Классный час для 1 класса по теме: "Нарекли сына (дочь)…"
Классный час. Тема: «Нарекли сына (дочь)…» 1 класс. Форма занятия: час общения.
Цель: Способствовать формированию информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с историей русских личных имён, с их значением; способствовать формированию умения работать с источником знаний: книгой, справочной литературой.
Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения со сверстниками в парах и в группах.
Развивающие: способствовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, инициативы, любознательности и самостоятельности; развитию речи учащихся, умению правильно высказать свою мысль.
Средства воспитания: мультимедийная презентация, карточки с заданиями для групп, карточки со значением и происхождением имён, кукла.
Источники информации:
Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. – Москва «Просвещение», 1975. – 160 с.
Суслова А. В., Суперанская А.В.О русских именах.– Лениздат, 1991.–220 с.
Тайна имени: Сборник. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД»,1994. – 608 с.
Тихонов А.Н., Бояринова Л.З, Рыжкова А.Г. Словарь русских личных имён. – Москва «Школа-Пресс»,1995.– с.558 –562.
Ход занятия
Этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организационный момент
Приветствует учеников, создаёт позитивный настрой на познавательную деятельность на занятии.
Проверяют готовность рабочего места.
2.Актуализация знаний и умений
Просит отгадать ребус.
Говорит, что сегодня продолжаем разговор о семье.
Семья – это маленькое, но крепкое и дружное государство. В ней есть свои правила и традиции, есть собственная территория, на которой расположено это государство. Это ваш дом. А ещё, оказывается, у неё может быть свой герб. Вы уже знаете, что герб считается одним из самых древних семейных атрибутов. Семейный герб рассказывает о его владельцах. На нём обычно изображается то, чем гордится семья, её достижения и успехи, семейные традиции. Иногда на гербе помещают красиво написанную начальную букву фамилии его владельцев. А рядом с ней рисуются предметы, которые рассказывают о семье. Давным-давно гербы присваивали только очень знатным и знаменитым семьям. Они размещали свои гербы на фасадах собственных домов, на чугунных решётках, ограждавших их владения, на каретах. Гербы изображались даже на носовых платках и столовых принадлежностях. В современной России многие семьи возродили эту традицию. И мы с вами тоже придумали гербы для своей семьи.
Предлагает показать и рассказать о них.
Благодарит ребят за интересные работы.
Отгадывают ребус (Семья).
Рассказывают о гербах своей семьи, которые нарисовали сами или вместе с родителями
3.Целеполагание и мотивация
Самые близкие для вас люди - это ваши родители. Ведь только они любят так, как никто на свете. Папа и мама заботятся о вас, чтобы вы росли здоровыми и добрыми, умными и воспитанными, радуются вместе с вами вашим успехам и очень огорчаются, когда у вас что – то не получается. А когда вы родились, то с любовью выбирали вам имя.
Между живущих людей
безымянным никто не бывает.
Вовсе, в минуту рождения
каждый, и низкий, и знатный
Имя своё от родителей
в сладостный дар получает.
Объявляет тему занятия «Нарекли сына (дочь)…»
Задаёт вопрос: «Как можно по-другому сказать?»
У каждого человека есть имя. А зачем оно нам? Зачем люди дают друг другу имена? Почему имена такие разные? Почему вас так назвали?
Информирует учащихся, что на занятии они попробуют найти ответы на эти и другие вопросы.
Дать имя новорождённому очень трудно. Задолго до появления ребёнка начинаются размышления по поводу имени будущего нового члена семьи. Как правило, «заготавливаются» и мужские, и женские имена. В выбор активно включаются не только родные – мать и отец, бабушки и дедушки, но даже друзья обоих родителей. В связи с этим складываются иногда очень смешные ситуации.
Одна из них отражена в стихотворении Юрия Благова «Выбор имени»
Отвечают (Дали имя, назвали).
Инсценируют стихотворение Юрия Благова «Выбор имени»
(Приложение 1)
4.Изучение нового материала
Предлагает ответить на вопрос: «Сколько всего в мире имён?» (4 миллиарда)
И это не так уж удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.
Оказывается, что в истории русских личных имён выделяются три этапа. В истории русских личных имён выделяются три этапа – дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;
период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности;
и новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции, ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имён и активным имятворчеством (Прим. Великая Октябрьская социалистической революция – это вооруженное свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков)
ШИРОКО РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ САМОБЫТНЫЕ ИМЕНА (Приложение 2). - СТАРЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИМЕНА, ДОШЕДШИЕ ДО НАШИХ ДНЕЙ (Приложение 3)
ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИМЕНА (Приложение 4).
1 этап. Дохристианский.
До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому - нибудь.
Древнерусские имена были разнообразны. Они могли… В числовых именах представлен весь числовой ряд от 1до 10: Перва и Первой, Второй, Вторак и т. д.
Весьма популярны были имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернява и др..
Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Сухой, Долгой, Мал и др.
Кроме имён, дававшихся по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребёнка: Забава, Истома, Молчан и др.
В некоторых именах отмечались желанность или нежеланность появления ребёнка в семье: Ждан, Нечай, Голуба и др.
Некоторые имена давались по времени рождения ребёнка: Вешняк, Зима, Мороз.
Были и «плохие» имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Немил, Некрас, Злоба и др.
По именам можно узнать о соседях, с которыми жили русские: Козарин, Карел, Татарин и др.
Большой интерес представляют имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Корова, Трава и др.
Если бы моя дочка родилась в то время, то быть бы ей Хохотушей, так как она весёлая и жизнерадостная девочка.
2 этап. Очень длинный период в истории русских имён наступил после введения христианства (Прим.Христианство – мировая религия, вера в Иисуса Христа как Богочеловека), вместе с которым вошли в практику именования так называемые календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа. Давались такие имена священниками по святцам, в соответствии с тем, какое имя приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю (иногда – на один из дней между этими датами), чаще всего не предоставляя родителям возможности выбора.
(Прим. Святцы – это список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого. При крещении младенца нарекали в честь какого-либо святого, стремясь таким образом дать ребенку сильного покровителя.)
Вот как говорится об этом в стихотворении «Святцы» М. Владимова (Приложение 5).
Например,2 марта именины празднуют…
А вот день рождения моей дочки -3 февраля.
Как можно назвать малыша, если он родился…3 марта,4,5, 6 ит.д.
3 этап развития русских имён, продолжающийся и в наши дни, начался со времени опубликования декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет положил начало свободному выбору личных имён родителями и объявил законную гражданскую регистрацию рождений вместо церковного крещения.
Теперь родители могли выбрать ребёнку любое имя: старое (церковное);заимствованное; и, наконец, могли даже изобрести новое имя.
И началось имятворчество.
Образование имён в период имятворчества шло примерно так- Урюрвкос (Ура Юра в космосе).
Очень точно об этом сказал С.Я. Маршак в своём стихотворении «В защиту детей» Необычные имена дают детям и по сей день. Например, в 2006 году в городе Кирове назвали девочку Россия. (Приложение 6).
Я опять решила пофантазировать, как бы свою дочку назвала в этот период? (Салуденас – самая лучшая девочка на свете)
Даёт задание группам.
Работают в группах.
Вспоминают правила работы в группах.
Выполняют задание в группах: Придумайте имя малышу, который…
очень весёлый
часто плачет
третий в семье
не очень спокойный
и.т.д.
Дети читают стихотворение наизусть.
Работа в группах
Дети читают стихотворение наизусть.
Выполняют задание в группах: дать имя малышу, который родился в период имятворчества.
5.Физкультминутка
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Выполняют упражнения.
6. Закрепление материала и применение знаний и умений
А это ваши имена. А сейчас посмотрим, какое имя самое распространённое в нашем классе?
Что заметили? Люди с одинаковыми именами называются тёзками.
Как и почему вас так назвали?
А какие же имена являются самыми популярными в наше время?
Оказывается, что это – Анастасия, Мария, Дарья, Анна, Екатерина, Елизавета, Александр, Никита, Иван, Максим, Дмитрий, Данил.
Каждое имя что - то обозначает. Например, имя «Мария» - «горькая», «любимая» По другим толкованиям - "госпожа".
Найдите, что обозначает ваше имя.
Кто-то из вас уже знает значение своего имени, а для кого-то это будет сюрприз и маленькое открытие.
Есть имя полное или официальное, например, Мария. А есть тёплое, домашнее, неполное, сокращённое. – Маша.
Называет сокращённую форму имени.
Дети отвечают на вопрос.
Делают свои предположения.
Работают в парах
Дети говорят полное имя.
7.Рефлексия
Имя человека-это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке»– сказал Д.Карнеги. Это действительно так. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени.
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая и определяет его судьбу. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении. О том, что между именем, данным человеку при рождении, его характером и дальнейшей судьбой существует удивительная незримая связь, знали ещё наши предки, хотя и не находили тому объяснения Загадка эта волнует и современного человека.
Но что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу:
«Не имя красит человека, а человек имя»
Что интересного вы сегодня узнали?
Приводят примеры
Отвечают.
8.Информация о домашнем задании
Собрать информацию о происхождении вашей фамилии.
Приложение 1
Выбор имени
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имён, звучащих звонко:
Товий…Муций…Свен…Орест…
Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром
– Назовём посовременней –
Гелий…Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой…Сысой…Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
Приложение № 2
1 этап
Древнерусские самобытные имена (распространённые)
Б
Бажен
Баран
Белка
Белой
Беляй
Бессон
Богдан
Булгак
Бурой
Бык
В
Вешняк
Воин
Волк
Воробей
Ворон
Второй
Г
Гневаш
Голова
Горяин
Губа
Д
Девятой
Добрыня
Долгой
Дружина
К
Красной
Курбат
Л
Лобан
Любим
М
Малыш
Меньшой
Молчан
Мороз
Н
Неклюд
Некрас
Неустрой
Нехорошей
Нечай
О
Онтоман
П
Первой
Посник
Поспел
Путило
Пятой
Р
Русин
С
Семой
Сокол
Суббота
Смирной
Суморок
Сухой
Старой
Т
Толстой
Томило
Третьяк
У
Ушак
Ч
Черной
Чудин
Ш
Шарап
Шестой
Ширяй
Шумило
Я
Ярец
Ярослав
Приложение № 3.
2 этап
Старые календарные имена, дошедшие до наших дней
Мужские имена: Аверкий, Адриан, Александр, Ананий, Анастасий, Андрей, Арсений, Архип, Андроник, Аристарх, Афанасий, Василий, Венедикт, Венедим, Гавриил, Галактион, Георгий, Герман, Гордий, Григорий, Давыд, Данил, Диодор, Елисей, Еразм, Епифан, Емилиан, Измаил, Иларий, Илларион. Ираклий, Игнатий, Карп, Кесарь, Климент, Кондрат, Конон, Константин,Куприан, Лев, Леонтий, Логин, Лукиан, Максим, Марк, Маркел, Маркиан, Мефодий, Михаил, Михей, Никандр, Никон, Никита. Никифор, Нил, Никола, Онисим, Орест, Павел, Парамон, Пётр, Платон, Прокопий, Прот, Роман, Савва, Самсон, Селевкий, Терентий,Тимофей, Тит, Трофим, Феофан, Филимон, Фома, Филипп, Харитон, Яков.
Женские имена: Агапия, Агафья, Анастасия, Анна, Варвара, Василиса, Васса, Вера, Евгения, Евдокия, Елена, Зиновия, Зоя, Ирина, Катерина, Любовь, Мавра, Мария, Мелания, Надежда, Неонила, София. Тата, Татьяна, Хиония.
Приложение № 4.
3 этап - этап имятворчества
Постреволюционные имена
(составные имена, которые появлялись в нашей стране после революции семнадцатого года и вплоть до настоящих времён)
Арвиль - "АРмия В.И.Ленина"
Ватерпежекосма - "ВАлентина ТЕРешкова - ПЕРвая ЖЕнщина-КОСМонавт"
Велира - "ВЕЛИкий РАбочий"
Вилюр - "В.И.Ленин ЛЮбит Родину"
Ворс - "ВОРошиловский Стрелок"
Гертруда - "ГЕРой ТРУДА"
Динэр(а) - "ДИтя Новой ЭРы"
Донэра - "ДОчь Новой ЭРы"
Крармия - "КРасная АРМИЯ"
Кукуцаполь - "КУКУруза - ЦАрица ПОЛей"
Ледруд - "ЛЕнин - ДРУг Детей"
Лориэрик - "Ленин, Октябрьская Революция, Индустриализация, Электрификация, Радиофикация И Коммунизм"
Нинель - "Ленин (задом наперед)"
Урюрвкос - "УРа, ЮРа В КОСмосе!"
Челнальдин(а) - "ЧЕЛюскин НА ЛЬДИНе"
Приложение 5
Святцы
Был в старину такой обычай,
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима.
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То хошь не хошь - Иероним!
М. Владимов
Приложение 6
В защиту детей
Если только ты умён,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.
Услужить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращённо Дита
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой.
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал.
Начинён газетой
Сына Спутником назвал.
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать.
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.
С.Я.Маршак
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ