Комплексная контрольная работа для обучающихся 4 класса
Комплексная контрольная работа
для обучающихся 4 класса
Волгоград,2011
Заяц.
Как только люди в России ни называют зайца: косой, трусишка, зайка серенький. Это животное пользуется большой популярностью в народе, оно всем хорошо известно. В нашей стране существует несколько видов зайцев. Наиболее известны: заяц-беляк, заяц-толай и заяц-русак.
Заяц-беляк довольно крупного размера. Длина тела составляет от 44 до 65 см, а иногда может достигать 74 см. Вес от 1,6 до 4,5 кг. Очень крупные особи обитают в Западной Сибири, они могут весить до 5,5 кг. Мелкие зайцы водятся на Дальнем Востоке и в Якутии. Уши беляка длинные (7,5 – 10 см). Хвост имеет круглую форму и белый цвет, его длина 5 – 10,8 см. Ступни лап окутаны густыми волосами, что позволяет без проблем передвигаться по холодному снегу или по колючей траве.
Очень интересно расположены следы зайцев. У этих животных много врагов, поэтому им необходимо запутывать следы, ведущие к лёжке. Очень часто звери пересекают собственный след, таким образом, получается своеобразная петля и сложно определить, в каком направлении движется заяц. Иногда заяц возвращается по своим собственным следам, образуя тем самым двойной след. Для того чтобы прервать свой след, заяц делает большой прыжок в сторону.
По особенностям расположения заячьих следов можно даже определить, чем был занят заяц: спокойно искал еду или куда-то бежал. При кормежке животное сначала опускается на передние лапы, а затем подтягивает задние. Таким образом, небольшие отпечатки от передних ног расположены спереди, а большие отпечатки задних ног – сзади. При быстром беге расположение следов строго наоборот. Отпечатки от задних лап расположены спереди, так как при быстром передвижении животное задние ноги заводит за передние.
Белую окраску беляк носит только зимой, черными могут быть только кончики ушей. Летом цвет животного становится другим в зависимости от места обитания. Окраска меняется от рыжевато-серой до бурой. Бока обычно отличаются более светлым оттенком, голова – тёмным. Осень и весна для зайца являются периодами линьки. На начало линьки влияет продолжительность светового дня. Долго ли она будет длиться – зависит от температуры воздуха.
В крепкие зимние морозы беляк роет норы, утаптывая снег, а не выбрасывая его. Нора обычно составляет в длину 0,5 – 1,5 м. Например, в тундре встречались норы длиной около 8 м. Такие «жилища» становятся постоянными для беляка.
У зайца тьма врагов — от соболя до волка, ястреба-тетеревятника и сов. Вот почему он предпочитает бодрствовать в темное время суток. Его активность повышается перед восходом и перед закатом солнца. Принимать пищу заяц начинает с наступлением сумерек, а заканчивает на рассвете. Днем заяц спит.
Питается заяц-беляк только растительной едой. Пищей ему служит одуванчик, клевер, осока, злаковые и грибы. В зимний период заяц переходит на грубые корма : кору деревьев, ветки кустарников. Веточного корма за сутки заяц съедает 500—700 г.
Продолжительность жизни беляка около семи – восьми лет. В настоящее время было замечено, что большое количество особей не доживают и до пяти лет. У зайчихи рождается до 9 зайчат, и, наверное, зайцев, не будь у них так много врагов и болезней, было бы гораздо больше. Численность зайцев меняется по годам. Если в определенный год условия для появления детенышей благоприятны, то самка за год может иметь не одно потомство.
Заяц расселяется по территории неравномерно. Где достаточно много пищи, где легко передвигаться, там и наблюдается скопление животных. Во время наступления зимы беляк кочует в поисках комфортных для себя условий. Зайцев можно встретить в долинах рек, на участках зарастающих гарей, в лесах, которые смешаны с лугом.
В нашей стране заяц-беляк обитает на обширной территории. Встретиться с ним можно как на южных окраинах лесной зоны, так и в тундровой зоне. Лесостепь Западной Сибири, Восточная Сибирь, горы Алтая – привычные места обитания для беляка. К особенностям зайцев можно отнести их бесстрашие в отношении человека. Часто их встречают неподалеку от поселков и деревень. (554 слова)
Литературное чтение.
Блок А
Цель: проверить умение учащихся выявлять специфику различных видов текстов;
Определи, какой это текст:
а) художественный
б) исторический
в) научно-познавательный
2. Цель: проверить умение учащихся понимать прочитанное.
Выбери верные утверждения, пользуясь содержанием текста.
а) Хвост имеет продолговатую форму и серый цвет .
б) Ночью заяц спит.
в) Питается заяц-беляк только растительной едой.
Блок В
3.Цель: проверить умение учащихся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
В тексте заяц назван разными словами. Найди и запиши их.
_______________________________________________________
4.Цель: проверить умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи.
Выпиши предложение, в котором говориться о причинах неравномерного расселения зайцев.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Блок С
5.Цель: проверить умение учащихся задавать вопросы по прочитанному тексту.
Придумай и напиши вопрос – загадку к прочитанному тексту.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Русский язык.
Блок А
Цель: проверить умение учащихся различать родственные
( однокоренные) слова и формы слова.
Какое из слов является формой слова заяц? Обведи номер ответа:
а) зайцев
б) зайца
в) зайка
г) заячьих
Цель: проверить умение учащихся определять наличие в слове заданной морфемы.
Найди слово, в котором есть приставка за-. Обведи номер ответа.
а) запутывать
б) западный
в) заяц
г) задние
Блок В
Цель: проверить умение учащихся находить главные и второстепенные члены предложения. Подчеркни подлежащее и сказуемое в предложении:
В крепкие зимние морозы беляк роет норы.
Цель: проверить умение учащихся пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
В каком порядке данные слова встретятся тебе в словаре? Покажи
этот порядок цифрами от 1 до 5.
хорошо
голова
заяц
хвост
животное
Блок С
Цель: проверить умение учащихся определять место орфограмм в слове.
Найди в тексте и запиши по три слова в каждый столбик
в зависимости от того, в какой части слова находится орфограмма.
приставка
корень
суффикс
окончание
Математика.
Блок А
1.Цель: проверить выработку навыков вычислений с натуральными числами.
Найди в тексте и запиши в сантиметрах длину норы зайца-беляка.
а) 80 см б) 800 см в) 8 000 см.
2.Цель: проверить умение учащихся распознавать геометрические тела.
Каких геометрических фигур нет на рисунке?
а) прямоугольников; б) треугольников; в) квадратов; г) кругов; д) все эти фигуры есть.
Блок В
3.Цель: проверить умение соотносить и сравнивать величины .
Длина тела среднего зайца - 65 см, а крупного может достигать 74 см. Запиши на сколько миллиметров меньше длина среднего зайца.
____________________________________________________________
4.Цель: проверить уровень развития логического мышления, воображения
Вставь в пустые клетки квадрата буква слова ЗАЯЦ так, чтобы в строках и столбцах буквы не повторялись:
з
а
я
ц
а
я
ц
Блок С
5. Цель: Выявить учащихся способных к творчеству.
Составь задачу , если известно, что зимой за сутки заяц съедает 500 г веточного корма.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________
Окружающий мир
Блок А
1. Цель: проверить базовые знания по предмету.
Выбери верные утверждения.
Зайцы – это:
а) растительноядные животные
б) млекопитающие
в) пресмыкающиеся
г) хищники
2.Цель: проверить умение учащихся осуществлять поиск учебной информации из текста.
Что является пищей для зайцев?
а) черви
б) зерна
в) грибы
г) растительность
Блок В
3. Цель: проверить умение учащихся осуществлять поиск учебной информации из текста.
В России существует несколько видов зайцев. Запиши их:
_____________________________________________________________
4. Цель: проверить умение устанавливать причинно- следственные связи.
Почему зайцы предпочитает бодрствовать в темное время суток?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Блок С
5.Цель: проверить умение строить цепь логических высказываний.
К каким изменениям в живой природе может привести исчезновение зайцев?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи
Литературное чтение.
1.в)
2.в)
3. косой, трусишка, зайка серенький.
4. Где достаточно много пищи, где легко передвигаться, там и наблюдается скопление животных.
5.Самостоятельный ответ.
Русский язык.
1.б)
2.а)
3. В крепкие зимние морозы беляк роет норы.
4. 5 хорошо
1 голова
3 заяц
4 хвост
2 животное
5.Возможны свои варианты.
приставка
корень
суффикс
окончание
Математика.
1. б)
2. б), в)
3. 90 мм
з
а
я
ц
а
я
ц
з
я
ц
з
а
ц
з
а
я
Возможен свой вариант.
5.Зимой за сутки заяц съедает 500 г веточного корма. Сколько корма съест заяц за ______ суток? (Возможен свой вариант.)
Окружающий мир
а), б)
б), в), г)
заяц-беляк, заяц-толай и заяц-русак.
У зайца тьма врагов — от соболя до волка, ястреба-тетеревятника и сов. Вот почему он предпочитает бодрствовать в темное время суток.
Самостоятельный ответ.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ