КЛАССНЫЙ ЧАС «СПЕШИТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО!»

МОУ «Визимьярская средняя общеобразовательная школа»














КЛАССНЫЙ ЧАС

«СПЕШИТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО!»


















Подготовила:


учитель начальных классов

Калашникова Н.А





2013г п. Визимьяры

Цели:

  • развивать представления учащихся о добре и зле; формировать у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим людям;

  • воспитывать стремление совершать добрые дела.

Оборудование: словарь С.И.Ожегова, воздушные шары, выставка рисунков «Портрет доброты», книга Г.Остера «Вредные советы», карточки и пословицы у детей, все для подарка малышам, мультимидейный проектор.

Ход классного часа


-Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить одну важную тему. А вот какую? Придется вам ее самим сначала разгадать, а потом назвать.(Слайд 1)


(Дети разделены на три группы. Каждая группа сидит за отдельным столом.)


- Работать будем по группам. 1 группа разгадывает первое слово, вторая – второе слово, третья – третье. (Слайд 2)


КЛЮЧ

 

ТЕМА

А 1

Б 2

В 3

Г 4

 


19,17,6,26,10,20,6

Д 5

Е 6

Ё 7

Ж 8

З 9

И 10

Й 11

К 12

Л 13

М 14

Н 15

О 16


20,3,16,18,10,20,30

П 17

Р 18

С 19

Т 20

У 21

Ф 22

Х 23

Ц 24

Ч 25

Ш 26

Щ 27

Ъ 28

5, 16, 2, 18, 16 !

Ы 29

Ь 30

Э 31

Ю 32

Я 33






-Какое слово записано в первой строке? во второй строке? в третьей строке?

Прочитайте тему нашего сегодняшнего разговора.


- СПЕШИТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО! (Слайд 3) Эти слова принадлежат главному врачу Московской больницы Гаазу Федору Петровичу. Этот призыв высечен на постаменте памятника поставленному доктору в 1909 г.

-Ребята, а как вы думаете, что такое доброта? (ответы детей)

-Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов (показ словаря). Предлагаю прочитать, а как в словаре определяется доброта.

-Итак, «Доброта есть отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное. (Слайд 4)

-Знаете ребята, ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – “Земля”, Л – “Люди”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв и знайте, что основное назначение человека – творить добро.

- Предлагаю провести «Аукцион Доброты». (Слайд 5)

Есть много слов, имён, фамилий с корнем – добр. Давайте проведём конкурс по группам. Назовите  слова с корнем – добр. Победит та группа, которая последней назовёт слово.


-Как вы думаете, легко ли быть добрым? Что для этого нужно делать?

(Ответы детей.)


- Ну, вот вы и перечислили все правила доброты. (Слайд 6)


Правила доброты

(ребята читают по очереди)

  1. Помогать слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.

  2. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

  3. Любить людей знакомых и незнакомых.

  4. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

  5. Будь вежливым в словах, поступках.

  6. Не грубить, даже если сердит.

  7. Уметь управлять своими поступками, желаниями.

  8. Прощать ошибки других.

  9. Не жадничать.

  10. Не завидовать.


Не погибни во мне доброта!


- Мы повесим эти правила в нашем школьном уголке, чтобы вы всегда помнили, как нужно вести себя в обществе и заслужить уважение и доброе отношение к вам окружающих вас людей. А как вы будете придерживаться этих правил, мы сможем убедиться каждый день, встречаясь в школе.


- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы делаете в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?


(Ответы дети записывают на вырезанных из цветной бумаги цветах , затем каждый зачитывает и крепит на магнитную доску.)


- Какая чудесная «Поляна Добрых Дел» расцвела в нашем классе! (Слайд 7)


- Без добрых дел нет доброго имени.


- Давайте послушаем стихотворение А. Барто “Друг напомнил мне вчера”. (Читает один из учащихся.) (Слайд 8)


Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды
(Я в тот день забыл пенал).

В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка
Не жалел и пирожка –

Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил счет.

Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу. Не влечёт.


- Пожалуйста, прошу вас высказать свои мысли. (Ответы детей).

.

- Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой сказал: «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни»


- Как вы думаете, почему, по словам Толстого надо добро делать тайно? (ответы детей)


-Да, ребята, если вслух говорить о добре, то добро перестаёт быть добром. Иными словами, если делаешь добро, то держи его в себе и не напоминай о нём, тем более не рассказывай каждому встречному о своём поступке.


- А сейчас я хочу с вами поиграть. (Слайд 9)


Опыт с воздушным шаром.

Представьте себе, что шар-это ваше тело, а воздух внутри него - это ваш гнев или злость. Отпустим шар и проследим, что с ним происходит. Шар летит из стороны в сторону, он совершенно неуправляемый. Так бывает и с человеком, когда он злится. Он может совершать поступки, не  контролируя их, может обидеть кого – нибудь, ударить. А теперь надуем шар и попробуем выпускать из него воздух маленькими порциями. Что происходит с шаром?

А что происходит с гневом внутри него?

Шаром можно управлять и выпускать из него гнев. Важно так же научиться выпускать свой гнев, злость наружу, не обижая при этом никого вокруг.

- Прошу вашего внимания. Случай из жизни. (Слайд 10)

(Две ученицы показывают сценку.)




Сценка «Секретная проверка»

Автор-учитель : Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать. Вбежала внучка и, бросив портфель на пол, протараторила:

Внучка:

- Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!

Бабушка:

- Во-первых, ступай осторожней: я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

Внучка:

-Секретное пионерское поручение! ( взяла книгу и стала читать)

Бабушка у стола:

- Иди, ешь, внученька!

Внучка за столом: пристроила книгу перед тарелкой, не глядя на бабушку, спросила:

-Где у нас чёрный хлеб?

Бабушка:

-Да вот же, перед носом твоим.

Внучка:

-Сметаны!

Бабушка подала сметану.

Внучка поела и спрашивает:

- Сколько времени?

Бабушка сходила в другую комнату, посмотрела на часы:

-Полвторого…

Внучка:

-Ой, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям!

Бабушка:

- И к тебе придут?

Внучка:

- Может быть. Ну, я побежала…

Бабушка вздохнула и принялась снова мыть полы:

- А вдруг и к нам придут проверять!


- Правильно ли поступила девочка? (Ответы учащихся)

Физкультминутка «Дорога добра»


-Ребята, я хочу вас проверить. Я приготовила ситуации. Внимательно прочитайте их и скажите, что в них правильно, что - нет, и как, действительно, нужно поступить в данных ситуациях.

Каждая группа получает карточку с описанием ситуации.


1 группа:

Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса,

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

А могучими руками,

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.


2 группа:

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже, -

Ты ничуть не огорчен.

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.


3 группа:

Если что-нибудь случилось,

И никто не виноват,

Не ходи туда, иначе

Виноватым будешь ты.

Спрячься где-нибудь в сторонке.

А потом иди домой.

И про то, что видел это,

Никому не говори.


Дети по группам зачитывают ситуации и высказывают свои решения. (Слайды 11, 12, 13)

Вывод: Да ребята в этих поступках есть действия, которые нельзя назвать добрыми. Поэтому и советы так и называются «Вредные». Собраны они в большой книге Григория Остера. Я советую прочитать эту книгу, но советы, данные в книге выполнять с точностью наоборот.


-Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Но, к сожалению ,на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела. Есть такая притча о Добре и Зле. (Слайд 14)


Притча о Добре и Зле.

      Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.

       Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. Когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.

Так Добро отплатило Злу добром за зло.

 

- Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту.


- Вопросы «На засыпку»


1 - Назови трех богатейших людей на планете.
2 - Назови трех последних победительниц «Мисс мира».
3 - Назови трех последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.


-Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойтесь, никто этого не помнит.


- А теперь ответьте на эти вопросы:


1 - Назови трех человек, с которыми тебе нравится проводить время.

2 - Назови трех друзей, которые помогли тебе в трудный час.
3 - Назови трех человек, которые ежедневно заботятся о тебе.


Осуществимо? Это легче, не так ли?


- Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов…

Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те, кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.

-Ребята, на дом было задано найти пословицы о добре. Пожалуйста, какие пословицы вы нашли. А ещё вы нарисовали рисунки на тему «Портрет доброты». Посмотрите на нашу выставку.


-Закончить нашу беседу мне хочется словами М. Горького:
«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо - увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…» (Слайд 15)




























Использованная литература


  1. Сапегина В. А. Классные часы в начальной школе - Ростов н/Д: Феникс, 2010.


  1. Малегон В. А. Классные часы в начальной школе - Ярославль: Академия развития, 2009.


  1. Мищенкова Л. В. Учимся быть добрыми. Классные часы для учащихся 1-4 классов – Ярославль: Академия развития, 2009.


  1. Звездина Г. П., Щербакова Т. Классные часы в начальной школе: Программа факультатива Я и Мир - Москва : Сфера ТЦ, 2003.


  1. С .И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. - Москва: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2006.


  1. Барто А. Л. Стихи детям - Москва : Оникс : Центр общечеловеческих ценностей, 2009.


  1. Остер Г. Б. «Вредные советы» - М. : АСТ : Астрель, 2004


  1. Физкультминутка, презентация (интернет)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ