Конспект открытого логопедического занятия в 3-м класса по теме «Предлог»
ОКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г. Курска
Конспект открытого логопедического занятия
в 3-м класса по теме «Предлог»
Разработан:
Учителем-логопедом
Заплаткиной А.А.
2014 год
Актуальность:
Дисграфия – нарушение письменной речи, обусловленное несформированностью высших психических функций, нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
У воспитанников 3-го класса наблюдается смешанный вид дисграфии, составным элементом которого является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которая проявляется в искажении структуры слова и предложения.
В письменных работах детей чаще других встречаются такие виды ошибок как:
• Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат»)
• Пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»)
• Перестановка букв (тропа - «прота»)
• Добавление букв (таскали - «тасакали»)
• Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»)
• Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь»)
• Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - на ступила»
• Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.
В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется
Развитию навыка звукослогового анализа и синтеза;
выделению слова как единицы языка;
активизации знаний воспитанников по теме «Части речи»;
уточнению правил написания слов со служебными частями речи.
Цель: активизация знаний по теме «Предлог»
Задачи:
Образовательные:
упражнение детей в понимании семантической роли предлогов;
совершенствование умения детей устанавливать соответствие между предлогом и его схемой, составлять предложения с предлогами на наглядной основе, на основе схемы;
совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза;
закрепление навыков раздельного написания предлогов со словами;
расширение круга употребления предлогов, развитие умения строить предложения;
преодоление аграмматизма, как в импрессивной так и в экспрессивной речи учащихся;
Коррекционно развивающие:
развитие умения выделять предлог из предложения на слух;
развитие и уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие высших психических функций;
совершенствование навыков самоконтроля;
Воспитательные:
формирование положительного отношения к занятиям и уверенности в своих силах;
воспитание самостоятельности, умения работать в парах.
Оборудование: картинка мальчика, памятки для детей, схемы предлогов, карточка с написанными предложениями, игровое лото «Предлоги», раздаточный материал: таблица «Схема предлога – название предлога», карточки с деформированными предложениями.
Ход занятия:
Этап занятия
Деятельность учителя-логопеда
Деятельность детей
Примечания
Организационный момент
- Здравствуйте. Посмотрите вокруг, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга. Присаживайтесь, пожалуйста
Дети приветствуют присутствующих гостей, учителя-логопеда и друг друга
- А начнем мы наше занятие с традиционной разминки. Будьте внимательны.
- назвать первый звук в названии времени года, которое сейчас за окном;
- назвать последний звук в названии времени года, которое будет после весны;
- назвать количество слогов в названии месяца, который сейчас за окном;
- назвать количество слогов в названии дня недели, который будет завтра.
- Молодцы, справились с заданием
Дети внимательно слушают вопросы учителя-логопеда, отвечают на них
Сообщение темы занятия
- Сегодня к нам на занятие пришел еще один гость. А чтобы узнать, как его зовут нам необходимо выполнить задание.
- Имя нашего гостя зашифровано. Я вам предлагаю поиграть в игру «Шифровальщик» и разгадать имя. Напомню, каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы алфавита.
- Как же зовут нашего гостя?
- Совершенно верно. Это «Предлог». И тема нашего сегодняшнего занятия – Предлог
Дети, соотнося цифру с местом буквы алфавита, порядковым номером которой является число, расшифровывают имя гостя.
- Нашего гостя зову «Предлог»
На доске висит табличка с зашифрованным именем гостя.
- Откройте ваши тетради. Но прежде чем записать дату и тему нашего занятия, давайте разогреем наши пальчики.
Упражнение «Пальчики заснули – проснулись»
- Молодцы, а теперь запишите дату и тему занятия.
Дети выполняют упражнение, записывают дату и тему занятия
Основная часть
- А кто мне подскажет, что такое предлог?
- А для чего нам нужны предлоги?
- Как пишутся предлоги со словами?
- Хорошо, молодцы. Давайте послушаем, что нам гость расскажет о себе и узнаем, правильно ли мы ответили на вопросы.
Учитель-логопед читает текст:
«Я предлог! Я служебная часть речи. Найдете вы меня в словосочетаниях и предложениях. Я связываю слова между собой. Помогаю понять, где находятся предметы. Служба у меня такая. Да только запомните, пишусь я со словами раздельно».
- Правильно мы с вами рассказали о предлоге?
- Предлог – это часть речи.
- Предлог служит для связи слов в предложении.
- Предлоги со словами пишутся раздельно.
Дети слушают рассказ учителя-логопеда.
- Да, правильно
После прочтения учитель-логопед раздаёт каждому ребенку памятку о предлоге
- Ребята, но предлог пришел к нам не просто так. Ему интересно, хорошо ли вы знаете, кто он такой. Он решил это проверить и приготовил нам задания.
- Для этого он позвал на помощь своих братьев. Только они спрятались от нас. Давайте угадаем их имена.
- Молодцы, всех узнали. А сейчас посмотрим, как вы их запомнили.
- Выходите, пожалуйста, к доске. Я вам предлагаю, поиграть в игру «Где я?». Вы по очереди достаете карточку. Читаете предложение, которое на ней написано. И размещаете карточку рядом с предлогом, который спрятался в предложении.
- Молодцы. Присаживайтесь на свои места. Посмотрите, у вас в тетрадях оказались наши братья-предлоги. Запишите, пожалуйста, их имена.
Дети внимательно смотрят на схему предлога, называют предлог, который за ней спрятался
- Выполняют задание. Соотносят предлоги с их схематичным изображением
Заполняют в тетрадях таблицу «Схема предлога – название предлога»
Учитель-логопед показывает детям схемы предлогов и вешает их на доску.
- Доволен Предлог. Но хочет еще вас проверить. Предлагает нам поиграть в игру «Сигнал». Он приготовил нам предложения, в которых спрятал своих братьев и предлагает нам их найти. Если в предложении есть кто-то из его братьев, вы показываете зеленый сигнал, если нет – красный. Слушайте внимательно:
- Наступила весна.
- На календаре февраль уступил место марту.
- Солнце светит ярче.
- По улицам побежали ручьи.
- Проснулись деревья, расправили ветви.
- Скоро на родину вернутся перелётные птицы.
- На пригорках появится молодая зеленая трава.
- Совсем скоро деревья оденутся в зеленую листву.
- Всё радуется приходу весны.
- Молодцы, а какие предлоги вы запомнили?
- Хорошо, а теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Дети внимательно слушают рассказ, показывая нужный сигнал.
Предлоги «на», «по», «в»
Физкультминутка
Руки вниз, в кулачок,
Разжимаем – на бочок
Руки вверх, в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
На меня все посмотрели,
И на место тихо сели
Закрепление материала
- Предлог приготовил нам еще одно задание. Перед вами лежат карты, на них изображены братья-предлоги. У каждого из вас есть карточку с картинками. Вам необходимо каждую картинку поместить к своему предлогу.
- Выполнили задание? Поменяйтесь, пожалуйста, игровыми полями. Проверьте друг друга, если карточка лежит неправильно, переверните её.
Собирают игровое поле «Лото»
- Выполняют проверку работы друг друга.
На картинках нет подписи. Дети сами должны определить, какой предлог необходим
- Хорошо. Решили братья-предлоги поблагодарить вас за занятие, да так спешили, что все перемешались. Давайте поможем им. У вас в тетрадях записаны предложения, но предлоги перепутались. Ваша задача найти и исправить ошибки.
По очереди читаем предложения и исправляем – вставляем нужный предлог.
Внимательно читают предложения и исправляют ошибки. Читают предложения.
Итог
- Молодцы. Хорошо потрудились. Закройте тетради. Поставьте ручки в стакан. Тетрадь положите под стакан с ручками. Наш гость благодарит вас за занятие и хочет придти к вам вновь. Пригласите его?
- Молодцы.
- Так кто же был у нас в гостях?
- Что такое предлог?
- Для чего он нужен?
- Со словами в предложении пишется слитно или раздельно?
Дети выполняют инструкцию учителя-логопеда.
- У нас в гостях был Предлог.
- Предлог – это часть речи.
- Предлог служит для связи слов в предложении.
- Предлог со словами пишется раздельно.
- Молодцы, спасибо всем за занятие.
Приложения
Схема предлога
Название предлога
По утрам дети приходят на школу.
Они оставляют верхнюю одежду над раздевалкой.
Переобуваются и проходят на просторные классы.
После третьего урока дети ходят под столовую завтракать.
Немного подкрепившись, они возвращаются в уроки.
После уроков – обед.
Подкрепившись, ребята отдыхают, гуляют, играют в игры.
Но не время расслабляться – завтра снова на школу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ