже стала историей, однако пиктограммы можно встретить и в нашей жизни. Подумайте, где вы встречали пиктограммы.

- А вам самим не хотелось бы написать пиктограмму, побыть в роли древнего человека.

Задание 1 группе: Сообщить , что вы вдвоём идёте в лес за грибами.

Задание 2 группе: Сообщить , что вы идёте втроём заготавливать дрова для костра.

  1. Физминутка

« Первобытная почта»

  1. Продолжение изучение нового материала.

Работа по учебнику стр. 81.( проверка в виде игры « Продолжи рассказ»)

Слово» иероглифы» первоначально означало « Священные письмена»

Послушайте стихотворение Олега Таратутина « Иероглифы»

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге

И на всём, что видит взгляд,

Иероглифы пестрят

Рыбы, звери, птицы, точки

Загогулины, кружочки…

Всё знакомое почти!

Вот в квадрате лев скучает

Что же это означает?

Цапля гордая стоит-

Что она в себе таит?

Буква эта или сразу

Вся египетская фраза?

Может, кончилась строка,

Возле рыбы и цвет кА?

Овладеть бы вдруг случайно

Нам египетскою тайной!

Задание такое: соотнести, рисунки, которыми раньше обозначали слова со словами в современном русском языке.

Была ещё одна древняя система письма- клинопись. Это написание мелких значков на глиняных табличках.

5. Закрепление.

Подведем итог в виде игры « Историческая азбука»

Итак мы с вами многое узнали об истории письменности, пора возвращаться домой. Выбираем программу, чтобы попасть обратно.

Ничего не понимаю! Что это? Написано : « Сбой программы» ( Звучит музыка вбегает вирус.

- Ха, -ха, -ха! Ишь, чего захотели! Попасть домой. Я помешаю вам это сделать, у вас ничего не получится.

- А кто ты?

- Я компьютерный вирус, создан специально для того, чтобы выводить из строя машины времени. Так, что ваш компьютер будет очень долго соображать.( Вирус поёт песню на мотив «Остров невезения» и убегает)

- Что же делать?

- Давайте попробуем антивирусную программу. Машина времени выдает нам вот что, нужно разгадать кроссворд.

- Ребята, сегодня состоялась первая встреча с историей письменности. Дома, вспоминая и рассказывая родителям о чём мы сегодня говорили, подумайте: на чем могли писать люди в древности.

6. Итог урока.

Награждение учеников картинками с изображением древних человечков




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ