К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Суханова Светлана Фёдоровна,

учитель начальных классов МАОУ «Итатская средняя общеобразовательная школа» Томского района Томской области


В настоящее время начальная школа ставит своей целью формирование свободной и творчески мыслящей личности. Многочисленными изысканиями в области педагогики и психологии доказано, что исследовательская деятельность человека развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Как известно, одной из важнейших целей процесса обучения и воспитания в школе является приобщение школьников к исследовательской работе. Поэтому в учебном процессе современной школы всё большее применение находит использование методов исследовательского обучения. Учитель предлагает задания, которые включают детей в самостоятельный творческий и исследовательский поиск. Дети младшего школьного возраста по своей природе исследователи, а потому чтобы развить у ребенка желание участвовать в научно-исследовательской работе, следует у него пробудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию на то, чтобы младший школьник должен захотеть понимать информацию и делиться ею с другими.

При организации исследовательской работы в начальной школе обязательно нужно учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Поэтому и темы исследовательских работ учащихся следует выбирать из содержания учебных предметов. Проблема, поставленная в исследовании, и тема исследования должны быть в области познавательных интересов ребёнка и актуальны для ребёнка. При этом важно вместе с детьми ставить учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. При работе над темой необходимо включать прогулки, экскурсии, работу с различными источниками информации и т.д. Проведение с детьми младшего школьного возраста учебных исследований можно рассматривать как особое направление внеклассной работы, которое связано с учебным процессом и ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Некоторые исследователи выделяют следующие этапы организации учебно-исследовательской работы учащихся начальной школы:

- выделение и постановка проблемы исследования (выбор темы исследования);

- поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение всех полученных данных;

- подготовка проекта (сообщение, реферат, доклад и т.д.);

- защита проекта.

Тему исследования необходимо подбирать так, чтобы ребёнок относительно быстро выполнил данную работу, т.к. дети младшего школьного возраста в силу своих возрастных особенностей не могут долго концентрировать внимание на одном объекте. Кроме того проблема, поставленная в исследовании (что предстоит открыть, доказать, изучить) должна также соответствовать возрастным особенностям ребёнка и выполняя данный вид работы педагог должен понимать, что именно при выполнении данной работы происходит развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка. Поиск источников новой информации позволяет приобщить ребёнка к работе с ней, при этом ребёнок основывается на собственные познавательные и исследовательские потребности. Обязательно необходимо учитывать, что в исследовании главным является добыча знаний самостоятельно. Но ребёнку необходимо помочь провести наблюдения, либо эксперименты (обеспечить нужным оборудованием, средствами, материалами), обработать всю полученную информацию, при этом учить детей умению систематизировать данную информацию. Собранные детьми сведения анализируются, обобщаются: при этом происходит развитие мышления и творческих способностей учащихся. Итогом исследовательской работы младших школьников является её защита на конференции. Все материалы должны соответствовать и содержанию исследования, и эстетическим требованиям. Следовательно, здесь опять необходима помощь взрослого.

Представляя свою исследовательскую работу на конференции, ученик демонстрирует уровень усвоения им методов поисково-исследовательской деятельности, что в дальнейшем поможет ему облегчить вхождение в более сложный этап исследовательской деятельности. На детской конференции необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все детские работы, независимо от их качества, необходимо похвалить, чтобы у детей и дальше было желание продолжать исследовательскую деятельность, которая, в свою очередь, позволяет учителю открыть способности ребёнка к тому или иному предмету. По итогам защиты исследовательской работы также необходимо поощрить тех детей, кто задавал выступающему много интересных вопросов.

В ходе такой работы у младших школьников возрастут познавательные потребности. Его собственная исследовательская практика несомненно расширит кругозор ребёнка. Ребёнок сможет освоить механизм самостоятельного получения новых знаний, у него будут развиваться специальные умения и навыки, которые необходимы в исследовательском поиске. Кроме того, организация такой формы познавательной деятельности позволяет ученику проявить и реализовать себя, пережить ситуацию успеха, что является важным для каждого ребёнка, особенно для детей, неуверенных в себе. Очевидно, что организация исследовательской деятельности является перспективным путем развития детей в современной школе.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Агеева А.И. Метод проектов как средство развития творческих способностей школьников. Кемерово. Изд. обл. ИИУ.2001

  2. Белых С.Л. Исследовательская работа школьников. 2006. № 18

  3. Камин А. Обучение через исследование. Педтехника. 2006. № 2

  4. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников. Изд. «Учитель» 2011.

  5. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе. Начальная школа. 2000. № 12

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ