Конспект открытого логопедического занятия в 3-м класса по теме «Предлог»

ОКОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №2» г. Курска











Конспект открытого логопедического занятия

в 3-м класса по теме «Предлог»










Разработан:

Учителем-логопедом

Заплаткиной А.А.




2014 год

Актуальность:

Дисграфия – нарушение письменной речи, обусловленное несформированностью высших психических функций, нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. 

У воспитанников 3-го класса наблюдается смешанный вид дисграфии, составным элементом которого является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, которая проявляется в искажении структуры слова и предложения.

В письменных работах детей чаще других встречаются такие виды ошибок как:

Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат»)

Пропуски гласных (собака - «сбака», дома - «дма»)

Перестановка букв (тропа - «прота»)

Добавление букв (таскали - «тасакали»)

Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота»)

Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь»)

Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова) - наступила - на ступила»

Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них.


В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется

  • Развитию навыка звукослогового анализа и синтеза;

  • выделению слова как единицы языка;

  • активизации знаний воспитанников по теме «Части речи»;

  • уточнению правил написания слов со служебными частями речи.




Цель: активизация знаний по теме «Предлог»

Задачи:

Образовательные:

  • упражнение детей в понимании семантической роли предлогов;

  • совершенствование умения детей устанавливать соответствие между предлогом и его схемой, составлять предложения с предлогами на наглядной основе, на основе схемы;

  • совершенствование навыков звукослогового анализа и синтеза;

  • закрепление навыков раздельного написания предлогов со словами;

  • расширение круга употребления предлогов, развитие умения строить предложения;

  • преодоление аграмматизма, как в импрессивной так и в экспрессивной речи учащихся;

Коррекционно развивающие:

  • развитие умения выделять предлог из предложения на слух;

  • развитие и уточнение конкретно-пространственных значений предлогов;

  • развитие мелкой моторики пальцев рук;

  • развитие высших психических функций;

  • совершенствование навыков самоконтроля;

Воспитательные:

  • формирование положительного отношения к занятиям и уверенности в своих силах;

  • воспитание самостоятельности, умения работать в парах.


Оборудование: картинка мальчика, памятки для детей, схемы предлогов, карточка с написанными предложениями, игровое лото «Предлоги», раздаточный материал: таблица «Схема предлога – название предлога», карточки с деформированными предложениями.


Ход занятия:

Этап занятия

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Примечания

  1. Организационный момент

- Здравствуйте. Посмотрите вокруг, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга. Присаживайтесь, пожалуйста

Дети приветствуют присутствующих гостей, учителя-логопеда и друг друга


- А начнем мы наше занятие с традиционной разминки. Будьте внимательны.

- назвать первый звук в названии времени года, которое сейчас за окном;

- назвать последний звук в названии времени года, которое будет после весны;

- назвать количество слогов в названии месяца, который сейчас за окном;

- назвать количество слогов в названии дня недели, который будет завтра.

- Молодцы, справились с заданием

Дети внимательно слушают вопросы учителя-логопеда, отвечают на них


  1. Сообщение темы занятия




- Сегодня к нам на занятие пришел еще один гость. А чтобы узнать, как его зовут нам необходимо выполнить задание.

- Имя нашего гостя зашифровано. Я вам предлагаю поиграть в игру «Шифровальщик» и разгадать имя. Напомню, каждая цифра соответствует порядковому номеру буквы алфавита.

- Как же зовут нашего гостя?

- Совершенно верно. Это «Предлог». И тема нашего сегодняшнего занятия – Предлог

Дети, соотнося цифру с местом буквы алфавита, порядковым номером которой является число, расшифровывают имя гостя.








- Нашего гостя зову «Предлог»

На доске висит табличка с зашифрованным именем гостя.

- Откройте ваши тетради. Но прежде чем записать дату и тему нашего занятия, давайте разогреем наши пальчики.

Упражнение «Пальчики заснули – проснулись»

- Молодцы, а теперь запишите дату и тему занятия.

Дети выполняют упражнение, записывают дату и тему занятия


  1. Основная часть







































- А кто мне подскажет, что такое предлог?

- А для чего нам нужны предлоги?


- Как пишутся предлоги со словами?


- Хорошо, молодцы. Давайте послушаем, что нам гость расскажет о себе и узнаем, правильно ли мы ответили на вопросы.

Учитель-логопед читает текст:

«Я предлог! Я служебная часть речи. Найдете вы меня в словосочетаниях и предложениях. Я связываю слова между собой. Помогаю понять, где находятся предметы. Служба у меня такая. Да только запомните, пишусь я со словами раздельно».

- Правильно мы с вами рассказали о предлоге?

- Предлог – это часть речи.


- Предлог служит для связи слов в предложении.

- Предлоги со словами пишутся раздельно.


Дети слушают рассказ учителя-логопеда.










- Да, правильно











После прочтения учитель-логопед раздаёт каждому ребенку памятку о предлоге

- Ребята, но предлог пришел к нам не просто так. Ему интересно, хорошо ли вы знаете, кто он такой. Он решил это проверить и приготовил нам задания.

- Для этого он позвал на помощь своих братьев. Только они спрятались от нас. Давайте угадаем их имена.


- Молодцы, всех узнали. А сейчас посмотрим, как вы их запомнили.

- Выходите, пожалуйста, к доске. Я вам предлагаю, поиграть в игру «Где я?». Вы по очереди достаете карточку. Читаете предложение, которое на ней написано. И размещаете карточку рядом с предлогом, который спрятался в предложении.

- Молодцы. Присаживайтесь на свои места. Посмотрите, у вас в тетрадях оказались наши братья-предлоги. Запишите, пожалуйста, их имена.






Дети внимательно смотрят на схему предлога, называют предлог, который за ней спрятался


- Выполняют задание. Соотносят предлоги с их схематичным изображением







Заполняют в тетрадях таблицу «Схема предлога – название предлога»

Учитель-логопед показывает детям схемы предлогов и вешает их на доску.

- Доволен Предлог. Но хочет еще вас проверить. Предлагает нам поиграть в игру «Сигнал». Он приготовил нам предложения, в которых спрятал своих братьев и предлагает нам их найти. Если в предложении есть кто-то из его братьев, вы показываете зеленый сигнал, если нет – красный. Слушайте внимательно:

- Наступила весна.

- На календаре февраль уступил место марту.

- Солнце светит ярче.

- По улицам побежали ручьи.

- Проснулись деревья, расправили ветви.

- Скоро на родину вернутся перелётные птицы.

- На пригорках появится молодая зеленая трава.

- Совсем скоро деревья оденутся в зеленую листву.

- Всё радуется приходу весны.


- Молодцы, а какие предлоги вы запомнили?

- Хорошо, а теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.











Дети внимательно слушают рассказ, показывая нужный сигнал.














Предлоги «на», «по», «в»


  1. Физкультминутка

Руки вниз, в кулачок,

Разжимаем – на бочок

Руки вверх, в кулачок

Разжимаем на бочок

На носочки поднимайся

Приседай и выпрямляйся

На меня все посмотрели,

И на место тихо сели



  1. Закрепление материала






- Предлог приготовил нам еще одно задание. Перед вами лежат карты, на них изображены братья-предлоги. У каждого из вас есть карточку с картинками. Вам необходимо каждую картинку поместить к своему предлогу.

- Выполнили задание? Поменяйтесь, пожалуйста, игровыми полями. Проверьте друг друга, если карточка лежит неправильно, переверните её.

Собирают игровое поле «Лото»






- Выполняют проверку работы друг друга.

На картинках нет подписи. Дети сами должны определить, какой предлог необходим

- Хорошо. Решили братья-предлоги поблагодарить вас за занятие, да так спешили, что все перемешались. Давайте поможем им. У вас в тетрадях записаны предложения, но предлоги перепутались. Ваша задача найти и исправить ошибки.

По очереди читаем предложения и исправляем – вставляем нужный предлог.




Внимательно читают предложения и исправляют ошибки. Читают предложения.


Итог






- Молодцы. Хорошо потрудились. Закройте тетради. Поставьте ручки в стакан. Тетрадь положите под стакан с ручками. Наш гость благодарит вас за занятие и хочет придти к вам вновь. Пригласите его?

- Молодцы.

- Так кто же был у нас в гостях?


- Что такое предлог?

- Для чего он нужен?


- Со словами в предложении пишется слитно или раздельно?

Дети выполняют инструкцию учителя-логопеда.






- У нас в гостях был Предлог.

- Предлог – это часть речи.

- Предлог служит для связи слов в предложении.

- Предлог со словами пишется раздельно.


- Молодцы, спасибо всем за занятие.




Приложения

Схема предлога

Название предлога







  1. По утрам дети приходят на школу.

  1. Они оставляют верхнюю одежду над раздевалкой.

  1. Переобуваются и проходят на просторные классы.

  1. После третьего урока дети ходят под столовую завтракать.

  1. Немного подкрепившись, они возвращаются в уроки.

  1. После уроков – обед.

  1. Подкрепившись, ребята отдыхают, гуляют, играют в игры.

  1. Но не время расслабляться – завтра снова на школу.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории начальная школа:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ