Классный час «Что значит быть толерантным»?

Классный час

«Что значит быть толерантным»?

Цель:

ознакомление учащихся с понятием «толерантность», формирование определенных качеств личности ребенка, важных для построения позитивных межличностных отношений.

Задачи:

  1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения.

  2.   Сформировать правильное представление о толерантном отношении одноклассников между собой. 

  3. Определить принципы толерантного поведения, которые должны войти в жизнь учащихся. 

Оборудование:

АРМ учителя (для воспроизведения видео), буквы для оформления, пословицы для групповой работы, карточки с заданиями, кроссворд с заданиями, изображение дерева, ладошки из бумаги, календари по количеству учеников по знакам зодиака.

Ход:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами собрались вместе нашей дружной классной семьёй для того, чтобы узнать, что- то новое поиграть.

Начнём с игры

Постройтесь мальчики напротив девочек.

Темноволосые напротив светловолосых.

Ребята маленького роста напротив ребят высокого роста.

По какому ещё признаку можно объединить вас в группы?

(ответы детей)

Кто любит уроки математики, русского языка, кто увлекается музыкой и т.д.

А теперь послушайте стихотворения и распределитесь по группам.



ОВЕН


У тебя, малютка ОВЕН,
Не всегда характер ровен -
Ты бываешь озорным,
Чуть упрямым и смешным.
Нас, Овечка, не бодай,
Умной, доброй вырастай!



ТЕЛЕЦ

Как приятно у ТЕЛЬЦА
Выражение лица,
Ласковый и добрый взгляд,
Как у маленьких телят!
Наш теленочек красивый,
Вырастай и будь счастливым!





БЛИЗНЕЦЫ



БЛИЗНЕЦЫ-ребенок - это
Добрый знак весны и лета!
Теплым, светлым вырастай,
Словно солнышко, сияй!


РАК

Дорогой ребенок РАК!
Вырастай, не зная драк!
Бодрым будь всегда, везде,
Как Рачок в речной воде!


ЛЕВ

Сильным будь, дружок, с пеленок!
Ты по гороскопу - Львенок!
ЛЕВ на солнышко похож -
Так же ярок и хорош!




ДЕВА

Девы славятся по праву
Ласковым и добрым нравом.
Всех милей, нежнее, краше
И счастливей ДЕВА наша!


ВЕСЫ

Наша деточка ВЕСЫ
Удивительной красы!
Как весы, всегда будь точен,
Справедлив и честен очень!
(Как Весы, ты будь точна,
Справедлива и честна!)

СКОРПИОН

СКОРПИОН ты, но не страшный -
Милый, славный и домашний.
Вырастай, наш Скорпиоша,
Добрым, умным и хорошим!





СТРЕЛЕЦ

Ты - наш маленький СТРЕЛЕЦ,
Молодец и удалец!
Ты расти счастливым, детка,
Попадай в "десятку" метко!

КОЗЕРОГ

Ты - родная наша крошка,
Наш любимый КОЗЕРОЖКА!
Не бодайся никогда,
Добрым, мягким будь всегда!

ВОДОЛЕЙ

Дорогой наш ВОДОЛЕЙ!
Слезки ты пореже лей!
Будь прекрасным, как дождинка,
Как прозрачная росинка!



РЫБЫ

Милая, родная РЫБКА,
Радуй нас всегда улыбкой!
Будь счастливой и умелой
И плыви по жизни смело!

Ученики распределяются по группам в соответствии своим знакам зодиака.

Посмотрите, ребята, насколько мы все разные, а все в одном дружном классе.

Что помогает нам быть вместе?

Какие качества помогают нам уживаться в одной классной семье?

Чтобы вы были ещё более внимательные друг к другу я дарю вам календари в которых отмечены дни рождения одноклассников. Вы можете в него ещё добавить памятные для себя даты. А ещё каждому в календаре я отметила всем ещё один день. Что обозначает эта дата вы узнаете чуть позже.

(детям вручаются календари в соответствии их знакам зодиака)

Только представьте себе, сколько на свете совершенно разных непохожих друг на друга людей отличающихся друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением..

А все мы живём на одной земле. Что помогает нам жить вместе, какие качества должны быть у нас? ( Ответы детей)

Сейчас сами распределитесь на 4 группы. У меня для каждой группы есть задание собрать пословицы о дружбе.(Приложение1)

Помните о правилах 3 «В» работы в группе:

-внимательны и уважительны друг к другу

-важно мнение каждого

-вместе выбираем правильный ответ

Ребята составляют пословицы, объясняют смысл каждой.

Выслушиваются ответы всех групп.

Продолжаем работать в группах. Далее задание для вас - это загадки разных народов, отгадав которые мы разгадаем кроссворд.(Приложение 2)

Слово по горизонтали подскажет вам что помогает людям ладить между собой, жить в мире и согласии

Белорусская загадка

Нахмурится, 
Насупится, 
В слёзы ударится - 
Ничего не останется. (Туча)

Кыргызская загадка

Один пастух тысячи овец пасет. (Луна)

Эвенские загадки

В воде играет, а на земле погибает. (Рыба)

Стоит дом. Туда войдешь слепым, выйдешь зрячим. (Школа)

Якутские загадки

Говорят, золотая чаша сама по себе плавает. (Солнце)

Говорят, есть гостеприимный хозяин. (Стол)

Русские загадки:

Живет дома с бородой и рукой. (Веник)

Не птица, а с перьями. (Подушка)

Видать глазами, да не взять руками. (Тень)

В воде купался, а сух остался. (Гусь)

Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

Сам худ-голова с пуд. (Молоток)

Удмуртская загадка

Придет черная корова и всех повалит. (Ночь)

Какое слово у нас получилось по горизонтали?

На доске появляется слово:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Может кто то знает что обозначает это слово?

Послушайте стихотворение и вы поймёте что такое толерантность.

Толерантность - это не простое чувство,
Его не в раз приобретешь:
Сколько надо проявить благородства и сочувствия,
Только тогда сам все это поймешь.
Толерантным быть – это искусство,
Твердо в этом мы убеждены:
В дружбе и согласии жить должны.
Русские и украинцы, башкиры и татары
Мир становится таким жестоким,
Что по одиночке невозможно жить…
Ответим друг другу чувством высоким-
И хрупкий мир мы сможем сохранить.


Толерантность – это качество личности.

Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением.

Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

- Определение слова « толерантность на языках мира звучит по - разному:

На английском языке – готовность быть терпимым и снисходительным;

На испанском языке – способность принимать идеи и мнения, отличающиеся от собственных;

На китайском языке – умение принимать других такими, какие они есть, быть терпимыми и великодушными;

На французском – милосердие, всепрощение, умение сострадать и терпение;

На русском языке – способность терпеть что-либо или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с недостатками других.)

На каком бы языке не звучало это слово означает оно одно – это уважение к людям, великодушие и умение прощать.

Ребята, есть день в календаре когда отмечается День толерантности.

Кто догадался какой это день?

Правильно это 16 ноября у вас в календарях у всех отмечена эта дата.



Хорошо ли быть толерантным. Для чего нам это нужно?

Посмотрите и послушайте сказочку о счастье и вы всё поймёте.

На свете жил один король,
Богатый и могучий. 
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи. 
Гулял он, спал, обедал, 
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело. 
Вскричал король: “Нельзя так жить!” - 
И с трона спрыгнул смело. 
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем. 
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится. 
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь. 
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету. 
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил. 
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть, в какую сторону. 
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение, 
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти 
Скорей мою карету. 
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу. 
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую. 
Мой дом – вон, видишь за горой, 
С утра ушла далеко я. 
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа. 
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну старуха пропусти 
Скорей мою карету. 
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил, 
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем. 
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигну счастье!

И все бы кончилось бедой – 
Сомнений в этом нету. 
Да старец с белой бородой 
Остановил карету. 
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету. 
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это. 
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва 
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова. 
Распилишь и уложишь…” -

Тут вышла полная луна. 
И осветила путь она. 
Нелегкий путь, обратный путь. 
Путь к счастью, не куда-нибудь. 
Король поныне во дворце 
Всем людям помогает. 
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!



- Каким был король в начале истории?

- Почему изменился король?

- Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?

- Чему нас учит эта сказка?

Физминутка.

А теперь снова работа в группах.

Не забываем о правилах 3 «В».

Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях. 
Каждая группа получает задание с описанием ситуации.

Вам нужно прочитать ситуацию и высказать своё решении.


Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях. 
1 ситуация. 
На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком? 
2 ситуация. 
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия? 
3 ситуация. 
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь? 


4 ситуация. 
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?



Дети обсуждают в группах ситуации, и высказывают общее решение группы. 


- Так какова же цель разрешения любого конфликта? Ответы детей.
 
Вывод: превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог и найти компромисс (обе стороны идут на уступки)
.

Ребята так что же такое толерантность?(Приложение 3)





Толерантность это

милосердие, забота

дружба



доброта души  терпение 
уважение  сострадание

А теперь давайте с вами вырастим в нашем классе дерево толерантности.

На доске изображено дерево, а листвой для него будут вот эти зелёные «листочки-ладошки». На этих листочках каждый из вас напишет, как он понял, что значит быть толерантным, какие качества вам для этого необходимы.

Эти листочки мы прикрепим на наше дерево.

Посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось.

Молодцы, ребята, на листочках дерева написали, что такое толерантность и качества необходимые человеку, значит, сегодняшнее занятие было с пользой.





Спасибо за работу.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ