Классный час для 1 класса по теме: "Нарекли сына (дочь)…"




Классный час. Тема: «Нарекли сына (дочь)…» 1 класс. Форма занятия: час общения.


Цель: Способствовать формированию информационной и коммуникативной компетентности учащихся.


Задачи:


Образовательные: познакомить учащихся с историей русских личных имён, с их значением; способствовать формированию умения работать с источником знаний: книгой, справочной литературой.


Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения со сверстниками в парах и в группах.

Развивающие: способствовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся, инициативы, любознательности и самостоятельности; развитию речи учащихся, умению правильно высказать свою мысль.


Средства воспитания: мультимедийная презентация, карточки с заданиями для групп, карточки со значением и происхождением имён, кукла.


Источники информации:

  1. Полякова Е.Н. Из истории русских имён и фамилий. – Москва «Просвещение», 1975. – 160 с.

  2. Суслова А. В., Суперанская А.В.О русских именах.– Лениздат, 1991.–220 с.

  3. Тайна имени: Сборник. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД»,1994. – 608 с.

  4. Тихонов А.Н., Бояринова Л.З, Рыжкова А.Г. Словарь русских личных имён. – Москва «Школа-Пресс»,1995.– с.558 –562.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Приветствует учеников, создаёт позитивный настрой на познавательную деятельность на занятии.

Проверяют готовность рабочего места.

2.Актуализация знаний и умений

Просит отгадать ребус.

Говорит, что сегодня продолжаем разговор о семье.

Семья – это маленькое, но крепкое и дружное государство. В ней есть свои правила и традиции, есть собственная территория, на которой расположено это государство. Это ваш дом. А ещё, оказывается, у неё может быть свой герб. Вы уже знаете, что герб считается одним из самых древних семейных атрибутов. Семейный герб рассказывает о его владельцах. На нём обычно изображается то, чем гордится семья, её достижения и успехи, семейные традиции. Иногда на гербе помещают красиво написанную начальную букву фамилии его владельцев. А рядом с ней рисуются предметы, которые рассказывают о семье. Давным-давно гербы присваивали только очень знатным и знаменитым семьям. Они размещали свои гербы на фасадах собственных домов, на чугунных решётках, ограждавших их владения, на каретах. Гербы изображались даже на носовых платках и столовых принадлежностях. В современной России многие семьи возродили эту традицию. И мы с вами тоже придумали гербы для своей семьи.

Предлагает показать и рассказать о них.


Благодарит ребят за интересные работы.


Отгадывают ребус (Семья).





















Рассказывают о гербах своей семьи, которые нарисовали сами или вместе с родителями



3.Целеполагание и мотивация

Самые близкие для вас люди - это ваши родители. Ведь только они любят так, как никто на свете. Папа и мама заботятся о вас, чтобы вы росли здоровыми и добрыми, умными и воспитанными, радуются вместе с вами вашим успехам и очень огорчаются, когда у вас что – то не получается. А когда вы родились, то с любовью выбирали вам имя.

Между живущих людей

безымянным никто не бывает.

Вовсе, в минуту рождения

каждый, и низкий, и знатный

Имя своё от родителей

в сладостный дар получает.

Объявляет тему занятия «Нарекли сына (дочь)…»

Задаёт вопрос: «Как можно по-другому сказать?»

У каждого человека есть имя. А зачем оно нам? Зачем люди дают друг другу имена? Почему имена такие разные? Почему вас так назвали?

Информирует учащихся, что на занятии они попробуют найти ответы на эти и другие вопросы.

Дать имя новорождённому очень трудно. Задолго до появления ребёнка начинаются размышления по поводу имени будущего нового члена семьи. Как правило, «заготавливаются» и мужские, и женские имена. В выбор активно включаются не только родные – мать и отец, бабушки и дедушки, но даже друзья обоих родителей. В связи с этим складываются иногда очень смешные ситуации.


Одна из них отражена в стихотворении Юрия Благова «Выбор имени»














Отвечают (Дали имя, назвали).



















Инсценируют стихотворение Юрия Благова «Выбор имени»

(Приложение 1)

4.Изучение нового материала

Предлагает ответить на вопрос: «Сколько всего в мире имён?» (4 миллиарда)

И это не так уж удивительно. Человек начал использовать имена около 7 тысяч лет назад.

Оказывается, что в истории русских личных имён выделяются три этапа. В истории русских личных имён выделяются три этапа – дохристианский, когда использовались самобытные имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка;

период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности;

и новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции, ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имён и активным имятворчеством (Прим. Великая Октябрьская социалистической революция – это вооруженное свержение Временного правительства и приход к власти партии большевиков)


ШИРОКО РАСПРОСТРАНЁННЫЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ САМОБЫТНЫЕ ИМЕНА (Приложение 2). - СТАРЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ ИМЕНА, ДОШЕДШИЕ ДО НАШИХ ДНЕЙ (Приложение 3)

ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ИМЕНА (Приложение 4).


1 этап. Дохристианский.

До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому - нибудь.

  • Древнерусские имена были разнообразны. Они могли… В числовых именах представлен весь числовой ряд от 1до 10: Перва и Первой, Второй, Вторак и т. д.

  • Весьма популярны были имена, данные по цвету волос и кожи: Черныш, Черняй, Чернява и др..

  • Имена присваивались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения: Сухой, Долгой, Мал и др.

  • Кроме имён, дававшихся по внешнему виду, были такие, которые присваивались в зависимости от характера и поведения ребёнка: Забава, Истома, Молчан и др.

  • В некоторых именах отмечались желанность или нежеланность появления ребёнка в семье: Ждан, Нечай, Голуба и др.

  • Некоторые имена давались по времени рождения ребёнка: Вешняк, Зима, Мороз.

  • Были и «плохие» имена, которые якобы способны были отвращать злых духов, болезни, смерть: Немил, Некрас, Злоба и др.

  • По именам можно узнать о соседях, с которыми жили русские: Козарин, Карел, Татарин и др.

  • Большой интерес представляют имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Корова, Трава и др.


Если бы моя дочка родилась в то время, то быть бы ей Хохотушей, так как она весёлая и жизнерадостная девочка.


2 этап. Очень длинный период в истории русских имён наступил после введения христианства (Прим.Христианство – мировая религия, вера в Иисуса Христа как Богочеловека), вместе с которым вошли в практику именования так называемые календарные имена. Они стали составной частью русского языка, частью истории русского народа. Давались такие имена священниками по святцам, в соответствии с тем, какое имя приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю (иногда – на один из дней между этими датами), чаще всего не предоставляя родителям возможности выбора.

(Прим. Святцы – это список святых, чтимых православной церковью, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено празднование и чествование каждого святого. При крещении младенца нарекали в честь какого-либо святого, стремясь таким образом дать ребенку сильного покровителя.)

Вот как говорится об этом в стихотворении «Святцы» М. Владимова (Приложение 5).



Например,2 марта именины празднуют…


А вот день рождения моей дочки -3 февраля.

Как можно назвать малыша, если он родился…3 марта,4,5, 6 ит.д.


3 этап развития русских имён, продолжающийся и в наши дни, начался со времени опубликования декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет положил начало свободному выбору личных имён родителями и объявил законную гражданскую регистрацию рождений вместо церковного крещения.

Теперь родители могли выбрать ребёнку любое имя: старое (церковное);заимствованное; и, наконец, могли даже изобрести новое имя.

И началось имятворчество.


Образование имён в период имятворчества шло примерно так- Урюрвкос (Ура Юра в космосе).

Очень точно об этом сказал С.Я. Маршак в своём стихотворении «В защиту детей» Необычные имена дают детям и по сей день. Например, в 2006 году в городе Кирове назвали девочку Россия. (Приложение 6).


Я опять решила пофантазировать, как бы свою дочку назвала в этот период? (Салуденас – самая лучшая девочка на свете)

Даёт задание группам.

































































Работают в группах.

Вспоминают правила работы в группах.


Выполняют задание в группах: Придумайте имя малышу, который…

  1. очень весёлый

  2. часто плачет

  3. третий в семье

  4. не очень спокойный

и.т.д.




















Дети читают стихотворение наизусть.





Работа в группах


















Дети читают стихотворение наизусть.




Выполняют задание в группах: дать имя малышу, который родился в период имятворчества.


5.Физкультминутка

Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Выполняют упражнения.

6. Закрепление материала и применение знаний и умений

А это ваши имена. А сейчас посмотрим, какое имя самое распространённое в нашем классе?

Что заметили? Люди с одинаковыми именами называются тёзками.

Как и почему вас так назвали?

А какие же имена являются самыми популярными в наше время?

Оказывается, что это – Анастасия, Мария, Дарья, Анна, Екатерина, Елизавета, Александр, Никита, Иван, Максим, Дмитрий, Данил.


Каждое имя что - то обозначает. Например, имя «Мария» - «горькая», «любимая» По другим толкованиям - "госпожа".

Найдите, что обозначает ваше имя.

Кто-то из вас уже знает значение своего имени, а для кого-то это будет сюрприз и маленькое открытие.


Есть имя полное или официальное, например, Мария. А есть тёплое, домашнее, неполное, сокращённое. – Маша.

Называет сокращённую форму имени.



Дети отвечают на вопрос.

Делают свои предположения.






Работают в парах







Дети говорят полное имя.




7.Рефлексия

Имя человека-это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке»– сказал Д.Карнеги. Это действительно так. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени.

Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая и определяет его судьбу. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребёнку при рождении. О том, что между именем, данным человеку при рождении, его характером и дальнейшей судьбой существует удивительная незримая связь, знали ещё наши предки, хотя и не находили тому объяснения Загадка эта волнует и современного человека.

Но что бы ни значило ваше имя, из какого бы языка оно ни пришло, всегда помните пословицу:

«Не имя красит человека, а человек имя»


Что интересного вы сегодня узнали?



















Приводят примеры


Отвечают.

8.Информация о домашнем задании

Собрать информацию о происхождении вашей фамилии.
















Приложение 1

Выбор имени

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Товий…Муций…Свен…Орест…


Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром

Назовём посовременней –

Гелий…Атом…Космодром…


Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…


Бабка с нехристями знаться

Не желает, и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой…Сысой…Кузьма…Фома…


Сочинительством премудрым

Занимаясь вчетвером,

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.





























Приложение № 2

1 этап

Древнерусские самобытные имена (распространённые)



Б

Бажен

Баран

Белка

Белой

Беляй

Бессон

Богдан

Булгак

Бурой

Бык

В

Вешняк

Воин

Волк

Воробей

Ворон

Второй

Г

Гневаш

Голова

Горяин

Губа



Д

Девятой

Добрыня

Долгой

Дружина

К

Красной

Курбат

Л

Лобан

Любим

М

Малыш

Меньшой

Молчан

Мороз

Н

Неклюд

Некрас

Неустрой

Нехорошей

Нечай




О

Онтоман

П

Первой

Посник

Поспел

Путило

Пятой

Р

Русин

С

Семой

Сокол

Суббота

Смирной

Суморок

Сухой

Старой

Т

Толстой

Томило

Третьяк

У

Ушак




Ч

Черной

Чудин

Ш

Шарап

Шестой

Ширяй

Шумило

Я

Ярец

Ярослав









































Приложение № 3.

2 этап

Старые календарные имена, дошедшие до наших дней



Мужские имена: Аверкий, Адриан, Александр, Ананий, Анастасий, Андрей, Арсений, Архип, Андроник, Аристарх, Афанасий, Василий, Венедикт, Венедим, Гавриил, Галактион, Георгий, Герман, Гордий, Григорий, Давыд, Данил, Диодор, Елисей, Еразм, Епифан, Емилиан, Измаил, Иларий, Илларион. Ираклий, Игнатий, Карп, Кесарь, Климент, Кондрат, Конон, Константин,Куприан, Лев, Леонтий, Логин, Лукиан, Максим, Марк, Маркел, Маркиан, Мефодий, Михаил, Михей, Никандр, Никон, Никита. Никифор, Нил, Никола, Онисим, Орест, Павел, Парамон, Пётр, Платон, Прокопий, Прот, Роман, Савва, Самсон, Селевкий, Терентий,Тимофей, Тит, Трофим, Феофан, Филимон, Фома, Филипп, Харитон, Яков.



Женские имена: Агапия, Агафья, Анастасия, Анна, Варвара, Василиса, Васса, Вера, Евгения, Евдокия, Елена, Зиновия, Зоя, Ирина, Катерина, Любовь, Мавра, Мария, Мелания, Надежда, Неонила, София. Тата, Татьяна, Хиония.

























Приложение № 4.

3 этап - этап имятворчества

Постреволюционные имена

(составные имена, которые появлялись в нашей стране после революции семнадцатого года и вплоть до настоящих времён)



Арвиль - "АРмия В.И.Ленина"

Ватерпежекосма - "ВАлентина ТЕРешкова - ПЕРвая ЖЕнщина-КОСМонавт"

Велира - "ВЕЛИкий РАбочий"

Вилюр - "В.И.Ленин ЛЮбит Родину"

Ворс - "ВОРошиловский Стрелок"

Гертруда - "ГЕРой ТРУДА"

Динэр(а) - "ДИтя Новой ЭРы"

Донэра - "ДОчь Новой ЭРы"

Крармия - "КРасная АРМИЯ"

Кукуцаполь - "КУКУруза - ЦАрица ПОЛей"

Ледруд - "ЛЕнин - ДРУг Детей"

Лориэрик - "Ленин, Октябрьская Революция, Индустриализация, Электрификация, Радиофикация И Коммунизм"

Нинель - "Ленин (задом наперед)"

Урюрвкос - "УРа, ЮРа В КОСмосе!"

Челнальдин(а) - "ЧЕЛюскин НА ЛЬДИНе"















Приложение 5

Святцы

Был в старину такой обычай,

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима.

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То хошь не хошь - Иероним!



М. Владимов









































Приложение 6

В защиту детей

Если только ты умён,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.


Услужить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.


Хоть семья её звала

Сокращённо Дита

На родителей была

Девушка сердита.


Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.


Звали мама и сестра

Девочку Идейкой.

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.


А один оригинал.

Начинён газетой

Сына Спутником назвал.

Дочь назвал Ракетой.


Пусть поймут отец и мать.

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям.

С.Я.Маршак













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ