Из опыта патриотического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира


Из опыта патриотического воспитания

младших школьников на уроках окружающего мира.


Из опыта работы

учителей начальных классов

ГБОУ школы № 181

г. Санкт-Петербурга

С. А. Маслюкова

Н. У. Рочакова

Первоочередная задача для современной школы заключается не в передаче ученикам знаний, а в развитии и воспитании детей. Современный учитель ставит задачу: воспитать в своих учениках высокую гражданственность, привить интерес к истории и культуре своей Родины. Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов.

Краеведческая работа ставит ребенка в новую активную позицию, что позволяет ему интеллектуально раскрыться. Краеведческая подготовка- это познание окружающего мира ребенка: своего района, города, края, страны.

Это осуществляется через решение следующих задач:

- развитие гармоничной личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины;

- знакомство с Санкт- Петербургом - северной столицей России, расширение знаний о родном городе, крае;

- воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;

- развитие познавательной деятельности ученика;

- бережное отношение к историческому и культурному наследию.


В Санкт - Петербурге существует огромный культурный потенциал: великолепные памятники архитектуры, большое количество музеев, театров.

В 1 классе ребята знакомятся с историей Санкт- Петербурга. Это могут быть пешие экскурсии по своему району ( Летний сад, Соляной переулок, Марсово поле и т. д.) или обзорные автобусные экскурсии. На первые взгляд, эти экскурсии носят иллюстративный характер. Но даже минимальный объем материала является благодатной почвой для дальнейшей работы.

Во 2-3 классах ребята начинают проявлять инициативу. Вступает метод исследования. Класс делится на экипажи. Совместная работа в группах вызывает повышение интереса к процессу познания. Экипажу дается задание, связанное с историей города. Ребята (с помощью учителя) подбирают литературу по теме, готовят доклады и сообщения и выступают с ними. На этом этапе подключаются родители.

В 3 классе мы начинаем выпускать рукописный журнал « Мой Санкт- Петербург». Ребята самостоятельно предлагают тему для странички этого журнала. Они становятся журналистами. В музеях, библиотеке, в семейных архивах находят информацию, анализируют, готовят презентацию и защищают свой проект.

Итогом нашей краеведческой работы является игра по станциям « Город, в котором я живу».К игре ребята готовят сценки, учат стихи, делают поделки, рисуют иллюстрации.

Игра « Город, в котором я живу»


I станция « Историческая»

Задание:

Вставь пропущенные слова и расскажи о Санкт- Петербурге.

День рождения Санкт-Петербурга (….). Город основал (…..). Название Санкт – Петербург означает – город (….). Обычно у городов, как и у людей, бывает одно имя. Название нашего города менялось несколько раз: ( …, …,…).

У каждого города есть свой герб. На гербе отражены самые главные черты города. Его основа – красный (…). На щите изображены речной ( …) и морской( …).

... м я живу"адачу: На якоря положен ( …).

Главная водная артерия Санкт- Петербурга река (…). Она вытекает из (…) и впадает в ( ...). Длина главной реки (…). Санкт- Петербург называют (…), так как много (… ). В городе насчитывается около ( …) островов.


Ответ:

День рождения Санкт-Петербурга (16 мая 1703года). Город основал (Петр I). Название Санкт – Петербург означает – город (апостола Петра). Обычно у городов, как и у людей, бывает одно имя. Название нашего города менялось несколько раз:

( Санкт – Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт- Петербург).

У каждого города есть свой герб. На гербе отражены самые главные черты города. Его основа – красный (щит). На щите изображены речной ( якорь) и морской

( якорь).На якоря положен ( скипетр).

Главная водная артерия Санкт- Петербурга река (Нева). Она вытекает из (Ладожского озера) и впадает в ( Финский залив).Длина главной реки (74 км) Санкт- Петербург называют (« Северной Венецией»), так как много (рек и каналов ). В городе насчитывается около ( 46 ) островов.


II станция « Загадочный Петербург».

Задание:

(Предлагаются загадки о Санкт- Петербурге, отгадки ищут на фотографиях.)


Царь остров в устье указал,

И поднялись за валом вал

Шесть бастионов над рекой:

Нарышкин, Зотов, Трубецкой,

Головкин, Меншиков, один

Был Государев. Шесть куртин

Сковали крепко островок.

Теперь врагов и на порог

Не пустит русская река,

Пускай смирят свирепость,

Узнав, что встала на века

Здесь…(Петропавловская крепость)!


Высоких не любил хором

Царь Пётр. И первый царский дом

Велел срубить по росту.

В нем по-солдатски просто

Он жил, работал и мечтал…

Был царь велик, а домик мал

(Под крышей черепичной,

Раскрашен под кирпичный).

Прошли года. Стал домик стар.

В огромный убран был футляр.

Дом память о Петре хранит,

И в нём История царит!

( Домик Петра l)



Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград…

(Ограда Михайловского сада)


Храм распахнул колоннаду дугой.

Вознёсся над куполом крест золотой.

Взят пудостский камень для стен и колонн

(Для храма впервые использован он).

На Невском, где всё изумляет наш взор,

Воздвиг Воронихин …( Казанский собор).


Собору огромному равного нет.

Его возводили почти сорок лет!

Какой многотрудной должна быть работа,

Чтоб встали вокруг сто двенадцать колонн

И купол в лучах засверкал позолотой!

Но кто ж архитектор? Известен вам он.

Построил в столице собор-великан

Зодчий великий Огюст Монферран.

(Исаакиевский собор)



Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас там огромный музей,

Города гордость и Родины всей.

( Эрмитаж)


В начале Невского стоит

Прекрасно здание на вид.

Колонны, статуи и шпиль,

И только в вышине

Горит кораблик золотой

Весь в солнечном огне.

( Адмиралтейство)


Есть в Петербурге чудо-сад

Украшен кружевом оград

Дворец в нем есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад?

( Летний сад)


Памятник из бронзы:

Честь царю, хвала!

Мчится, словно ветер,

Конь тянет удила.

На коне сидит герой,

Он красивый, молодой,

Это- память в честь Петра,

Много сделал он добра.

Скачет воин в будни, в праздник,

А зовется…( Медный всадник)


III станция « Прогулка по городу»


Задание:

К вам приехал гость из другой страны и просит показать город.

Вы пришли на Невский проспект и начали прогулку от площади Восстания.

Расположите памятники архитектуры на схеме.

( схема Невского проспекта в рисунках).

( памятники архитектуры: Аничков дворец, Аничков мост, Казанский собор, Адмиралтейство, Эрмитаж, Медный всадник)


IV станция « Математическая».

Задание:

Реши задачи.

1. Аллеи Летнего сада украшали во времена Петра не только цветники, скульптуры, но и беседки, гроты, пруды с золотыми рыбками и, конечно же, фонтаны. Сколько фонтанов было в любимом саду Петра? Запиши выражение, вычисли его значение, это и будет нужное число: частное чисел 75 и 15 увеличить в 2 раза.


2. Строительство Петропавловского собора по проекту Д. Трезини началось в 1712 году.

Сколько лет шло строительство, если завершили его в 1733 году?


3.Нева - единственная в мире река, через которую на протяжении 13 км перекинуто 8 мостов.

Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт- Петербург. Сейчас в нашем городе 539 мостов, в центральной части 315, а остальные - в новых районах. Сколько мостов построено в новых районах?


V станция « Литературный Петербург»

Задание:

Читаем отрывок из произведения. Узнайте автора и назовите места города, с какими связано его имя.


.Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак блеск безлунный

Когда я в комнате моей…


Ответ: ( А. С. Пушкин. Мойка,д.12; памятник А. С. Пушкину на площади Исскуств)



Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок:

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…а сам с ноготок!


Ответ: ( Н. Некрасов. Улица Некрасова, музей Н. Некрасова)


Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна вредна но только все не впрок

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру

На ель ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду лиса близехонько бежала...


Ответ: ( И. А. Крылов. Памятник И.А. Крыловы в Летнем саду)


Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кроать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!


Ответ: (С. Я. Маршак. Учился в школе № 181 г. Санкт- Петербурга)


Подведение итогов, награждение победителей.

(во время работы жюри, ребята читают стихи, показывают сценки по истории города)


Таким образом, как показывает опыт, система работы по патриотическому и гражданскому воспитанию обогащает учащихся знаниями, которыми можно руководствоваться в практической деятельности.


Список литературы:

1. А.С. Пушкин. Избранные сочинения. Т.1. Москва, Художественная литература, 1978

2. Н. Некрасов. Стихи. Детгиз, 1948

3. Иван Крылов. Басни. Москва, Астрель, 2003

4. С. Маршак. Любимые детские стихи. Санкт-Петербург, Химия, 1993

5. Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. Санкт- Петербург, СМИО Пресс, 2003

6. Ефимовский Е. Петербург в загадках. Санкт- Петербург, НОРИНТ, 2004

7. Бирюхова Е. Загадки о Санкт- Петербурге.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ