Конспект открытого урока « Обучение грамоте»
Конспект открытого урока « Обучение грамоте»
Тип урока: открытие нового знания.
Объект исследования : фонетическая единица слог.
Тема урока: слог. Знакомство со слогом. ( 1 урок)
Цель: формировать у учащихся учебно – познавательный интерес к обучению грамоте на основе самостоятельного открытия существенного признака слога - гласного.
Задачи:
Предметные: -начать формировать понимание того, что существенным признаком слога является гласный, познакомить с технологией деления слов на слоги, начать формировать навык деления слов на слоги; -практиковаться в составлении модели слова на основе звукознакового анализа; -практиковаться в печатании слов на основе звукобуквенного анализа; -различать высказывание по поводу обсуждаемого предмета и обсуждаемого слова;
Метапредметные: *личностные : формировать интерес к учебному материалу ; *регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; своевременно и корректно сообщать учителю, что учащийся не понимает вопроса, задание, выполнять учебные действия в устной речи и в уме; *познавательные: анализировать слова, составлять слова из букв (синтез), приобретать первоначальный опыт анализа слогового состава слов; *коммуникативные: использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; работать в содружестве с одноклассниками, использовать в общении правила вежливости;
Личностные: _проявление самостоятельности в разных видах деятельности; оценивать свои действия.
Методы обучения: продуктивный . Формы познавательной деятельности учащихся: парная, групповая, фронтальная, самостоятельная. Средства обучения : ПК, мультипроектор.
Этап урока
Содержание( деятельность учителя и учащихся)
УУД
1.Мотивационный ( орг. Момент) Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
2.Актуализация знаний.
Цель: повторение пройденного, подготовка к созданию ситуации затруднения
3.Постановка учебной задачи. ( определение места и причины затруднения). Цель: сообщение нового материала через проблему; определение темы и цели урока.
4. Открытие нового материала.
Цель: организация учащихся на исследование проблемной ситуации
5. Первичное закрепление.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель :степень освоения нового материала.
Первичная
проверка знаний.
8.Рефлексия деятельности. ( итог урока)
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке.
_ Добрый день. Я хочу наш урок начать с загадки:
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет,
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть, тоска ее боится.
- Что это? ( улыбка) Как вы догадались , что речь идет об улыбке? ( беседа)
- С каким настроением вы пришли на урок?
- Каким хотите увидеть наш урок сегодня?
- Что для этого надо сделать, чтобы желание ваше исполнилось?
- Что сейчас звучало? Что такое речь? Какая она бывает? Из чего она состоит?
- Посмотрите на экран (слайд1), что можно сказать о данной записи?
( Л М Н Р )
- Используя только эти буквы, составьте слово или несколько слов. Обсудите это в паре и получившиеся слова напечатайте в тетради.
- Итак , чья пара готова, покажите.
- Какие у вас есть варианты? Почему не получилось? ( ответы детей)
- Сколько букв добавить? Одну? Две?
- Я добавлю две буквы ( слайд2 Л Н Р М А А) - Теперь поработайте в группе и попробуйте составит слова. Какие слова у вас получились? ( слайд3. Рана, Лара, лама, мала) Работа над значением слов.
- Я еще добавлю букву И. (слайд4 Л М Н Р М А А И) Обсудите в группе , какие можно составить слова. ( напоминаю правила работы в группе)
- Какие слова у вас получились? ( слайд5. мир, Рим, Ира, Мила). Работа по значению слов. Поменяйте местами ударение в слове Мила, что получилось – мила. О ком так можно сказать?
Рим – столица Италии.
- Я еще добавляю буквы (слайд6. ЛМРНААИОУ ) Каждый самостоятельно составьте слова.
( слайд7. Он, она, ум, луна, мои, нора, они). Молодцы!
- Я вас очень внимательно слушала и записала слова , которые вы составили, прочитайте их.
( слайд 8. рана, Лара, лама, мир, Рим, Ира, Мила, он, она, ум, луна, нора, они)
- Посмотрите на эти слова и скажите , какое задание я хочу вам предложить? ( распределить слова на группы) У вас на столах есть эти слова , поработайте в паре и распределите их по группам. – Давайте вспомним 1 задание, когда я вас попросила составить слова из данных букв ( слайд9. Л М Н Р) Так почему же нам не удалось сразу составить слова? ( не было гласных).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Я называю слово, вы изображаете его значение. Низкий (дети приседают), покажите слово с противоположным значением. (высокий – дети тянутся вверх) Как называются такие слова?
Веселый – грустный
Трусливый – храбрый
Левый – правый
Стоять – сидеть
Плакать – смеяться
Говорить – молчать
Работа с учебником. Откройте Азбуку на стр.38 Посмотрите на буквы во второй строчке, назовите их.
- Как вы думаете , можно ли составить из этих букв слова? ( ДА) Почему? Каждый самостоятельно составьте и напечатайте в тетради.
- Какое слово получилось? ( ЛУНА) Есть другие варианты? ( улан – военный из частей легкой кавалерии в 19 веке). Рядом составьте звуковую модель ( схему). Давайте проверим.
( слайд10 ЛУНА
- Кому было трудно?
- Кто правильно выполнил это задание?
- Что можете рассказать о луне как о предмете?
- На каком уроке мы с вами об этом говорили?
- Слышали ли вы выражение « с луны свалился» , что оно означает?
- Хорошо. А что можете рассказать о слове луна?
- На какие части можно разделить это слово? (ответы уч- ся лу –на)
-Кто знает , как называются эти части?( слоги)
- Кто знает о чем сегодня поговорим на уроке? - Тема нашего урока : слог.
- Посмотрите на слоги в слове луна ( слайд11 ЛУ – НА)
- Что общего?
- Поставьте ударение. Какой слог по счету ударный?
- От какого звука зависит – ударный слог или безударный.
- Значит « хозяином» слога является гласный звук. БЕЗ НЕГО – НЕТ СЛОГА!
- Сколько гласных в слове луна (две), назовите их. Значит сколько слогов в слове.( два)
- Сделайте вывод о том, как определить в слове количество слогов. ( Сколько в слове гласных, столько и слогов).
Теперь , когда мы узнали, что такое слог, давайте попробуем разделить слова на слоги.
( слайд12 Ира! Мама! Ирина!)
- Что можно сказать об этой записи?
- Напечатайте в тетради эти слова, разделяя на слоги. Произнесите слово на распев и отделите один слог от другого черточкой.
У кого получилось? Что увидели нового интересного?
( слайд13 МА-МА И-РА И- РИ-НА) Слог может быть из одного гласного.
- Давайте поиграем, кто больше соберет слов из слогов .
( слайд14 РА НО ЛУ МА НА МЫ ЛО РО МИ)
- Молодцы! Сделайте вывод: из чего состоят слова?
Давайте обратимся к Азбуке стр.38 Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?
- Мы с вами делить мыло не будем. Мы будем работать со словом мыло. Подумайте сколько в слове мыло слогов. Для этого произнесите слово, послушайте, есть ли гласные звуки.
- Рассмотрите картинки, расположенные справа. Что , вы видите? ( Птицу – страус эму.) Почему не с большой буквы? Если вам интересно узнать, побольше информации про эту птицу. Куда вы можете обратиться?
- НА другой картинке мышки делят сыр. Как вы думаете смогут они его поделить? ( нет т.к один слог)
- Сравните слова эму и сыр, что интересного вы заметили.
Перед вами карточка №1 , что на ней написано?
Прочитайте их.
( слайд15 лимон май машина малина сок Рома налимы рой Ира)
- Ребята , сидящие на 1 ряду, подчеркните слова, которые состоят из одного слога, 2 ряд – 2 слога, 3 ряд – 3 слога. Самостоятельно выполняют. Потом проверка .
( слайд 16 май рой сок )
( слайд17 лимон Ира Рома)
( слайд 18 машина малина налимы)
У вас есть листочки( таблица№2) в них проставлены цифры. Ваша задача проставить напротив цифр знак «+ «или «- «. Если вы согласны с тем , что я сказала , ставьте «+», не согласны «- «.
- В каждом слове есть гласный звук.( +)
-В слове книга один слог ( -)
- Сколько в слове гласных, столько и слогов.( +)
- В слове Ира один слог. ( -)
Проверка.
- Какое правило мы открыли сегодня на уроке?
- Как вы думаете, есть ли у слога еще секреты? На следующем уроке мы с вами раскроем эти секреты.
- Получился ли урок таким, каким вы хотели его видеть?
- Ребята, чью работу на уроке вы хотите отметить?
Скажите каждый себе, как вы потрудились:
Я – молодец!
Я думал, старался!
Я делал открытия!
Спасибо всем за интересную работу!
Регулятивные ( саморегуляция т.е.способность к мобилизации сил, преодолению препятствий). Личностные ( иметь представление о причинах успеха).
Познавательные (извлечение необходимой информации, приведение доказательств).
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)
Познавательные (в соответствии с заданной инструкцией составлять слова из букв, видеть возможные способы решения поставленной задачи)
Регулятивные ( сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения)
Познавательные (в соответствии задания строить ответ в устной форме, устанавливать причинно – следственные связи.)
Познавательные ( искать нужную информацию в Азбуке, составлять целое из его частей, формулирование затруднения, строить модели.)
Познавательные ( выделение и осознание того, что уже усвоено)
Коммуникативные( строить понятные высказывания, использовать средства устного общения.
Регулятивные (целеполагание)
Познавательные
Познавательные (установка причинно – следственных связей)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (контроль, самооценка, планирование)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории начальная школа:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ